Конспект занятия "Научим Хрюшу правильно говорить"
план-конспект по теме
Занятие для детей старшей группы по подготовке к обучению грамоте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nauchim_hryushu_pravilno_govorit..doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Научим Хрюшу правильно говорить.
Цель: Воспитание навыка четкого произношения и различения звуков /Х – Хь/ в слогах, словах, фразах. Развивать фонематический слух и совершенствовать навыки звукового анализа слогов типа АХ, МОХ. Упражнять в определении места звука /Х/ в словах (начало, середина, конец). Развивать умение договаривать предложения, употребляя существительные в косвенных падежах в единственном и множественном числе. Развивать память, внимание, мышление. Воспитывать умение слушать вним ательно товарищей, желание помочь другу.
№ | Ход занятия | предполагаемые ответы детей |
1. | Организационный момент. Звучит музыка из передачи «Спокойной ночи, малыши» - Дети, вам знакома эта музыка? В какой телевизионной передаче ее можно услышать? - Дети, угадайте, кто из героев передачи «Спокойной ночи малыши» пришел к нам в гости. «Хвостик у него крючком, а нос пятачком». - Правильно. Вот он Хрюша, хитрец и хвастун. Он очень хочет с вами побеседовать. А вы хотите? Тогда присаживайтесь на коврик и послушаем Хрюшу. | - В передаче «Спокойной ночи малыши». - Хрюша. - Хотим. |
2. | Введение в тему. - «Здравствуйте, дети. Меня зовут Ф-Ф-Ф-рюша». - Ребята, правильно поросенок назвал свое имя. - «Я люблю есть са-ф-ф-ар. А я знаю, что у слона есть ф-ф-обот. Еще я люблю ф-ф-леб. Я был в деревне у бабушки и слышал как утором громко кричит и всех будит Пету-ф-ф. я видел, как на окне ползала му-ф-ф-а. Моя мама по утрам надевает красивый цветной ф-ф-алат». (Каждый раз уточняем у детей, правильно ли произнесено слово и как нужно было сказать.) - Ребята, а вы догадались, какой звук Хрюша не умеет произносить? Научим его. Хотите ему помочь? Тогда проходите на свои места. | - Нет, надо сказать Хрюша. - Сахар. - Хобот. - Хлеб. - Петух. - Муха. - Халат. - Хрюша не может произнести звук /Х/. - Хотим. |
3. а). б). | Повторение. - Какой первый звук слышится в имени нашего гостя – Х-х- рюша, х – хвастун. Артикуляция звука. - Правильно. Губы приоткрыты, зубы разомкнуты. Язык оттягивается назад и поднимается к нёбу. Выдыхается тёплая струя воздуха. Звук произносится без голоса Характеристика звука. - Дайте характеристику этого звук. Какой он? | - В этих словах первый звук /Х/. - Звук /Х/ - согласный, потому что воздух во рту встречает преграду. Он твердый и глухой. |
4. а). б). в). | Новая тема. Знакомство с мягким звуком /Хь/. - Молодцы. А какой звук слышится в начале слова – хитрец. Давайте спросим у Хрюши. _(/И/). - Вы с ним согласны? - Как вы думаете, а это какой звук? Кто нам про него расскажет? - Сегодня мы с вами будем учиться слушать и произносить звуки /Х – Хь/. Они очень похожи, но все же разные. Чем они отличаются? - Сегодня мы поучимся их различать и научим этому и Хрю. Игра «Светофорики» - Давайте покажем Хрюше, как мы умеем различать эти звуки на слух. Если вы слышите твердый звук /Х/, то поднимаете какой светофорик? А на мягкий звук какой? Химия, хомяк, хозяйка, хитрец, хижина, хор, хобот, хирург, мухи, мох, пух, петухи. Определить место звука в словах (по картинкам) - А сейчас, ребята, поучим Хрюшу определять, где слышится звук /Х/ в словах. |
- Нет. - В слове «хитрец» первый звук /Хь/. Он согласный, мягкий, и тоже глухой. - Звук /х/ твердый, а звук /Хь/ - мягкий. - Синий. - Мягкий. Дети поднимают на слова с твердым звуком /Х/ - синий сигнал, с мягким /Хь/ - зеленый. Дети определяют место звука в словах и кладут синий квадрат в начало, середину или конец полоски-слова. |
5. | Физкультминутка «Прогулка в лес». - Идем по опушке леса перешагиваем кустики и поваленные деревья. Выше поднимаем ноги. Нам тяжело, вдох глубокий носом, выдох ртом – «Ох!». Остановились отдохнуть. Вдох глубокий носом, наклон и выдох ртом –«Ух!». Посмотрите, какие красивые цветочки на поляне, присядем, возьмем «Цветок» в руки (изображают цветок кистями рук). Понюхаем ароматный «цветок», вдох глубокий носом, выдох ртом продолжительный – «Ах!» | Дети выполняют действия с элементами дыхательной гимнастики, произнося слоги со звуком /Х/. |
6. а). б). в). | Закркпление. Игра «Подарки». - Дети, на коврике разложены разные картинки. Вы должны выбрать в подарок нашему гостю картинку, слово на которой начинается со звука /Х/. Звуковой анализ слов. ЭХО ПУХ ХИТ Закончи предложение. - Хрюша тоже вам принес картинки с изображением своей любимой птицы. Кто изображен на них? Хрюша хочет с вами поиграть. А вы хотите? - Я буду произносить предложение, а вы должны закончить его словами «Петух» или «петухи». Будьте внимательно. Хрюша следит за тем, правильно ли вы говорите. У хозяина был … У хозяина были … Хозяин кормит своего … Хозяин кормит своих … Он ухаживает за одним … Хозяин ухаживает за своими Хозяин рассказывает о своем ..Хозяин вспоминает о своих.. | - Я подарю Хрюше хлопушку, потому что это слово начинается на звук /Х/. Дети выкладывают на партах цветными квадратами схемы звукового анализа слов. Один ребенок выполняет задание у доски. «В слове «эхо» три звука. Первый звук /Э/- гласный, второй - /Х/, согласный твердый, третий звук /О/ - гласный. - Хотим. - Петух. Петухи. - Петуха. Петухов. - Петухом. Петухами. - Петухе. Петухах. |
7. | Итог занятия. - Послушайте, Хрюше понравились ваши ответы. - Ой, спасибо ребята. Вы научили меня правильно произносить звук /Х/. Теперь я знаю, что меня зовут Хрюша. А вы такие умные, столько много знаете о звуках. Но я тоже умный и теперь тоже все знаю. - Ай, Хрюша, кажется ты опять хвастаешь. Хочешь ребят еще раз напомнят тебе, какие звуки сегодня учили и какие слова запомнили с этими звуками. (Хочем, хочем). - Нет Хрюша, как правильно надо сказать? (Хотим.) - Расскажите, дети, с какими же звуками мы сегодня работали. - Спасибо ребята, все вы были молодцы и за это Хрюша вручает вам свой портрет. | - Хотим. - Мы сегодня учили звуки /Х/, /Хь/. Они оба согласные. Но /Х/- твердый, а /ХЬ/ - мягкий. |
8. | Гимнастика для глаз. Ходит рыжая лиса, Крепко зажмурить и от крыть глаза. Щурит хитрые глаза. Смотрит хитрая лисица, Вытянуть вперед правую руку, на которой все пальцы кроме указ. Ищет, где бы поживиться сжаты в кулак. Вести ру кой вправо-влево и следить за движением ук. пальца глазами, не по ворачивая головы. Пошла лиска на базар, Поднять руку и опустить, Посмотрела на товар. прослеживая взглядом. Себе купила сайку, Описать рукой круг по часо вой Лисятам балалайку стрелке и против нее. |