Главные вкладки

    Конспект занятия "Научим Хрюшу правильно говорить"
    план-конспект по теме

    Занятие для детей старшей группы по подготовке к обучению грамоте.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon nauchim_hryushu_pravilno_govorit..doc52 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: Научим Хрюшу правильно говорить.

    Цель: Воспитание навыка четкого произношения и различения звуков /Х – Хь/ в слогах, словах, фразах. Развивать фонематический слух и совершенствовать навыки звукового анализа слогов типа АХ, МОХ. Упражнять в определении места звука /Х/ в словах (начало, середина, конец). Развивать умение договаривать предложения, употребляя существительные в косвенных падежах в единственном и множественном числе. Развивать память, внимание, мышление. Воспитывать умение слушать вним ательно товарищей, желание помочь другу.

    Ход занятия

    предполагаемые ответы детей

    1.

    Организационный момент.

    Звучит музыка из передачи «Спокойной ночи, малыши»

    - Дети, вам знакома эта музыка? В какой телевизионной передаче ее можно услышать?

    - Дети, угадайте, кто из героев передачи «Спокойной ночи малыши» пришел к нам в гости.

         «Хвостик у него крючком, а нос пятачком».

    - Правильно. Вот он Хрюша, хитрец и хвастун. Он очень хочет с вами побеседовать. А вы хотите? Тогда присаживайтесь на коврик и послушаем Хрюшу.

    - В передаче «Спокойной ночи малыши».

    - Хрюша.

    - Хотим.

    2.

    Введение в тему.

    - «Здравствуйте, дети. Меня зовут Ф-Ф-Ф-рюша».

    - Ребята, правильно поросенок назвал свое имя.

    - «Я люблю есть са-ф-ф-ар. А я знаю, что у слона есть  ф-ф-обот. Еще я люблю ф-ф-леб. Я был в деревне у бабушки и слышал как утором громко кричит и всех будит Пету-ф-ф. я видел, как на окне ползала  му-ф-ф-а. Моя мама по утрам надевает  красивый цветной ф-ф-алат».

    (Каждый раз уточняем у детей, правильно ли произнесено слово и как нужно было сказать.)

    - Ребята, а вы догадались, какой звук Хрюша не умеет произносить? Научим его. Хотите ему помочь? Тогда проходите на свои места.

    - Нет, надо сказать Хрюша.

    - Сахар.

    - Хобот.

    - Хлеб.

    - Петух.

    - Муха.

    - Халат.

    - Хрюша не может произнести звук /Х/.

    - Хотим.

    3.

    а).

    б).

    Повторение.

    - Какой первый звук слышится в имени нашего гостя – Х-х- рюша, х – хвастун.

    Артикуляция звука.

    - Правильно. Губы приоткрыты, зубы разомкнуты. Язык оттягивается назад и поднимается к нёбу. Выдыхается тёплая струя воздуха. Звук произносится без голоса

    Характеристика звука.

    - Дайте характеристику этого звук. Какой он?

    - В этих словах первый звук /Х/.

    - Звук /Х/ - согласный, потому что воздух во рту встречает преграду. Он твердый и глухой.

    4.

    а).

    б).

    в).

    Новая тема.

    Знакомство с мягким звуком /Хь/.

    - Молодцы. А какой звук слышится в начале слова – хитрец.

    Давайте спросим у Хрюши. _(/И/).

    - Вы с ним согласны?

    - Как вы думаете, а это какой звук? Кто нам про него расскажет?

    - Сегодня мы с вами будем учиться слушать и произносить звуки /Х – Хь/. Они очень похожи, но все же разные. Чем

    они отличаются?

    - Сегодня мы поучимся их различать и научим этому и Хрю.

    Игра «Светофорики»

    - Давайте покажем Хрюше, как мы умеем различать эти звуки на слух. Если вы слышите твердый звук /Х/, то поднимаете какой светофорик? А на мягкий звук какой?

         Химия, хомяк, хозяйка, хитрец, хижина, хор, хобот, хирург, мухи, мох, пух, петухи.

    Определить место звука в словах (по картинкам)

    - А сейчас, ребята, поучим Хрюшу определять, где слышится звук /Х/ в словах.

     

    - Нет.

    - В слове «хитрец» первый звук /Хь/. Он согласный, мягкий, и тоже глухой.

    - Звук /х/ твердый, а звук /Хь/ - мягкий.

    - Синий.

    - Мягкий.

    Дети поднимают на слова с твердым звуком /Х/ - синий сигнал, с мягким /Хь/ - зеленый.

    Дети определяют место звука в словах и кладут синий квадрат в начало, середину или конец полоски-слова.

    5.

    Физкультминутка «Прогулка в лес».

    - Идем по опушке леса перешагиваем кустики и поваленные деревья. Выше поднимаем ноги. Нам тяжело, вдох глубокий носом, выдох ртом – «Ох!». Остановились отдохнуть. Вдох глубокий носом, наклон и выдох ртом –«Ух!». Посмотрите, какие красивые цветочки на поляне, присядем, возьмем «Цветок» в руки (изображают цветок кистями рук). Понюхаем ароматный «цветок», вдох глубокий носом, выдох ртом продолжительный – «Ах!»

    Дети выполняют действия с элементами дыхательной гимнастики, произнося  слоги со звуком /Х/.

    6.

    а).

    б).

    в).

    Закркпление.

    Игра «Подарки».

    - Дети, на коврике разложены разные картинки. Вы должны выбрать в подарок нашему гостю картинку, слово на которой начинается со звука /Х/.

    Звуковой анализ слов.

    ЭХО       ПУХ          ХИТ

    Закончи предложение.

    - Хрюша тоже вам принес картинки с изображением своей любимой птицы. Кто изображен на них? Хрюша хочет с вами поиграть. А вы хотите?

    - Я буду произносить предложение, а вы должны закончить его словами «Петух» или «петухи». Будьте внимательно. Хрюша следит за тем, правильно ли вы говорите.

    У хозяина был …                        У хозяина были …

    Хозяин кормит своего …           Хозяин кормит своих …

    Он ухаживает за одним …         Хозяин ухаживает за своими

    Хозяин  рассказывает о своем ..Хозяин вспоминает о своих..

    - Я подарю Хрюше хлопушку, потому что это слово начинается на звук /Х/.

    Дети выкладывают на партах цветными квадратами схемы звукового анализа слов. Один ребенок выполняет задание у доски. «В слове «эхо» три звука. Первый звук /Э/- гласный, второй - /Х/, согласный твердый, третий звук /О/ - гласный.

    - Хотим.

    - Петух.       Петухи.

    - Петуха.     Петухов.

    - Петухом.  Петухами.

    - Петухе.     Петухах.

    7.

    Итог занятия.

    - Послушайте, Хрюше понравились ваши ответы.

    - Ой, спасибо ребята. Вы научили меня правильно произносить звук /Х/. Теперь я знаю, что меня зовут Хрюша. А вы такие умные, столько много знаете о звуках. Но я тоже умный и теперь тоже все знаю.

    - Ай, Хрюша, кажется ты опять хвастаешь. Хочешь ребят еще раз напомнят тебе, какие звуки сегодня учили и какие слова запомнили с этими звуками. (Хочем, хочем).

    - Нет Хрюша, как правильно надо сказать? (Хотим.)

    - Расскажите, дети, с какими же звуками мы сегодня работали.

    - Спасибо ребята, все вы были молодцы и за это Хрюша вручает вам свой портрет.

    - Хотим.

    - Мы сегодня учили звуки /Х/, /Хь/. Они оба согласные. Но /Х/- твердый, а /ХЬ/ - мягкий.

    8.

    Гимнастика для глаз.

    Ходит рыжая лиса,         Крепко зажмурить и от крыть глаза.

    Щурит хитрые глаза.

    Смотрит хитрая лисица,   Вытянуть вперед правую руку,

                                                        на которой все  пальцы кроме указ.

    Ищет, где бы поживиться        сжаты в кулак. Вести ру кой  

                                                  вправо-влево и следить за движением                

                                            ук. пальца глазами, не по ворачивая головы.

    Пошла лиска на базар,       Поднять руку и опустить,    Посмотрела на товар.         прослеживая взглядом.

    Себе купила сайку,             Описать рукой круг по часо вой

    Лисятам балалайку            стрелке и против нее.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытое занятие по логоритмике "Буратино учится правильно говорить"

    Данный материал может быть интересен педагогами, которые занимаются развитием речи дошкольников. Конспект занятия составлен таким образом, чтобы дети могли совершенствовать свою речь в игровой, творче...

    "Вижу,слышу и играю -правильно говорю""

    Статья из авторского методического пособия...

    Преодоление нарушений звукопроизношения через реализацию авторской коррекционно-развивающей программы"Вижу,слышу и играю -правильно говорю!"

    Пояснительная записка.Конспекты занятий.Авторская программа "Вижу, слышу и играю- правильно говорю", направленна на комплексное развитие ребенка: развитие и коррекцию правильного произношения звуков,ф...

    Мастер-класс "Давайте правильно говорить по-русски"

    Мастер-класс был показан на семинаре директоров района....

    Учусь правильно говорить звук Щ.

    Данный материал включает в себя описание положения органов артикуляции при произношении звука Щ и основные артикуляционные упражнения для звука Щ....

    Учусь правильно говорить звук Ш.

    Данный материал включает в себя описание положения органов артикуляции при произношении звука Ш и основные артикуляционные упражнения для звука Ш (при отсутствии звука Ш,боковом,межзубном, носовом сиг...

    Конспект ООД "Учимся правильно говорить"

    Цель: - формирование грамматически правильной речи, расширение словарного запаса воспитанников;Задачи:- закрепление навыков артикуляции;- развитие артикуляционной моторики с приёмами биоэнергопластики...