Творческое исследование. “Театральная игровая деятельность”
статья на тему

Бурмистрова Ирина Александровна

Игра – одно из ключевых понятий культурологии, обозначающее как особый тип миропонимания, так и совокупность определенных форм человеческой деятельности.

Игра присуща человеку, она использовалась в качестве метафоры человеческого существования, актуализировалась во все эпохи, начиная с античности вплоть до XX века. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon referat4.doc184.41 КБ

Предварительный просмотр:

Творческое исследование.

“Театральная игровая деятельность”

Бурмистрова И.А.,

педагог

дополнительного

образования

ГБОУ школы№495

Московского района

Санкт-Петербурга

Введение

Игра – одно из ключевых понятий культурологии, обозначающее как особый тип миропонимания, так и совокупность определенных форм человеческой деятельности.

Игра присуща человеку, она использовалась в качестве метафоры человеческого существования, актуализировалась во все эпохи, начиная с античности вплоть до XX века.

Еще Платон говорил: «каждый мужчина и каждая женщина пусть проводят свою жизнь, играя в прекраснейшие игры», а ведущий исследователь игры в 20 в. – Й. Хейзинг  написал: «Игру нельзя отрицать. Можно отрицать почти все абстрактные понятия: право, красоту, истину, добро, дух, Бога. Можно отрицать серьезность. Игру — нельзя».

Современный интерес к проблеме игры обусловлен характерным для гуманитарной мысли 20 века стремлением выявить глубинные основания человеческого существования, связанные с присущим лишь человеку способом переживания реальности.

Степень изученности: игра присутствует во многих сферах человеческой деятельности, поэтому феномен игры рассматривается различными исследователями в областях биологии, психологии, этологии, антропологии и др.

Проведем краткий обзор концепций игры в биологии и психологии.

Основы биологизированных концепций игры наиболее систематизировано изложены у английского философа, основоположника позитивизма, Г. Спенсера в работе «Основания психологии».

Г. Спенсер исходит из того, что игра есть биологическая функция организма животного и человека, хотя и не является условием поддержания его жизни.

«Игра есть точно такое же искусственное упражнение сил, которые, вследствие недостатка для них естественного упражнения, становятся столь готовыми для их разрешения, что ищут себе исхода в вымышленных деятельностях на место недостающих настоящих деятельностей».

Немецкий психолог К. Гроос придает игре иной характер. Он разделяет игры животных и игры людей и рассматривает игру как свойство лишь высокоразвитых животных. По Гроосу, «игра является формой самообучения на присущем каждому виду уровне».

Итак, основным исследователем игры считается Й. Хейзинг.

В его труде ‘’Homo ludens’’ большое место занимают масштабные гипотезы относительно возникновения и развития мировой культуры.

В первую очередь это идея о роли игры как важнейшего культурообразующего фактора, а также выявление и изучение «извечных», возрождающихся в истории цивилизации, иллюзий и утопий человечества - всего, что Хейзинг зовет «гиперболическими идеями жизни», вокруг которых, как он стремится показать, в той или иной культуре сосредоточивалась вся жизнь общества.

В концепции игры очевидна привлекательность многих моментов; это прежде всего непринудительный характер ее правил. Далее, это такой специфический момент игры, как сознание условности установленных правил поведения, то есть произвольности, недетерминированности. Приведем основные характеристики игры, которые выделяет Хейзинга:

  1. налицо первый из главных признаков игры: она свободна, она есть свобода. Непосредственно с этим связан второй признак.

Игра не есть «обыденная» жизнь и жизнь как таковая. Она скорее выход из рамок этой жизни во временную сферу деятельности, имеющей собственную направленность.

Изолированность составляет третий отличительный признак игры. Она «разыгрывается» в определенных рамках пространства и времени. Ее течение и смысл заключены в ней самой.

Здесь перед нами еще один новый и позитивный признак игры. Игра начинается и в определенный момент заканчивается. Пока она происходит, в ней царит движение, прямое и попятное, подъем и спад, чередование, завязка и развязка.

С ее временной ограниченностью непосредственно связано другое примечательное качество. Игра сразу фиксируется как культурная форма. Будучи однажды сыгранной, она остается в памяти как некое духовное творение или ценность, передается далее как традиция и может быть повторена в любое время.

Именно мир игры – искусственный мир, в котором человек может выйти за рамки бытовых функций.

Именно в процессе игры раскрываются многомерность мира и многогранность возможностей человека по установлению связей с ним. В.Е. Кемеров раскрывает онтологический смысл игры. Игра оказывается одной из важнейших моделей функционирования связей бытия. Более того, некогда периферийное для философии понятие «игра» становится важнейшим инструментом для понимания фундаментальных отношений между людьми; человеком и естественными и искусственными системами. Игра может быть использована как форма творческого поиска, игрового придумывания отсутствующих социальных связей, игровой замены связей неэффективных. Игра обладает подвижными возможностями – делает человека хозяином собственных сил и возможностей.

Обратимся также к различным энциклопедическим словарям, которые приводят такие определения игры:

В «Кратком этимологическом словаре» указывается, что слово «игра образовано от той же основы, что и греческое agos - «священный трепет», а первоначальное его значение – восхваление и умилостивление божества песнями и пляской».

В «Историко-этимологическом словаре» игра определяется так:

  1. занятие (нетрудового характера), препровождение времени с целью развлечения – забавы или со спортивной целью; подчиненное определенным правилам,
  2. «исполнение музыкального произведения на одном или нескольких инструментах»,
  3. «сценическое исполнение роли»

Во многих словарях приводится переносное значение «тайные намерения», «рискованное предприятие».

«Большая энциклопедия»  приводит такое определение: «вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результате, а в самом процессе». В истории человечества игра переплетается с магией, культовым поведением и др. игра связана со спортом, военными и другими тренировками, искусством».

Кант обращает внимание и на «оздоровительные» качества игрового процесса. «Всякая меняющаяся свободная игра ощущений (не основанная на каком-либо намерении) доставляет удовольствие, поскольку она усиливает чувство здоровья».

Хотя Зигмунд Фрейд очень мало работал с детьми, он замечательно понимал значение детской игры. Он писал:

“Нам следует искать в ребенке первые следы воображения. Самая любимая и всепоглощающая деятельность ребенка – это игра. Возможно, мы можем сказать, что в игре каждый ребенок подобен писателю: он создает свой собственный мир, или, иначе, он устраивает этот мир так, как ему больше нравится. Было бы неверно сказать, что он не принимает свой мир всерьез; напротив, он относится к игре очень серьезно и щедро вкладывает в нее свои эмоции”.

Фрэнк предположил, что игра для детей – способ научиться тому, чему их никто не может научить. Это способ исследования и ориентации в реальном мире, пространстве и времени, вещах, животных, структурах, людях. Включаясь в процесс игры, дети научаются жить в нашем символическом мире – мире смыслов и ценностей, в то же время исследуя, экспериментируя, обучаясь.

Театрально-игровая деятельность – это методы театральной педагогики, применяемые в образовательном процессе с конкретной педагогической целью, это социо-культурная практика на основе игры. Основная цель – целостное включение ребенка в процесс познания на основе проживания отношений через игру, личностный рост и развитие учащихся. Способ реализации – через упражнения. Задачи – развить образное мышление, повысить общий культурный уровень, научить гармоничному восприятию мира. Основной метод театральной педагогики – это театральная игра во всех ее проявлениях. Результат – актуализация внутреннего потенциала.          

Основная часть

Среди теорий в сфере игры выделяют четыре основных подхода:

  1. теории, посвященные собственно игре, – игре как феномену, как виду деятельности;
  2. теории психологического, социологического, культурологического характера, в которых интерес к игре обусловлен ее функционированием в индивидуальной или общественной жизни;
  3. философские теории, рассматривающие игру в категориях философско- универсального масштаба, ее связи с культурой и искусством;
  4. концепции, включающие игру в свой методологический аппарат, в котором игра выступает структурообразующим принципом, способом организации  материала или аналогом отношения к нему.

В литературе приводится множество определений игры как педагогического феномена, данных известными педагогами.

Игра представляет собой объективно-первичную стихийную школу, кажущийся хаос которой предоставляет ребенку возможность ознакомления с традициями поведения людей, его окружающих (К. Гросс). Игра – это возможность отыскать себя в обществе, себя в человечестве, себя во Вселенной (Я. Корчак).  Игра – это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора была бы бесполезна для человечества (С.Т. Шацкий).

Школа петербургских (ранее, ленинградских) игротехников (М.М. Бирштейн, Р.Ф. Жуков, И.М. Сыроежин, Т.П. Тимофеевский и др.) широко известна в России. Целый комплекс образовательных имитационных игр по экологии (проект «Зеленый рюкзак») разработан в Москве Д.Н. Кавтарадзе.

. Р. Кайюа  предложил классификацию игр по стратегическому принципу:

- стратегия соревновательности (спортивные игры и культурные игры);

- стратегия театрализации или драматизации (мимикрические игры, к ним относятся цирк, театр и всевозможные хепенинги);

- стратегия шанса (случая), например, такие игры как кости, рулетка и др.;

- стратегия движения (например, карусели, аттракционы и др.).

М.Г. Ермолаева дополняет указанную классификации тремя стратегиями:

- стратегией позиционности, когда участники действуют в игре  в соответствии не столько с ролью, сколько с выбранной или приемлемой для них позицией;

-  стратегией имитационности, основу которой составляет имитация каких-то экстремальных условий, где есть необходимость решать проблему выживания, борьбы за свое существование;

- стратегией  розыгрыша, куда войдут все игровые затеи, связанные с разыгрыванием друг друга и наблюдением за возможной реакцией (первоапрельские шутки, «приколы», «Скрытая камера», «Звездный розыгрыш» и др.).

Особенности игротерапии

Игра — основной вид деятельности ребенка, она оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. В игре дети овладевают новыми навыками и умениями, знаниями. Только в игре осваиваются правила человеческого общения. Вне игры не может быть достигнуто полноценное нравственное и волевое развитие ребенка, вне игры нет воспитания личности. Вот почему даже самые простые вопросы: почему дети играют, когда впервые возникла игра; как игра влияет на развитие ребенка — стали предметом серьезных научных исследований в педагогике и психологии.

Одним из важнейших положений отечественной теории детской игры является подход к игре как ведущей деятельности. Это означает, что «в связи с развитием игры происходят главнейшие изменения в психике ребенка... развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития».

Обучающая функция игры состоит в перестройке отношений, расширении диапазона общения и жизненного кругозора, адаптации и социализации.

Игротерапия используется как в индивидуальной, так и в групповой форме. Главным критерием предпочтения групповой игротерапии является наличие у ребенка социальной потребности в общении, формирующейся на ранней стадии детского развития. Заключение о наличии у ребенка социальной потребности, решающим образом определяющей успех проведения групповой терапии, выносится на основании анализа истории каждого случая.

В случае, когда социальная потребность у ребенка отсутствует, встает особая задача формирования потребности в социальном общении, которая может быть оптимально решена в форме индивидуальной игротерапии. Если социальная потребность уже сформирована, то наилучшей формой коррекции личностных нарушений общения будет групповая игротерапия.

Групповая игротерапия призвана: помочь ребенку осознать свое реальное «Я», повысить его самооценку и развить потенциальные возможности, отреагировать внутренние конфликты, страхи, агрессивные тенденции, уменьшить беспокойство и чувство вины.

В процессе взаимодействия дети помогают друг другу взять на себя ответственность за построение межличностных отношений, приобрести опыт построения отношений с другими людьми во взаимно удовлетворяющей манере. Наблюдая других детей, ребенок обретает смелость, необходимую для того, чтобы попробовать сделать то, что ему хочется.

Комплексная психолого-педагогическая игровая диагностика — это углубленный и всесторонний анализ личности ребенка:  выявление положительных сторон, недостатков и их причин, направленный на решение практических задач — гармонизацию развития личности и повышение эффективности целостного педагогического процесса.

Ее целью является раннее выявление признаков и проявлений социально-педагогической запущенности детей — определение уровня деформации и характера дисгармоний различных сторон, качеств и свойств личности, выявление путей и способов их профилактики и коррекции; прогнозирование дальнейшего развития ребенка.

Роль интересов в процессах деятельности исключительно велика. Интересы заставляют личность активно искать пути и способы удовлетворения возникшей у нее жажды знания и понимания. Удовлетворение интереса, выражающего направленность личности, как правило, не приводит к его угасанию, а внутренне перестраивая, обогащая и углубляя его, вызывает возникновение новых, интересов, отвечающих более высокому уровню познавательной деятельности.

Интересы выступают в качестве постоянного побудительного механизма познания особенно они необходимы в учебной деятельности, так как учебная деятельность занимает практически все годы становления личности. Формирование интересов у школьников начинается  с самого начала обучения в школе, начиная от простого интереса к самому процессу обучения до развития профессиональных интересов старшеклассников.

Заключение

И в заключение подведем некоторые итоги, касающиеся театральной игровой деятельности.

Характерная особенность игры — ее двуплановость, присущая также драматическому искусству, элементы которого сохраняются в любой коллективной игре:

  1. Играющий выполняет реальную деятельность, осуществление которой требует действий, связанных с решением вполне конкретных, часто нестандартных задач.
  2. Ряд моментов этой деятельности носит условный характер, что позволяет отвлечься от реальной ситуации с ее ответственностью и многочисленными привходящими обстоятельствами.

Психокоррекционный эффект игровых занятий у детей достигается благодаря установлению положительного эмоционального контакта между детьми и взрослыми. Игра корригирует подавляемые негативные эмоции, страхи, неуверенность в себе, расширяет способности детей к общению, увеличивает диапазон доступных ребенку действий с предметами.

Эмоциональный образ игры нарисовал В.А. Сухомлинский, отмечая, что игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий. Это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.  В современной педагогике игру определяют как специально организованную деятельность, в которой игроки, добровольно включаясь, следуя общей игровой задаче, исходя из одинаковых начальных условий, действуя идентичными средствами, соблюдая одни и те же правила, добиваются определенных результатов, по которым оценивается личный или общий опыт.

Список использованной литературы

  1. Аникеева Н. П. Игра в педагогическом процессе. – М., 1989.

  1. Аникеева Н. П. Педагогика и психология игры. – М., 1990
  2. Вуарен Н. Что такое игра? // Культура, 1982, № 4.

  1. Выготский Л. С. Игра и её роль в психологии развития ребёнка // Вопросы психологии, 1966, № 6
  2. Запорожец А. В., Маркова Т. А. Игра и её роль в развитии ребёнка дошкольного возраста. – М., 1978.
  3. Джиннотт Х. Дж. Групповая психотерапия с детьми. Теория и практика игровой терапии. – М.: Апрель-пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс,2001
  4. Ипполитова М.В. Игровые технологии для детей младшего школьного возраста. - М.: Просвещение, 1993.
  5. Каттанах Э. Игровая терапия. Там, где небо встречается с бездной. – М.:Изд-во ЭКСМО-Пресс,2001
  6. Левченко И.Ю. Значение дидактических игр в развитии младших школьников. - М.: Академия, 1989.
  7. Мастюкова Е.М. Развивающие игры для младших школьников. - М.: Просвещение, 1991
  8. Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М.: ТЦ «Сфера»,2001.
  9. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Просвещение,1977
  10. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М., 1986.
  11. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет.сада / Сост. Бондаренко А. К., Матусик А. И. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1983.

Содержание

. Введение  ……………………………………………………….3-7стр.

. Основная часть …………………………………………………7-11стр.

. Методическая разработка занятия …………………………….12-16стр.

. Заключение ……………………………………………………...17стр.

. Список литературы ……………………………………………..18стр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция м развитие речи у детей с ОВЗ через театрально - игровую деятельность.

Коррекция и развитие речи у детей с ограниченными возможностями здоровья через театрально-игровую деятельность....

Театрально-игровая деятельность при изучении английского языка дошкольниками

Как известно из психологии, каждый возрастной период характеризуется своим типом ведущей деятельности. И для дошкольников - это игра - мост, по которому проходит кратчайший путь постижения "чужого" яз...

опыт работы «Развитие коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста посредством специально организованной театрально-игровой деятельности»

Работая социальным педагогом с детьми младшего школьного возраста, автор опыта наблюдает, что дети испытывают серьезные трудности в организации собственного речевого поведения, которые отрицател...

Значение театрально-игровой деятельности в коррекционной работе с детьми

Значение игровой театрализованной  деятельности в  развитии дошкольника...

Конспект совместной театрально-игровой деятельности детей логопедической подготовительной к школе группы по мотивам сказки А. Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино»

Театральная деятельность является средством всестороннего развития личности ребенка, имеющего нарушения речи. В процессе творческой игры ребенок создает образ действием, словом, что дает ему возможнос...

«Театрально-игровая деятельность в системе коррекционного процесса специализированного МБДОУ »

Методическая разработка по теме : «Театрально-игровая деятельность в системе коррекционного процесса специализированного МБДОУ» . Театрально - игровая  деятельность как  средство ...

«Интеллектуально - творческое развитие детей на основе театрально-игровой деятельности»

Творческие способности легче развивать с помощью театрализованных игр....