Главные вкладки

    Конспект урока "Кубанские говоры"
    план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

    Попова Наталья Анатольевна

    Игра состоит из трёх агонов, в ходе которых из девяти агонистов в финал выйдут трое. Финальное состязание определит одного победителя.

    За каждый правильный ответ агонисту вручается визитка. В случае, если агонист затрудняется ответить либо его ответ неверен, ведущий обращается к теоретикам (из числа зрителей). Для теоретиков, набравших наибольшее количество визиток, можно организовать по желанию учителя дополнительный агон.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл pravila_igry_umniki_i_umnitsy.docx27.68 КБ

    Предварительный просмотр:

    Игра  «Умники и умницы»

    Тема: «Кубанские говоры»

    Класс: 5

    Правила игры

    Игра состоит из трёх агонов, в ходе которых из девяти агонистов в финал выйдут трое. Финальное состязание определит одного победителя.

    За каждый правильный ответ агонисту вручается визитка. В случае, если агонист затрудняется ответить либо его ответ неверен, ведущий обращается к теоретикам (из числа зрителей). Для теоретиков, набравших наибольшее количество визиток, можно организовать по желанию учителя дополнительный агон.

    Перед тем как агонисты начнут соревноваться, ведущий произведет между ними розыгрыш дорожек, предварительно объяснив следующее:

    1. красная дорожка – самый короткий путь к победе, ибо участник игры должен ответить всего лишь на три вопроса. Однако, избрав красную дорожку, агонист подвергает себя наибольшему риску – он не имеет права на ошибку;
    2. на желтой дорожке участника ожидают три вопроса, зато здесь допустима одна неточность в ответе;
    3. зеленая дорожка длиннее предыдущих – ведущий задает агонисту четыре вопроса. Тем не менее у зеленой дорожки есть свое преимущество: здесь можно ошибиться дважды.

    Судит состязание высокий ареопаг.

    Первый агон

    Вопросы для розыгрыша дорожек

    Определите значение слов в кубанских говорах:

    Нагадать (напомнить), обратно (опять), лягай (ложись).

    После того, как розыгрыш дорожек завершен, ведущий приступает к распределению заданий. Поочередно обращаясь к участникам викторины, начиная с агониста, избравшего зеленую дорожку, ведущий задает вопросы.

    Зеленая дорожка

    Вопросы и задания

    1. Какое действие обозначают слова блукать, шалаться, шаблаться, шлендать (бродить).
    2. Найдите антонимы

    На смелого собака гавкает, а боязливого рвет (смелого - боязливого).

    1. Пойдите навпростэць (пойдите напрямик).
    2. Найдите слова, обозначающие названия животных и птиц. Определите значение этих слов.

    Отлетали галочки в три рядочка, а зозуля – посредине (Зозуля – кукушка).

    Расходилася, как квочка перед бурей. (Квочка – наседка).

    Дополнительный вопрос: Каковы исторические причины особенностей южнорусских говоров? (В конце XVIII века наш край заселялся казаками с Днепра и Дона. Это положило начало сосуществованию на Кубани двух языков: украинского и русского, которые, взаимодействуя друг с другом, и стали прародителями кубанского говора).

    Желтая дорожка

    Вопросы и задания

    1. Как в кубанском диалекте произносится звук «и»? Приведите примеры. (В кубанском диалекте звук «и» часто произносится как «ы» - «Гаврыла» и «Грыгорий»).
    2. О чем идет речь в предложении Варила, варила я милому селезня в юшке? (Юшка – навар, бульон)
    3. Какой трудовой процесс обозначается выделенным глаголом?

    В огороде я картошку подгорну. (Подгорнуть – окучить)

    1. Найдите устаревшие слова. Определите их значение.

    Латка на латки и латкой погоняить. Меня вон сестра всё кличет к себе. (Латка – заплата, кликать – звать)

    Красная дорожка

    Вопросы и задания

    1. Назовите самую примечательную черту кубанского диалекта. (Самой примечательной чертой кубанского диалекта является произнесение звука «г» на украинский манер)
    2. Принесите серники. (Спички)
    3. Отгадайте загадку

    Стоять кони на припони, нэ пьють, не ездять, а поныне стоять. (Стены)

    Второй агон

    Задание для розыгрыша дорожек

    Напишите мини-сочинение по пословице «Було б сказано, а забудь можно».

    Высокий ареопаг оценивает качество выполнения задания и распределяет места, в соответствии с решением жюри агонистам предоставляется право выбрать дорожки.

    Зеленая дорожка

    Вопросы и задания

    1. Объясните значение кубанского фразологизма

    Нэ по соби дэрэво зрубав. (Женился не на ровне)

    1. Произнесите предложение в соответствии с литературной нормой

    Сустрелись коло больницы. (Встретились около больницы)

    1. Чем различаются слова шибко и шибка? (Шибко – очень, шибка – оконное стекло)
    2. Какую ягоду называют на Кубани словом глёд? (Глёд – боярышник)
    3. Замените описание одним словом

    Быстрый кавказский народный танец. (Лезгинка)

    Желтая дорожка

    Вопросы и задания

    1. Вставьте во фразеологический оборот числительное нужного разряда в нужной форме:

    Знать, как свои … пальцев (пять)

    1. Замените диалектные словосочетания литературными

    Морочлывэ дило (сложное дело)

    1. Замените описание одним словом

    Одежда ярких цветов с застежкой спереди и воротником – стойкой, которая выглядывает из-под черкески (чекмень)

    1. Определите значение выделенного слова

    Можно идти домой к матери, которая уже приготовила им мясные щи и кашу с салом и шкварками. (Шкварки – поджарившиеся твердые кусочки сала)

    Красная дорожка

    Вопросы и задания

    1. Найдите антонимы

    Было жить хорошо, а теперь погано. (Хорошо-погано)

    1. К какому роду деятельности человека относится слово карава?   (Карава – вид рыболовной снасти)
    2. Объясните происхождение кубанского фразеологизма Ни клятый, ни мятый. (Свободный от забот)

    Третий агон

    Задание для розыгрыша дорожек

    Ведущий предлагает агонистам исполнить свадьбишную песню.

    Зеленая дорожка

    Вопросы и задания

    1. Были ли вы когда-нибудь аманатом? (Аманат – заложник)
    2. О чём идёт речь?

    Кругом лохма – лохматица, с стащили – голяка. (Рукавица)

    1. Продолжите синонимический ряд фразеологизмами из литературного языка

    Выменять быка на индюка; променять кукушку на ястреба; минять шило на швайку… (Менять шило на мыло)

    1. Гукните своего друга (Гукнуть – позвать)
    2. К какому роду деятельности человека относится слово шаран? (Шаран – карп; молодой сазан)

    Желтая дорожка

    Вопросы и задания

    1. Назовите данному фразеологизму литературное соответствие

    Два арбуза в одной руке не удержишь (За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь)

    1. Какая часть тела обозначается в кубанском говоре словом чупрына? (Чупрына – чуб)
    2. Можно ли есть ладыки? (Ладыки – оладьи)
    3. Какая литературная норма нарушена в предложении

    Лучше об нём и не говорить и слов не тратить. (Употребление предлога)

    Красная дорожка

    Вопросы и задания

    1. В каком значении употреблено слово край в данном предложении?

    Мини край нужно быть в городи. (Очень)

    1. Принесите слоик (Стеклянный пузырёк, флакон)
    2. К какой тематической группе относятся слова: устилка, шлычок, спидныца, стелька. («Одежда»)

    Финал

    Вопросы для розыгрыша дорожек

    Ведущий предлагает агонистам написать заметку в газету по пословице «С хама нэ будэ пана».

    Зеленая дорожка

    Вопросы и задания

    1. Объясните значение местоимений, бытующих в кубанской речи: вона, хто, якый, хтось, цэй (Вона – она, хто –кто, якый – какой, хтось – кто-то, цэй – этот).
    2. Какое действие обозначает глагол чухаться? (Чухаться – чесаться; медлить)
    3. Прослушайте предложение и ответьте на вопрос к нему.

    Летела стая совсем небольшая. Сколько и каких птиц было в стае? (Семь сов)

    1. Наденьте на себя бурку. (Бурка – длинный плащ из тонкого войлока с козьей шерстью).
    2. Объясните смысл поговорки «Осталась, як лавка з товаром».  (Так говорят о незамужней женщине с ребенком)

    Желтая дорожка

    Вопросы и задания

    1. Сидайтэ (Сидайтэ – садитесь)
    2. Как называют родителей супругов по отношению друг к другу (Сваты)
    3. Какое качество человека обозначает слово анчутка? (Анчутка – грязный ребенок, неаккуратная женщина)
    4. Оъясните смысл кубанской пословицы «Чем добру остаться, лучше пузу раздаться».

    Красная дорожка

    Вопросы и задания

    1. Какой продукт питания обозначает слово кокушко? (Кокушко - яйцо)
    2. Переведите на русский язык украинизмы нахылыться (наклониться), прытулыться (прислониться), стрыбать (прыгать).
    3. Принесите гамай. (Гамай – камень)

    Подведение итогов. Награждение победителей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия "Научим Хрюшу правильно говорить"

    Занятие для детей старшей группы по подготовке к обучению грамоте....

    Конспект урока по теме "В чём состоит главная ценность в человека? Почему мы можем говорить об актуальности проблемы, заключённой в произведении И.С.Тургенева "Отцы и дети", как о проблеме 21 века?"

    Извечная тема - отцы и дети. Перед обучающимися стоит  проблема, которую нужно разрешить, опираясь на жизненый опыт героев произведения. Понять на чём строится счастье и несчастливая судьба героя...

    Конспект внеклассного занятия по ПДД. Тема: О чём говорят знаки.

    Конспект занятия по правилам дорожного движения, проведённого в классе для детей с умеренной умственной отсталостью. Тема: О чём говорят знаки.Цель занятия: Закрепить знания правил дорожного движения....

    Конспект занятия с элементами тренинга «Учимся говорить «нет»

    Занятие напрвлено на формирование у учащихся навыков противостояния давлению, "культуры отказа", развитие умения принимать ответственность за свою жизнь....

    Занятие по профилактике наркомании среди учащихся «Говоря наркотикам НЕТ, ты говоришь здоровью ДА» Занятие по профилактике наркомании среди учащихся «Говоря наркотикам НЕТ, ты говоришь здоровью ДА»

    Занятие по профилактике наркомании среди учащихся«Говоря наркотикам НЕТ, ты говоришь здоровью ДА»Проблема: все ли я знаю о наркотиках?Цель: формировать у учащихся навыки ЗОЖ.Задачи: - позна...

    Конспект урока по английскому языку во 2 классе.Тема: "Учимся говорить, где находятся игрушки".

    Цель урока: познакомить с новой лексикой по теме «Учимся говорить, где находятся игрушки». С учетом ФГОС....

    План-конспект урока ИЗО в 5-м классе "Пейзаж. О чём говорит искусство"

    конспект содержит материал о передаче настроения природы цветом...