Рыба или удочка? Философия вопроса в свете новых образовательных стандартов
учебно-методический материал (5 класс) на тему

Мастер-класс предполагает обучение работе по двум направлениям:

1.     Организация урока в соответствии с требованиями ФГОС (проблемная постановка вопроса, исследовательская работа на уроке, рефлексия, контроль и мониторинг достижения планируемых результатов) с помощью системы электронного опроса.

2.     Использование системы электронного опроса на уроке (установка программного обеспечения, создание класса, разработка тестов).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_ryba_ili_udochka_okonchatelnyy.docx142.83 КБ

Предварительный просмотр:

Рыба или удочка? Философия вопроса в свете новых образовательных стандартов (Использование системы электронного опроса для реализации требований ФГОС ООО)

Белова Ирина Петровна

(учитель информатики, государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением английского языка Центрального района Санкт-Петербурга)

Мастер-класс предполагает обучение работе по двум направлениям (можно по одному?):

  1. Организация урока в соответствии с требованиями ФГОС (проблемная постановка вопроса, исследовательская работа на уроке, рефлексия, контроль и мониторинг достижения планируемых результатов) с помощью системы электронного опроса.
  2. Использование системы электронного опроса на уроке (установка программного обеспечения, создание класса, разработка тестов).

1 часть – в форме дискуссии (оборудование: проектор, экран)

Наверняка каждый помнит старую легенду о том, что лучше дать нуждающемуся – рыбу или удочку?»

И очень часто нам кажется, что рыбу дать надежнее и, наверное, проще. Но Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования дает на этот вопрос однозначный ответ, ведь в основе идеологии ФГОС лежит системно-деятельностный подход.

Наверное, трудно придумать более удачный вариант «удочки», чем использование информационно-коммуникационных технологий. Причем это касается не только учащихся, но и нас – педагогов.

Для себя на первом этапе введения ФГОС я определила 3 основных «признака современного урока»: это мотивация к обучению через проблемную постановку вопроса, организация исследовательской работы, проведение рефлексии, контроль и мониторинг достижения планируемых результатов.

Для реализации этих требований интересным показалось использование системы электронного опроса (голосования).

Система сочетает в себе беспроводные пульты дистанционного управления, приёмник и программное обеспечение. Выбирая нужный ответ из набора, легко понятных символов на своих пультах, ученики отвечают на вопросы, получают моментальную обратную связь от учителя и более активно участвуют в процессе обучения.

Традиционно система опроса используется только для организации контроля освоения знаний. Но, руководствуясь пословицей «Голь на выдумки хитра», предлагаю рассмотреть еще несколько вариантов ее применения.

  1. Организация исследовательской работы

Если говорить об организации исследовательской работы, то, наверное, в основе должен лежать интерес, любопытство ребенка. Пробудить его можно лишь в том случае, если исследование, проведенное на уроке,  не является абстрактным, «надуманным», а возникает на глазах ребенка из конкретной жизненной ситуации.

(Практическая часть: проведение социологического исследования среди педагогов в аудитории, анализ результатов)

Проведем небольшое социологическое исследование. Используя пульты системы интерактивного опроса, выберите вариант ответа («да» - цифра 1; «нет» - цифра 2; «затрудняюсь ответить» - цифра 3):

Вопрос

Примерные результаты ответов

  • Согласитесь ли вы встретиться с человеком, если вы познакомились с ним при общении в Интернете, и он показался вам очень интересным собеседником?

  • Готовы ли вы сообщать свой домашний адрес для регистрации на сайте с нужной для вас информацией?

  • Примите ли вы участие в виртуальной лотерее, если есть возможность выиграть 1 000 000 рублей, и для этого необходимо только отправить SMS с вашего телефона?

Как видно из представленных материалов, возникает множество вариантов для исследования и развития универсальных учебных действий.

Примерные варианты ответов участников мастер-класса: определить долю участников в зависимости от ответа, овладеть первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации, проявить способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, изменить форму представления информации (построить гистограмму, таблицу) и т.д.

  1. Проблемная постановка вопроса

Обобщив информацию, полученной с помощью системы голосования, необходимо определить проблему и пути ее решения

( наличие «опасности» при работе в сети Интернет)

  1. Организация контроля и мониторинга достижения планируемых результатов 

Организация контроля знаний учащихся осуществляется путем проведения тестирования, практически мгновенная обработка  результатов дает возможность не только количественно оценить знания каждого учащегося, но и в разрезе всего класса (группы) определить  неусвоенные вопросы.

Но ФГОС к оценке достижения планируемых результатов предъявляет совершенно новые требования, в частности:

  • обеспечение  оценки «динамики индивидуальных достижений обучающихся в процессе освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования» [1];
  • оценку предметных, метапредметных и личностных результатов.

К сожалению, использование системы интерактивного опроса для организации мониторинга достижения планируемых результатов не совсем реализовано технически. Программа представляет результаты, но не дает возможность вывода данных в формат Excel. Поэтому требуется дополнительный ввод данных «вручную». Но результат оправдывает затраченное время – в наглядной форме автоматически отображаются:

  • Выполнение заданий по темам

C:\Documents and Settings\Учитель\Рабочий стол\Фестиваль ИКТ в образовании\темы.bmp

  • Выполнение заданий конкретными учащимися

C:\Documents and Settings\Учитель\Рабочий стол\Фестиваль ИКТ в образовании\учащиеся.bmp

  • Динамика индивидуальных достижений учащихся

C:\Documents and Settings\Учитель\Рабочий стол\Фестиваль ИКТ в образовании\федотова.bmp

Еще один недостаток системы – отсутствие подзарядки; пульты работают от батареек.

Изучая рынок аналогичной продукции, могу сказать, что существуют системы опроса с подзарядкой, с экспортом данных в различные форматы и другими функциями.

  1. Проведение рефлексии – также одно из требований нового стандарта.

Использование системы дистанционного опроса позволяет провести рефлексию быстро, с максимальной активностью, и, при необходимости, анонимно.

И вас я попрошу ответить на несколько вопросов («да» - цифра 1; «нет» - цифра 2; «затрудняюсь ответить» - цифра 3):

(проведение рефлексии мастер-класса с использованием системы интерактивного опроса)

  1. Материалы мастер-класса были мне полезны
  1. Мастер-класс был мне интересен
  1. Об этом мастер-классе я обязательно расскажу своим коллегам

На основании всего вышесказанного, можно говорить о том, что использование информационных технологий и, в частности, системы интерактивного опроса позволяет преподавателю провести урок интересно от начала до конца, реализовать на практике требования ФГОС ООО, что в конечном итоге позволит решить стратегическую задачу Российского образования – повышение качества, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства.

2 часть – практическая работа по установке ПО, разработке тестов.

Используемая литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути совершенствования преподавания математики в свете новых образовательных стандартов.

Несмотря на то, что в практической деятельности учителя математики реализуются требования государственных стандартов 2004 г., уже сегодня ему нужно не только знать, какие требования к обучению и воспи...

Исследовательская деятельность как фактор развития личности ученика в свете нового образовательного стандарта. ( Из опыта работы)

          Совершенно очевидно, что школа не в состоянии обеспечить ученика знаниями на всю жизнь, он она может и должна вооружить его методами познания, сформиров...

«Актуальность использования современных образовательных технологий в преподавании английского языка в школе в свете новых образовательных стандартов»

Данная статья содержит анализ технологий, используемых в преподавании английского языка в соответствии с новыми образовательными стандартами...

В свете новых образовательных стандартов

Изменения, происходящие в стране, ставят перед учебными заведениями принципиально новые задачи. Данная статья отражает некоторые виды особо актуального метода-деятельностного подхода по УМК «Enjoy Eng...

презентация к мастер-классу "Рыба или удочка? Философия вопроса в свете новых образовательных стандартов "

Мастер-класс предполагает обучение работе по двум направлениям:1.     Организация урока в соответствии с требованиями ФГОС (проблемная постановка вопроса, исследовательская работа ...

Анализ и моделирование урока иностранного языка в свете новых образовательных стандартов.

Главной формой обучения является урок. До тех пор, пока не будет найдена и проверена «на прочность» и эффективность альтернативная форма организации массового обучения детей в учебных заве...