Развитие творческих способностей на уроках музыки.
статья на тему

  Творчество! Вот великое спасение от страданий, великое облегчение жизни!

                                                                                                       Ф. Ницше.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_tvorcheskikh_sposobnostey_na_urokakh_muzyki.doc39.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

  Развитие творческих способностей на уроках музыки.

  Творчество! Вот великое спасение от страданий, великое облегчение жизни!

                                                                                                       Ф. Ницше.

  Большое влияние на развитие творческих способностей ребенка оказывает музыка. Во вступительной статье к программе по музыке Д.Кабалевский писал: "Всемирно развивая различные формы приобщения школьников к музыке, всегда надо иметь в виду, что в основе любой из этих форм лежит эмоциональное, активное восприятие музыки. Восприятие музыки нельзя сводить к одному из "видов деятельности" учащихся, ... активное восприятие музыки - основа музыкального воспитания в целом, всех его звеньев". Таким образом, возникает двойная связь: восприятие музыки – все виды музыкальной деятельности; связь, которая и обусловливает неразрывность и единство всей музыкальной деятельности учащихся.

  Настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие музыки - одна из самых активных форм приобщения к ней, потому что при этом активизируется внутренний, духовный мир учащихся, их чувства и мысли. Вне восприятия музыка как искусство вообще не существует. Бессмысленно говорить о каком-либо воздействии музыки на духовный мир детей и подростков, если они не научились слышать музыку, как содержательное искусство, несущее в себе чувства и мысли человека, жизненные идеи и образы.

  Только самостоятельное творчество детей на уроке разбудит их дремлющие способности. Поэтому много внимания уделяю видам деятельности, развивающим именно творческую жилку в ребенке. На своих уроках стремлюсь наряду со слушанием музыки и вокально-хоровым исполнением уделять значительное место пластическому интонированию, импровизации.

  Умение слышать музыку и размышлять о ней я воспитываю в ребятах с самого начала школьных занятий музыкой. Уже на первом уроке первого года обучения в классе должен быть установлен непреложный закон: когда в классе звучит музыка, ни один из ребят не должен поднимать руки. При этом необходимо, чтобы ребята сразу же поняли, что они должны выполнять этот закон не потому, что того требует дисциплина, а потому, что когда звучит музыка, только внимательно следя за ее звучанием, можно глубоко воспринять ее и по-настоящему понять.

  Творчество детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Слушая музыку, ребенок всегда слышит не только то, что в ней самой содержится, что заложено в ней композитором (и, конечно, исполнителем), но и то, что под ее влиянием рождается в его душе, в его сознании, то есть то, что создает уже его собственное творческое воображение. Так прослушанное произведение рождает в нем сложный сплав объективного содержания музыки и субъективного ее восприятия. К творчеству композитора и к творчеству исполнителя присоединяется творчество слушателя!

  Воображение у ребят, особенно младшего школьного возраста, как правило, яркое, живое, и "музыкальные картинки" они слушают с удовольствием, причем чаще всего с закрытыми глазами, чтобы не отвлекаться, а увидеть музыку в своем воображении.

Развитию творческих способностей свойственны определенные этапы:
   1. Накопление впечатлений;
   2. Спонтанное выражение творческого начала в зрительных, сенсорно-моторных, речевых направлениях;
   3. Импровизации двигательные, речевые, музыкальные, иллюстративность в рисовании;
   4. Создание собственных композиций, являющихся отражением какого-нибудь художественного впечатления: литературного, музыкального, изобразительного, пластического.

  Преодоление этих этапов осуществляется при решении следующих задач:
   1. Воспитание нравственно-эстетической отзывчивости, эмоциональной культуры учащихся, развитие фантазии, воображения при восприятии художественных произведений в их диалектической взаимосвязи с окружающим миром;
   2. Выявление художественно-творческих устремлений на основе проблемных, поисковых методов обучения: беседы, игровой импровизации, диалога, наблюдения, сравнения, а также знаний соответствующего типа;
   3. Формирование музыкальных знаний, умений и навыков таких, как:
Сравнение различных музыкальных воплощений явлений окружающего мира;
Определение по характеру музыки того или иного персонажа, создание его словесного и живописного портретов;
Осознание элементарных принципов звуковысотной и ритмической организации музыки, высоких и низких, долгих и коротких звуков;
Сочинение простейших музыкальных попевок, характеризующих настроение, состояние;
Элементарное постижение выразительной сущности музыкальной интонации как основы для приобщения к пению;
Умение ритмично двигаться в соответствии с характером музыки.

  Среди разнообразных творческих заданий в вокально-хоровом музицировании выделяю:

  • выразительное произнесение текста разучиваемой песни, приближающееся к музыкальному интонированию, как бы ее рождение;
  • поиски литературных произведений, родственных по образному строю разучиваемому произведению;
  • сравнение поэтической интонации с мелодическим строем, как перенос интонационно-речевого опыта детей на различные формы музицирования ;
  • сочинение подголосков;
  • окружение разучиваемой песни "веером" сходных, родственных интонаций, позволяющее непроизвольно формировать у детей обобщенный образ мелодии;
  • внутреннее слушание интонации данной песни;
  • активное включение в игровые ситуации, в диалоги - музыкальный "разговор ";
  • сопоставление мелодий, отдельных музыкальных фраз на основе интонационного постижения.

 Результатом детской творчески-игровой деятельности на уроке становятся различные виды элементарных форм импровизации как наиболее естественного для детей вида творческой деятельности. Спонтанность, сиюминутность рождения и воплощения многих идей, атмосфера незапрограммированного для ребенка творчества составляют суть деятельности на уроке. Двигательные, инструментальные, интонационно-речевые импровизации и различные комбинации из них, умело направляемые и организуемые, позволяют практически решить один из вечных вопросов музыкальной педагогики – обучение и воспитание через творчество.
   При сохранении задач музыкального воспитания, реализуемых в начальной школе, в среднем звене школы музыкальная работа приобретает в большей степени обучающую направленность. На новый уровень поднимается общение учителя и учащихся по поводу прослушиваемых и исполняемых на уроке произведений – это уже сотрудничество, совместный поиск решения учебно-художественных проблем, при чутком отношении к вкусам, интересам и потребностям учащихся. Формирование музыкальной культуры учащихся 5-7-х классов происходит в опоре на приобретенный ими ранее музыкальный опыт, а также на совокупность учебных тем обобщающего, ключевого характера.
   Важнейшее условие формирования музыкально-познавательных интересов учащихся - это такая организация работы, при которой каждый из них “добывает” и осмысливает музыкальные знания в посильном самостоятельном труде. С этой целью не сообщать учащимся готового понятия. А ставить перед ними задачу – самостоятельно определить это понятие, раскрыть его сущность. Уроки музыки дают ученикам возможность развивать воображение, формируют художественную интуицию, высказывать свое собственное мнение.

  В заключении хочу вспомнить слова Ф. Достоевского «Творчество… есть цельное, органическое свойство человеческой природы… Оно есть необходимая принадлежность человеческого духа. Оно так же законно в человеке, пожалуй, как две руки, как две ноги, как желудок. Оно неотделимо от человека и составляет с ним целое».  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей на уроках музыки и во внеклассной работе

Мною разработаны и успешно применяются на уроках и во внеклассных мероприятиях различные творческие задания  для учащихся 1-8 класса....

Развитие творческих способностей на уроках музыки в рамках ФГОС

Важнейшая задача эстетического воспитания в школе - развитие в учащихся творческого начала, в чём бы оно не проявлялось - в математике или в музыке, в физике или в спорте, в общественной работе....

Развитие творческих способностей на уроках музыки.

Базовая модель обобщения опыта учителя музыки Галкиной Надежды Николаевны....

Развитие творческих способностей на уроках музыки

Важнейшая задача эстетического воспитания в школе – развитие в учащихся творческого потенциала. Сегодня обществу нужна   творческая личность,  умеющая планировать будущие действия для д...

Развитие творческих способностей на уроках музыки с учётом требований ФГОС

Развитие творческих способностей , одна из важнейших задач уроков музыки.Использование различных игр , технологий помогают учителю сделать этот процесс интересным и увлекательным....