Формы и методы работы по подготовке учащихся к новым видам итоговой аттестации по русскому языку в 9 и 11 классах (ГИА и ЕГЭ).
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9, 11 класс)

Ипполитова Татьяна Степановна

Подготовка к итоговой аттестации – это всегда ответственный процесс. На территории Мордовии ЕГЭ был введен в качестве эксперимента  еще в 2002 году. Конечно же,  за довольно продолжительный период времени у  каждого учителя сформировался свой определенный  стиль подготовки обучающихся к экзаменам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эссе

Формы и методы работы по подготовке учащихся к новым видам итоговой аттестации по русскому языку

в 9 и 11 классах (ГИА и ЕГЭ).

.

Выпускные экзамены – первая по-настоящему серьезная проверка эффективности учебной деятельности ученика под руководством учителя.

Жизнь доказала, что успешность человека определяется не объемом знаний, а умением их применять. Этим обусловлен переход от традиционной формы экзамена к новой. Анализ экзаменационных работ показывает, что объектом контроля являются не отдельные знания, умения и навыки, а их комплекс, составляющий ту или иную компетенцию.

Подготовка к итоговой аттестации – это всегда ответственный процесс. На территории Мордовии ЕГЭ был введен в качестве эксперимента  еще в 2002 году. Конечно же,  за довольно продолжительный период времени у  каждого учителя сформировался свой определенный  стиль подготовки обучающихся к экзаменам. Педагог продумывает каждый урок, каждый элемент урока.  

Девизом моей работы является высказывание В.А. Сухомлинского: «Поставь над собой сто учителей – они окажутся бессильными, если ты не сможешь сам заставлять себя и сам требовать от себя». Поэтому  я считаю, что качество сдачи экзамена зависит также   от мотивации и целеустремленности учащихся: какого результата они хотят добиться? Конечно, не все учащиеся осознают значимость знаний в их дальнейшей жизни, но здесь большая роль отводится нам, учителям и родителям, готовым всегда прийти на помощь ученикам.

Я с гордостью могу сказать, мои ученики никогда не имели репетиторов, своих учеников я готовлю к сдаче экзамена сама. А сельские  дети требуют к себе особенного подхода, так как эти дети часто со слабыми знаниями; в семьях, к сожалению, низкая образовательная среда, не способствующая развитию ребенка. Если ребенка с детства не приучили слушать и слышать, если родители не контролируют успеваемость, то успех ученика полностью зависит от учителя. Поэтому сельскому педагогу некогда расслабляться, он должен везде и всюду быть примером для учащихся и много-много трудиться. Моя задача – научить всех учеников с учетом их возможностей и способностей. Это очень трудная и ответственная работа.

Моя работа как учителя-предметника включает в себя:

- изучение нормативных документов по итоговой аттестации;

- изучение демонстрационных вариантов КИМ и изменений в них;

- составление рабочих программ;

- индивидуальный и дифференцированный подход в обучении на уроках русского языка и литературы;

- работа со слабоуспевающими учениками;

- работа с одаренными детьми;

- ведение диагностических карт;

- мониторинг уровня усвоения учебного материала;

- проведение дополнительных и индивидуальных занятий;

- проведение репетиционных экзаменов;

- анализ результатов, выявление недочетов.

Подготовка учащихся к ОГЭ и ЕГЭ осуществляется по следующим направлениям: информационная работа, содержательная подготовка, психологическая подготовка. Использую технологии проблемного обучения, групповой деятельности, информационно-коммуникационные технологии. Составляю тематические карточки для подготовки к экзаменам из сборников предыдущих лет, из Открытого банка заданий ФИПИ, использую в течение нескольких лет  комплекс материалов для подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ, изданных «Интеллект -  Центром».  Получается колоссальный объем и разнообразие тренировочных вариантов. Важно подбирать трудные варианты из КИМов разных лет и редакций, разбирать их, записывать верные ответы, давать затем на проверочных и диагностических работах. Необходимо осуществлять одинаковую нагрузку как по содержанию, так и по времени, для всех школьников( сильных и слабых) в равной мере. Содержание КИМов ставит всех учеников в равные условия и предполагает объективный контроль результатов, то есть слабый ученик не получит скидку на то, что он слабый.

Наиболее эффективно выстраивать подготовку по тематическому принципу, формировать устойчивый общий способ деятельности с заданиями соответствующих видов, алгоритмы действий. Необходимо обучить оценке объективной и субъективной трудности заданий, умению распределять время на то или иное задание.

Отмечу, работу по подготовке к экзаменам начинаю с 5 класса. Провожу контроль остаточных знаний на начальном этапе. Заводим общие тетради для записи правил, исключений.  В своей работе с учениками, начиная с 5 класса, отводим время на работу в рабочих тетрадях  на печатной основе по комплексному анализу текста. Эти пособия включают различные по типу и стилю тексты, задания по их анализу.  Нуж6но отметить, что  в последнее время, в связи с переходом на ФГОС ООО, начиная с 5 класса, ежегодно проводятся ВПР по русскому языку. Чтобы подготовить ребенка к проверочной работе, с целью проверки пройденного материала по той или иной теме  выполняем тестовые задания из сборника заданий по подготовке к Всероссийской проверочной работе по русскому языку. Работа детей с  тестовыми   заданиями на протяжении всего курса обучения в школе  способствует  успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ по окончании школы.

Какие же формы обучения я считаю наиболее эффективными в среднем звене?

  1. Взаимопроверка усвоения правила.

2.     Работа у доски

        3.      Тестовая работа с последующей взаимопроверкой

        4.      Он- лайн-  тестирование

        5.      Работа с тренажером.

Проводя комплексную работу с текстом, мы проводим и лексический разбор текста, повторяя при этом некоторые виды разбора(фонетический, морфемный, морфологический, синтаксический)

Лексический разбор текстов разных стилей имеет свои особенности. Учащиеся указывают средства художественной изобразительности, определяют, как реализуются в тексте стилистические возможности лексических средств.

В 5-7 классах осуществляю интенсивную работу по орфографии, по подбору стилистических синонимов, осложненное списывание текста с заданием.

Орфоэпические диктанты призваны сформировать практические навыки расстановки ударения в словах.

В период обучения русскому языку с 5 по 7 класс можно осуществлять изучение грамматических и морфологических норм русского языка.

В 8-9 классах работаю над синтаксическими нормами, отрабатываю навыки работы со словосочетанием, по нахождению грамматической основы, по пунктуации.  Также провожу активную работу на уроке  по подготовке к ОГЭ, выполняя задания в КИМах.  Большое значение отводится выполнению  не только тестовым заданиям, но и подготовке написанию сжатого изложения и сочинения.

В старших классах необходим мониторинг качества знаний учащихся по всем заданиям ЕГЭ. В начале 10 класса завожу на каждого ученика диагностическую карту, в которой отражается результативность подготовки по каждому заданию. В карте записываются даты проведения тренингов, проверочных работ и пробных экзаменов. Уже после первых тренингов ученик и учитель получают возможность проследить за результатами, выявить пробелы, спланировать работу по их устранению. Индивидуальная программа ликвидации пробелов в знаниях обучающихся, составленная на каждого ученика, позволяет проводить дополнительные занятия целенаправленно и дифференцированно.  Учитывая,  что одного часа в неделю по русскому языку все же недостаточно, большой упор делается на самостоятельную работу обучающегося.  С этой целью рекомендую своим ученикам при повторении изученного материала и в овладении более совершенными навыками использовать онлайн-тесты по русскому языку,  которые содержат задания ЕГЭ. Все это  помогает доводить до автоматизма некоторые разделы тем, которые включены в задания ЕГЭ. Для повторения на уроках  использую ИКТ: презентации, электронные тренинги и тестирование.

Таким образом, на протяжении всего учебного процесса идет ориентировка на личность обучающегося,  на отработку основных умений и навыков, которыми должен овладеть каждый учащийся по окончании основной или средней школы.  

Безусловно, противников ОГЭ  и  ЕГЭ  много больше, чем сторонников, но все же в последнее время для каждого учащегося  даже в сельской местности созданы  все условия для активизации познавательной деятельности и успешного усвоения школьной программы (ИКТ, широкополосный Интернет; вовлечение обучающихся в проектную и исследовательскую деятельность, участие в олимпиадах и конкурсах).   Все эти формы и методы работы  позволяют подготовить выпускников к успешной сдаче экзаменов, стать детям   компетентными и коммуникабельными, достойными гражданами  своей страны.  

                                                                                                                  Ипполитова Т. С., учитель русского языка и литературы        

                                                                                                                   МБОУ «Курташкинская СОШ», Атюрьевский район,

                                                                                                                   Республика Мордовия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по подготовке учащихся к сдаче государственной итоговой аттестации в формате ЕГЭ за курс средней школы по географии. Раздел: «Природа Земли и человек. Оболочки Земли. Атмосфера»

Единый государственный экзамен имеет целью - определение качества подготовки школьников и отбор наиболее подготовленных учеников для поступления дальше в вузы.Введение ЕГЭ показало необходимость измен...

Использование разнообразных форм и методов обучения при подготовке учащихся к ЕГЭ по химии

Известно, что заниматься и готовиться к экзаменам школьник начинает в основном за год до проведения экзамена, в лучшем случае за два. Учитель должен уметь грамотно организовать учебно-познавательную д...

Значение портфолио в подготовке учащихся к успешной сдачи итоговой аттестации по английскому языку

Опубликованная статья в сборнике Центра научной мыли, г. Таганрог...

Доклад на тему « Эффективные технологии подготовки учащихся к промежуточной и итоговой аттестации по русскому языку»

Доклад на тему « Эффективные технологии подготовки учащихся к промежуточной и итоговой аттестации по русскому языку»...

Обобщение опыта. Формы и методы работы по подготовке учащихся к конкурсам и олимпиадам различного уровня.

Выступление на РМО учителей истории и обществознания. Обобщение педагогического опыта....

Подготовка учащихся начальной школы к итоговой аттестации по немецкому языку (Международная ярмарка педагогических инноваций г. Сарапул 2018 год)

      Для того чтобы сориентировать учащихся начальных классах в формате и требованиях единого государственного экзамена нужны были задания и упражнения, которые бы сбалансирован...