Конспект занятия "Научим Хрюшу правильно говорить"
план-конспект по теме

Занятие для детей старшей группы по подготовке к обучению грамоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nauchim_hryushu_pravilno_govorit..doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Научим Хрюшу правильно говорить.

Цель: Воспитание навыка четкого произношения и различения звуков /Х – Хь/ в слогах, словах, фразах. Развивать фонематический слух и совершенствовать навыки звукового анализа слогов типа АХ, МОХ. Упражнять в определении места звука /Х/ в словах (начало, середина, конец). Развивать умение договаривать предложения, употребляя существительные в косвенных падежах в единственном и множественном числе. Развивать память, внимание, мышление. Воспитывать умение слушать вним ательно товарищей, желание помочь другу.

Ход занятия

предполагаемые ответы детей

1.

Организационный момент.

Звучит музыка из передачи «Спокойной ночи, малыши»

- Дети, вам знакома эта музыка? В какой телевизионной передаче ее можно услышать?

- Дети, угадайте, кто из героев передачи «Спокойной ночи малыши» пришел к нам в гости.

     «Хвостик у него крючком, а нос пятачком».

- Правильно. Вот он Хрюша, хитрец и хвастун. Он очень хочет с вами побеседовать. А вы хотите? Тогда присаживайтесь на коврик и послушаем Хрюшу.

- В передаче «Спокойной ночи малыши».

- Хрюша.

- Хотим.

2.

Введение в тему.

- «Здравствуйте, дети. Меня зовут Ф-Ф-Ф-рюша».

- Ребята, правильно поросенок назвал свое имя.

- «Я люблю есть са-ф-ф-ар. А я знаю, что у слона есть  ф-ф-обот. Еще я люблю ф-ф-леб. Я был в деревне у бабушки и слышал как утором громко кричит и всех будит Пету-ф-ф. я видел, как на окне ползала  му-ф-ф-а. Моя мама по утрам надевает  красивый цветной ф-ф-алат».

(Каждый раз уточняем у детей, правильно ли произнесено слово и как нужно было сказать.)

- Ребята, а вы догадались, какой звук Хрюша не умеет произносить? Научим его. Хотите ему помочь? Тогда проходите на свои места.

- Нет, надо сказать Хрюша.

- Сахар.

- Хобот.

- Хлеб.

- Петух.

- Муха.

- Халат.

- Хрюша не может произнести звук /Х/.

- Хотим.

3.

а).

б).

Повторение.

- Какой первый звук слышится в имени нашего гостя – Х-х- рюша, х – хвастун.

Артикуляция звука.

- Правильно. Губы приоткрыты, зубы разомкнуты. Язык оттягивается назад и поднимается к нёбу. Выдыхается тёплая струя воздуха. Звук произносится без голоса

Характеристика звука.

- Дайте характеристику этого звук. Какой он?

- В этих словах первый звук /Х/.

- Звук /Х/ - согласный, потому что воздух во рту встречает преграду. Он твердый и глухой.

4.

а).

б).

в).

Новая тема.

Знакомство с мягким звуком /Хь/.

- Молодцы. А какой звук слышится в начале слова – хитрец.

Давайте спросим у Хрюши. _(/И/).

- Вы с ним согласны?

- Как вы думаете, а это какой звук? Кто нам про него расскажет?

- Сегодня мы с вами будем учиться слушать и произносить звуки /Х – Хь/. Они очень похожи, но все же разные. Чем

они отличаются?

- Сегодня мы поучимся их различать и научим этому и Хрю.

Игра «Светофорики»

- Давайте покажем Хрюше, как мы умеем различать эти звуки на слух. Если вы слышите твердый звук /Х/, то поднимаете какой светофорик? А на мягкий звук какой?

     Химия, хомяк, хозяйка, хитрец, хижина, хор, хобот, хирург, мухи, мох, пух, петухи.

Определить место звука в словах (по картинкам)

- А сейчас, ребята, поучим Хрюшу определять, где слышится звук /Х/ в словах.

 

- Нет.

- В слове «хитрец» первый звук /Хь/. Он согласный, мягкий, и тоже глухой.

- Звук /х/ твердый, а звук /Хь/ - мягкий.

- Синий.

- Мягкий.

Дети поднимают на слова с твердым звуком /Х/ - синий сигнал, с мягким /Хь/ - зеленый.

Дети определяют место звука в словах и кладут синий квадрат в начало, середину или конец полоски-слова.

5.

Физкультминутка «Прогулка в лес».

- Идем по опушке леса перешагиваем кустики и поваленные деревья. Выше поднимаем ноги. Нам тяжело, вдох глубокий носом, выдох ртом – «Ох!». Остановились отдохнуть. Вдох глубокий носом, наклон и выдох ртом –«Ух!». Посмотрите, какие красивые цветочки на поляне, присядем, возьмем «Цветок» в руки (изображают цветок кистями рук). Понюхаем ароматный «цветок», вдох глубокий носом, выдох ртом продолжительный – «Ах!»

Дети выполняют действия с элементами дыхательной гимнастики, произнося  слоги со звуком /Х/.

6.

а).

б).

в).

Закркпление.

Игра «Подарки».

- Дети, на коврике разложены разные картинки. Вы должны выбрать в подарок нашему гостю картинку, слово на которой начинается со звука /Х/.

Звуковой анализ слов.

ЭХО       ПУХ          ХИТ

Закончи предложение.

- Хрюша тоже вам принес картинки с изображением своей любимой птицы. Кто изображен на них? Хрюша хочет с вами поиграть. А вы хотите?

- Я буду произносить предложение, а вы должны закончить его словами «Петух» или «петухи». Будьте внимательно. Хрюша следит за тем, правильно ли вы говорите.

У хозяина был …                        У хозяина были …

Хозяин кормит своего …           Хозяин кормит своих …

Он ухаживает за одним …         Хозяин ухаживает за своими

Хозяин  рассказывает о своем ..Хозяин вспоминает о своих..

- Я подарю Хрюше хлопушку, потому что это слово начинается на звук /Х/.

Дети выкладывают на партах цветными квадратами схемы звукового анализа слов. Один ребенок выполняет задание у доски. «В слове «эхо» три звука. Первый звук /Э/- гласный, второй - /Х/, согласный твердый, третий звук /О/ - гласный.

- Хотим.

- Петух.       Петухи.

- Петуха.     Петухов.

- Петухом.  Петухами.

- Петухе.     Петухах.

7.

Итог занятия.

- Послушайте, Хрюше понравились ваши ответы.

- Ой, спасибо ребята. Вы научили меня правильно произносить звук /Х/. Теперь я знаю, что меня зовут Хрюша. А вы такие умные, столько много знаете о звуках. Но я тоже умный и теперь тоже все знаю.

- Ай, Хрюша, кажется ты опять хвастаешь. Хочешь ребят еще раз напомнят тебе, какие звуки сегодня учили и какие слова запомнили с этими звуками. (Хочем, хочем).

- Нет Хрюша, как правильно надо сказать? (Хотим.)

- Расскажите, дети, с какими же звуками мы сегодня работали.

- Спасибо ребята, все вы были молодцы и за это Хрюша вручает вам свой портрет.

- Хотим.

- Мы сегодня учили звуки /Х/, /Хь/. Они оба согласные. Но /Х/- твердый, а /ХЬ/ - мягкий.

8.

Гимнастика для глаз.

Ходит рыжая лиса,         Крепко зажмурить и от крыть глаза.

Щурит хитрые глаза.

Смотрит хитрая лисица,   Вытянуть вперед правую руку,

                                                    на которой все  пальцы кроме указ.

Ищет, где бы поживиться        сжаты в кулак. Вести ру кой  

                                              вправо-влево и следить за движением                

                                        ук. пальца глазами, не по ворачивая головы.

Пошла лиска на базар,       Поднять руку и опустить,    Посмотрела на товар.         прослеживая взглядом.

Себе купила сайку,             Описать рукой круг по часо вой

Лисятам балалайку            стрелке и против нее.