Программа "Укрепление и сохранение здоровья школьников"
материал на тему

Абушинова Наталья Григорьевна

Цели:

1.     Внедрение системы здоровьесберегающих технологий, методов и форм

организации образовательного процесса, направленной на формирование здорового образа жизни, социализацию и адаптацию личности к изменяющимся условиям.

2.     Создание условий, направленных на укрепление здоровья и привитие навыков здорового образа жизни.

3.     Формирование осознанного отношения к своему  здоровью и физической культуре.

4.     Достижение допустимого уровня здоровья и здорового образа жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_ukrep._i_sokhr._zdor._shk-kov.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

«Укрепление и сохранение здоровья школьников»

Цели:

  1. Внедрение системы здоровьесберегающих технологий, методов и форм

организации образовательного процесса, направленной на формирование здорового образа жизни, социализацию и адаптацию личности к изменяющимся условиям.

  1. Создание условий, направленных на укрепление здоровья и привитие навыков здорового образа жизни.
  2. Формирование осознанного отношения к своему  здоровью и физической культуре.
  3. Достижение допустимого уровня здоровья и здорового образа жизни.

Задачи:

  1. Оптимизация учебной, психической и физической нагрузки учащихся.
  2. Создание в школе условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся за счет:

- разгрузки содержания обучения путем его интеграции;

- использования эффективных методов обучения;

- увеличения объема двигательной активности;

- организации мониторинга здоровья;

- содействия проявлению интересов и склонностей к занятиям в спортивных секциях школы;

- расширения спектра оздоровительных мероприятий;

- медико – валеологического сопровождения детей;

- улучшения организации питания;

- установления связей с учредителями здравоохранения, культуры и спорта;

- включения всех общественных институтов в совместную деятельность.

  1. Создание в школе «Службы здоровья» для диагностики состояния здоровья всех работников школы.
  2. Пропаганда здорового образа жизни.
  3. Формирование стойкого убеждения в личной ответственности за состояние здоровья.
  4. Обучение приемам поведения в разных жизненных ситуациях на основе принципов личной безопасности, экологической и общей культуры.

Здоровьесберегающая  деятельность.

Основные

направления

Мероприятия, рассчитанные на перспективу

Условия

1.

Создание здоровье-сберегающей инфраструктуры школы

- создание здания и помещений школы в соответствии с гигиеническими нормативами;

- оснащение кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок необходимым оборудованием и инвентарем;

- наличие и необходимое оснащение медицинского кабинета;

- наличие и необходимое оснащение школьной столовой;

- организация качественного питания;

- необходимый и квалифицированный состав специалистов обеспечивающий работу с учащимися.

- использование бюджетных средств, шефская помощь, спонсорская помощь.

2.

Организация учебного процесса

- соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной и внеучебной нагрузки (домашние задания) учащихся на всех этапах обучения;

- использование методов и методик обучения, адекватных возрастам особенностям и возможностям учащихся(использование методик, прошедших апробацию»;

- введение инноваций в учебный процесс под контролем специалистов;

- строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств в обучении (компьютер, аудио – визуальные средства);

- рациональная и соответствующая требованиям организация уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера;

- индивидуализация обучения (учет индивидуальных особенностей развития)

- знание и соблюдение педагогами всех требований к организации образовательного процесса в школе.

3.

Диагностика мониторинг состояния здоровья учащихся и работников школы

- ежегодные углубленные медосмотры (осмотр  специалистами по показаниям здоровья, выявление отклонений);

- составление «Карточек здоровья» учащихся, начиная с 1 класса и наблюдением в течение всей учебы в школе;

- организация мониторинга физического здоровья учащихся 1-11 классов;

- анализ состояния здоровья, выявление тенденций;

- создание банка данных о здоровье 1-11 классов и работников школы;

- регулярный анализ и обсуждение на педсоветах данных о состоянии здоровья школьников, доступность сведений для каждого педагога;

- разработка авторских программ педагогами школы по здоровьесбережению.

- взаимодействие с медицинскими учреждениями района, привлечение педагогов и родителей к совместной работе

4.

Работа школьной медицинской службы

Лечебно-профилактическая работа

- планирование вакцинации и прививок для учащихся 1-11 классов и работников школы;

- распределение учащихся по медицинским группам;

- проведение занятий в спецмедгруппах;

- коррекционная работа для учащихся 1-11 классов с нарушением осанки, плоскостопия (ЛФК, массаж), зрения;

- просветительская работа (беседы для учащихся, экскурсии);

- лекции для родителей;

- контроль за санитарно-гигиеническим режимом  в школе;

- контроль за обязательным прохождением медицинского осмотра всеми работниками образовательного учреждения;

 - организация различных видов терапии:

  • витаминизация уч-ся 1-4 классов
  • фитотерапия
  • аромотерапия уч-ся 1-4 классов

- закаливающие процедуры

-  наличие и необходимое оснащение медицинского кабинета;

-  оснащение для проведения оздоровительной и коррекционной работы.

5.

Образование в области здоровья

- для учащихся 1-4 классов обучение по курсу «Все цвета, кроме черного» (автор М.М.Безруких)

- для учащихся 9-11 классов обучение по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»

- уроки для родителей, включающих теоретическую и практическую части для работы со своими детьми по созданию здорового климата в семье.

- включение курса в учебный процесс в качестве регионального или школьного компонента;

- системность работы ОУ, направленный на формирование ценности здоровья и ЗОЖ;

- использование авторских программ по здоровью, утвержденных органами образования.

6.

Физкультурно- оздоровительные мероприятия

В летний период

- организация гимнастики до занятий в 104 классах;

- организация подвижной ( динамической) перемены между 3 и 4 уроком в начальной школе;

- проведение физкультпауз на уроках в 1-6 классах, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;

- использование элементов валеологического образования в ходе уроков  общеобразовательного цикла в 1-11 классах:

- полноценная и эффективная работа с учащимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, спортивных секциях и т.п.);

- создание условий и организация работы спортивных секций по интересам учащихся 1-11 кл.;

- разнообразие форм проведения уроков физической культуры с целью личной заинтересованности учащихся в развитии и совершенствовании двигательных качеств и воспитании устойчивого интереса к систематическим занятиям физкультурой и спортом;

- увеличение охвата учащихся горячим питанием;

- организация лагерей дневного пребывания за счет финансируемых ведомств с выбором приоритетного направления – сохранение и укрепление здоровья школьников.

- системность и регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий;

-использование локальной гимнастики на различные части тела;

- достаточное оснащение спортивной базы школы.

7.

Просветительско-воспитательная работа

-проведение уроков здоровья для учащихся 1-10 классов с целью развития интереса к истории спорта, желания побеждать  в себе свои отрицательные привычки и эмоции;

- проведение дней здоровья, спортивных соревнований, праздников;

- лекции (лектории), беседы, консультации по проблемам сохранения  и  укрепления здоровья, профилактики вредных привычек;

- создание общественного совета по здоровью, включающего представителей администрации, учащихся старших классов, родителей, разрабатывающих и реализующих здоровьесберегающую деятельность.

- наличие системы и специалистов, способных квалифицированно и грамотно вести беседу с учащимися разных возрастов;

- нецелесообразно использование в практике просветительско-воспитательной работы пропаганды новых «нетрадиционных» идей, систем оздоровления (биодобавки, диеты и т.п.)

8.

Психологическая и социальная службы

- создание  комплексной системы педагогической, психологической и социальной помощи и их  психологическое сопровождение;

- организация тренинговых занятий по психопрофилактике стрессогенных  состояний для учащихся и учителей;

- проведение анкетирований, тестирований учащихся школы;

- сбор необходимой информации:

  • социальный паспорт школы, класса
  • обследования семьи
  • карта обследования социально-дезадаптированных несовершеннолетних
  • паспорт семьи и т.д.;

- создание кабинета психологической разгрузки.

- проведение диагностической, профилактической,  коррекционной и консультативной работы

9.

Здоровье-сберегающие условия обучения детей

 - соблюдение

  • воздушно – теплового режима
  • светового режима
  • условий санитарного состояния помещений
  • требований к использованию учебной мебели
  • питьевого режима
  • эстетики школьного здания и двора
  • чистоты и постоянная дезинфекция школьных туалетов
  • проектно – сметной документации для постройки теплого туалета в начальном блоке

- соблюдение норм СанПиН и предписаний органов надзора, постоянный контроль за санитарно – гигиеническим состоянием условий обучения в школе

Ожидаемые результаты

  1. Создание благоприятной образовательной среды, способствующей сохранению здоровья, воспитанию и развитию личности.
  2. Улучшение состояния здоровья учащихся и педагогов, сокращение количества простудных и вирусных заболеваний, заболеваний желудочно – кишечного тракта.
  3. Укрепление и оздоровление социально – психологического климата в коллективах учащихся и учителей.
  4. Оптимизация учебного и воспитательного процесса.
  5. Устойчивая мотивация к ЗОЖ, готовность учащихся к реализации личностного потенциала.
  6. Выработка форм поведения, помогающих избежать опасностей для жизни и здоровья.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа педагогического коллектива над решением проблемы сохранения здоровья школьников

Наша школа уже не один год работает над  решением проблемы сохранения здоровья учеников и педагогов, поскольку важной задачей современного образовательного учреждения выступает поиск таких ...

Буклет для родителей "Рекомендации по сохранению здоровья школьников"

Рекомендуется в качестве раздаточного материала для проведения родительских собраний по тематике "Рациональное питание школьников, правильный режим дня"...

Здоровьесберегающие технологии, как фактор сохранения здоровья школьников

Применение новых технологий в системе здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса приведёт к нормализации, грамотности применения новейших методов и форм работы в образовании детей...

Сохранение здоровья школьников в период подготовки к ГИА и ЕГЭ

Цель: 1. Информировать родителей об основных опасностях нервного напряжения («экзаменационного стресса») для здоровья учащихся и о правилах сохранения здоровья в предэкзаменационный период....

Полезные советы для родителей по сохранению здоровья школьников

Современным ученикам приходится нелегко: в школе у них до восьми уроков в день, а после учебы еще и домашние задания готовить нужно. Так что времени на отдых вообще не остается. Как помочь ребенку выд...

Родительское собрание по сохранению здоровья школьников и формированию здорового образа жизни

   Рост образования в обществе - необходимый, важный элемент соци­ально-культурного и экономического развития страны. На образование, обеспечивающее социальное развитие личности, ложи...

Общешкольное родительское собрание по сохранению здоровья школьников и формированию здорового образа жизни

   Рост образования в обществе - необходимый, важный элемент соци¬ально-культурного и экономического развития страны. На образование, обеспечивающее социальное развитие личности, ...