Повышение качества образования
материал на тему

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл povyshenie_kachestva_obrazovaniya.docx45.09 КБ

Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ ПО НАУКЕ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Филиал Санкт-Петербургского государственного бюджетного

Образовательного учреждения среднего профессионального образования

«Промышленно-экономический колледж» в г. Сургуте

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

(ФИЛИАЛ СПбГБОУ СПО «ПЭК» )

ДОКЛАД

НА ТЕМУ: «Повышение качества образования»

Подготовил: преподаватель Ревенко Г.М.

j0233018

г Сургут

Неграмотным человеком завтрашнего

Дня будет не тот, кто не умеет читать,

А тот, кто не научился учиться      

А. Тоффлер.

     Благоприятное влияние на повышение качества образования оказывают содержание и манера преподавания, обеспечивающая эмоциональный тонус. При этом важно поддерживать проявление искренности, откровенности на занятиях.

     Для создания благоприятного климата, поддерживания творческой и доброжелательной атмосферы необходимо:

  • Проявлять уважительное отношение к студентам;
  • Персонифицировать поощрения за хорошую работу, участие в диалоге;
  • Оказывать своевременную и дифференцированную помощь;
  • Демонстрировать доверие к студентам;
  • Стимулировать интерес студентов;
  • Оказывать помощь в выработке у них позитивной самооценки.

     Направленность на успех – основа процесса обучения. Участвуя в этом процессе, студент постоянно находится в ситуации саморазвития и самоусовершенствования способствующей формированию творческой, гармонической личности.

     Опыт изучения реальных учебных возможностей некоторых студентов колледжа показывает необходимость дополнения анкет и вопросников для учащихся опросами мнения их родителей об отношении студентов к учению. Такие опросы позволят педагогам более глубоко изучить личность студента, собрать дополнительную информацию о его особенностях, о выполнении им домашних работ, об особенностях учебной позиции. Сведения о студентах, полученные от родителей, позволят кураторам и преподавателям лучше организовать контроль выполнения самостоятельных заданий, принять меры по предупреждению неуспеваемости.

     Сведения могут быть использованы при планировании учебно-воспитательной работы группы, в организации системы занятий со студентами по обучению их рациональным приемам самостоятельной работы. Особо ценными эти данные будут при разработке индивидуальных и групповых планов саморазвития учащихся, определении личных обязательств и т.п.

     Для полного представления об отношении студентов к отдельным предметам можно использовать, например, типовой опросник, пригодный как для анкетирования, так и для беседы типа интервью.


Программа беседы со студентами об отношении к изучению экономики

  1. Нравится ли тебе экономика? (Да, нет.)
  2. Как ты считаешь:

а) для чего необходимо изучать экономику?

б) где она может пригодиться?

3. Какую дополнительную литературу по экономике ты прочел?

4. Какие радио- и телепередачи, связанные с экономикой тебе запомнились? (Напиши) __________________________________________

5. В каких кружках ты принимаешь участие?

6. В каких конкурсах, олимпиадах:

а) ты участвовал _________________________________________________

б) хотел бы участвовать ___________________________________________

7. При изучении экономики тебе приходится выполнять различные виды работ. Просмотри все перечисленные ниже работы и поставь знак (+) против тех видов заданий, которые тебе нравится выполнять, и знак (-) против заданий, которые тебе не нравится выполнять:

а) разбираться в теоретическом материале (выводить формулы, законы, правила и т.п.);

б) решать сложные задачи, требующие размышления;

в) решать задачи практического, жизненного характера;

г) выполнять упражнения (решать задачи, тесты и т.д.);

д) строить графики, диаграммы, чертить схемы;

е) выполнять лабораторные (практические) работы;

ж) выполнять контрольные работы;

з) выполнять домашние задания;

и) работать у доски.

8. Что тебе помогает лучше учиться? (Подчеркни):

а) прочные знания и навыки по предмету;

б) нравится преподаватель, его сердечное отношение к учащимся;

в) вера преподавателя в мои способности;

г) конкретные советы преподавателя (куратора) о том, как лучше работать;

д) хорошие наглядные пособия (плакаты, схемы);

е) интересно проводятся уроки;

ж) что еще? (Напиши.)

9. Что тебе мешает лучше работать на уроках экономики? (Подчеркни):

а) ничто не мешает;

б) плохо вижу записи на доске;

в) не понимаю объяснения педагога;

г) нет интереса к предмету, скучно на уроках;

д) шум на уроках мешает слушать преподавателя и выполнять задания;

е) большие задания на дом не позволяют хорошо его выполнять;

ж) стесняюсь, не решаюсь обратиться за помощью к преподавателю;

з) нуждаюсь в конкретных советах при решении задач и выполнении упражнения;

и) предлагаются слишком сложные задания;

к) не успеваю выполнять задания со всей группой;

л) другие обстоятельства (какие именно,  напиши).

10. Если тебе что-то непонятно, к кому ты в первую очередь обращаешься за помощью? (Подчеркни):

а) к товарищам по учебной группе;

б) к преподавателю, куратору;

в) к старшим товарищам;

г) к родителям.

11. К какому делу, каким занятиям ты считаешь себя наиболее способным? (Напиши) ____________________________________________

12. Учишься ли ты по экономике в меру своих возможностей, в полную силу? (Да, нет.)

13. Что тебе мешает учиться по экономике в полную силу? (Подчеркни):

а) ничто не мешает, учусь в полную силу;

б) у меня нет способностей к этому предмету;

в) трудно запоминаются правила, выводы, формулы и т.д.;

г) нет усидчивости, силы воли для занятий экономикой;

д) имею большие пробелы в знаниях, и мне трудно догнать товарищей;

е) другие причины (напиши, какие именно).

14. Хотел бы ты получить помощь по экономике? (Да, нет.)

15. Если да, то какую именно? (Подчеркни):

а) конкретные советы, как лучше учиться;

б) советы, как развивать свое мышление, память, внимание;

в) заниматься дополнительно с преподавателем, товарищем;

г) учусь хорошо, поэтому в помощи не нуждаюсь.

16. С какого предмета ты начинаешь выполнение домашнего задания? (Напиши) _______________________________________________________

17. Почему? _____________________________________________________

Сообщи о себе следующие сведения:

     Фамилия, имя _________________________________________________

     Группа  _______________________________________________

     Успеваемость по экономике:

    _______________________________________________

     Следует отметить необходимость разработки таких методик по другим дисциплинам, как общеопрофессионального цикла, так и спецдисциплинам (разумеется, с корректировкой вопросов, отражающей специфику изучаемых предметов).

     Вопросники, посвященные отношению студентов к отдельным дисциплинам, позволяют учитывать специфические особенности и сложности отдельных предметов, разрабатывать более дифференцированные меры корректировки преподавания дисциплины преподавателями и учебной деятельности студентов. Полученный материал можно анализировать и обсуждать на заседаниях методических комиссий и педагогических советов.

     Опыт многочисленных педагогов показывает, что затруднения студентов в учебной деятельности (следствием которых бывает неуспеваемость и ухудшение отношения к учению и профессии) вызваны недостатками в развитии интеллекта, умений и навыков учебного труда.

     Предупреждение и своевременная корректировка этих затруднений во многом зависит как от оперативности диагностической деятельности преподавателей, так и от удачного подбора надежных и удобных в работе методик.

     Диагностика обучаемости и диагностика причин неуспеваемости тесно связаны между собой. Они являются основными направлениями работы современных психологов и педагогов. Каждое из этих направлений имеет свою специфику, проявляющуюся в подборе и построении методик. Например:

     Методика «Исключение лишнего предмета» предназначена для исследования аналитико-синтетической деятельности, умения строить обобщения. Применялась в исследованиях Б.В.Зейгарник и других авторов. Работа по методике проводится с помощью набора карточек, на каждой из которых изображено по четыре предмета (например, часы, весы, очки, градусник). Испытуемый должен определить неподходящий, «лишний» предмет из четырех предложенных, а оставшимся трем предметам дать одно общее название.

     Это позволит одновременно проверить и фактические знания учащихся по учебной дисциплине, из которой были взяты изображения предметов (например,  деталей машин, приспособлений и инструментов и т.д.)

     При обработке данных следует учитывать, что систематические ошибки учащихся могут быть симптомом серьезного психического отклонения.

     Методика «Исключение лишнего понятия» представляет собой вербальный вариант аналогичной с ней методики исключения лишнего предмета. Направлена на изучение умения строить обобщения на отвлеченном материале.

     

Исключение лишнего понятия

     В каждой графе дано по 5 слов. Найдите и вычеркните лишнее слово, а остальным четырем словам дайте одно общее название (в зависимости от того, что их объединяет).

№ П/П

Зачеркните лишнее слово

Запишите общее название оставшихся четырех слов

Пример

Горький, горячий, кислый, соленый, сладкий.

Вкусовые качества

     Здесь так же, как и в предыдущей методике, серьезные отклонения свидетельствуют не только об ошибках, но и  о возможных психических заболеваниях или существенном отставании в интеллектуальном развитии учащихся.

     И на последок, для повышения результатов качества образования и сохранения контингента всем нам необходимо придерживаться следующих требований:

ТРЕБОВАНИЯ К РАБОТЕ СО

СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ СТУДЕНТАМИ

  1. Преподавателю необходимо выяснить причины отставания по предмету.
  2. Преподавателю необходимо вести тетрадь по ликвидации пробелов в знаниях учащихся, где он учитывает ошибки учащихся и отражает работы по их исправлению.
  3. Закрепить за слабым учеником сильного, контролировать их работу.
  4. преподаватель сам проводит индивидуальную работу со слабоуспевающими учениками на занятиях и вне.
  5. Преподаватель учит студентов, как готовить домашнее задание по своему предмету.
  6. Преподаватель должен предвидеть возможные затруднения по своему предмету и обучать способам их преодолевания.

ТРЕБОВАНИЯ К ДОМАШНИМ

ЗАДАНИЯМ

  1. Преподаватель задает домашнее задание до звонка, давая необходимые разъяснения по его выполнению.
  2. Во избежание перегрузки учащихся учитель обеспечивает правильную дозировку заданий по объему и сложности.
  3. Преподаватель обязан ежедневно записывать в журнал содержание заданного на дом.
  4. В качестве домашнего задания преподавателю необходимо использовать творческие работы по предмету.
  5. Каждое задание должно быть проверено с помощью различных методов работы.
  6. Продумывать дифференцированные индивидуальные домашние задания для сильных и слабоуспевающих учащихся.

ТРЕБОВАНИЯ

К ПРОВЕДЕНИЮ УРОКА

     Несмотря на многообразие типов уроков, все они должны отвечать некоторым общим требованиям, соблюдение которых способствует повышению эффективности обучения.

  1. Преподаватель должен сформулировать тему и цель урока.
  2. Каждый урок должен быть обучающим, развивающим и воспитывающим.
  3. На уроке должно быть сочетание коллективной и индивидуальной работы учащихся.
  4. преподаватель должен подбирать наиболее целесообразные методы обучения с учетом уровня подготовленности учащихся.
  5. Преподаватель должен добиваться, чтобы усвоение учебного материала осуществлялось на занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль системы дополнительного образования детей в повышении качества образования и организации работы с детьми с повышенной мотивацией к знаниям»

Актуальность развития системы дополнительного образования детей в современных социокультурных условиях, обусловлена требованиями социальной и образовательной политики России. Цель политики модерн...

«Повышение качества образования в школе, находящейся в сложном социальном контексте, на основе создания школьной системы управления качеством образования (ШС УКО)»

Наименование ПроектаПовышение качества образования в школе, находящейся в сложном социальном контексте, на основе создания школьной системы управления качеством образования (ШС УКО)12Срок реализации П...

Повышение качества образования посредством повышения профессиональной компетенции учителя и обновления содержания образования как условие успешной социализации личности

Доклад на тему: «Повышение качества образования посредством повышения профессиональной компетенции учителя и обновления содержания образования как условие успешной социализации личности&raq...

Педагогический совет "Качество образования" "Влияние воспитательной работы на качество образования школьников ВЛИЯНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ"

Личностно-ориентированный подход является ведущим в воспитательном процессе нашего учреждения. Особенность процесса обучения в учреждениях дополнительного образования заключается в том, что он выстраи...