Подготовка учащихся к выполнению тестовых заданий части В в ГИА
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему

Морозова Валентина Владимировна

. В этой методической разработке собраны основные правила, необходимые для подготовки учащихся для выполнения тестовой части В  в ГИА.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовка к ГИА.

Часть В

 

В 1 Ориентирует на выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения. Чаще всего это вопросы, ориентированные на стилистическую принадлежность слов. Может быть и вопрос, имеющий отношение к языковым явлениям.

Лексика с точки зрения стилистической окраски

  1. Нейтральная (дом, бежать, красивый, книга)
  2. Книжная (дерзновенный, созидательность, сподвижник, регресс)
  3. Разговорная (жадина, глубинка, вкуснятина, натрудиться)

Межстилевая, стилистически нейтральной, К ней относятся наименования предметов, явлений, качеств, действий и т.д., составляющие основу языка, например: дом, стена, хлеб, молоко; ветер, дождь, огонь; читать, писать, идти, спать; предлоги на, за, до…

Лексика разговорного стиля. Значительную часть ее составляет лексика разговорно-литературная и бытовая, к которым относятся слова и выражения, употребляемые в непринужденной беседе. С точки зрения стилистической разговорной лексике присуща некоторая сниженность, нередко большая экспрессия и эмоциональность. Ср. литературные и разговорные варианты: запасной механизм, часть к ч.-л. - запаска; ребенок грудного возраста - грудник, грудничок; современный, модный - модерновый; своевременно позаботиться о чем-либо - подсуетиться и т.п.

В  книжном стиле выделяются дополнительно несколько функционально-стилевых разновидностей: официально-деловая, научная, газетно-публицистическая, каждая из которых имеет свои лексические особенности.

В целом лексике книжных стилей свойственны следующие различительные признаки:

1) первичность письменной формы выражения;

2) абсолютная узаконенность значения употребляемых слов;

3) наличие большого количества абстрактной лексики;

4) четкость используемых терминологических систем;

5) редкие вкрапления иностилевых элементов;

6) активное использование в отдельных стилевых разновидностях (например, в газетно-публицистической речи) слов, обладающих особыми стилистическими свойствами (например, официальных, торжественных, возвышенных и т.д.).

Синонимы (гр. synonymos - одноименный) - это слова, различные по звучанию, но тождественные или близкие по значению, нередко отличающиеся стилистической окраской: здесь - тут, жена - супруга, смотреть - глядеть; родина - отечество, отчизна; храбрый - смелый, отважный, бесстрашный, безбоязненный, неустрашимый, удалой, лихой.

     Антонимы (гр. anti - против + onyma - имя) - это слова, различные по звучанию, имеющие прямо противоположные значения: правда - ложь, добрый - злой, говорить - молчать. Антонимы, как правило, относятся к одной части речи и образуют пары.

В лексической системе русского языка есть слова, которые звучат одинаково, но имеют совершенно разные значения. Такие слова называются лексическими о м о н и м а м и.

В 2  Данное задание проверяет умение определять вид словосочетание и заменять словосочетания, построенные на основе одного вида связи, синонимичным словосочетанием с другим видом связи.

В словосочетании зависимые слова связываются с главными тремя способами:  согласованием, управлением, примыканием. Классификация способов подчинительной связи основана на том, какой частью речи выражено зависимое слово.

Согласование — это способ связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах рода, числа и падежа, что и главное слово.

Управление — способ связи, при котором зависимое слово ставится при главном в определённом косвенном падеже с предлогом или без предлога.

Примыкание — способ связи, при котором зависимое неизменяемо слово (или форма слова) связывается с главным только по смыслу и интонационно.

тип связи

примеры

Какой частью речи является зависимое слово

Характеристика связи

Согласование

Частые встречи.

Прилагательное.

Главное слово диктует зависимому род, число и падеж, поэтому зависимое слово стоит в том же роде, числе и падеже, что и главное.

Летящий мяч.

Причастие.

Наше право.

Согласуемое местоимение.

Третий ряд.

Порядковое числительное.

Красавица дочка.

Профессор Чайников.

Согласуемое существительное.

Управление

Начало игры.

Жарко у печки.

Существительное (часто с предлогом).

Главное слово диктует зависимому только падеж. Зависимое слово «застывает» в определенном падеже (часто с предлогом).

Попросить её.

Местоимение в функции существительного.

Примыкание

Ходить пешком.

Наречие.

Главное слово не способно диктовать зависимому свою форму, потому что зависимое не изменяется.

Спать стоя.

Деепричастие.

Просил остаться.

Желание знать.

Хотел вернуться.

Неопределенная форма глагола.

Стать лучше.

Сравнительная степень прилагательного.

 

Задания В 3 и В 6 проверяют знания о грамматической основе предложения.

Подлежащее, способы его выражения

Подлежащее – это главный член двусоставного предложения; который называет то, о чём говорится в предложении. В роли этого члена предложения может выступать как одно слово, так и словосочетание.

Подлежащее – одно слово:

1) слова разных частей речи в предметном значении:

– существительное в И. п.:

Идёт дождь.

– местоимение-существиельное в И. п.:

Я люблю осень.

– прилагательное в функции существительного (субстантивированное) в И. п.:

Бородатый оглянулся.

– причастие в функции существительного (субстантивированное) в И. п.:

Сидящий поднял голову.

– наречие:

Твои завтра приедут?.

– междометие:

По лесу разносилось «ау».

2) количественные числительные в количественном (непредметном) значении:

Десять не делится на три без остатка.

3) инфинитив со значением действия или состояния: Учиться – дело нужное.

Местоположение подлежащего, выраженного инфинитивом, в предложении не закреплено (например, за абсолютным началом предложения); ср.: Дело нужное – учиться. Если в предложении один из главных членов выражен существительным в И. п. , а другой – инфинитивом, то инфинитив будет выступать как подлежащее.

4) слово любой части речи в любой грамматической форме, если в предложении о нём выносится суждение как о языковой единице: Иди – форма повелительного наклонения глагола; Не – отрицательная частица.

Подлежащее – словосочетание:

1. Подлежащее – фразеологически свободное, но синтаксически связанное словосочетание:

Брат с сестрой вернулись порознь – ср.: Мать с ребёнком ходила к врачу.

2) слово с количественным значением (колич. числит. , сущ. , наречие) + сущ. в Р. п.:

Прошло три года.

Куча вещей скопилась в углу.

У меня много работы.

3) при обозначении приблизительного количества подлежащее может быть выражено словосочетанием без И. п.:

От пяти до десяти процентов студентов сдают сессию досрочно.

4). Подлежащее – фразеологизм:

Впадать в истерику на ровном месте было его любимым занятием.

У него золотые руки.

 Сказуемое и его основные типы

      Сказуемое — это главный член двусоставного предложения, который обозначает действие или признак предмета речи. Самым общим вопросом к сказуемому является вопрос: что говорится о предмете речи? Также возможны вопросы: что делает (делал, будет делать) предмет? что с ним происходит (происходило)? каков он? что он такое? кто он такой? и др.

       По значению сказуемое делится на глагольное и именное. В зависимости от строения и способа выражения глагольное сказуемое бывает простым и составным; именное сказуемое всегда будет составным. Таким образом, основными типами сказуемого являются простое глагольное сказуемое, составное глагольное сказуемое и составное именное сказуемое.

       Простое глагольное сказуемое — это сказуемое, выраженное глаголом в форме одного из наклонений.

Способы выражения простого глагольного сказуемого

1. Глагол в форме одного из наклонений (в состав сказуемого могут входить частицы)        

Месяц скрылся уже за близким горизонтом черных гор.

Тучи как бы смазываются, сливаются.

Никогда не думайте, что вы уже все знаете.

2. Междометный (усеченный) глагол        

Сапоги мои — скрип да скрип под березою, сапоги мои — скрип да скрип под осиною...

3. Инфинитив в значении изъявительного наклонения        

Так ты кусаться, окаянная!

       Составное глагольное сказуемое имеет две части: вспомогательную и основную. Основная часть всегда состоит из инфинитива, выражающего основное лексическое значение сказуемого, вспомогательная же часть выражает модально-временное значение сказуемого и дополняет его основное содержание.

Способы выражения составного глагольного сказуемого

1. Фазовые глаголы (начать, продолжать, кончить, прекратить и др.)        

Владимир начинал сильно беспокоиться.

2. Модальные глаголы (мочь, желать, хотеть, решать, предполагать, стремиться, намереваться и др.)        

Хочу я с небом примириться.

Рассудок пытался возмутиться — и не возмущался.

3. Глаголы, выражающие эмоциональную оценку действия (любить, ненавидеть, бояться)

Я люблю скакать на горячей лошади по высокой траве против пустынного ветра.

4. Краткие прилагательные с модальным значением (должен, намерен, готов, обязан, рад, способен) или в самостоятельном употреблении, или с глаголом быть как показателем прошедшего или будущего времени                

Человек должен стремиться к высшей, блестящей цели.

Я должен был только передать вам письмо.

5. Устойчивые сочетания

 с модальным значением (изъявить желание, иметь намерение, иметь право, находить нужным и др.)                

Ты не имеешь права настаивать на этом.

Он был не в силах отменить приказ.

       Составное именное сказуемое также имеет две части: вспомогательную и основную.

       Вспомогательная часть составного именного сказуемого может быть выражена различными видами глагольных связок. 1. Отвлеченная, или незнаменательная, связка (глагол быть). Отвлеченная связка может быть нулевой (для передачи значения настоящего времени)         

Озеро было таинственное.

Справедливость — это основа доверия ребенка к воспитателю.

Не будет гражданин достойный к отчизне холоден душой.

2. Полузнаменательные связки (делаться, стать, становиться, являться, считаться, казаться, называться и т. д.)        

Дни становятся короче.

На курсах она считалась отличным стрелком.

3. Знаменательные связки (приехать, прийти, вернуться, наступить, стоять, сидеть, лежать и др.)        

Он пришел угрюмый.

Я сидел погруженный в глубокую задумчивость.

Кити стояла испуганная, робкая, пристыженная и оттого еще более прелестная.

Способы выражения именной части составного именного сказуемого  1. Существительное в форме им. или творит. п.         

Его (Есенина) поэзия есть как бы разбрасывание обеими пригоршнями сокровищ его души.

В искусстве слова все являются учениками друг друга.

2. Прилагательное:

 а) в краткой форме;

 б) в полной форме в им. п.;

 в) в полной форме в творит. п.;

 г) в форме сравнительной степени        

 Мне мил стихов российский жар.

Осенние зори хмурые, медленные.

Небо всегда было ярким и темным.

Настроение солдат становилось все грознее.

3. Причастие в полной или краткой форме        

Охвачено сердце тревогой смутной.

Я ушел смущенный ее поступком.

4. Местоимение        

Вишневый сад теперь мой.

Я не такой.

5. Числительное        

Дважды два — четыре. Возраст дуба — две тысячи лет.

6. Наречие        

Дуня уже замужем.

Окна были настежь.

7. Инфинитив        

Курить — здоровью вредить.

8. Предложно-падежные формы существительных        

Небо было в тучах.

Низкая и узкая комната была без окон.

9. Неделимое (или фразеологическое) сочетание        

Варя была с заплаканными глазами.

Ермолай был человек престранного рода.

Он был тертый калач.

В4 и В5 . Простое осложнённое предложение

Простое предложение осложняется:

-- однородными членами предложения

--- вводными словами и предложениями

--- сравнительными оборотами

--- обособленными членами предложения

--- однородными членами предложения

 

Однородные члены предложения

Члены предложения, которые выполняют одну и ту же синтаксическую функцию, относятся к общему для них члену предложения и объединены друг с другом сочинительной связью, называются однородными, например: Хорошая книга — это верный, добрый, мудрый друг и советчик (Л. Кассиль).

Однородными могут быть как главные, так и второстепенные члены предложения, например: Деревья, дома, скамейки в парке были занесены снегом. Звуки росли, крепли, становились всѐ более властными. Человек должен быть человеком не только в своей радости, но и в испытании.

Не являются однородными членами предложения следующие конструкции:

- два глагола в одинаковой форме, указывающие на движение и его цель или образующие единое смысловое целое: пойду посмотрю, смотри не разочаруйся, ждѐм не дождѐмся;

повторяющиеся слова: И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры. (Н. Гоголь);

фразеологические выражения типа и день и ночь, ни да ни нет.

Однородные члены связываются с помощью сочинительных союзов и перечислительной интонации или только при помощи интонации, например: Трава после дождя стала сочной, яркой и мягкой. Капельки росы сверкают, переливаются.

При однородных членах могут быть обобщающие слова.

Слова, обобщенно обозначающие то, что отдельно перечислено однородными членами предложения, называются обобщающими.

Обобщающие слова, стоящие после однородных членов, имеют итоговое значение. В таком значении выступают чаще всего местоимения и наречия типа всѐ, все., каждый, всякий, никто, ничто, везде, всюду, нигде, всегда, никогда.  На красноватой траве, на былинках, на соломинках — всюду блестели и волновались бесчисленные нити осенних паутин (И. Тургенев).

Обобщающие слова, стоящие перед однородными членами, являются уточняемыми, т.е. их содержание конкретизируется с помощью однородных членов. В человеке должно быть всѐ прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли (Чехов).

Иногда однородные члены могут находиться между обобщающим словом — подлежащим и сказуемым, например: Всѐ это: звуки и запахи, тучи и люди — было странно красиво и грустно, казалось началом чудной сказки (М. Горький).

Предложения, осложнѐнные вводными словами, вводными предложениями и обращениями

Вводными называются слова, включенные в предложение для выражения отношения говорящего к тому, что он сообщает, для названия источника информации или подчѐркивания связи с предыдущим или последующим.

Группы вводных слов и сочетаний слов по их значению

Что выражают

Наиболее употребительные вводные слова и сочетания слов

Уверенность

Конечно, несомненно, безусловно, бесспорно, действительно и др.

Предположение, неуверенность

Очевидно, вероятно, кажется, может быть, по-видимому, пожалуй, наверное, должно быть и др.

Чувство радости, огорчения , удивления

К счастью, к сожалению, к несчастью, к удивлению и др.

Источник мысли

По-моему, по-твоему, по словам,, говорят, как водится, по преданию и др.

Порядок изложения мыслей

Во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец и др.

Связь данной мысли с предыдущей

Итак, следовательно, значит, таким образом, так, например, между прочим, кстати сказать и др.

Вежливость, привлечение внимания собеседника

Извините, простите, пожалуйста, позвольте, допустим, видите ли и др.

Кроме вводных слов, предложение может быть осложнено вводным предложением.

Предложение, включѐнное в другое предложение для выполнения тех же функций, что и вводное слово, и сохраняющее интонационные особенности вводного слова, называется вводным, например: Горный воздух, я думаю, действует благотворно на здоровье человека.

Вводные предложения в произношении выделяются паузами и интонацией (сравнительно быстрым произношением), например: Как важно сегодня — завтра может быть поздно — увлечь человека прекрасной задачей овладеть всей полнотой культуры (Коненков). Долгожданный мир (мы шли к нему четыре года) прочно вошѐл в сознание (Бондарев).

Обращение — это слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращена речь. Оно имеет форму именительного падежа и произносится с особой, звательной интонацией, например: Друзья! Прекрасен наш союз! (А. Пушкин).

Обращение не имеет строго фиксированного места в предложении. Оно может находиться в начале, в середине и в конце предложения.

Смысловое выделение обращения связано с интонацией.

Обращение, находящееся впереди предложения, выделяется звательной интонацией, т. е. произносится более высоким тоном, с паузой после обращения. Такое обращение может находиться вне предложения, например: Дорогие друзья! Мы рады видеть вас в стенах нашего колледжа.

В середине предложения обращение обычно выделяется интонацией вводности, например: Вам, больной, ещѐ рано ходить.

Обращение, находящееся в конце предложения, обычно слабо выделяется произношением, например: Вы сегодня хорошо подготовились, ребята.

Обращение не является членом предложения, не входит в грамматическую основу.

Предложения, осложнѐнные обособленными членами

Второстепенные члены предложения, которые, выделяясь интонационно и по смыслу, приобретают внутри предложения самостоятельность, называются обособленными, например: Представьте себе необозримое пространство, покрытое пѐстрым ковром всевозможных цветов.

Обособление — смысловое выделение второстепенных членов предложения с помощью интонации (в устной речи) и знаков препинания (в письменной речи).

Для выделения второстепенных членов употребляются запятые.

Названия членов предложения

Условия обособления

Примеры

Определение и приложение

1) относится к личному местоимению;

2) имеет добавочное значение причины, уступки;

3) стоит после определяемого существительного (распространѐнное, два или несколько нераспространѐнных);

4) одиночное приложение стоит после определяемого собственного имени 

Увлечѐнный чтением книг, я редко ходил в кино. Оглушѐнный гулом самолѐта, мальчик бросился бежать. Ночь, спустившаяся на землю, окутала всѐ непроницаемым мраком Мужчина средних лет, кардиолог, консультировал больного.

Обстоятельство

1) выражено деепричастным оборотом или одиночным деепричастием;

2) с предлогом несмотря на;

3) с производными предлогами (благодаря, вопреки, при условии и др.), обозначает причину, уступку или условие, стоит перед сказуемым (обособляется, но не всегда)

Слабо мерцали, отражаясь в воде, огни фонарей. Несмотря на трудности, мы справились с поставленной задачей. Вопреки предсказанию моего спутника, погода прояснилась и обещала нам тихое утро

Любой уточняющий второстепенный член

Уточняет стоящий перед ним такой же по значению второстепенный член (при уточняющих членах могут быть слова: то есть, или, особенно, даже, главным образом, в том числе, кроме, сверх, помимо даже)

Там, далеко над лесами, зарождалась заря. Летали альбатросы, то есть крупные морские чайки

Обособляются слова и словосочетания, уточняющие смысл предшествующих слов. Чаще всего уточняющими являются обстоятельства места и времени. Например:  

        В предместье, около боен, выли собаки; Даже сюда, через озеро, за километр, вместе с горячим воздухом, доносился гул и треск;  

        Реже встречаются уточняющие обстоятельства с другими значениями, например обстоятельства образа действия: Он встряхнул кудрями и самоуверенно, почти с вызовом, глянул вверх; Бабы зашумели все сразу, в один голос, не давая Давыдову и слова молвить. 

        Обособляются уточняющие определения со значением цвета, размера, возраста и так далее: Длинная, в несколько верст, тень ложилась от гор на степи; Она со страхом смотрела на дедовы руки в коричневых, глиняного цвета, старческих веснушках.

Запятыми  выделяются или отделяются сравнительные обороты, начинающиеся союзами будто, как будто, словно, нежели, чем, точно, что. Ветер дул навстречу, как будто силясь остановить молодую преступницу  (П.); С высоты мне виделась Москва, что муравейник  (П.); И старый кот Васька был к нему, кажется, ласковее, нежели к кому‑нибудь в доме  (Гонч.); … (А.Т.); Лучше поздно, чем никогда  (посл.).

Запятые не ставятся, если обороты носят фразеологический характер: Что пристал словно банный лист?  (Т.); Ты что это точно муху проглотила?  (М.‑С) Изменники точно в воду канули (Н.Н.); Точно из‑под земли  выросла коляска на шинах  (Алт.); Один Смольников был словно на иголках  (Копт.)

   Не выделяются запятыми сравнительные обороты с указанными союзами, если они входят в состав сказуемого или тесно связаны с ним по смыслу: Звёзды на тём ном небе словно блёстки, рассыпанные по бархату; Он смотрит  на жизнь будто сквозь розовые очки; Вода в заливе как будто чёрная тушь.

Виды односоставных предложений

Вид

Значение. Форма

Метод

подстановки

Примеры

1

Назывное (н)

Главный член предложения – подлежащее.

Вечер.

Раннее утро. Берег реки.

2

Определённо-

личное (о/л)

Действующее лицо мыслится

определённо. Глагол-сказуемое

стоит в 1 и 2 л. в наст. или буд. вр.

изъявит. и повел. накл.

Мест.: Я, ТЫ,

МЫ, ВЫ.

Расскажу тебе всё при встрече.

Скоро пойдём на прогулку.

Идите скорее сюда!

Убери за собой.

3

Неопределённо-

личное (н/л)

Действующее лицо мыслится

неопределённо.

Глагол-сказуемое

стоит в 3 л. мн. ч. наст. и буд. вр.;

повел. накл., мн. ч. прош. вр.;

мн. ч. условного накл.

Мест.: ОНИ,

ВСЕ.

За стеной играют на рояле.

Почту ещё не приносили.

Могли бы сделать и лучше.

4

Обобщённо-

личное (об/л)

Действующее лицо мыслится

обобщённо (все, любой, каждый).

Обычно:

Мест.: ТЫ,

ОНИ, ВСЕ.

На деньги ума не купишь.

Цыплят по осени считают.

5

Безличное (б/л)

Действующее лицо не мыслится,

нет производителя действия.

Главное – совершаемое действие.

 

Вечереет. Подморозило.

С деревьев капало.

Вам не видать таких сражений.

Под снегом можно найти цветы.

У меня не прибрано.

Денег у него нет, не было и не будет.

В 7, В 8, В 9 Сложные предложения

Сложносочинённое предложение — это сложное предложение, в котором простые предложения связаны сочинит ельными союзами и, как правило, равноправны грамматически и по смыслу.Сочинительные союзы, соединяющие простые предложения, находятся между простыми предложениями и не входят ни в одно из них.

По союзам и по значению сложносочинённые предложения делятся на шесть групп.

1. Сложносочинённые предложения с соединительными союзами: и, да (= и), ни — ни. В них говорится об  одновременности событий и явлений, или  об их следовании друг за другом, или  об обусловленности одного события другим.  Ни калина не растёт меж ними, ни трава не зеленеет (И. Тургенев)  Упали две-три крупные капли дождя, и вдруг блес нула молния. (И. Гончаров) Жизнь даётся один раз, и хочется прожить ее бодро, осмысленно, красиво (А. Чехов) (

2. Сложносочинённые предложения с разделительными союзами: или (иль), либо, ли — или, то — то, не то — не то, то ли — то ли. В них указывается на чередование явлений, на возможность (выбор) одного явления из двух или нескольких.  Залает пёс домовый, иль ветерок заше лестит в листах темнеющей пролетит (Н. Языков

3. Сложносочинённые предложения с противительными союзами: а, но, да (= но), однако, зато, же, только. В них одно явление противопоставляется другому или чем-то отличается от него. Чины людьми даются, а люди могут обма нуться (А. Грибоедов Они, конечно, не знают меня, да \я-то их зна] (Ф. Достоев ский)

 Сложносочинённые предложения с сопоставительными союзами: не только ... но и, не то чтобы ... а (но), если не ... то, не то что ... но (а), не столько ... сколько. В таких предложениях происходит сопоставление или противопоставление явлений по степени
значимости:   сообщаемое  во  втором  предложении  представлено как в том или ином отношении более значимое, действенное или убедительное по сравнению с тем, о чём говорится в первом (то, о чём говорится во втором предложении, обладает для говорящего большей степенью значимости)
Не только Соня без краски не могла выдержать этого взгляда, но и старая графиня и Наташа покраснели, заметив этот взгляд (Л. Толстой) 

5.  Сложносочинённые предложения с присоединительными союзами: да и, тоже, также, причём, притом. Второе предложение в них имеет характер добавочного или попутного замечания, часто неожиданного, как бы только что пришедшего в голову. Он чувствовал себя перед нею ребёнком, да и она считала его за ребёнка (Ф. Достоевский) 

 6. Сложносочинённые предложения с пояснительными союзами: то есть, а именно, В них указывается на тождество, равнозначность ситуаций, при этом второе предложение поясняет, конкретизирует мысль, высказанную в первом.  Мужская комнатная прислуга была доведена у нас до минимума, а именно: для всего дома полагалось достаточным не боль ше двух лакеев](М. Салтыков-Щедрин) — [ ], а именно [ ].

Сложноподчиненные предложения

Виды  придаточных  предложений (частей)  в СПП:

Виды придаточных

Вопросы

Способ присоединения

Примеры

Определительные

! Относятся к существит., местоимению.

Какой?

Чей?

Который?

Союзные слова: что, кто, который, где, куда, откуда,

Чей, какой?…

Люблю  людей, кому жизнь в радость.

Изъяснительные

!!! относятся в главном [ ] к словам со значением речи (говорит, просить, отвечать), мысли (думать, размышлять), чувства (радоваться, жаль, рад …)

Вопросы косвенных падежей(кого?чего?

Кому? Чему? кого ? что? Кем? Чем? о ком? о чём?

Союзы и союзные слова: что (бы), как будто,   ли,  куда,  где…

 

Смотри, как роща зеленеет.

Обстоятельственные:

1. Места

Где? Куда? Откуда?

Союзные слова: где, куда, откуда

Деревья кругом, куда ни взглянешь, были золотые.

Откуда ветер, оттуда и дождь.

2. Времени

Когда? С какого времени? До какого времени? Как долго?

Когда, с тех пор как, едва, как только, пока, перед тем как..

Только иногда, когда речь заходила о фронтах, незнакомец умолкал.

3.Условия

При каком условии?

Если, ежели, раз, коли…

Если начнутся дожди, палатки придется переносить выше.

4Причины

Почему? По какой причине?

Потому что, оттого что, так как, ибо,

Вследствие того что, поскольку…

Вероятно, это был медведь, потому что лось кричит не так и только осенью.

5. Цели

С какой целью? Для чего? Зачем?

Чтобы, для того чтобы, с тем чтобы,

Лишь бы

Чтобы не заблудиться, я решил вернуться на тропинку.

6. Следствия

Вследствие чего что произошло?

так что

Снег становился белее, так что ломило глаза.

7. Образа действия,

 Меры и степени

Как? Каким образом? В какой мере? В какой степени? До какой степени?

Как, сколько, будто, что, чтобы…

Говори так, чтобы я понял.

8. Сравнения

Как? Подобно чему?

В сравнении с чем?

как, будто, точно ,подобно тому как ,

чем..тем

Повалился он, будто кто-то

толкнул его. Мы втроем начали беседу, как будто век были знакомы.

.

9. Уступки

Несмотря на что?

хотя, несмотря на то что, пусть, пускай, даром что, как ни

Этот дом назывался постоялым двором, хотя возле него никакого двора не было

Присоединительные (добавочное сообщение)

Что можно добавить к этому?

Что, почему, отчего

Я остаюсь на даче на всю зиму, что оригинально и ново.

1. Сложноподчинённые предложения с однородным подчинением:

все придаточные предложения относятся к одному и тому же главному предложению или к одному и тому же слову в главном, придаточные предложения отвечают на один и тот же вопрос, то есть это придаточные одного и того же типа;

  1. между собой придаточные предложения связаны с помощью союзов или бессоюзно (со значением перечисления), подобно тому как связаны между собой однородные члены.

Мальчишки, притихшие, глядели вслед грузовику, 1 пока тот не отъехал за перекресток, 2 пока не рассеялась поднятая им пыль, 3 пока сам он не стал клубом пыли .4 

  

[   ]1, (пока — союз)2, (пока — союз)3, (пока — союз4).

 

2. Сложноподчинённые предложения с неоднородным (параллельным) подчинением:

  1. все придаточные предложения относятся к одному и тому же главному предложению;
  2. придаточные предложения отвечают на разные вопросы, то есть это придаточные разного типа.  

Когда он подъезжал к заднему двору,  1 Егорушка напряг своё зрение,  чтобы получше рассмотреть его .3

 

 (когда — союз)1, [   ]2, (чтобы — союз)3.

 

3. Сложноподчинённые предложения с последовательным подчинением.

В сложноподчинённых предложениях с последовательным подчинением главному предложению подчинено одно придаточное предложение (придаточное I степени), а этому придаточному предложению подчинено другое придаточное предложение (придаточное II степени) и т.д. Таким образом, придаточное предложение I степени является главным предложением для придаточного II степени и т.д.

 

Я слышал, 1 как Гайдар чистил котелок песком и ругал его за то, 2 что у того отвалилась ручка .3


[  гл.]1, (как — союз    гл. + ук. сл.)2 , (что — союз)3.

 

4. Сложноподчинённые предложения с комбинированным подчинением.

В сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными возможны комбинации связей: может быть одновременно однородное и последовательное подчинение; параллельное и последовательное и т.д.

 

Поэтому при разборе и расстановке знаков препинания не следует стремиться сразу составить общую схему или сразу расставить знаки препинания.

Пари заключается в том, что если ваш повелитель останется здесь на три дня,то вы без всяких отговорок должны исполнить то, что я вам скажу, а если он не останется, то я исполню любое приказание, какое вы мне дадите (Лесков).

 

[гл. + ук. сл.]1, (что — союз (если — союз)3то гл. + ук. сл.)2, (что — союз сл.)4а (если — союз)5, (то6, (какое — союз. сл.)7.

 

Бессоюзное сложное предложение

Знаки препинания

Примеры

Отношения между частями

Можно вставить

,

Облака рассеялись , на тёмно-синем небе засверкали звёзды.

Одновременность явлений.

Последовательность явлений.

И

И

;

Уже вечерело; солнце скрылось за небольшую осиновую рощу, лежавшую в полуверсте от сада.

Одновременность или последовательность явлений при условии осложнённости простых предложений.

И

:

Страшная мысль мелькнула в уме моём: я вообразил её в руках разбойников.

Печален я: со мною друга нет.

Снял часы, глядит: машина, точно мельница, в пыли.

Пояснительные.

Причинные.

Дополнительные.

Потому что, так как, а именно, как-то, и вижу…

-

Семь раз отмерь – один раз отрежь.

Солнце взошло – начинается день.

Молвит слово – соловей поёт.

 Закуковала кукушка – сей ячмень.

Сыр выпал – с ним была плутовка такова.

Выпала роса – день будет жаркий.

Противительные.

Временные.

Сравнительные.

Условные.

Быстрая смена событий.

Вывод, следствие.

А,но

Когда

Словно, будто

Если

Следовательно, значит

Сложные предложения с разными видами связи

Сложные предложения с разными видами связи — это сложные предложения, которые состоят не менее чем из трёх простых предложений, связанных между собой сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью. Для понимания смысла таких сложных конструкций важно понять, как сгруппированы между собой входящие в них простые предложения.

1) Печален я: со мною друга нетс кем долгую за пил бы я разлуку, кому бы мог пожать от сердца руку и пожелать весёлых много лет (А. Пушкин).

[ ]: [ сущ.], (с кем), (кому).

Это сложное предложение с разными видами связи: бессоюзной и подчинительной.

2) Переулок был весь в садах, и у заборов росли липы, бросавшие теперь, при луне, широкую тень, так что за боры иворота на одной стороне совершенно утопали в потёмках. (А. Чехов).

[  \ и [ ], (с. так что).

Это сложное предложение с разными видами связи: сочинительной и подчинительной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка учащихся к выполнению тестовых заданий части А в ГИА

В данном статье собраны основные правила, необходимые для подготовки учащихся к выполнению тестовы заданий части А....

Образец (примерный) бланка ответов учащихся при выполнении тестовых заданий КИР по технологии

Здесь представлены примерные образцы бланков ответов учащихся при выполнении тестовых заданий по предмету технология ( для 5, 6, 7, 8, и 10 -х, классов, кроме 9-х и 11-х классов)....

Организация самостоятельной работы на уроке как этап подготовки учащихся к выполнению домашнего задания

ull;Домашнее задание, домашняя самостоятельная работа учащихся является необходимой частью учебно-воспитательного процесса. Наиболее существенные из них - воспитательные: некоторые общеучебные умени...

Использование стратегий смыслового чтения при подготовке учащихся к выполнению текстовых заданий в итоговой аттестации по русскому языку в 9–11-х классах

Использование стратегий смыслового чтенияпри подготовке   учащихся к выполнению текстовых заданий в итоговой аттестациипо русскому языку в 9–11-х классах...

Использование стратегий смыслового чтения при подготовке учащихся к выполнению текстовых заданий в итоговой аттестации по русскому языку в 9–11-х классах

Использование стратегий смыслового чтенияпри подготовке   учащихся к выполнению текстовых заданий в итоговой аттестациипо русскому языку в 9–11-х классах...