Главные вкладки

    Мастер-класс "Давайте правильно говорить по-русски"
    методическая разработка по русскому языку по теме

    Наталья Григорьевна Новикова

    Мастер-класс был показан на семинаре директоров района.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Мастер-класс «Давайте говорить друг другу комплименты»

    СЛАЙД-1

    СЛАЙД-2

    Цель мастер-класса - показать приёмы бесконфликтного общения, вооружить речевыми клише, с помощью которых можно избежать конфликта; повысить мотивацию к совершенствованию речи.

    Сегодня уже  пятница, конец недели, накопилась усталость, необходим отдых, разрядка, поэтому, уважаемые женщины, а нас здесь большинство, приглашаю вас отправиться … за покупками!

    Отправимся во всеоружии:

    СЛАЙД-3

    накрасимся, прихватим кошелёк, конечно, возьмём и мужчину…

    Но что это, наш мужчина решил не дожидаться и сам отправился за любимыми продуктами.

    СЛАЙДЫ-4

    Вот он уже в молочной лавке

    Всё нужное увидел на прилавке,

    Лицо, как роза, расцвело,

    Решил купить он полкило.

    Того, что и

    в ватрушку и в пирог пойдёт.

    СЛАЙД-5

    СЛАЙД-6

    А как спросить: «Почём творОг?

    А может правильнее - твОрог?»

    Задачу эту смог решить не в срок.

    Дойдя до кассы,

    Сказал: «Прошу вас получить

    За полкило творожной массы».

    Кассирша мало разбиралась

    В местоименьях, падеже.

    И так сказала: «Не осталось!

    Распродата уже!»

    Первое препятствие на нашем пути - речевые нормы (а нам хочется быть идеальными во всём!)

    Выручим нашего мужчину, поможем ему приобрести любимый продукт, решим его дилемму.

     У вас есть цветовые карточки (ПОКАЗАТЬ), выберите правильный, на ваш взгляд, ответ (цвет карточки должен соответствовать цветовому полю выбранного варианта).

    ТворОг или твОрог? Делаем свой выбор.

     ОТВЕТ – СЛАЙД-7

    (допустимым является и второй вариант)

    Да, нам необходимо подготовиться к походу в магазин: давайте вспомним ещё некоторые речевые нормы, необходимые нам в повседневности. Знание норм языка позволит избежать щекотливых ситуаций.

    СЛАЙД-8

    Купим два тОрта или тортА?

    ОТВЕТ – СЛАЙД-9

    СЛАЙД-10

    На ужин неплохо было бы приготовить тЕфтели или тефтЕли?

    ОТВЕТ – СЛАЙД-11

    (допустимым является и второй вариант)

    СЛАЙД-12

    Для тефтелей потребуется около девятьсот или девятисот граммов или  мяса?

    ОТВЕТ – СЛАЙД-13

    СЛАЙД14

    Для соуса купим около трёхсот пятидесяти или около триста пятьдесят граммов?

     ОТВЕТ – СЛАЙД-15

    СЛАЙД-16

    Сыру или сыра?

    ОТВЕТ – СЛАЙД-17

    СЛАЙД-18

     Приобретём несколько килограмм или килограммов? (используем цветовые карточки для ответа!)

    ОТВЕТ – СЛАЙД-19

    СЛАЙД-20

    Несколько килограммов помидор или помидоров?

    ОТВЕТ – СЛАЙД-21

    СЛАЙД-22

    Два килограмма мандарин или мандаринов?

    (ОТВЕТ - СЛАЙД)-23

    СЛАЙД-24

    Нам ещё необходима пара носков или носок?

    ОТВЕТ – СЛАЙД-25

    СЛАЙД-26

    Не забудем и о паре чулков или чулок?

    ОТВЕТ – СЛАЙД-27

    СЛАЙД-28

    Не будет лишней и пара туфель или туфлей?

    ОТВЕТ – СЛАЙД-29

    СЛАЙД-30

    Прихватим и несколько полотенец или полотенцев?

    ОТВЕТ – СЛАЙД-31

    СЛАЙД 32

    Купим еще пару ростынЕй или простЫнь

    ОТВЕТ-СЛАЙД 33

    Всё необходимое приобрели, хотя…, дочь просила купить персики.

    Вот и они!  Выберу-ка самые спелые и красивые.

    И вдруг:

    СЛАЙД – ВИДЕО-34

    (- Эй, девушка! Не трогайте пальцами яблоки! Я сама отвешу!

    Далее следует наш закономерный вопрос:

    - А выбрать нельзя, что ли?!

    - Нельзя!!! Выбира-а-а-ть она ещё будет! Ишь, размечталась, деловая!)

    Как поступить, что ответить?

    СЛАЙД-35

    Ответить грубостью или не дать воли своим чувствам (не отвечать грубостью на грубость)?  Сделайте свой выбор.

    СЛАЙД-36

    Предлагаю вам выполнить тест «Конфликтны ли вы?»,  давайте проверим, насколько мы терпимы и выдержаны в ситуации неприятного общения:

    - Оцените по пятибалльной шкале свои умения (5 - качество максимально присуще вам, 0 - данное умение несвойственно вам  вовсе):

    1. оцените своё умение прощать другого человека за грубые, резкие слова;
    2. умение проявлять спокойствие, выдержку в ситуации неприятного общения;
    3. проявлять терпимость к чужим ошибкам, быть снисходительным,

    подсчитайте общее количество баллов и проанализируйте свои результаты:
    СЛАЙД-37

    4 - 0 баллов. Высокий уровень конфликтности.
    8 - 5 баллов. Выраженная конфликтность.
    10 - 9 баллов. Средний уровень конфликтности.

    12 - 11 баллов. Низкий уровень конфликтности.         
    15 - 13 баллов. Выраженное стремление избегать конфликтных ситуаций.

    В нашем повседневном общении иногда возникают конфликты, ссоры, разногласия, что отражает сложность и многогранность взаимоотношений. Однако избежать обидных высказываний в своей речи и правильно реагировать на грубость собеседника - посильная задача для каждого цивилизованного человека. От умения не конфликтовать или выйти из конфликта, пойти на компромисс, принять конструктивное решение зависит не только наше дело, достижение цели, но и здоровье.
    Коммуникативные навыки нужны нам каждый день.

    СЛАЙД-38

    Существует несколько вариантов речевого поведения в трудных ситуациях общения.

    СЛАЙД-39

    Один из способов избежать неприятного общения - игнорировать обидные высказывания в свой адрес, «не замечать» грубости в речи собеседника, не отвечать грубостью на грубость, иногда - промолчать.

    СЛАЙД-40

    Вернёмся к нашему обидному высказыванию: «Эй, девушка! Не трогайте пальцами персики! Выбирать тут ещё будет, деловая!»

    - Как мы поступим, что скажем, сделаем, выбрав «игнорирование» в качестве приёма бесконфликтного поведения?

    Вам предложено несколько вариантов речевого поведения, выберите тот, который, по вашему мнению, соответствует названному приёму.  Можете предложить свой вариант.

    3 (Уйду! «Хорошо, я пойду в другой магазин, подойду к другому прилавку…»)

    СЛАЙД-41

    Другой способ избежать грубости - переключить внимание собеседника, попытаться изменить его враждебное настроение, отвлечь, перевести разговор на другую тему.

    Переключить внимание собеседника можно с помощью неожиданного вопроса («А что Вы думаете о…») или с помощью интересного предложения («Помогите мне…», «Давайте лучше…»)

    СЛАЙД-42

    - Что скажем продавцу, используя данный приём бесконфликтного поведения, как переключим внимание?

    Сделайте выбор в пользу одного из предложенных вариантов или предложите свой ответ.

     2, 3 («А сколько стоит килограмм?» «Вы не поможете мне выбрать?»)

    СЛАЙД-43

    Самый известный способ избежать грубого общения - вежливость, использование средств речевого этикета, который устанавливает правила речевого поведения в самых различных, в том числе конфликтных ситуациях.

    СЛАЙД-44

    - Как ответим на грубость, вспомнив о правилах речевого этикета?

    2 («Извините, пожалуйста! Разрешите, я сама выберу. Спасибо!»)

    СЛАЙД-45

    Для смягчения грубости, резкости речи используют эвфемизмы - слова и выражения, заменяющие грубые, «маскирующие» обозначения неприятных или отрицательных явлений.

    Существует несколько приёмов  эвфемистических замен:

    - использование описательных оборотов речи («вы недостаточно эрудированны» вместо «невежда»);

    - употребление слова с приставкой «не-» («неправда» вместо «ложь»);

    - приём умолчания («Вы поступили как…»).

    СЛАЙД-46

    Попробуем использовать эвфемизмы, отвечая на обидное высказывание.

    1 («Вы такая симпатичная, а ведёте себя как…»)

    СЛАЙД-47

    Ответом на обидное высказывание может быть юмор (шутка). Юмор и вызываемый им смех несовместимы с грубостью, враждебностью, агрессивностью и во многих ситуациях «снимают» гнев и раздражение собеседника, позволяют разрядить напряжённую обстановку.

    СЛАЙД-48

    - Попробуем пошутить в ответ и «снять» раздражение. Как можно пошутить в данной ситуации?

    3 («Неужели у меня такие грязные пальцы?»)

    СЛАЙД-49

    Я думаю, что сегодня был удачный поход в магазин, мы купили всё необходимое, а самое важное -  смогли избежать конфликта и не испортили себе настроение.

    СЛАЙД-50

     ЗВУЧИТ ПЕСНЯ  Б.ОКУДЖАВЫ «ДАВАЙТЕ ГОВОРИТЬ ДРУГ ДРУГУ КОМПЛИМЕНТЫ»

    СЛАЙД-51

    Помните, что «успех зависит на 15% от знаний и на 85 – от умения общаться с людьми» (Д.Карнеги);

    Уважаемые коллеги, если этот поход в магазин и общение со мной оказались для вас продуктивными, прошу поаплодировать.

    На память о сегодняшнем мастер-классе хочу подарить вам небольшую закладку с памяткой.

    СЛАЙД-52   Спасибо за внимание.



    Предварительный просмотр:

    Узелок на память


    Окончания имен

    существительных 2-го склонения

    в родительном падеже

    множественного числа


    Окончания

    -ов, -ев

    Нулевое окончание

    1.

    Национальность: калмыков,

    монголов, таджиков, киргизов.



    2. Плоды: помидоров, баклажанов, апельсинов, мандаринов,

    но: яблок!


    3. Единица измерения: граммов, килограммов, гектаров.


    4. С суффиксом

    -ц(е): оконцев, болотцев, но: блюдец, полотенец!





    1.

    Национальность, если основа оканчивается на

    -н, -р: болгар, англичан, армян, бурят.


    2. Войсковые наименования: группа солдат, партизан, гусар.




    3. Единицы измерения: 

    ватт, ампер, вольт.



    4. Парные предметы: 

    пара валенок, сапог, чулок, ботинок, погон, но: носков!


    5. Средний род: яблок, плеч, мест, колен, ружей.

    Узелок на память


    Окончания имен

    существительных 2-го склонения

    в родительном падеже    множественного числа


    Окончания

     -ов, -ев

    Нулевое окончание

    1.

    Национальность: калмыков,

    монголов, таджиков, киргизов.



    2. Плоды: помидоров, баклажанов, апельсинов, мандаринов,

    но: яблок!


    3. Единица измерения: граммов, килограммов, гектаров.


    4. С суффиксом

    -ц(е): оконцев, болотцев, но: блюдец, полотенец!





    1.

    Национальность, 

    если основа оканчивается на

    -н, -р: болгар, англичан, армян, бурят.


    2. Войсковые наименования: группа солдат, партизан, гусар.




    3. Единицы измерения: 

    ватт, ампер, вольт.



    4. Парные предметы:

    пара валенок, сапог, чулок, ботинок, погон, но: носков!


    5. Средний род: яблок, плеч, мест, колен, ружей.

    Узелок на память


    Окончания имен

    существительных 2-го склонения

    в родительном падеже    множественного числа


    Окончания

     -ов, -ев

    Нулевое окончание

    1.

    Национальность: калмыков,

    монголов, таджиков, киргизов.



    2. Плоды: помидоров, баклажанов, апельсинов, мандаринов,

    но: яблок!


    3. Единица измерения: граммов, килограммов, гектаров.


    4. С суффиксом

    -ц(е): оконцев, болотцев, но: блюдец, полотенец!





    1.

    Национальность, 

    если основа оканчивается на

    -н, -р: болгар, англичан, армян, бурят.


    2. Войсковые наименования: группа солдат, партизан, гусар.




    3. Единицы измерения: 

    ватт, ампер, вольт.



    4. Парные предметы:

    пара валенок, сапог, чулок, ботинок, погон, но: носков!


    5. Средний род: яблок, плеч, мест, колен, ружей.

    Узелок на память


    Окончания имен

    существительных 2-го склонения

    в родительном падеже    множественного числа


    Окончания

     -ов, -ев

    Нулевое окончание

    1.

    Национальность: калмыков,

    монголов, таджиков, киргизов.



    2. Плоды: помидоров, баклажанов, апельсинов, мандаринов,

    но: яблок!


    3. Единица измерения: граммов, килограммов, гектаров.


    4. С суффиксом

    -ц(е): оконцев, болотцев, но: блюдец, полотенец!





    1.

    Национальность, 

    если основа оканчивается на

    -н, -р: болгар, англичан, армян, бурят.


    2. Войсковые наименования: группа солдат, партизан, гусар.




    3. Единицы измерения: 

    ватт, ампер, вольт.



    4. Парные предметы:

    пара валенок, сапог, чулок, ботинок, погон, но: носков!


    5. Средний род: яблок, плеч, мест, колен, ружей.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытое занятие по логоритмике "Буратино учится правильно говорить"

    Данный материал может быть интересен педагогами, которые занимаются развитием речи дошкольников. Конспект занятия составлен таким образом, чтобы дети могли совершенствовать свою речь в игровой, творче...

    "Вижу,слышу и играю -правильно говорю""

    Статья из авторского методического пособия...

    Преодоление нарушений звукопроизношения через реализацию авторской коррекционно-развивающей программы"Вижу,слышу и играю -правильно говорю!"

    Пояснительная записка.Конспекты занятий.Авторская программа "Вижу, слышу и играю- правильно говорю", направленна на комплексное развитие ребенка: развитие и коррекцию правильного произношения звуков,ф...

    Конспект занятия "Научим Хрюшу правильно говорить"

    Занятие для детей старшей группы по подготовке к обучению грамоте....

    Праздник-конкурс "Говорите по-русски правильно"

    Вопросы по речевому этикету, по грамматике, по лексике. Главная цель - развитие интереса к русскому языку, развитие творческих способностей....

    буклет для проведения акции "Говорите по-русски правильно"

    данная работа пригодится при проведении Дня грамотности или Дня славянской письменности и культуры...

    Учусь правильно говорить звук Щ.

    Данный материал включает в себя описание положения органов артикуляции при произношении звука Щ и основные артикуляционные упражнения для звука Щ....