Главные вкладки

    Учусь правильно говорить звук Ш.
    консультация по теме

    Данный материал включает в себя описание положения органов артикуляции при произношении звука Ш и основные артикуляционные упражнения для звука Ш (при отсутствии звука Ш,боковом,межзубном, носовом сигматизме, губно-зубном папасигматизме, при нижнем и заднеязычном произношении звука).

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Звук [ш]

    Положение органов артикуляционного аппарата

    при правильном произношении

    Губы округлены и слегка выдвинуты вперед. Зубы сближены, но не соприкасаются, расстояние между ними примерно 4 мм; верхние и нижние резцы видны.

    Кончик языка широкий, поднят к альвеолам или к передней части твердого нёба и образует с ним щель. Передняя часть спинки языка широкая, поднята к нёбу за альвеолами (напоминает форму переднего края ковшика), но не касается его, а образует с ним щель. Средняя часть спинки языка опущена, прогибается книзу (углубление посредине образует как бы дно ковшика). Задняя часть спинки языка приподнята и оттянута назад (напоминает заднюю часть ковшика). Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам (напоминают по форме боковые края ковшика) и не пропускают по бокам струю воздуха.

    Мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость.

    Голосовые складки разомкнуты.

    Воздушная струя сильная, широкая, теплая, проходит через две щели: между задней частью языка и мягким нёбом, а также между кончиком языка и твердым нёбом.

    Источник:

    1. Шаблыко Е.И. «Коррекция нарушений произношения шипящих звуков», творческий центр «Сфера», 2013.



    Предварительный просмотр:

    Боковой сигматизм

            При боковом сигматизме один из углов рта может быть слегка опущен или оттянут, может быть легкое смещение нижней челюсти влево или вправо; кончик языка поднят вверх и упирается в корни верхних резцов или опущен за нижние резцы, передняя часть спинки образует смычку с альвеолами либо правая (левая) половина образует смычку с альвеолами, правая (левая) половина опущена, средняя часть спинки поднимается к нёбу и образует с ним смычку либо левая (правая) половина выгнута, сомкнута с нёбом, правая (левая) половина опущена; боковые края языка опущены, либо опущен левый (правый) край языка; воздушная струя выходит по обоим краям языка или идет вбок вправо (влево). Нарушение звучания характеризуется «хлюпающим» звуком.

    Артикуляционная гимнастика

    1. «Рупор».

    Цель: вырабатывать умение слегка выдвигать вперед округленные губы.

    Зубы сомкнуты, губы округлены и чуть выдвинуты вперед, верхние и нижние резцы видны.

    2. «Катание шарика».

    Цель: укреплять боковые мышцы языка.

    Губы сомкнуты, язык делает круговые движения с внутренней стороны рта. Движения выполняются сначала по часовой стрелке (5—6 кругов), затем против (5—6 кругов). Скорость движения языка можно менять.

    3. «Желобок».

    Цели: вырабатывать умение управлять направленной воздушной струей по средней линии языка к кончику; развивать боковые мышцы языка.

    Высунуть широкий язык изо рта, его боковые края загнуть вверх. Плавно дуть на кончик языка. Выполнять 3—4 раза по 5—7 с.

    4. «Фокус».

    Цель: вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать ему форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.

    Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

    5. «Чашечка».

    Цель: упражнять в умении удерживать широкий язык в верхнем положении, прижимать его боковые края к верхним коренным зубам.

    Рот широко раскрыть, широкий кончик языка поднять, подтянуть его к верхним зубам (но не касаться их), боковые края прикасаются к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении под счет от 1 до 10. Выполнять 3—4 раза.

    6. «Грибок».

    Цель: вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную связку.

    Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей полостью к нёбу, широко открыть рот. Выполнять 5—6 раз.



    Предварительный просмотр:

    Губно-зубной парасигматизм

    При губно-зубном  парасигматизме нижняя губа поднята к верхним резцам и образует с ними щель. Нижние зубы не видны, верхние слегка обнажены. Кончик языка опущен, слегка оттянут от нижних резцов, передняя часть спинки опущена и слегка отодвинута назад, средняя часть спинки приподнимается и слегка оттягивается назад, задняя часть спинки приподнята, боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам. Воздушная струя более узкая и холодная. Шипящий звук заменяется звуком [ф].

    Артикуляционная гимнастика

    1. «Рупор».

    Цель: вырабатывать умение слегка выдвигать вперед округленные губы.

    Зубы сомкнуты, губы округлены и чуть выдвинуты вперед, верхние и нижние резцы видны.

    2. «Шторки».

    Цель: развивать подвижность губ, их быструю переключаемость с одной позиции на другую.

    Рот приоткрыт, нижняя губа закрывает нижние зубы, а верхняя приподнимается, открывая верхние. Затем положение губ меняется: нижняя губа опускается, открывая верхние зубы, а верхняя губа опускается, закрывая верхние. Выполнять 5—6 раз.

    3. «Сделать язык широким».

    Цель: вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.

    Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5 или 10.

    4. «Грибок»

    Цель: вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную связку.

    Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей полостью к нёбу, широко открыть рот. Выполнять 5—6 раз.

    5. «Вкусное варенье».

    Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и его положение, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произношении звука [ш].

    Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

    6. «Гармошка».

    Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку.

    Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу и, не отпуская его, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении.

    7. «Фокус»

    Цель: вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать ему форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.

    Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.



    Предварительный просмотр:

    Межзубный сигматизм

         При межзубном сигматизме наблюдается следующее нарушение артикуляции: зубы разомкнуты примерно на 1 см; кончик языка просовывается между резцами, передняя часть спинки образует с резцами плоскую щель, средняя часть спинки опущена, но не прогибается книзу, задняя часть спинки опущена, боковые края языка прилегают к коренным зубам; воздушная струя слабая, рассеянная. Нарушение звучания характеризуется шепелявым оттенком.

    Артикуляционная гимнастика

    1. «Трубочка».

    Цель: развивать круговые мышцы губ.

    Губы сомкнуть и вытянуть в виде трубочки вперед. Удерживать их в таком положении 10—15 с.

    2. «Лошадка».

    Цель: учить растягивать подъязычную связку языка.

    Присосать кончик языка к нёбу. Производить пощелкивание, напоминающее цокот лошадиных копыт, с изменением темпа (медленно — быстрее — очень быстро). Выполнять 10— 15 раз.

    3. «Грибок».

    Цель: вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную связку.

    Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей полостью к нёбу, широко открыть рот. Выполнять 5—6 раз.

    4. «Маляр».

    Цель: разрабатывать подвижность языка в верхнем положении.

    Широко открыть рот. Широким кончиком языка проводить по нёбу от верхних зубов и обратно. Выполнять в медленном темпе 5—6 раз.

    5. «Дятел».

    Цель: разрабатывать подвижность кончика языка.

    Широко открыть рот. Языком с силой ударять в бугорки за верхними зубами. При этом произносить звук [д], подражая дятлу: д-д-д-д-д. Выполнять 15—20 с.

    6. «Гармошка».

    Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку.

    Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу и, не отпуская его, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении.

    7. «Фокус».

    Цель: вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать ему форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.

    Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх. Опорным звуком является звук [т].



    Предварительный просмотр:

    «Нижнее» и заднеязычное произношение звуков [ш], [ж]

    При «нижнем» произношении звуков [ш], [ж] щель образуется не сближением кончика языка с твердым нёбом, а передней частью его спинки. При таком артикулировании шипящие приобретают мягкий оттенок, напоминая звук [щ], произносимый без присущей ему долготы. В некоторых случаях при таком артикулировании может произноситься твердый звук.

    При заднеязычном произношении звуков [ш], [ж] щель образуется сближением задней части спинки языка с твердым нёбом. В этом случае образуется шум, напоминающий шум при звуке [х] или звонком фрикативном [г].

    Артикуляционная гимнастика

    При «нижнем» произношении

    1. «Рупор»

    Цель: вырабатывать умение слегка выдвигать вперед округленные губы.

    Зубы сомкнуты, губы округлены и чуть выдвинуты вперед, верхние и нижние резцы видны.

    2. «Наказать непослушный язык»

    Цель: вырабатывать умение расслаблять мышцы языка.

    Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить: пя-пя- пя... Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5 или 10

    3. «Грибок»

    Цель: вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную связку.

    Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей полостью к нёбу, широко открыть рот. Выполнять 5—6 раз.

    4. «Приклей конфетку»

    Цель: укрепить мышцы языка и отработать его подъем вверх.

    Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить его к нёбу за верхними зубами.

    5. «Гармошка»

    Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку.

    Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу и, не отпуская его, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении.

    6. «Маляр»

    Цель: разрабатывать подвижность языка в верхнем положении.

    Широко открыть рот. Широким кончиком языка проводить по нёбу от верхних зубов и обратно. Выполнять в медленном темпе 5—6 раз.

    7. «Кто дальше загонит мяч?»

    Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

    Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы длительно произнося звук [ф], сдуть ватку с поднесенной ко рту ладони.

    8. «Фокус»

    Цель: вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать ему форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.

    Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

    При заднеязычном произношении

    1. «Рупор»

    2. «Сделать язык широким»

    Цель: вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.

    Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5 или 10.

    3. «Вкусное варенье»

    Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и его положение, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произношении звука [ш].

    Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

    4. «Приклей конфетку»

    5. «Грибок»

    6. «Маляр»

    7. «Кто дальше загонит мяч?»

    8. «Фокус»



    Предварительный просмотр:

    Носовой сигматизм

    При носовом сигматизме зубы разомкнуты. Кончик языка опущен вниз и оттянут вглубь рта, передняя часть спинки опущена вниз, оттянута в глубь рта, не образует щели с нёбом, средняя часть спинки оттянута назад, задняя часть спинки языка поднята вверх, соединяется с мягким нёбом, боковые края и нёбо опущены. Воздушная струя идет через носовую полость. Шипящий звук заменяется храпом (в нос) или звуком, похожим на глубокий Х с носовым оттенком.

    Артикуляционная гимнастика

    1. «Хоботок».

    Цель: развивать круговые мышцы губ.

    Губы сомкнуть и вытянуть в виде трубочки вперед. Удерживать их в таком положении 10—15 с.

    2. «Рупор»

    Цель: вырабатывать умение слегка выдвигать вперед округленные губы.

    Зубы сомкнуты, губы округлены и чуть выдвинуты вперед, верхние и нижние резцы видны.

    3. «Наказать непослушный язык»

    Цель: вырабатывать умение расслаблять мышцы языка.

    Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить: пя-пя- пя... Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5 или 10.

    4. «Сделать язык широким».

    Цель: вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.

    Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5 или 10.

    5. «Вкусное варенье».

    Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и его положение, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произношении звука [ш].

    Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

    6. «Грибок»

    Цель: вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную связку.

    Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей полостью к нёбу, широко открыть рот. Выполнять 5—6 раз.

    7. «Фокус»

    Цель: вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать ему форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.

    Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

    Отрабатываются звуки [т], [с].



    Предварительный просмотр:

    Отсутствие звука Ш

    Артикуляционная гимнастика

    1. «Рупор».

    Цель: вырабатывать умение слегка выдвигать вперед округленные губы.

    Зубы сомкнуты, губы округлены и чуть выдвинуты вперед, верхние и нижние резцы видны.

    2. «Наказать непослушный язык».

    Цель: вырабатывать умение расслаблять мышцы языка.

    Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить: пя-пя- пя... Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5 или 10.

    3. «Приклей конфетку».

    Цель: укрепить мышцы языка и отработать его подъем вверх.

    Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить его к нёбу за верхними зубами.

    4. «Чашечка».

    Цель: упражнять в умении удерживать широкий язык в верхнем положении, прижимать его боковые края к верхним коренным зубам.

    Рот широко раскрыть, широкий кончик языка поднять, подтянуть его к верхним зубам (но не касаться их), боковые края прикасаются к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении под счет от 1 до 10. Выполнять 3—4 раза.

    5. «Кто дальше загонит мяч?».

    Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

    Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы длительно произнося звук [ф], сдуть ватку с поднесенной ко рту ладони.

    6. «Фокус».

    Цель: вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать ему форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.

    Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.



    Предварительный просмотр:

            Парасигматизм свистящих        

    При свистящем  парасигматизме губы без напряжения растянуты, как при легкой улыбке. Зубы сближены на 1—2 мм, верхние и нижние резцы обнажены. Кончик языка широкий, лежит у основания нижних резцов, не задевая их верхушек. Передняя часть спинки языка широкая, приподнята к альвеолам и посередине образует с ними щель в форме желобка. Средняя часть спинки языка опущена, посередине ее образуется продольный желобок. Задняя часть спинки языка незначительно поднята. Боковые края языка плотно прилегают к внутренней стороне верхних коренных зубов, закрывая проход воздушной струе по бокам. Воздушная струя узкая, холодная, идет по средней линии языка. Нарушение звучания шипящих звуков характеризуется заменой их на свистящие.

    Артикуляционная гимнастика

    1. «Рупор»

    Цель: вырабатывать умение слегка выдвигать вперед округленные губы.

    Зубы сомкнуты, губы округлены и чуть выдвинуты вперед, верхние и нижние резцы видны.

    2. «Настроение».

    Цель: вырабатывать подвижность губ.

    Губы растянуты в улыбке, зубы соединены (хорошее настроение). Затем губы складываются трубочкой, зубы в прежнем положении (плохое настроение). Выполнять 5 раз (в конце обязательно улыбнуться).

    3. «Сделать язык широким»

    Цель: вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.

    Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5 или 10.

    4. «Вкусное варенье»

    Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и его положение, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произношении звука [ш].

    Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

    5. «Маляр»

    Цель: разрабатывать подвижность языка в верхнем положении.

    Широко открыть рот. Широким кончиком языка проводить по нёбу от верхних зубов и обратно. Выполнять в медленном темпе 5—6 раз.

    6. «Грибок»

    Цель: вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную связку.

    Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей полостью к нёбу, широко открыть рот. Выполнять 5—6 раз.

    7.        «Качели».

    Цель: упражнять в быстрой смене движений кончика языка; отрабатывать координацию этих движений (вверх-вниз).

    Рот широко открыт. Кончик языка находится за верхними зубами на бугорках, затем опускается за нижние зубы. Выполнять 15—20 раз.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытое занятие по логоритмике "Буратино учится правильно говорить"

    Данный материал может быть интересен педагогами, которые занимаются развитием речи дошкольников. Конспект занятия составлен таким образом, чтобы дети могли совершенствовать свою речь в игровой, творче...

    Учусь правильно говорить звук Щ.

    Данный материал включает в себя описание положения органов артикуляции при произношении звука Щ и основные артикуляционные упражнения для звука Щ....

    УЧИТЕ РЕБЁНКА ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО Из статьи С.А. Мироновой, кандидата педагогических наук

    Рекомендации родителям по развитию речи своего ребёнка, наблюдение за нормальным развитием и отклонениями. Своевременное выявление заикания. Некоторые приёмы преодоления заикания....

    Учимся правильно говорить

    В презентации представлены предложения с грамматическими ошибками, учащиеся должны найти их и исправить....

    Учите детей различать и правильно произносить звуки родной речи

    Развитие фонематического анализа и синтеза у детей дошкольного возраста...

    Родительское собрание "Учите детей говорить правильно" в группе детей 4-5 лет

    Материал содержит конспект родительского собрания на тему "Учите детей говорить правильно". Данный материал поможет познакомить родителей с развитием речи у детей в норме, а также позво...

    Конспект ООД "Учимся правильно говорить"

    Цель: - формирование грамматически правильной речи, расширение словарного запаса воспитанников;Задачи:- закрепление навыков артикуляции;- развитие артикуляционной моторики с приёмами биоэнергопластики...