Использование стратегий смыслового чтения при подготовке учащихся к выполнению текстовых заданий в итоговой аттестации по русскому языку.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9, 11 класс)

Антипина Пелагея Васильевна

Использование стратегий смыслового чтения при подготовке учащихся к выполнению текстовых заданий в итоговой аттестации по русскому языку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование стратегий смыслового чтения при подготовке учащихся к выполнению текстовых заданий в итоговой аттестации по русскому языку.

Ежегодно выпускникам на экзаменационных испытаниях необходимо продемонстрировать умения работать с текстом: искать нужную информацию и понимать прочитанное,  уметь преобразовывать и интерпретировать информацию,  извлечённую из текста, уметь высказывать собственное суждение о прочитанном. Для многих учеников работа с текстом, написание сочинения является довольно сложным заданием, не всегда  и не всем удается справиться с ним.   Поэтому  подготовка к экзамену является важной составляющей всего  учебного процесса.  

Ментальная карта - это техника визуализации мышления, способ систематизации знаний с помощью схем.

Ментальные карты воспринимаются лучше, чем списки, графики, таблицы и тексты, в силу того, что лучше соответствуют структуре человеческого мышления.

Ментальная карта основывается на принципах психологии и требует четкого соблюдения правил составления карты.

Какие задачи решают ментальные карты:

34e285c28e.jpg

Ментальная карта \ Кластер

0_5549c4_adffc417_orig.jpgslide_1.jpg

Требования к составлению ментальной карты:

  • Яркие цвета
  • Особенные стили
  • Система обозначений
  • Иллюстрации и обозначения
  • Дополнительные заметки
  • Однозначность
  • Определенное оформление

Структура МК для сжатого изложения:

Структура МК для сочинения:

Стратегия «Чтение в кружок»

Цель стратегии: проверка понимания читаемого вслух текста.

Ход работы:

1. Каждый «член кружка» читает по абзацу текст. Наша задача - читать с пониманием, задача слушающих - задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. У нас есть только одна копия текста, которую мы передаём следующему чтецу. (Если  имеются копии текста у других членов группы, их нужно отложить в сторону.)

2. Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют. Первым всегда читает учитель, он передаёт первому ученику, затем второму и т.д.

Например, при подготовке учащихся 9 класса к устной части по русскому языку работаем с  текстом про Москву (1 абзац: Москва - столица России. Её история насчитывает уже более 870 лет. Первые упоминания о Москве относятся к далёкому 1147 году, связаны они с именем Юрия Долгорукого. Его считают основателем города, поэтому в самом центре столицы князю поставлен памятник.)

После чтения абзаца следовали такие вопросы: Сколько лет насчитывает история Москвы? С чьим именем связывают первые упоминания о Москве? К какому социальному сословию относился Юрий Долгорукий?

Так как первая часть ОГЭ по русскому языку – это написание изложения, использую данную стратегию для подготовки к нему. Включаю аудиозапись текста не целиком сразу, а частями, по микротемам.

Стратегия «Кубик Блума» 

На гранях кубика написаны начала вопросов: «Почему?», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись». Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу по той грани, на которую выпал кубик.  Ученик бросает кубик и отвечает на вопрос, начинающийся со слова, которое выпало на грани. Если ответ дается не полный, то другие дети могут дополнить его или исправить.

Вопрос «Назови» нацелен на уровень репродукции, т.е. на простое воспроизведение знаний.

Вопрос «Почему» – ученик в данном случае должен найти причинно – следственные связи, описать процессы, происходящие с определенным предметом или явлением.

- Почему гости отказались танцевать и есть торт?

Вопрос «Объясни» – ученик использует понятия и принципы в новых ситуациях.

Покажу использование этой стратегии при подготовке к написанию сжатого изложения по тексту Е.Пермяка «Перо и чернильница». 

 Предложи своё  объяснение фразы текста «не в одну чернильницу глядеть будешь».

Назови лексическое средство, которое использует автор в этой части текста (в вопросе внука и в ответе деда), чтобы быть убедительнее?

Придумай такой заголовок текста, чтобы он отражал не тему ("Перо и чернильница"), а идею текста?

Почему Серёжа расстроен?

Объясни, как понимаешь дедушкины слова? Чему мудрый старый человек хочет научить маленького?

Поделись своими размышлениями об идее текста. 

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика подготовки учащихся к выполнению части (С) государственной итоговой аттестации (в форме ЕГЭ) по истории

Система подготовки учащихся к успешной сдаче Экзамена по истории в форме ЕГЭ....

Федотова Е.Ю., Комлева И.С., Федорчук О.Ф. Система районных диагностических работ с использованием программного комплекса «Знак» при подготовке учащихся 9 и 11 классов к итоговой аттестации

Вот уже несколько лет в Кировском районе Санкт-Петербурга в рамках проекта «Управление качеством образования» реализуется разработанная в районе технология управления предметными образовательным...

Использование стратегий смыслового чтения при подготовке учащихся к выполнению текстовых заданий в итоговой аттестации по русскому языку в 9–11-х классах

Использование стратегий смыслового чтенияпри подготовке   учащихся к выполнению текстовых заданий в итоговой аттестациипо русскому языку в 9–11-х классах...

Использование стратегий смыслового чтения при подготовке учащихся к выполнению текстовых заданий в итоговой аттестации по русскому языку в 9–11-х классах

Использование стратегий смыслового чтенияпри подготовке   учащихся к выполнению текстовых заданий в итоговой аттестациипо русскому языку в 9–11-х классах...

Использование стратегий смыслового чтения при подготовке учащихся к выполнению текстовых заданий в итоговой аттестации по русскому языку.

Использование стратегий смыслового чтения при подготовке учащихся к выполнению текстовых заданий в итоговой аттестации по русскому языку....