Статья "Как сделать урок русского языка интересным"
статья на тему

Карпунина Татьяна Николаевна

Так не будем же забывать, что на уроке жизнь ребенка продолжается!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_sdelat_urok_russkogo_jazyka_interesnym.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Как сделать урок русского языка интересным

  

Карпунина Т.Н., школа № 65

  

         Одна из серьезнейших проблем школы – резкое падение интереса учащихся к русскому языку и, как следствие, снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно, логично выражать мысль.

 

         По мнению психологов, интерес - это «такое эмоциональное отношение учащихся к предмету, которое вызывает у детей желание познать изучаемое и стимулирует увлечение этим предметом. Внешне это отношение выражается в любознательности учащихся, в их внимании и активности на уроке».

 

         Как сделать каждый урок интересным, увлекательным и добиться того, чтобы урок развивал мыслительную активность учащихся, познавательный интерес? Какие педагогические технологии позволяют раскрыть ребенку знания, которые учитель оценит справедливо? Над этими вопросами работали, работают и будут работать многие педагоги. 

 

        Существует множество разнообразных приемов организации занятий, которые помогают детям проявить свои способности. Один из эффективных приемов - интерактивные методы обучения. 

 

       Интерактивное обучение - способ познания, основанный на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса; обучение, погруженное в общение, в ходе которого у обучающихся формируются навыки совместной деятельности. Это метод, при котором «все обучают каждого и каждый обучает всех» (по В.С.Дьяченко).

 

        Работа при интерактивном взаимодействии часто строится в парах и малых группах. Групповая форма обучения одновременно решает три основные задачи: познавательную, которая связана с непосредственной учебной ситуацией; коммуникативно-развивающую, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри и за пределами данной группы; социально-ориентационную, воспитывающую гражданские качества, необходимые для адекватной социализации ребенка в сообществе.  

 

        В рамках достижения нового качества подготовки школьников по русскому языку в последние годы стало популярным активное внедрение в учебный процесс технологии критического мышления, сущность которой заключается в создании условий для творческой самореализации учащихся. Основа данной технологии — трёхфазовая структура урока (вызов, осмысление, рефлексия), которая повторяет процесс восприятия информации.

 

       Стремительно нарастает объём изучаемого материала и его теоретический уровень. Метод заучивания, текстуального запоминания  порождает отрицательное отношение к учению.  Опыт показывает, что если теоретический материал группируется в блоки и опорные конспекты, появляется возможность значительно увеличить объём изучаемого материала без перегрузки учащихся.

 

       Большая роль в развитии интереса к урокам русского языка отводится подбору дидактического материала, чтобы он был воспитывающим, доступным, интересным, занимательным.

 

Неотъемлемой частью современного образовательного процесса и современного урока стали информационно-коммуникационные технологии. Сегодня педагоги имеют возможность применять на уроке самые разные медиасредства: компьютер, проектор, экран, интерактивную доску, обучающие программы. После таких уроков изученный материал остаётся у учащихся в памяти как яркий образ и помогает учителю стимулировать познавательную активность школьника.

 

            Введение в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности учащихся позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать школьнику учиться, направлять его познавательную деятельность. Одним из наиболее распространенных видов исследовательского труда школьников сегодня является метод проектов, 

 

       Проект - это деятельность одного ученика или группы, в которой обучающиеся самостоятельны и активны на протяжении всего цикла, сами придумывают и планируют работу, находят необходимые ресурсы, обычно из других учебных областей. Завершается работа над проектом вполне реальным, осязаемым практическим результатом.

 

Известно, что интерес к учебной деятельности у детей резко возрастает, если они включены в игровую ситуацию. Психологи утверждают, что дети младшего школьного и подросткового возраста испытывают большую потребность в игре. На уроках русского языка необходимо применение дидактических игр.

 

       Особой популярностью пользуются нетрадиционные уроки, уроки-праздники: активны все учащиеся класса, каждый имеет возможность проявить себя, класс становится творческим коллективом.

 

        Уже несколько лет коллектив нашей школы разрабатывает компетентностные подходы к содержанию  оценочного акта педагога. Считаем, что главное при компетентностном подходе – приближение ученика к самооценке, рефлексивной оценке собственной деятельности.

 

       Средством оценивания учебных достижений учащихся, наиболее соответствующим компетентностному подходу, является портфолио, наглядно характеризующее продвижение ребенка в развитии ключевых компетенций.

 

        Современный урок – это педагогическое произведение, учитель вносит в него свое творчество, свой методический почерк.

 

                Чтобы урок был интересным, я придерживаюсь следующих правил:

 

  • положительный эмоциональный настрой, с улыбкой легче решать проблемы; 
  • главный на уроке – ученик, и он должен знать, что его в школе любят, ему верят, его прощают; 
  • учитель должен не столько учить, сколько помогать школьнику учиться; 
  • учитель на уроке – «дирижер», создающий условия для развития и активизации познавательной деятельности ученика. 

 

Так не будем же забывать, что на уроке жизнь ребенка продолжается!

 

И в наших силах сделать эту жизнь счастливой!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Встречи с живописью на уроках русского языка. Как сделать их интересными для школьников.

Решение вопроса нестандартного использования живописи на уроках русского языка....

Как сделать урок английского языка эффективным и интересным.Использование интерактивных и информационно-коммуникационных технологий в обучении английскому языку. Панельная дискуссия.

Предлагаемый материал  является презентацией основных разделов Панельной дискуссиии по теме "Как сделать урок английского языка эффективным и интересным. Использование интерактивных и информацион...

Как сделать урок русского языка интересным

Материал полезен для учителей иностранного языка....

Как сделать урок русского языка интересным и продуктивным Памятка учителю

1.Хорошее начало дня - половина дела. Начало урока должно быть активным, включающим обсуждение, работу с ранее изученной темой, парную, групповую работу. Учащихся можно познакомить с задачами урока, з...

Статья по теме: Использование новых форм обучения. Приложение Plickers может сделать урок иностранного языка интересным.

В настоящее время, в современных условиях реализации ФГОС, нельзя забывать о том, что мы обучаем поколение Z и альфа, которые появились на свет вместе с гаджетами и привычные формы обучения, например,...

методический семинар «Как сделать уроки русского языка и литературы интересными для детей», 2022 год (сертификат)

методический семинар «Как сделать уроки русского языка и литературы интересными для детей», 2022 год (сертификат)...