УЧИТЕ РЕБЁНКА ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО Из статьи С.А. Мироновой, кандидата педагогических наук
статья на тему

Аширова Елена Васильевна

Рекомендации родителям по развитию речи своего ребёнка, наблюдение за нормальным развитием и отклонениями. Своевременное выявление заикания. Некоторые приёмы преодоления заикания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл govori_pravilno.docx15.88 КБ

Предварительный просмотр:

УЧИТЕ РЕБЁНКА ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО

Из статьи С.А. Мироновой,

кандидата педагогических наук

Может показаться, что речь маленького ребёнка развивается как бы сама собой, независимо от участия взрослых. На самом деле как раз наоборот. Прежде чем начать говорить, малыш учится понимать то, что говорят окружающие. Вслушиваясь в их речь, он постепенно накапливает запас отдельных слов, а затем и фраз. И сам начинает говорить только тогда, когда понимает обращённую к нему речь.

Обычно родители интуитивно находят приёмы, облегчающие ребёнку понимание речи окружающих. Показывая игрушки или какие-либо предметы, они называют их («Вот кукла», «Вот мячик») или предлагают ему показать, где часы, где стол. И в ответ на это большинство детей в возрасте примерно около года уже сами произносят первые слова: «би-би», «мама», «папа». А к двум годам в их речи появляются первые фразы.

И надо с самого начала приучать ребёнка внимательно относиться к тому, как он говорит, точно выражать свою мысль, подбирая нужные слова. Если он ошибается, надо его поправить, изложив сказанное в правильной форме, и предложить ему повторить.

Считается - и справедливо, - что развитию речи способствует чтение ребёнку книг. Но не ограничивайтесь только этим. Чтобы научить ребёнка общаться, надо, рассказывая ему ту же сказку, вовлекать его в беседу, побуждать не только слушать, но и спрашивать, высказывать своё отношение к тому, о чём идёт речь. И вообще не стоит слишком много читать ребёнку до 2-3 лет, так как читаемый текст им гораздо труднее воспринимается, чем рассказываемый. К тому же, рассказывая, вы можете наблюдать за реакцией ребёнка и, если нужно, замедлять темп речи, изменять интонацию, прислушиваться к репликам ребёнка, оценивать их: либо соглашаться с правильными высказываниями, либо уточнять неверно понятое.

Одновременно с усвоением речи у малыша должны сформироваться и навыки так называемого речевого поведения. А это значит, его надо приучать вовремя включаться в разговор, не перебивать собеседника, внимательно вслушиваться в содержание разговора, перестраиваться, когда меняется тема. Конечно, насколько успешно и быстро освоит он эти навыки, зависит от типа нервной системы, темперамента и характера ребёнка. Но это во многом зависит и от того, какое влияние оказывают на ребёнка взрослые, воспитывают ли у него выдержку, волю, умение вступать в разговор.

Если не следить за речью ребёнка, не помогать постепенно её осваивать, могут возникнуть различные дефекты, и в частности заикание. У многих детей заикание появляется в период овладения фразовой речью, то есть в возрасте примерно от двух до четырёх лет. Часто это обусловлено тем, что для ребёнка слишком сложна речь окружающих. Переносный смысл слов взрослых  непонятен ребёнку.

Запинки, заминки в речи могут привести к заиканию. У одних речь начинает изобиловать вставными звуками или словами (и, а, э, ну, вот), а также паузами, незаконченными фразами. Например, на вопрос, где работает её мама, четырёхлетняя девочка отвечает: «Моя мама, вот… Она вот … Работает…Вот…Она строит дома». Только с четвёртой попытки  девочке удаётся ответить на вопрос. Другие дети сразу начинают повторять слоги (па-па-пароход) или звуки в слове (ппп-пойдём).

Появление в речи ребёнка вставных звуков, слов, повторение слогов или звуков в слове должно насторожить родителей. Ведь в дальнейшем заикание может приобрести стойкий характер. Может оно также периодически ослабевать и снова усиливаться под влиянием неправильного режима жизни, семейных конфликтов, свидетелем которых становится ребёнок, страха перед наказанием, перенасыщения впечатлениями, частых болезней, нервных потрясений и других неблагоприятных условий жизни.

КАК ТОЛЬКО ВЫ ЗАМЕТИЛИ, ЧТО У РЕБЁНКА ВОЗНИКАЮТ ЗАТРУДНЕНИЯ В ПОСТРОЕНИИ ФРАЗЫ, СРАЗУ ЖЕ ПЕРЕСТАНЬТЕ ЧИТАТЬ ЕМУ, РАССКАЗЫВАТЬ СКАЗКИ, УЧИТЬ С НИМ СТИХИ, НЕ ДАВАЙТЕ СЛУШАТЬ РАДИО, СМОТРЕТЬ ТЕЛЕПЕРЕДАЧИ, ДАЖЕ СПЕЦИАЛЬНО ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ, НЕ ВОДИТЕ РЕБЁНКА В ЦИРК, КИНО, В ГОСТИ и т.д. Необходимо как бы временно приостановить развитие ребёнка.

Кроме того, при первых же признаках заикания УСТАНОВИТЕ ДЛЯ РЕБЁНКА СВОЕОБРАЗНЫЙ РЕЖИМ МОЛЧАНИЯ: НЕ ПОБУЖДАЙТЕ ЕГО К РАЗГОВОРУ, НЕ ОБРАЩАЙТЕСЬ К НЕМУ С ВОПРОСАМИ, ОСОБЕННО КАСАЮЩИМИСЯ ПРОШЕДШИХ СОБЫТИЙ. Если ребёнок сам будет настаивать на разговоре, предложите ему говорить шёпотом  - в этом случае обычно заикание не проявляется.

Но это не значит, что вы не должны сами говорить с ним. Нужно только особое внимание обратить на свою речь. Фразы должны быть короткими, отделёнными друг от друга заметными паузами, чтобы ребёнок мог вникнуть в смысл каждой из них. Говорить с ним нужно спокойно, ровно. Говорить можно только о том, что происходит в данный момент, то есть во время одевания – об одежде, во время умывания – о мыле, воде, полотенце.

Спустя какое-то время разрешите ребёнку помогать вам закончить фразу. Например: «Откроем…», - говорите вы, а он заканчивает: «кран». Если он произносит слова без запинок, начинайте задавать такие вопросы, на которые можно ответить одним словом. Чтобы ребёнку было интересно, постарайтесь облечь разговор в форму игры. Желательно, чтобы и другие взрослые участвовали в этой игре. В таких случаях взрослые и ребёнок должны отвечать, соблюдая очерёдность. Это поможет воспитать у него выдержку, умение вовремя вступать в разговор, не опережать и не перебивать говорящего.

Если вы воспользуетесь этими рекомендациями, как только заметите, что у ребёнка возникли запинки в речи, через некоторое время  (3-4 месяца) она, по всей вероятности, нормализуется. Однако это не значит, что можно успокоиться. Говоря с ребёнком, продолжайте следить за своей и его речью.

 Если же заикание не поддаётся устранению этими методами, необходимо обратиться к логопеду, и обязательно проконсультировать ребёнка у психоневролога или невропатолога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Журнал «Педагогические науки» №6, 2011 Статья

Элементы дифференцированного обучения на основе определения нейродинамического профиля в процессе формирования иноязычной компетенции...

Почему ребёнок говорит неправильно?

В консультации кратко изложены причины, приводящие к нарушению речи....

Как научить ребёнка говорить

Бывает, что дети уже к двухлетнему возрасту вполне осваивают эту науку: говорить. Но бывает, что ребёнок всё понимает, а говорить не хочет. Как научить ребенка говорить в этом случае?Начнём с того, чт...

А ваш ребёнок говорит правильно?

Успешное  обучение в школе зависит от прочного фундамента, заложенного  в  дошкольном  возрасте.     ...

Статья в журнале "Вестник. Педагогические науки" 2017/4 Опыт создания электронного теста для контроля лексико-грамматических навыков к УМК Spotlight 8 класс

Опыт создания электронного комплекта тестов для контроля лексико-грамматических навыков к УМК Spotlight 8. Статья "Вестник. Педагогические науки. 2017/4"...

Статья по теме" Когда лучше начинать учить ребёнка английскому языку?"

С  какого возраста начинать ребёнка обучать английскому языку...