Использование стратегий смыслового чтения при подготовке учащихся к выполнению текстовых заданий в итоговой аттестации по русскому языку в 9–11-х классах
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9, 11 класс)

Старикова Татьяна Викторовна

Роль стратегии  смыслового чтения при подготовке к ГИА по русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_strategiy_smyslovogo_chteniya.docx426.02 КБ

Предварительный просмотр:

Использование стратегий смыслового чтения
при подготовке   учащихся к выполнению текстовых заданий в итоговой аттестации

по русскому языку в 9–11-х классах

Старикова Т.В., учитель русского языка и

 литературы МБОУ «СОШ № 9»

 г. Новоалтайска Алтайского края

Чтение в истории развития человечества всегда играло важную роль. Это один из главных способов социализации человека, его развития, воспитания и образования. XXI век начался с привлечения внимания к чтению и письму, составляющих в их неразрывном единстве понятие грамотности. В настоящее время происходит переосмысление социальной, экономической, политической и культурной роли чтения с листа, с экрана и на слух как в нашей стране, так и во всём мире.[1]

Сегодня чтение, наряду с письмом и владением компьютером, относится к базовым умениям, является универсальным навыком: это то, чему учат, и то, посредством чего учатся.   Работая в школе 28 лет, обращаю внимание на то, что у детей слабо сформированы навыки чтения. Учащиеся не всегда могут понять, интерпретировать, оценить прочитанный текст.

В современной школе появился термин «смысловое чтение», который перерос в целую технологию. Конечно, разнообразные методы и приемы работы с текстом педагоги применяли всегда.  В современной системе образования технологии работы с текстом становятся одними из самых актуальных. Неслучайно Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы в качестве обязательного компонента овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной формах. Поэтому была выработана Примерная образовательная программа ООО – интегрированная программа «Стратегия смыслового чтения и работа с текстом», которая помогает подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения, начиная с 5 и заканчивая 11 классом.  

Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения.[2]Это чтение, которое подразумевает вникание в смысл текста, извлечение главных мыслей и максимально рациональное и эффективное использование информации.

Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами.  Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.

Исходя из документов, в том числе и из нового ФГОС и примерных программ по литературе,  а также ориентируясь на требования к компетентностям выпускников, можно выделить следующие умения в рамках смыслового чтения:

 осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

  извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;

 определение основной и второстепенной информации;

 свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей;

 понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.

Ежегодно выпускникам на экзаменационных испытаниях необходимо продемонстрировать умения работать с текстом: искать нужную информацию и понимать прочитанное,  уметь преобразовывать и интерпретировать информацию,  извлечённую из текста, уметь высказывать собственное суждение о прочитанном. Для многих учеников работа с текстом, написание сочинения является довольно сложным заданием, не всегда  и не всем удается справиться с ним.   Поэтому  подготовка к экзамену является важной составляющей всего  учебного процесса.  Готовить к этому испытанию нужно начинать уже с начальной щколы, но наиболее интенсивная подготовка ведётся в 8,9, 10,11 классах.

 Учитель вынужден решать сложную педагогическую задачу: достижения всеми учениками уровня обязательных результатов обучения.  Результаты ОГЭ и ЕГЭ зависят не только от интеллектуальных способностей ученика, но и от его личностного развития. Какие использовать методы и приемы,  решит сам учитель, исходя из своего опыта, уровня класса и каждого ученика. Как учитель русского языка и литературы могу утверждать, что без овладения технологией смыслового чтения невозможно полноценно подготовить учащихся к итоговой аттестации, так как и в ОГЭ, и в итоговом сочинении по литературе, и в ЕГЭ исходным для создания собственного текста является осмысление и понимание чужого текста художественной и научной направленности.    

СМЫСЛОВОЙ АНАЛИЗ  ТЕКСТА

Важной частью работы в формате ОГЭ является сжатое изложение. В ходе подготовки к написанию этой работы учителю предстоит выработать у обучающихся умение работать с информацией, классифицируя её как главную и второстепенную, используя приемы сжатия текста. Учащиеся должны, прослушав текст, найти микротемы «и передать главное содержание как микротем, так и всего текста в целом». Подобных же умений, правда, в чуть более измененном виде требует выполнение первого задания работы ЕГЭ, в котором экзаменуемому нужно «указать номера предложений, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте». Как можно заметить, эти два вида работы тесно связаны между собой и требуют умения анализировать текст, не относящийся к художественному стилю, выделяя главную информацию. Работу над подготовкой к этим заданиям целесообразно начинать на уроках развития речи с пятого класса, составляя план текста, анализируя его стилистические признаки. При работе с текстом главное – не исказить смысл текста, то есть не допустить фактическую ошибку, а это минус 2 балла на ОГЭ, минус 1 балл на ЕГЭ.

На протяжении всех уроков русского языка необходимо усиление внимания учащихся к смысловому аспекту текстов. В этом плане в структуре уроков   использую следующие типы упражнений:

1) выделите опорные слова в предложениях, докажите, что именно эти слова являются ключевыми для правильного понимания фрагмента;

2) трансформируйте сложное предложение в простое, сохраняя его смысл;

 3) составьте к абзацам текста опорные фразы, которые являлись бы ключами к их пониманию;

4) изложите сжато содержание предложения, абзаца, текста;

5) прочитайте предложения, в которых подчеркнуты детализирующие слова, сначала полностью, а потом без них, сравните их смысл;

6) подчеркните в тексте слова, которые могут быть опущены без ущерба для содержания;

7) выделите в тексте смысловые части. В каждой части определите основную мысль. Озаглавьте каждую часть. Сформулируйте главную мысль всего текста;

 8) проделайте следующую работу с текстом:

• составьте к тексту план;

• отберите наиболее существенную информацию в тексте и запишите её в соответствии с планом;

• через несколько минут «расшифруйте» написанное, то есть попробуйте заново восстановить полный текст по своей сокращённой записи;

Следует практиковать целостную работу над абзацем по следующему плану:

1. Выделить тему и основную мысль абзаца.

2. Обозначить ключевые слова, которые раскрывают основную мысль абзаца.

3. Записать основную информацию в том порядке, в котором она представлена в абзаце, исключив лишние детали, заменив отдельные признаки обобщающими.

4. Передать основную информацию (содержание) абзаца своими словами, по возможности, сохранив ключевые слова и стиль автора.

 Все эти приёмы формируют навыки, необходимые при написании изложения: при первом прослушивании текста для изложения определить тему и микротемы, а при повторном прослушивании выписывать ключевые слова. При систематическом обращении к таким упражнениям у ребят вырабатывается особенное внимание к слову, к смыслу, к авторскому замыслу.

Особое внимание при анализе текста  уделяю приёмам сжатия текстовой информации. Навыки компрессии текста ученики получают ещё в начальной школе, а в 5 классе программой предусмотрено написание подробного и сжатого изложения. Очень важно обращать внимание на определение микротем текста (абзацное членение). Этот критерий проверки изложения дает 2 балла, поэтому очень важно научить учащихся приемам компрессии (сжатия). При оценивании по критерию ИК2 максимальный балл можно получить при правильном использовании не менее 1 приёма для сжатия всего текста. То есть учащемуся достаточно знать всего лишь один приём и уметь применять его при работе с текстом, чтобы получить максимальный балл. Первый прием – обобщение конкретных, единичных явлений (сокращение текста целыми предложениями или частями в сложном, в которых не отражена главная мысль микротемы); второй прием – исключение подробностей, деталей (сокращаем, исключая сходные понятия, конструкции объединяем два предложения в одно); и, наконец, третий – упрощение (текст микротемы передаем своими словами). Умение применять все три приема сокращения в изложении оценивается 3-мя баллами.

Формируя умение сжимать текст,  опираюсь на опыт учителя МБОУ "СУВОУ для ОсДП" Литвиной Г. И. Остановлюсь на основных приёмах компрессии текста и примерных упражнениях  и заданиях для формирования умений применять приёмы сжатия текста:

 1) разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации:

 • сократите текст на одну треть (вдвое, на три четверти…), не искажая основной мысли;

 • сократите предложенный фрагмент, передав его содержание в одном-двух предложениях;

• уберите из предложенного фрагмента информацию, которая, с Вашей точки зрения, является лишней;

 • составьте на основе текста «телеграмму», т.е. выделите и очень коротко сформулируйте главное в тексте;

• подумайте, что можно исключить в каждой части текста, от каких подробностей отказаться, аргументируйте свою точку зрения.

УПРАЖНЕНИЕ 1

 Прочитайте предложение и подчеркните в нём главную информацию. Сверните исходную информацию, использую языковую замену слов, исключите второстепенную информацию.

Принято считать, что чистый воздух нужен только людям, подтверждением тому является устойчивый оборот как без воздуха, но чистый воздух необходим и в особо точном производстве, так как из – за пыли машины преждевременно изнашиваются.

Таков может быть окончательный вариант сокращения:

Чистый воздух нужен не только людям, он необходим в точном производстве.

Обращаем внимание учеников на то, что наряду с содержательным приёмом сокращения текста мы использовали и языковой приём: заменили сочетание чистый воздух местоимением, в первой части добавлена отрицательная частица не.

 2) свёртывание исходной информации за счёт обобщения (перевод частного в общее, языковые замены, исключение, слияние):

 • однородных членов обобщающим наименованием;

 • фрагмента предложения синонимом или синонимичным выражением;

 • предложения или его части указательным, определительным или отрицательным местоимениями;

 • сложноподчинённого предложения простым;

УПРАЖНЕНИЕ 2

Там, где это возможно, замените сложные предложения простыми.

1)      Трёх сосен, что так любил Пушкин, в Михайловском сейчас нет.

2)     В ясный день вы увидите в лесу, как осенняя паутина блестит на солнце.

3)     Мы расположились на отдых у дерева, что растёт у самой воды.

УПРАЖНЕНИЕ 3. Трансформация словосочетаний и предложений.

Выберите из синонимичных языковых средств наиболее краткие и ёмкие, «экономичные».

оказать помощь – помочь; дать подтверждение – …; привести доказательство – … ; проводить исследование-…; проявлять интерес – …; выдвинуть предложения – …; проявить сочувствие - …

Замените придаточное предложение предложно-падежной конструкцией.

Для того чтобы осуществить – для осуществления;  для того чтобы получить – для получения

для того чтобы изменить – … ;  для того чтобы соединить – …

для того чтобы распределить – … ;  для того чтобы рассмотреть – …

УПРАЖНЕНИЕ 4.

Замените фрагмент предложения синонимичным выражением

Резко, с шумом закрыть - (захлопнуть)

Плохо растущий, болезненный - (чахлый)

Идти, делая частые, мелкие шаги - (семенить)

Говорить, перебивая друг друга - (наперебой)

Такой, в котором приятно и удобно жить - (уютный)

3) исключения повторов; фрагмента предложения; одного или нескольких синонимов; одного или нескольких предложений, несущих второстепенную информацию;

УПРАЖНЕНИЕ 5.

Запишите предложения, исключая повторы слов и словосочетаний.

  1. Война катилась на город, война шумела за околицей (А. Приставкин)
  2. Вокруг кто-то плакал, кто-то кричал, кто-то молился (Б. Полевой)
  3. Рожь была высока, солнце было прекрасно, и душа, не заслужившая этих сияющих и улетающих небес, жаждала неторопливых болей (И. Бабель)
  4. Незаметно проходит день, незаметно наступают потёмки. Стоит воздух, стоит одурелая от сна слободка, стоят звёзды в небе, стоит всё небо (К. Федин)

УПРАЖНЕНИЕ 6.

 Запишите предложения, исключая один или несколько синонимов

Попечителем одной из школ под Серпуховым был Гиляровский. И фотография

учеников есть: деревенские ребятишки с открытыми, простодушными, ясными лицами. (По Е. Киселёвой)

Попечителем одной из школ под Серпуховом был Гиляровский. И фотография

учеников есть: деревенские ребятишки с ясными лицами.

4) слияния нескольких предложений в одно (упрощение).

УПРАЖНЕНИЕ 7.

Перед вами два абзаца текста. Какая информация вам кажется факультативной? Какие предложения, перестроив, можно соединить? Используя различные приёмы сжатия текста, передайте основную информацию, заключённую в двух абзацах, так, чтобы объём вашего высказывания не превышал 35 слов.

(1)Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные цели, но и совсем не рациональные мечты. (2)Цель всегда конкретна, измеряема, достижима. (3) Например, целью может быть поступление в ВУЗ или покупка мотоцикла. (4) В любом случае можно заранее продумать и просчитывать, что нужно сделать, чтобы этого достичь. (45 слов)

Примеры выполнения работы учащимися:

1. Может показаться парадоксальным, но человеку нужны не только рациональные цели, но и совсем не рациональные мечты. 2. Цель конкретна и достижима, мы можем продумать или просчитать те действия, которые необходимы для её достижения. (32 слова)

Мы видим использование приёма исключения информации, содержащейся в 3-м предложении исходного текста, приёма слияния двух предложений – 2-го и 4-го, упрощение структуры этого предложения.

1.Людям нужны не только рациональные цели, но и совсем не рациональные мечты. 2. Можно заранее продумать, как добиться цели, но мечта – это нечто другое. (23 слова).

В данном варианте исключается информация 3-го предложения исходного текста, фрагмент 1-го предложения (может показаться парадоксальным), контекстуальный синоним (просчитать), слиты 2 предложения.

УПРАЖНЕНИЕ 8.

Прочитайте текст. Изложите его содержание с помощью одного простого или сложного предложения.

  1. Мы с Вовкой забрели в густой березняк. Над головой громко и надоедливо стрекотала сорока, перелетая за нами с дерева на дерево. Мы уже начали выбираться из зарослей, как вдруг Вовка хватает меня за руку и показывает. А там, в листве, висит большой такой тяжёлый комок из веток и сучков. (Ю.Дмитриев)
  2. Помню вечер перед Новым годом. Мне было шесть или семь лет. В подарок я получил книгу со сказками Андерсена. Так в моей жизни появился этот датский сказочник. (По К. Паустовскому)
  3. На шее у петуха огненное ожерелье. Спина серая, в мелких белых пестринках, а в пышном хвосте длинные, серпообразные сине-черные перья. Держался он гордо. Выступал вперёд широкой, отливающей бронзой грудью, высоко, будто на параде, поднимал лапы с загнутыми острыми шпорами. (Е.Носов)

                                                                                                                                           

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ МОДЕЛЕЙ ОГЭ И ЕГЭ

Основной и единый государственные экзамены (ОГЭ и ЕГЭ) в качестве государственной итоговой аттестации по русскому языку являются единой системой оценивания знаний, которые обучающиеся имеют возможность приобрести в течение обучения в школе. Важную роль в ходе подготовки обучающихся к ГИА играет понимание преемственности экзаменационных моделей ОГЭ и ЕГЭ, обеспеченной основополагающими подходами к их построению. Кропотливая работа по подготовке к успешной сдаче ГИА должна вестись непрерывно, начиная с пятого класса с учетом выполнения обязательных ВПР по русскому языку. Остановлюсь на отдельных заданиях, предусматривающих преемственность содержания и формулировок к ним.

3 задания (задания 6–8) ОГЭ нацелены на анализ текста, а именно проверяют глубину и точность понимания содержания текста, выявляют уровень постижения экзаменуемыми культурно-ценностных категорий текста: понимание проблемы, позиции автора или героя; характеристика героя.

Шестое задание предполагает смысловой анализ текста. Оно похоже на задание 2 ОГЭ 2019 г., но сложнее по модельной структуре. Это задание коррелирует с заданием 22 ЕГЭ 2020 и обеспечивает его успешное выполнение.

Отдельно хотелось бы отметить преемственность между заданиями № 9 ОГЭ и № 27 ЕГЭ. В основе этих заданий лежит работа с текстом. Выполнение задания ОГЭ является подготовительным этапом для написания сочинения, предлагаемого заданием № 27.   Принцип написания сочинения на ОГЭ и ЕГЭ во многом схож: необходимо тщательно проанализировать текст, прокомментировать его для понимания авторской позиции. В основе написания сочинений лежит комментарий авторского текста, собственная формулировка определения понятия или определения проблемы, выражение своей позиции, обоснованной примерами.

 Задание 9.2 – это сочинение-рассуждение о смысле представленного текста или отрывка текста. Обычно в задании дана цитата, которая содержит идею, основную мысль текста. Главная задача ‒ аргументированно объяснить смысл заданных строк, привести в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих их рассуждения, а значит, понять авторский замысел и выразить его своими словами.  

Задание 9.3 - сочинение-рассуждение на морально-этическую тему с опорой на предложенный во второй части заданий текст и собственный жизненный опыт. За основу будущего сочинения берется собственное определение, которое ученик должен дать тому или иному качеству или жизненному явлению, связанному со смыслом текста, использованного для выполнения основных заданий во второй части. Поскольку написать необходимо именно рассуждение, его основу должны составить размышления, анализ, а не пересказ представленного ранее текста. Главная задача ‒ прокомментировать понятие, подтвердить свои рассуждения примером-аргументом из прочитанного текста, опираясь на понимание смысла слова.

Задание  № 27 в работе ЕГЭ требует более серьезных навыков работы с анализом текста: «Прокомментируйте сформулированную проблему, включите  в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста. Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними». Экзаменуемый должен рассмотреть проблему (ценностное понятие), содержание которого  нельзя раскрыть, если сформулировать только его словарное значение, не поясняя его, не переведя его в поле личностных смыслов автора текста. Именно этим объясняется значимость комментария для оценивания по данному критерию. Разработчики КИМов отказались от оценивания примеров-иллюстраций с опорой на литературный материал, и фокус сместился непосредственно на анализ незнакомого текста. Теперь это задание выявляет уровень овладения смысловым чтением, нужным метапредметным аспектом, который связан с критическим мышлением. Для выполнения этого задания выпускник должен владеть одним из видов смыслового чтения – изучающим, т.е. критическим чтением, которое имеет целью извлечение полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста.

КРИТИЧЕСКОЕ ЧТЕНИЕ - вид коммуникативного чтения; предполагает оценку прочитанного путём соотнесения содержания текста с личной точкой зрения читателя, его знаниями, собственным жизненным опытом. Такое чтение предусматривает полное и точное понимание текста, позиции автора, литературных приемов и особенностей авторского стиля. Этот вид чтения базируется на чтении с полным пониманием содержания текста и интегрирует различные виды чтения, предполагает высокий уровень развития умений чтения, способность анализировать содержание, стиль, языковую форму, подвергать критической оценке прочитанное. [3]

Ознакомившись с текстом, выпускнику следует выяснить, какие проблемы затрагивает автор. Проблема – это вопрос.

Поэтому нужно ответить на три основных вопроса:

  1. О чем прочитанный текст?
  2. Какие вопросы задает автор?
  3. К какому выводу приходит автор по каждому из этих вопросов?

Итак, основные вопросы, которые задает автор, - и есть проблемы, поставленные автором текста. Ответы на них - это позиция автора.

Для того чтобы не ошибиться в определении проблемы, поставленной в  тексте, нужно выделить в тексте смысловой предмет (о чем говорится в тексте) и смысловой предикат (что об этом говорится). В этом и помогает технология смыслового чтения. Первый и последний абзац содержат основной смысл текста и выводы. В оставшейся части содержатся, как правило, аргументы к утверждению. Начальные предложения абзацев, так же как и ключевые слова, содержат основную информацию.

Один из лучших способов понимания утверждений автора – передача прочитанного утверждения своими словами. Если человек владеет содержанием только в виде заученных формулировок, значит, он не осознал смысл прочитанного.

Процесс чтения должен завершаться формированием собственного критического мнения. Критическое мнение не означает несогласие. Оно означает собственное отношение к содержанию текста, которое может как совпадать с авторским, так и не совпадать. В результате у школьников формируются способности выражать своё отношение к прочитанному, давать оценку той информации, которую они получили, оценивать героев произведения. Учащиеся, вступая в диалог с автором текста, спорят с ним или соглашаются с его мнением, строят свой текст.

Таким образом, смысловое чтение, научит ребёнка максимально точно понимать содержание текста, улавливать все детали и практически осмысливать извлечённую информацию.

Как помочь ученику овладеть навыками «смыслового чтения»?

Одним из главных путей развития читательской грамотности является стратегиальный подход к обучению смысловому чтению. Для работы с текстом на каждом из этапов  выбираем свои стратегии.

Стратегии смыслового чтения — разные комбинации приёмов, которые используют ученики для восприятия графически оформленной текстовой информации, а также её переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей. По определению Н. Сметанниковой, «путь, программа действий читателя по обработке различной информации текста является стратегией». В случае успеха учащийся запоминает способы своего действия, операции, используемые ресурсы, переносит стратегию в другие ситуации, делает ее универсальной.

Таким образом, стратегия (в обучении) – это в первую очередь систематизированный план, программа действий и операций, осознанно применяемая для управления обучением с целью его улучшения.

Для того чтобы выбрать максимально эффективную стратегию, нужно владеть определенным набором стратегий. Выбор в первую очередь должен быть определен видением цели чтения, знаниями и опытом в области содержания текста и умениями, опытом использования различных стратегий.

В своей работе я использую некоторые типы стратегий и приемов смыслового чтения, разработанные Н. Сметанниковой. Ниже приводится их краткое описание.

https://www.eduneo.ru/wp-content/uploads/2018/05/%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%81%D1%82-1.png

Как видим, существует множество различных приемов работы с текстом. Я начинала использовать несколько стратегий, прежде чем поняла, какая является наиболее   результативной. Познакомлю лишь с несколькими приёмами, которые практикую на своих уроках.

I этап. Работа с текстом до чтения. Стратегии предтекстовой деятельности.

Стратегии предтекстовой деятельности представляют собой достаточно новое явление в работе учителя. Если раньше, согласно традиционной методике, на этапе предчтения текста давалось лишь одно задание  «Прочитайте текст», а основное внимание уделялось контролю понимания прочитанного, то теперь мы знаем, что чем лучше организован этап предчтения, тем легче учащемуся читать текст и выше достигаемый им результат. Сказанное можно представить в виде рисунка:

Предтекстовые ориентировочные стратегии нацелены на постановку задач чтения и, следовательно, на выбор вида чтения, актуализацию предшествующих знаний и опыта, понятий и словаря текста, а также на создание мотивации к чтению.[4]

Цель – развитие антиципации (умение предполагать, прогнозировать содержание текста). 

Задача – выработать мотивацию к прочтению текста.

Антиципация: предвосхищение последующего содержания или плана текста и предваряющие чтение вопросы

С помощью антиципации — догадки, мысленного предвосхищения содержания и плана последующего изложения — читатель забегает мыслью вперед. Он не только понимает то, о чем говорит автор в тексте, читаемом в данный момент, но и предполагает, догадывается — по логике развития мысли автора,— о чем тот должен сказать вслед за этим. Читатель превращается в своеобразного соавтора. Он сам «продолжает» авторский текст, сам мысленно «пишет» продолжение.

 Строя гипотезу, читатель привлекает запас своих знаний по данному вопросу. Благодаря этому он заранее входит в круг обсуждаемых проблем, а затем активно сравнивает то, что высказано в тексте, с тем, что он знает из прошлого своего опыта.

Итог — высокая интеллектуальная активность; текст осмысливается глубоко и критически, что, собственно, и требовалось.[5]

Стратегия «Прогноз по заголовку». «Рассечение вопроса»

Целью стратегии является смысловая догадка о возможном содержании текста на основе анализа его заглавия.

Ход работы:

- Прочитайте заглавие текста.

- Подумайте, о чем может идти речь в  тексте  К.Г.Паустовского «Хитрый заяц»? (учебник М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской «Русский язык. 5 класс»)

– Попробуйте спрогнозировать содержание по первой строчке произведения.

Стратегия «Мозговой штурм» («Корзина идей»).

Целью стратегии является актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме текста.

Задание: ответьте на вопросы перед чтением текста А.Ф.Савчука  «Шоколадный торт» (учебник М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской «Русский язык. 5 класс», упр. 699):

 – Как вы думаете, о чем будет текст? Кто может быть главным героем? Какое событие в тексте может быть описано?

II этап. Работа с текстом во время чтения

Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации, обобщение части прочитанного текста, постановка вопросов обобщающего характера, высказывание предположений по дальнейшему развитию сюжета и роли героев в композиции текста и тд).

Главная задача – обеспечить полноценное восприятие текста. Основные стратегии на этапе текстовой деятельности – диалог с автором, комментированное чтение.

Стратегия «Чтение в кружок»

Цель стратегии: проверка понимания читаемого вслух текста.

Ход работы:

1. Каждый «член кружка» читает по абзацу текст. Наша задача - читать с пониманием, задача слушающих - задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. У нас есть только одна копия текста, которую мы передаём следующему чтецу. (Если  имеются копии текста у других членов группы, их нужно отложить в сторону.)

2. Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют. Первым всегда читает учитель, он передаёт первому ученику, затем второму и т.д.

Например, при подготовке учащихся 9 класса к устной части по русскому языку работаем с  текстом про Москву (1 абзац: Москва - столица России. Её история насчитывает уже более 870 лет. Первые упоминания о Москве относятся к далёкому 1147 году, связаны они с именем Юрия Долгорукого. Его считают основателем города, поэтому в самом центре столицы князю поставлен памятник.)

После чтения абзаца следовали такие вопросы:

- Сколько лет насчитывает история Москвы?

- С чьим именем связывают первые упоминания о Москве?

- К какому социальному сословию относился Юрий Долгорукий?

Так как первая часть ОГЭ по русскому языку – это написание изложения, использую данную стратегию для подготовки к нему. Включаю аудиозапись текста не целиком сразу, а частями, по микротемам.

«Чтение про себя с вопросами»

  Цель стратегии - научить читать текст вдумчиво, задавая самому себе всё более усложняющиеся вопросы.

Ход работы:

1. Мы будем учиться читать с вопросами информационный текст Г. Маркова из упр. 452. (учебник М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской «Русский язык. 7 класс») Прочитайте первый абзац и задайте вопросы. Остальные члены группы отвечают на них.

2. Прочитайте про себя второй абзац. Работайте в парах. Один задаёт вопросы, другой - отвечает.

3. Прочитайте третий абзац. Поменяйтесь ролями. Задавайте вопросы и отвечайте на них.

Так школьники учатся задавать вопросы разного уровня сложности.

Мне нравится стратегия  стратегия «Чтение с остановками» по результатам исследования Международной ассоциации чтения признана учителями многих стран одной из самых эффективных в работе со слабоуспевающими учащимися, так как её цель – управление процессом осмысления текста во время его чтения.  Суть  заключается  в  чтении отрывка текста и ответов  на  вопросы к  нему до перехода  к  чтению следующего отрывка. Вопросы направлены  на контроль общего понимания прочитанного отрывка и прогнозирование содержания  последующего. При чтении следующего отрывка читатель подтверждает  или  отклоняет свою гипотезу, сравнивая её с реальным  содержанием  текста.

Эту стратегию лучше использовать для  повествовательного текста или текста-рассуждения. Скорее  всего, вопросы  к  тексту будут «открытыми»,   требующими рассуждения, формулирования своей точки  зрения: почему? зачем?  каким  образом? Я как учитель предварительно работаю с текстом, который учащимся предстоит читать в классе. Разбиваю текст на смысловые отрывки и готовлю к ним вопросы.

Так в 6 классе при подготовке к изложению о Владимире Ивановиче Дале (учебник М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской «Русский язык. 6 класс», упр. 75) говорю учащимся, что мы будем читать исходный текст с остановками, во время которых вам будут задаваться вопросы, одни из них направлены на проверку понимания, другие — на прогноз содержания последующего отрывка. Примеры вопросов:

Ребята, а вы знаете, кто такой В.И. Даль? Известно ли вам, чем он знаменит?

Далее обучающиеся читают отрывок из текста и отвечают на вопросы к нему до перехода к чтению следующей части текста. Вопросы должны быть направлены на контроль общего понимания прочитанного отрывка и прогнозирование содержания следующего. Например,

- О каком времени года идет речь? Благодаря каким словам вы это поняли?

- Кем был седок по званию?

- Как вы думаете, куда направлялись ямщик и его спутник? Что могло произойти с ними в пути?

Ребята с удовольствием работают, высказывают свои мнения, учатся мыслить, анализировать, размышлять и синтезировать сказанное.

Задача учителя в этой стратегии: найти в тексте оптимальные места для остановки. Данный прием способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.

III этап. Работа с текстом после чтения. Стратегии послетекстовой деятельности.

Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом.

Главная задача – обеспечить углубленное восприятие и понимание текста, ставить вопрос к тексту в целом, далее следует беседа, результатом которой должно стать понимание авторского смысла.

https://www.eduneo.ru/wp-content/uploads/2018/05/%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%8B.png

Эту стратегию можно использовать работая над заданиями упр. 249 (учебник М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской «Русский язык. 7 класс») Организуйте в группе диалог на тему «Почему люди стали меньше писать друг другу письма?»  

- Что пришло письмам на смену?

- Как теперь люди общаются между собой?

- Как вы считаете, в чем плюсы и минусы такого общения?

- Согласны ли вы, что письмо, написанное от руки, получить приятнее, чем письмо в соц. сети?

Стратегия «Отношения между вопросом и ответом» - одна из самых эффективных   послетекстовых   стратегий. От  остальных она отличается тем, что обучает  процессу осмысления текста, а   не контролирует результат (понял - не  понял), показывает необходимость   поиска места нахождения ответа.

Цель стратегии - обучение пониманию  текста.

Ответ на вопрос может быть в тексте или в голове читателя. Если ответ в тексте, он может находиться в одном предложении текста  или в нескольких его частях. Чтобы ответить на вопрос, надо найти точный ответ в одном предложении текста. Если он содержится в нескольких частях текста, такой ответ надо формулировать, соединяя их.

Если ответ в голове читателя, то в одном случае  читатель составляет  его, соединяя то, что автор говорит между строк или в косвенной  форме, и то, как сам читатель интерпретирует слова автора.

Можно провести такую работу по выявлению уровня понимания текста упр.452 (учебник М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской «Русский язык. 7 класс»)

- Как вы понимаете выражения: «ковер из разноцветных лоскутьев», «попахивает прелью»?

-Найдите в тексте слова в переносном значении.

Стратегия «Тайм-аут»

Целью этой  стратегии  является самопроверка и оценка понимания текста путём обсуждения его в парах и в группе.

Ход работы:

1. Прочитайте самостоятельно про себя 1-й пункт текста. Дальше работайте в парах.

2. Задайте друг другу вопросы уточняющего характера. Ответьте на них. Если у вас нет уверенности в правильности ответа, вынесите свои вопросы  на обсуждение всей группы после завершения работы с текстом.

3. Проделайте ту же работу со следующими абзацами.

4. Найдите значение новых слов, пользуясь любой стратегией.

5. Суммируйте то новое, что вы узнали из текста.

Традиционно работа с такими текстами после чтения – составление  плана.

Составление различных планов текста.

№ абзаца

Ключевые слова

Вопросный план

Тезисный план

1

 сказки, из чернильницы, как, достаёшь, ручкой с пёрышком

достаёшь, ручкой с пёрышком)

Откуда дедушка сказки берет?

Сказки из чернильницы.

2

Поступил в школу, из чернильницы, сказка не зацепляется

Почему Сережа расстроен?

Сказка не зацепляется.

Задания такого родам направлены  отработку умения сжимать текст, вычленять самое важное в нем, что особенно актуально в процессе подготовки к экзаменам.

Стратегия «Кубик Блума» 

На гранях кубика написаны начала вопросов: «Почему?», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись». Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу по той грани, на которую выпал кубик.  Ученик бросает кубик и отвечает на вопрос, начинающийся со слова, которое выпало на грани. Если ответ дается не полный, то другие дети могут дополнить его или исправить.

Вопрос «Назови» нацелен на уровень репродукции, т.е. на простое воспроизведение знаний.

Вопрос «Почему» – ученик в данном случае должен найти причинно – следственные связи, описать процессы, происходящие с определенным предметом или явлением.

- Почему гости отказались танцевать и есть торт?

Вопрос «Объясни» – ученик использует понятия и принципы в новых ситуациях.

C:\Users\5E00~1\AppData\Local\Temp\Rar$DIa6276.38185\Развертка_куба.jpg

Покажу использование этой стратегии при подготовке к написанию сжатого изложения по тексту Е.Пермяка «Перо и чернильница» (учебник М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской «Русский язык. 5 класс», упр. 513)

 Предложи своё  объяснение фразы текста «не в одну чернильницу глядеть будешь».

Назови лексическое средство, которое использует автор в этой части текста (в вопросе внука и в ответе деда), чтобы быть убедительнее?

Придумай такой заголовок текста, чтобы он отражал не тему ("Перо и чернильница"), а идею текста?

Почему Серёжа расстроен?

Объясни, как понимаешь дедушкины слова? Чему мудрый старый человек хочет научить маленького?

Поделись своими размышлениями об идее текста. 

Убеждена, что большим подспорьем в работе каждого учителя-словесника должны стать материалы из книги «Методика редактирования текста» А. Э. Mильчина,. М.: Логос, 2005г.: «Для глубокого понимания текста необходимо, чтобы этот текст стал объектом вашей мыслительной деятельности, активно вошел в сознание. Это возможно только в том случае, когда читатель оперирует содержанием этого текста, манипулирует им так, что благодаря этому смысл, вложенный в текст автором, адекватно понимается читателем, а все стороны содержания раскрываются ему в полной мере.

   В ходе экспериментов психологи открыли, что для углубленного понимания текста в целом и во всех деталях человек прибегает к определенным мыслительным приемам. Это и есть приемы манипулирования текстом. Что же это за приемы?

  1. Мысленное составление плана текста (его структурно-логический анализ).

Как же этому научиться? Психологи на основе опытов пришли к выводу, что обучаться составлению плана надо путем

логического анализа текста с помощью последовательно задаваемых вопросов:

  • о ком или о чем говорится в данной части текста;
  • что именно говорится.
  1. Соотнесение содержания текста с теми знаниями, которыми уже владеет читатель, включение содержания текста в систему знаний, сложившуюся у читателя.

Мы лучше понимаем, когда содержание можно выразить иначе, другими словами. Сами попытки «выразить содержание иначе» являются одним из средств понимания. В ходе этого приема (цепи рассуждений, переформулирований мысли автора) нередко удается развить и более содержательно определить мысль автора

  1. Соотнесение разных частей текста: той, что читается, с теми, что уже прочитаны, но не по структуре, как при составлении плана, а по содержанию.

Ранее прочитанное и понятое служит фундаментом для понимания того, что читается сейчас, поскольку содержание разных частей произведения всегда так или иначе взаимосвязано.

  1. Использование наглядных представлений, образов описываемого в тексте.

Видя в своем зрительном воображении описываемое в тексте, читающий глубже и яснее понимает существо текста, лучше закрепляет в памяти прочитанное, облегчая себе всякого рода сопоставления.

  1. Антиципация — предвосхищение, угадывание последующего изложения.
  2. Постановка читателем предваряющих изложение вопросов.

Используя указанные приемы, читатель достигает глубокого и отчетливого понимания текста и лучше, острее замечает всякого рода несообразности в нем.

Многое дадут читателю и вопросы, связанные со смыслом и ролью отдельных слов. Особенно важна способность замечать, выделять характерные смысловые детали текста, т.е. способность к его смысловому микроанализу. [6]

С какими проблемами сталкивается учитель при формировании навыков смыслового чтения? Какие шаги можно предпринять для ликвидации этих проблем?

Проблема 1. Работа по формированию навыков смыслового чтения не должна ограничиваться только уроком и многократным обращением к одному и тому же тексту.

Шаги: Ребёнок должен иметь возможность самостоятельно работать с текстом, а далее сопоставлять свою работу с работой других обучающихся.  При этом происходит речевое развитие ребёнка.

Проблема 3. Использование в процессе обучения лишь традиционных технологий и методов обучения.

Шаги: Изучение и использование учителем инновационных педагогических технологий: как нельзя лучше работает на формирование навыков смыслового чтения технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП).  

Проблема 4. Узкий круг самостоятельного детского чтения. Дети мало читают научно-познавательной литературы, произведений русских классиков.

Шаги: Используем возможности урока развития речи для знакомства детей с текстами разных стилей, раскрытия особенностей их построения, черты отличия от художественных текстов, показываем приёмы работы с такими текстами».  

Если использовать различные приёмы смыслового чтения с 5 класса, то при подготовке к изложению в 9 классе и сочинению в 11 классе учащиеся  смогут найти ключевые слова в текстах, выделить главную мысль, извлечь информацию из текста для осознанного построения речевого высказывания. Каждую стратегию надо отрабатывать на уроках в ходе совместной деятельности учителя и учащихся.

   

Литература

1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н.  Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – М.: Издательство ИКАР, 2009. – 448 с.

2. Мильчин А.Э. Методика редактирования текста. М., 2005. С. 72–89.

3.Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя / Н.Н. Сметанникова. – М.: Баласс, 2011. – 128 с. (Образовательная система «Школа 2100»).

4. Спицына И. А. МБОУ "Гимназия №25" г. Курска.  «Методы и приемы смыслового чтения на уроках русского языка и литературы»


[1] Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя. Сметанникова Н.Н., 2011.Стр. 4

[2] Методы и приемы смыслового чтения на уроках русского языка и литературы.

Спицына И. А. МБОУ "Гимназия №25" г. Курска 

[3] Азимов Э. Г., Щукин А. Н.  Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – М.: Издательство ИКАР, 2009. – 448 с.

[4] Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя. Сметанникова Н.Н., 2011.Стр 41

[5] Методика редактирования текста. А. Э. Mильчин, Изд. 3-е, перераб. и доп. М.: Логос,
2005

[6] Методика редактирования текста. А. Э. Mильчин, Изд. 3-е, перераб. и доп. М.: Логос,
2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика подготовки учащихся к выполнению части (С) государственной итоговой аттестации (в форме ЕГЭ) по истории

Система подготовки учащихся к успешной сдаче Экзамена по истории в форме ЕГЭ....

Формы и методы работы по подготовке учащихся к новым видам итоговой аттестации по русскому языку в 9 и 11 классах (ГИА и ЕГЭ).

Подготовка к итоговой аттестации – это всегда ответственный процесс. На территории Мордовии ЕГЭ был введен в качестве эксперимента  еще в 2002 году. Конечно же,  за довольно продолжите...

Использование стратегий смыслового чтения при подготовке учащихся к выполнению текстовых заданий в итоговой аттестации по русскому языку в 9–11-х классах

Использование стратегий смыслового чтенияпри подготовке   учащихся к выполнению текстовых заданий в итоговой аттестациипо русскому языку в 9–11-х классах...

Использование стратегий смыслового чтения при подготовке учащихся к выполнению текстовых заданий в итоговой аттестации по русскому языку в 9–11-х классах

Использование стратегий смыслового чтенияпри подготовке   учащихся к выполнению текстовых заданий в итоговой аттестациипо русскому языку в 9–11-х классах...

Использование стратегий смыслового чтения при подготовке учащихся к выполнению текстовых заданий в итоговой аттестации по русскому языку.

Использование стратегий смыслового чтения при подготовке учащихся к выполнению текстовых заданий в итоговой аттестации по русскому языку....

Использование стратегий смыслового чтения при подготовке учащихся к выполнению текстовых заданий в итоговой аттестации по русскому языку.

Использование стратегий смыслового чтения при подготовке учащихся к выполнению текстовых заданий в итоговой аттестации по русскому языку....