Главные вкладки

    "Урок устарел - говорит кое - кто смеясь..." эссе
    статья на тему

    Сегодня требуется выход за рамки дидактики и даже традиционной психологии, востребовано расширенное  понимание урока  — через целостный мир человека. Единой теории урока, как известно, нет, да и вряд ли она возможна . 

    Я решила написать эссе, в котором отразила свое понимание урока как формы обучения, свое отношение к нему. Наконец - встать на защиту этого маленького чуда — урока,  длящегося всего  сорок  пять  минут. Он не исчерпал своих возможностей. Урок еще послужит доброму делу образования.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл sovremennyy_urok_esse.docx16.79 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Урок устарел – говорит кое-кто,  смеясь…»   Современное педагогическое понятие «урок» является исконно русским. Его корни уходят в далекое прошлое, Корень слова — «рок», а все слово «у-рок» воспринималось как влияние на судьбу человека, ее изменение. В конечном итоге «урок», сохранив в себе все ранее содержащиеся смыслы, стал обозначать именно «учение в назначенный час», «назидание наперед». Как захватывающе интересно зрелище хорошего урока, удовольствие видеть и открывать которое не раз доставляли мне наши учителя. Невольно становишься защитником этого маленького чуда — урока,  длящегося всего  сорок  пять  минут. Он не исчерпал своих возможностей. Урок еще послужит доброму делу образования. Критика в его адрес была особенно жесткой, когда казалось, что ему выносят приговор и «выбрасывают на свалку истории». На смену шумно и самоуверенно приходили новации — погружение, ненаправленное обучение, парковая технология, дрейф группы и прочие. Но опыт многих учителей-новаторов показал, что преимущества нововведений никак не умаляют достоинств урока. Напротив, каждое из них решает отдельные проблемы обучения. Многочисленные посещения и анализ уроков учителей-новаторов, беседы с ними, наблюдения за учащимися опровергало бойкую критику реформаторов, льющуюся со страниц педагогической печати, и развеивало мои сомнения. Я думаю , что урок должен сохраняться, поддерживаться и даже развиваться. Урок — это гарант стабильности образовательного учреждения, его структурно-организационный стержень, можно сказать, скелет всего учебно-воспитательного процесса. Не зря он оказался принятым школами практически всего мира. Я понимаю, что подход к нему должен быть изменен. Сегодня требуется выход за рамки дидактики и даже традиционной психологии, востребовано расширенное его понимание — через целостный мир человека. Единой теории урока, как известно, нет, да и вряд ли она возможна . у одного учителя все резервы проведения плодотворного урока усиленно используются, а другой педагог не видит их, не придает им значения, не может увязать их между собой. Значит, учитель просто не чувствует сильных сторон своих воспитанников, действует оторвано от них и опирается только на свои силы. Естественно, что все это усложняет его работу. Урок есть процесс организации взаимодействия и взаимосвязи двух познавательных процессов — учителя и ученика. Я бы сказала, такого взаимодействия, при котором один процесс переходит в другой при смене ведущего. Если учитель умеет организовать такое взаимодействие на пути движения к истине, т.е. к полному познанию предмета изучения, это учитель высшего пилотажа. Вся красота и правда урока кроется именно в этом. Урок в школе выполняет массу организационных функций и потому является формой организации образовательной деятельности по многим направлениям. С помощью последовательной смены познавательных актов, совершаемых участниками урока, организуется движение от незнания к знанию и от знания к незнанию, движение, составляющее суть процесса познания в обучении. Общение учителя и ученика на уроке не сводится только к информационному обмену и обмену действиями. Между ними возникают скрытые от глаз духовные связи, определяющие судьбу каждого их них. Урок — это высокий духовный феномен, построенный на вере, надежде в ученика и любви к нему, на чем только и может прорасти мудрость. Несмотря на свою непродолжительность, урок способен реализовать почти любые педагогические принципы, варьируя их последовательность и долевое участие в организации процесса познания. При этом, принципы могут разрабатываться самим учителем и носят характер авторских.  Фундаментальность  урока  состоит в его исторической  «живучести»,  в удивительной приспосабливаемости к меняющимся внешним условиям, в относительной простоте построения, в открытости и понятности всем участникам педагогического процесса. Думаю, надо по-новому взглянуть на урок, выявить его неиспользованные резервы, отнестись к нему как рачительный хозяин — бережливо и уважительно — ведь он столько лет служит верой и правдой. Конечно, урок не идеален, тем более для решения новых образовательных задач. Он располагает многими достоинствами и недостатками. Говорят, особенностью идиального является то, что оно недостижимо. Урок по-прежнему сочетает единство индивидуального и коллективного начал, представляет его духовно-нравственную основу. Возведение личности в абсолют, что нередко делается в некоторых образовательных технологиях, опасно для общества, тем более что это еще неопытная молодая личность. Коллективность на уроке есть эквивалент соборности, без которой ни один народ не способен выжить. Замечаю, как с годами труднее собирать детей в коллектив, объединять их единым делом. Все дело в падении нравственности до запредельного уровня. Порог чувствительности перейден, эгоизм временно восторжествовал, индивидуализм приобрел угрожающие размеры. Это путь к жестокости. Поэтому надо создавать и воспитывать детские коллективы и особенно в учебном труде на уроке. На уроке используется не мало коллективных форм познавательной деятельности — ассистирование, шефство, помощь, поисковая деятельность, бригадное ученичество и т .д. и т .п.. .Я за урок и потому, что считаю воспитание временной культуры учителя и учащихся — дело урока в том числе. Умение пользоваться эффективно временем на уроке, является одним из важнейших. Через него можно лучше управлять познанием и добиваться успеха за короткое время урока. Надо научиться  не только планировать время, но и планировать с помощью него любую деятельность. Именно во времени происходит процесс превращения исходного состояния знаний и умений в новое качественное состояние. Оперирование временем как технология передается детям в школе и именно на уроке. У урока - культурологическая природа. А культуру называют «второй природой» человека. Урок создан гением человеческого ума и являет собой феномен культуры. В этом смысле он общечеловечен. Но проводится он по-разному учениками и учителями разных культур. И это отличие всегда есть — манера держаться, сидеть, отвечать; держать книгу, карандаш, кисть; выходить к доске, смотреть на учителя и многое другое. В урок будто закладывается матрица особых, присущих только им отношений, действий, взглядов, выражающих особенности именно их, конкретных участников урока. Так что для современного состояния нашей этической культуры старый и обруганный урок — единственно упорядоченное средство воспитания детской ответственности и дисциплины, уважения к честному учебному труду. К тому же играет роль и подготовка нашего учителя. Многие из нас совсем не смогут вести уроки в свободной манере при большой свободе детей. Нечем держать порядок и работоспособность. Все держит на себе урок с его звонком, партами, дежурством, расстоянием между учительским столом и учениками, отметкой. Уберем все это и пофантазируем, что будет с нами и нашими учениками…не зря большинство новаций последнего десятилетия сохраняли урок почти что в нетронутом виде, и правильно делали. Таким образом, урок своей организационной стороной культуросообразен и пока иным быть не может. Я люблю урок! Урок  по своей  природе  «вторгается» в области знаний таких наук, как философия, социология, психология, логика, физиология, гносеология, культурология и даже физика. Над этим следует призадуматься. Ибо понять урок можно, только хоть немного зная философию, историю, культуру своего народа, логику и многое другое. В противном случае урок даже для учителя с многолетним стажем останется терра инкогнита. Урок жив!!!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    внеклассный урок "Давайте говорить друг другу комплименты"

    Этот внеклассный урок дает понятие словам, как комплиент и лесть.уметь различать комплимент от неправдивой похвалы; научить говорить друг – другу ласковые и вежливые слова; воспитывает быть дружными, ...

    Урок мужества "Говорят погибшие герои..." урок в 9-х и 11 классе

    Открытый урок «Говорят погибшие герои», посвящен героям ВОВ- партизанам и штрафбатникам. Узнаем мы о них через их письма, которые они писали перед смертью. Через эти письма мы увидим как они относилис...

    Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

    Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

    Сценарий урока "Почему говорим по-английски"

    Разработка урока к УМК М.З.Биболетовой для 7 класса...

    Презентация к уроку "Почему говорим по-английски"

    презентация к уроку по УМК М.З.Биболетовой...

    Конспект урока "Кубанские говоры"

    Игра состоит из трёх агонов, в ходе которых из девяти агонистов в финал выйдут трое. Финальное состязание определит одного победителя.За каждый правильный ответ агонисту вручается визитка. В случае, е...

    План-конспект урока "Одежда говорит о человеке" 5 класс

    На уроке учащиеся с помощью шаблона научатся изображать фантазийный (парадный) костюм человека, отражающий его роль в обществе....