Преимущества кейс-технологии при подготовке к выполнению творческого задания (части С) на ЕГЭ
статья (11 класс) на тему

Белова Елена Тимофеевна

Опыт работы по подготовке к написанию части С на ЕГЭ по русскому языку

Скачать:


Предварительный просмотр:

Преимущества кейс-технологии при подготовке к выполнению творческого задания (части С) на ЕГЭ

В связи с реформами образования в нашей стране, происходит постоянный поиск эффективных методов обучения, одним из которых  и является так называемая кейс-технология.

Кейс-технология является одним из вариантов информационных технологий. Она основана на предоставлении учащимся информационных образовательных ресурсов в виде специальных наборов (кейсов) учебно-методических материалов, предназначенных для изучения. Учебно-методические материалы предоставляются с использованием различных видов носителей и любыми приемлемыми для организации учебного процесса способами. Причем применение кейс-технологии возможно в сочетании с другими образовательными технологиями и не требует обязательного компьютерного обеспечения, хотя не исключает его использования на любом этапе работы.

Особую сложность на ЕГЭ по русскому языку представляет для  выпускников  выполнение части С - написание сочинения-рассуждения с опорой на текст, с которым обучающиеся до этого не были знакомы.

Какова основная цель написания сочинения-рассуждения части С? Анализ художественной или публицистической статьи, фрагмента или отрывка текста по определенному плану.

Есть два пути разбора:

а)        дать детям план написания, посоветовать приобрести предложенные ФИПИ пособия, провести несколько консультаций и практических работ;

б)        использовать кейс-метод.

При выборе второго пути необходимы два условия: хороший кейс и выбор методики работы.

Выбор методики был нелегким, продумывалась форма работы, структура рабочей программы, поскольку ее разделы в 11 классе не совсем совпадают с необходимым, конкретным материалом для подготовки к аттестации; нужно было выделить отдельные  уроки с общей темой «Готовимся к ЕГЭ» для открытия возможности кейс-технологии.

ЕГЭ включает задания с различным уровнем сложности: 1-я степень - выполнение задания части А; 2-я степень - выполнение заданий части В; 3-я степень - выполнение творческого задания части С. Подготовка к самой сложной части и вызвала моё пристальное внимание.

Используя кейс-технологию, я преследовала следующие цели:

  • «погружение в текст», в ходе которого ученики эмоционально переживали то, что чувствовали участники событий (это формирует их ценностные установки);
  • способствовала тому, чтобы учащиеся пришли к выводу о том, что из любой  ситуации существует много выходов, и определили, от чего зависит тот или иной выход, т.е. формировалась ответственность детей  за выбор;
  • развитие компетентностей обучающихся;
  •  создание ситуации успеха; желала, чтобы у учащихся  сформировалась уверенность в успешной сдаче  экзаменов.

Мной была определена структура урока обучения написанию сочинения-рассуждения (часть С)

Собирали кейс постепенно, начиная с создания рекомендаций к обучению анализу по каждому пункту плана; для этого сама добросовестно изучила всю информацию по данному вопросу, проанализировала уже опробованную другими преподавателями методику кейс-технологии, отобрала ту, которая доступна и приемлема в данном конкретном случае, четко определила этапы учебного процесса; в обобщенном алгоритме работы с содержимым кейса выделила 6 ступеней (и так по каждому разделу плана).

Начинали с главного пункта - найти проблему в тексте.

  1. ступень - введение в задачу: деление на рабочие группы по 3-5 человек, в которых есть «ведущий» (он организует обсуждение вопроса), «аналитик» (он подвергает сомнению идеи и формулировки), «протоколист» (он фиксирует все, что относится к позиции группы, а затем участвует в обсуждении), «наблюдатель» (он следит за последовательностью действий в соответствии с представленной задачей); совместное чтение представленного текста для обсуждения (текст у всех групп одинаковый).
  2. ступень - сбор информации по кейс-задаче: что такое проблема, где её можно найти в тексте, каким способом можно сформулировать, чем отличается от темы, какова функция проблемы, сколько можно найти проблем, какими речевыми клише можно воспользоваться (методические рекомендации и указания выдаются каждой группе).
  3. ступень - принятие решений: выбор одной проблемы, формулировка одним словом или словосочетанием или выделение проблемы в форме вопроса.
  4. ступень - рассмотрение альтернатив: выступление «протоколиста» каждой группы с предложением своей проблемы, выбор одной общей и сравнение с эталонным вариантом, предложенным учителем.
  5. ступень - сравнительный анализ: в рабочей тетради находится предложенный для работы текст (каждой группе - разные варианты), выбирается из предложенных формулировок правильный вариант или определяется правильность выбранной кем- то проблемы.
  6. ступень - презентация решений: составляется методическое пособие для определения проблемы текста (записываются рабочие материалы в специально заведенные тетради или оформляется буклет «Заветные 23 балла») http://nsportal.ru/sites/default/files/2015/02/01/pamyatka-buklet_zavetnye_23_balla_.docx;
  7.  подбирается или составляется учителем (учащимся) презентация для кейса «Проблема текста», с включением не только отработанного материала, но и типичных ошибок, которые возникают при проверке по «Общим критериям оценивания ответа на задание третьей части работы (С)».

Такие уроки ведутся периодически по всем пунктам плана работы над сочинением-рассуждением.  К концу года у каждого выпускника собирается методическое обеспечение (кейс) в полном объеме: сборник алгоритмов «Заветные 23 балла»; примерные тексты для анализа, с проблемами и авторской позицией; электронные презентации: «Сочинение части С», «Проблема текста», «Комментарий текста», «Аргументация текста»; «Энциклопедия жизненных и литературных аргументов»; сборник «Образцы лучших сочинений-рассуждений части С», составленный из работ учащихся класса.

Этот кейс представляет собой результат научно-методической деятельности учителя, но прежде чем взяться за внедрение его в свою деятельность, учитель должен четко ответить на вопросы:

  • Для кого и чего пишется кейс?
  • Чему должны научиться учащиеся?
  • Какие уроки они из этого извлекут?

Итак, во-первых, кейс пишется и собирается для учащихся, чтобы они могли готовиться к ЕГЭ не только в классе, но и сами, в спокойной домашней обстановке: ведь многим детям нужен индивидуальный темп обучения, ускоренный или замедленный, и не каждый ребенок способен работать в коллективе. Кроме         того,        при        огромном выборе дополнительной, специальной         литературы,        не        каждая семья у нас, в сельской местности, имеет возможность приобрести за достаточно высокую плату пособия, необходимые ученику, или воспользоваться Интернетом. При этом консультация и научение должны обязательно проходить          под руководством учителя.

Во-вторых, учащиеся должны научиться конкретизировать, обобщать и систематизировать теоретический материал, проводить необходимое им количество тренингов. Они должны научиться работать с предложенным методическим пособием.

В-третьих, выпускники методом диагностики, сравнения сами оценят свои возможности и определят свой будущий образовательный путь.

Основными критериями для разработки кейса для части С стали:

  • соответствие содержанию спецификации;
  • определение задач в строгой последовательности с кодификатором;
  • достаточный уровень осведомленности учащихся;
  • наличие у выпускников опыта групповой работы.

Выявились и ограничения на использование кейс-технологии:

она неэффективна в отношении ситуаций, лишенных альтернативных путей решения, при отсутствии избыточной информации с целью отбора необходимой; она бесполезна в начале учебного процесса, когда у учащихся не актуализированы знания по теме, так как требует опоры на уже имеющиеся знания и умения учащихся.

Поскольку все эти принципы сохраняются при составлении творческого задания части С, сразу выявились положительные стороны кейс-технологии:

  • ученик видит весь объем материала, который необходим по данной теме;
  • предполагаются задания по отработке только ранее изученного материала;
  • даже в случае пропуска занятий учащийся видит ещё не освоенные им вопросы и может поработать над ними самостоятельно;
  • выпускник может планировать время работы над данной темой;
  • к концу учебного года накапливается полный набор учебно-методических материалов (кейс), который старшеклассник может использовать для повторения и подготовки к аттестации;
  • каждый учащийся осваивает теорию, практику, самостоятельную работу, проходит контроль и видит результат своего труда, хотя этот результат приходит не сразу, а через определенное время;
  • создание ситуации успеха.               

Интерактивная методика требует оценивания не столько набора определенных знаний, сколько умения учеников анализировать конкретную ситуацию, принимать решение, логически мыслить, при этом лучше всего использовать многокомпонентный метод формирования итоговой оценки, составными частями которого будут оценки за:   - участие в дискуссии или презентации, измеренное уровнем активности обучающихся;

-  за подготовленные письменные работы.

На уроках русского языка эта проблема решается следующим образом. В процессе работы над кейсом, ребята могут разделять свои обязанности в решении проблемы. Одни учащиеся отвечают за теоретическую сторону вопроса, другие – за техническое оснащение проблемы (презентации, буклеты и прочие продуты деятельности). Учитель, в ходе работы учащимися над кейсами, ведет свои наблюдения и дает оценку их деятельности. Мною были разработаны следующие критерии оценивания на уроке:

Оценка письменной работы согласно критериям спецификации.

Оценка выступающего (выступающих):

  1. Грамотная речь – 3 балла.
  2. Емкость, лаконичность, полное раскрытие темы, решение проблемы – 3 балла.
  3. Качество ответов на дополнительные вопросы – 3 балла
  4. Доказательная база – 3 балла

Максимальное количество баллов – 12

12 баллов – оценка 5

9-11 баллов –  оценка 4

6-8 баллов – оценка 3

Оценка приложений (презентации, рисунки, буклеты и пр.)

  1. Качественность выполнения работы (соответствие работы основным особенностям изучаемой проблемы, соответствие с темой) – 5 баллов
  2. Полное отражение в приложении изучаемой проблемы – 5 баллов
  3. Оформление работы не должно мешать восприятию проблемы – 3 балла

Максимальное количество баллов – 13

13 баллов – оценка 5

10-12 баллов –  оценка 4

7-9 баллов – оценка 3

Оценка группы:

  1. Существенные дополнения к выступлению – 3 балла
  2. Индивидуальная работа в группе, индивидуальные задания – 5 баллов
  3. Участие в обсуждении проблемы – 4 балла

Максимальное количество баллов – 12

12 баллов – оценка 5

9-11 баллов –  оценка 4

6-8 баллов – оценка 3

За каждую работу над кейсом любой ученик может получить хорошую оценку. Данные критерии можно предложить экспертной группе, собранной из учеников того же класса. В этом случае стимул к работе у учащихся проявляется гораздо в большей степени, ведь оценивать их труд будет не учитель, а одноклассники.

  При работе с данной технологией нельзя не отметить такой положительный момент, как обучение самостоятельности и развитие творческой деятельности у учащихся, и, как следствие, создание «ситуации успеха»: ребята с удовольствием защищают свои проекты, проявляют удивительную фантазию, ищут нетрадиционные пути решения проблемы.

   Анализ кейса, данный обучающимся при письменной работе, считается удовлетворительным, если:

  • было сформулировано и проанализировано большинство проблем, имеющихся в кейсе;
  • были сделаны собственные выводы на основании информации о кейсе, которые отличаются от выводов других учеников;
  • решение ситуаций по смыслу и содержанию отвечают требованиям.

          Кейс-технология способствует развитию у обучающихся самостоятельного мышления, умения выслушивать и учитывать альтернативную точку зрения, аргументировано высказать свою. С помощью этого метода ученики имеют возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в группе, команде, находить наиболее рациональные решения поставленных проблем.

При использовании кейс-технологии у обучающихся были сформированы следующие компетентности:

Компетентность

 Характеристика

Способность принимать решения

Умение вырабатывать и принимать модель конкретных действий.

Способность к обучению

Умение искать новые знания, овладение умениями и навыками самоорганизации

Системное мышление

Умение всесторонне осмыслить ситуацию, провести её системный анализ

Самостоятельность и инициативность

Умение проявлять активность в ситуациях неопределенности

Готовность к изменениям и гибкость

Умение быстро ориентироваться в изменившейся ситуации, адаптироваться к новым условиям

Способность работать с информацией

Умение искать информацию, проводить её анализ, переводить её из одной формы представления в другую

Упорство и целеустремлённость

Умение отстоять свою точку зрения, перебороть противодействие со стороны партнёров

Коммуникативные способности

Умение отстаивать свою точку зрения, владение словом, умение вступать в контакт

Способность к межличностным контактам

Умение слушать и понимать собеседника

Проблемность мышления

Умение вырабатывать модели решения проблем

Результаты образовательной деятельности подтверждают эффективность использования кейс-технологии.

 Государственная (итоговая) аттестация выпускников 11-х классов по русскому языку 2012 -2013 учебного года:

Показатель

2012/2013

Количество участников ЕГЭ

   30

Средний балл участников по предмету

 64,9 при успеваемости 100 %

Средний балл по Ростовской области

   64,27

Средний балл по России

   63,4

6 обучающихся на ЕГЭ по русскому языку набрали свыше 80 баллов: Столярова Ирина – 84 б., Курдуманова Анастасия – 82 б., Щепелева Олеся – 92 б., Марченко Анастасия - 92 б., Наход Виктория - 95 б., Чернышева Виктория -95 б.

Количество учащихся, награждённых серебряными и золотыми медалями «За  успехи в учении»

Год

Количество учащихся в параллели 11-х классов

Количество учащихся, награждённых серебряными медалями

Количество учащихся, награждённых золотыми медалями

Подтверждение

2012 - 2013

30

2  (Марченко А.П., Курддуманова А.А.)

5 (Чернышева В.А., Бутрименко А.И., Наход В.И.,

Столярова И.А., Щепелева О.А.)

МБОУ Советская

СОШ Приказ №  32 28.06.13 г.

При использовании кейс-технологии были достигнуты цели:

  • развитие аналитического, творческого, критического, ориентированного на применение и решение проблем мышления;
  • практика поиска и выработки альтернативных решений, осознание многозначности практических (возникающих в реальной профессиональной деятельности) проблем и жизненных ситуаций;
  • способность и готовность к оценке и принятию решения;
  • гарантия более качественного усвоения знаний за счет их углубления и обнаружения пробелов знаний;
  • развитие социальных компетенций при работе в группе (включая учебу у других и с другими).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка учащихся к выполнению тестовых заданий части А в ГИА

В данном статье собраны основные правила, необходимые для подготовки учащихся к выполнению тестовы заданий части А....

Подготовка учащихся к выполнению тестовых заданий части В в ГИА

. В этой методической разработке собраны основные правила, необходимые для подготовки учащихся для выполнения тестовой части В  в ГИА....

В помощь студенту. Общие методические указания по выполнению самостоятельных заданий (часть 1).

Методические указания по выполнению самостоятельных заданий...

В помощь студенту. Общие методические указания по выполнению самостоятельных заданий (часть 2).

Методические указания по выполнению самостоятельных заданий...

Кейс-технологии в системе подготовки учащихся к Государственной итоговой аттестации по математике .

Материал выполнен в виде презентации. Презентация раскрывает основные направления и способы помощи учащимся в подготовке к Государственной итоговой аттестации по математике....

Презентация "Творческое проектирование, как способ выполнения творческих заданий"

В этой презентации я вычленила основные этаты творческого проектирования. Этим способом я работаю около  20 лет и вместе с ребятами получаем прекрасные результаты....

Общие рекомендации для успешного выполнения творческого задания на ОГЭ по английскому языку(раздел 4.Письмо)

Порядок работы над творческим заданием (Письмо.Этап 4)1) знакомство обучающихся с требованиями к выполнению, а также с критериями оценивания заданий раздела «Письмо»; 2) разбор заданий, сточки зрения ...


 

Комментарии

Белова Елена Тимофеевна

Опыт работы будет полезен учителям, работающим в 10-11 классах

Каплина Марина Владимировна

Очень интересный материал! Вы просто молодец! Желаю творческих побед!

Журавишкина Любовь Ипполитовна

Интересная статья. Обязательно возьму себе на заметку некоторые моменты. Спасибо.