Веб-квесты
методическая разработка (8 класс) на тему

Олюнина Маргарита Сергеевна

Модернизация образования, базирующаяся на новых информационных технологиях, предполагает формирование новых моделей учебной деятельности, использующих информационные и телекоммуникационные средства обучения. Национальная образовательная инициатива «Наша Новая школа», декларирует что «главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития» и «изучать в школах необходимо … способы и технологии, которые пригодятся в будущем». Учащиеся должны научиться «изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности».

   В концепции модернизации российского образования отмечается, что общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие качество современного образования.

  Система образования из транслятора знаний должна превратиться в механизм развития способностей растущего человека. А формирование любой компетентности происходит через некоторую практическую деятельность. Поэтому закономерно, что возрастает интерес к механизмам включения детей в деятельности, способствующие развитию их способностей. В качестве таких механизмов выступают технологии обучения.

  Организовать учебный процесс таким образом можно, если использовать в своей работе современные информационные технологии, в частности, сервисы Интернет. Что касается Интерента, то, к сожалению, учащиеся часто используют информационные интернет-ресурсы лишь в «корыстных целях», например, бездумно копируя готовые рефераты. Такая деятельность, естественно, не становится реальной базой для развития компетентности личности. Пассивное восприятие любой информации может привести, к потребительскому отношению к информации, плагиату текстов, работ, идей, в конечном итоге - к стереотипному мышлению и искажённому мировоззрению. Интернет чаще всего воспринимается как инструмент для поиска информации. Конечно, умение найти, оценить и интерпретировать соответствующую информацию необходимо для успешной деятельности как в школьной жизни, так и в реальной. Тем не менее, эффективное использование Интернета выходит далеко за рамки поиска информации. Развивающиеся информационные технологии предлагают массу возможностей для совместной работы учащихся.   

  Наиболее эффективным я считаю метод проектов. Его использование предполагает множество активных форм, в том числе и во внеурочной деятельности. Он позволяет стимулировать интерес к знаниям, показывает необходимость их практического применения. Особое место в этой деятельности выделяю сервисам Веб. Одним из вариантов технологии проектирования, и одним из перспективных направлений формирования информационных и коммуникационных компетенций является технология образовательных веб-квестов (Web Quest).

 

Что же такое веб-квест?

  «Образовательный веб-квест - (webquest) - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета.

Веб – квест - это сайт в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу. Разрабатываются такие веб-квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными. Особенностью образовательных веб-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы учащихся с ним находится на различных веб-сайтах. Кроме того, результатом работы с веб-квестом является публикация работ учащихся в виде веб-страниц и веб-сайтов (локально или в Интернет)» (Быховский Я.С. «Образовательные веб-квесты»).
Разработчиками веб-квеста как учебного задания является Берни Додж, профессор образовательных технологий Университета Сан-Диего (США).
Им определены следующие виды занятий для веб-квестов:  
Пересказ – демонстрация понимания темы на основе представления материалов из разных источников в новом формате: создание презентации, плаката, рассказа.

Планирование и проектирование – разработка плана или проекта на основе заданных условий.

Самопознание – любые аспекты исследования личности.

Компиляция – трансформация формата информации, полученной из разных источников: создание книги кулинарных рецептов, виртуальной выставки, капсулы времени, капсулы культуры.

Творческое задание – творческая работа в определенном жанре - создание пьесы, стихотворения, песни, видеоролика.

Аналитическая задача – поиск и систематизация информации.

Детектив, головоломка, таинственная история – выводы на основе противоречивых фактов.

Достижение консенсуса – выработка решения по острой проблеме.

Оценка – обоснование определенной точки зрения.
Журналистское расследование – объективное изложение информации (разделение мнений и фактов).

Убеждение – склонение на свою сторону оппонентов или нейтрально настроенных лиц.

Научные исследования – изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных он-лайн источников.


Структура веб-квеста, требования к его отдельным элементам:


Ясное вступление, где четко описаны главные роли участников или сценарий квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста.
Центральное задание, где четко определен итоговый результат самостоятельной работы/

Список информационных ресурсов (в электронном виде - на компакт-дисках, видео и аудио носителях, в бумажном виде, ссылки на ресурсы в Интернет, адреса веб-сайтов по теме), необходимых для выполнения задания.

Роли. Учащимся должен быть представлен список ролей (от 2 и более), от лица которых они могут выполнить задания. Для каждой роли необходимо прописать план работы и задания.

Описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому участнику квеста при самостоятельном выполнении задания (этапы).
Описание критериев и параметров оценки веб-квеста.
Руководство к действиям, где описывается, как организовать и представить собранную информацию.

Заключение, где суммируется опыт, который будет получен участниками при выполнении самостоятельной работы над веб-квестом.


Этапы работы над квестом:


Начальный этап (командный)

Учащиеся знакомятся с основными понятиями по выбранной теме. Распределяются роли в команде: по 1-4 человека на 1 роль. Все члены команды должны помогать друг другу и учить работе с компьютерными программами.
Ролевой этап

Индивидуальная работа в команде на общий результат. Участники одновременно, в соответствии с выбранными ролями, выполняют задания. Так как цель работы не соревновательная, то в процессе работы над веб-квестом происходит взаимное обучение членов команды умениям работы с компьютерными программами и Интернет. Команда совместно подводит итоги выполнения каждого задания, участники обмениваются материалами для достижения общей цели — создания сайта.

Задачи:
1) поиск информации по конкретной теме; 2) разработка структуры сайта; 3) создание материалов для сайта; 4) доработка материалов для сайта.
Заключительный этап

Команда работает совместно, под руководством педагога, ощущает свою ответственность за опубликованные в Интернет результаты исследования.
По результатам исследования проблемы формулируются выводы и предложения. Проводится конкурс выполненных работ, где оцениваются понимание задания, достоверность используемой информации, ее отношение к заданной теме, критический анализ, логичность, структурированность информации, определенность позиций, подходы к решению проблемы, индивидуальность, профессионализм представления. В оценке результатов принимают участие как преподаватели, так и учащиеся путем обсуждения или интерактивного голосования.


О критериях оценки веб-квеста


Ключевым разделом любого веб-квеста является подробная шкала критериев оценки, опираясь на которую, участники проекта оценивают самих себя, товарищей по команде. Этими же критериями пользуется и учитель. Веб-квест является комплексным заданием, поэтому оценка его выполнения должна основываться на нескольких критериях, ориентированных на тип проблемного задания и форму представления результата. Bernie Dodge (http://webquest.sdsu.edu/rubrics/rubrics.html) рекомендует использовать от 4 до 8 критериев, которые могут включать оценку:

  • исследовательской и творческой работы,
  • качества аргументации, оригинальности работы,
  • навыков работы в микрогруппе,
  • устного выступления,
  • мультимедийной презентации,
  • письменного текста и т.п. 

Web-квесты могут быть краткосрочными и долгосрочными.
Целью краткосрочных проектов является приобретение знаний и осуществление их интеграции в свою систему знаний. Работа над кратковременным web-квестом может занимать от одного до трех сеансов. Долгосрочные web-квесты направлены на расширение и уточнение понятий. По завершении работы над долгосрочным web-квестом, ученик должен уметь вести глубокий анализ полученных знаний, уметь их трансформировать, владеть материалом настолько, чтобы суметь создать задания для работы по теме. Работа над долгосрочным web-квестом может длиться от одной недели до месяца (максимум двух).

  

В ходе организации работы школьников над веб-квестами реализуются следующие цели:

 Образовательная — вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс. Организация индивидуальной и групповой деятельности школьников, выявление умений и способностей работать самостоятельно по теме.

Развивающая — развитие интереса к предмету, творческих способностей воображения учащихся; формирование навыков исследовательской деятельности, публичных выступлений, умений самостоятельной работы с литературой и Интернет - ресурсами; расширение кругозора, эрудиции. 

Воспитательная — воспитание толерантности, личной ответственности за выполнение выбранной работы.

  Веб-квест, используя информационные ресурсы Интернет и интегрируя их в учебный процесс, помогает эффективно решать целый ряд практических задач, так как в процессе работы над веб-квестом развивается ряд компетенций:

1.      использование информационных технологий для решения профессиональных задач;

2.      самообучение и самоорганизация;

3.      работа в команде;

4.      умение находить несколько способов решений проблемной ситуации. 

Некоторые дополнения:

Web-квесты лучше всего подходят для работы в мини-группах, однако существуют и web-квесты, предназначенные для работы отдельных учеников.
Дополнительную мотивацию при выполнении web-квеста можно создать, предложив учащимся выбрать роли (например, ученый, журналист, детектив, архитектор и т.п.) и действовать в соответствии с ними: например, если преподаватель предложил роль секретаря Объединенных Наций, то этот персонаж может послать письмо другому участнику (который играет роль президента России, например) о необходимости мирного урегулирования конфликта.
Web-квест может касаться одного предмета или быть межпредметным. Исследователи отмечают, что во втором случае данная работа эффективнее.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Веб-технология «Hotlist» (список ссылок).

Биография А.С. Пушкина, повесть «Капитанская дочка», образ Пугачева.

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%F3%F8%EA%E8%ED,_%C0%EB%E5%EA%F1%E0%ED%E4%F0 _%D1%E5%F0%E3%E5%E5%E2%E8%F7 – биография А.С. Пушкина, родословное древо, портреты членов семьи, произведения А.С. Пушкина
  2. http://pushkinpoetry.ru/biography.htm - биография и произведения А.С. Пушкина, портреты поэта разных лет
  3. http://www.kostyor.ru/biography/?n=37 – биография и портрет А.С. Пушкина, критические статьи
  4. http://www.litra.ru/biography/get/wrid/00071801184773068698 - биография А.С. Пушкина, произведения  А.С. Пушкина (полное и краткое содержание), характеристики героев, критические статьи
  5. http://pushkin.ellink.ru/2.asp - биография и произведения А.С. Пушкина, письма, информация о родовых имениях
  6. http://prozaik.org/prose_/prose_classic/aleksandr-pushkin-kapitanskaya-dochka.html - аудиокнига «Капитанская дочка» А.С. Пушкина
  7. ru.wikipedia.orgwiki/Служебная:Search/Пугачевщин – крестьянская война под предводительством Е. Пугачева: предпосылки, начало войны, ход и итоги войны, исследования и сборники архивных  документов, иллюстрации
  8. http://histrf.ru/ru/lenta-vremeni/event/view/pughachievskoie-vosstaniie - Пугачевское восстание: манифест «амператора», самозванцы, яицкие казаки. Начало Пугачевщины. Пугачев в Поволжье. А.С. Пушкин «История Пугачева». Расправы и казни. Восстание Пугачева в художественной литературе
  9. http://www.bukinistu.ru/russkaya-literatura-xix-v/kapitanskaya-dochka.html - повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка», художественные образы
  10. http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/05/18/prezentatsiya-obraz-pugacheva-v-povesti-kapitanskaya-dochka - презентация «Образ Пугачева в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
  11. http://festival.1september.ru/articles/556371/ - презентация «Образ Емельяна Пугачева в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
  12. http://yandex.ru/images/search?text=%D0%BF%D1%83%D0%B3%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5%20%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%BF%D1%83%D0%B3%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%B2&stype=image&lr=46&noreask=1&family=yes&source=wiz – иллюстрации на тему «Пугачев. Пугачевское восстание»
  13. https://yadi.sk/d/fXna5msJcCt7o - фрагмент фильма «Капитанская дочка»
  14. https://yadi.sk/d/oNUJpc2DcCt8N - фрагменты фильма «Русский бунт»



Предварительный просмотр:

Сценарий веб-квеста. 

Тема: «Образ Емельяна Пугачева в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Общая проблема: историческая правда и художественный вымысел в образе Емельяна Пугачева в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Роли:

  1. Биографы: найти сведения о жизни и творчестве поэта, его семье.

Отчет в форме сообщения с сопровождением презентацией PowerPoint.

Ресурсы:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%F3%F8%EA%E8%ED,_%C0%EB%E5%EA%F1%E0%ED%E4%F0 _%D1%E5%F0%E3%E5%E5%E2%E8%F7 – биография А.С. Пушкина, родословное древо, портреты членов семьи, произведения А.С. Пушкина
  2. http://pushkinpoetry.ru/biography.htm - биография и произведения А.С. Пушкина, портреты поэта разных лет
  3. http://www.kostyor.ru/biography/?n=37 – биография и портрет А.С. Пушкина, критические статьи
  4. http://www.litra.ru/biography/get/wrid/00071801184773068698 - биография А.С. Пушкина, произведения  А.С. Пушкина (полное и краткое содержание), характеристики героев, критические статьи
  5. http://pushkin.ellink.ru/2.asp - биография и произведения А.С. Пушкина, письма, информация о родовых имениях

  1. Литературоведы: характеристика образа Е. Пугачева по Емельяна Пугачева в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Отчет в виде письменной характеристики с использованием цитат отправить группе «Аналитики».

Ресурсы:

  1. http://www.litra.ru/biography/get/wrid/00071801184773068698 - биография А.С. Пушкина, произведения  А.С. Пушкина (полное и краткое содержание), характеристики героев, критические статьи
  2. http://prozaik.org/prose_/prose_classic/aleksandr-pushkin-kapitanskaya-dochka.html - аудиокнига «Капитанская дочка» А.С. Пушкина
  3. http://www.bukinistu.ru/russkaya-literatura-xix-v/kapitanskaya-dochka.html - повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка», художественные образы
  4. http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/05/18/prezentatsiya-obraz-pugacheva-v-povesti-kapitanskaya-dochka - презентация «Образ Пугачева в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
  5. http://festival.1september.ru/articles/556371/ - презентация «Образ Емельяна Пугачева в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
  6. https://yadi.sk/d/fXna5msJcCt7o - фрагмент фильма «Капитанская дочка»

  1. Историки: найти исторические сведения о Пугачевском восстании, личности Е. Пугачева.

Отчет в виде сообщения с сопровождением презентацией PowerPoint отправить группе «Аналитики».

Ресурсы:

  1. ru.wikipedia.orgwiki/Служебная:Search/Пугачевщин – крестьянская война под предводительством Е. Пугачева: предпосылки, начало войны, ход и итоги войны, исследования и сборники архивных  документов, иллюстрации
  2. http://histrf.ru/ru/lenta-vremeni/event/view/pughachievskoie-vosstaniie - Пугачевское восстание: манифест «амператора», самозванцы, яицкие казаки. Начало Пугачевщины. Пугачев в Поволжье. А.С. Пушкин «История Пугачева». Расправы и казни. Восстание Пугачева в художественной литературе

  1. Аналитики: выявить историческую правду и художественный вымысел в образе Емельяна Пугачева в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Отчет в виде сравнительной таблицы в  формате слайдов PowerPoint (можно подготовить таблицы в печатном виде для раздачи учащимся).

  1. Иллюстраторы: найти иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка», иллюстрации на тему «Пугачевское восстание», исторические портреты Пугачева.

Отчет в виде коллажа.

Ресурсы:

  1. http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/05/18/prezentatsiya-obraz-pugacheva-v-povesti-kapitanskaya-dochka - презентация «Образ Пугачева в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
  2. http://festival.1september.ru/articles/556371/ - презентация «Образ Емельяна Пугачева в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
  3. http://yandex.ru/images/search?text=%D0%BF%D1%83%D0%B3%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5%20%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%BF%D1%83%D0%B3%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%B2&stype=image&lr=46&noreask=1&family=yes&source=wiz – иллюстрации на тему «Пугачев. Пугачевское восстание»
  4. https://yadi.sk/d/fXna5msJcCt7o - фрагмент фильма «Капитанская дочка»
  5. https://yadi.sk/d/oNUJpc2DcCt8N - фрагменты фильма «Русский бунт»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Веб квест "Ломоносов-великий сын России"

Веб квест ”Ломоносов – великий сын России»- занятие, ориентированное на учащихся, вовлечённых в учебный процесс.Работу по поиску информации в сети Интернет, (что предполагает веб квест), учащиеся выпо...

Квест "Колесо истории"

Интеллектуальная игра  по станциям КОЛЕСО ИСТОРИИ (для учащихся 7-ых классов)Кроссворды по истории Древнего мира и истории Средних веков брали из рабочих тетрадей 6 и 7 класса соответственн...

Создание квест-игры (квест сказки для учащихся)

Данный материал поможет педагогам создавать собственные квест-игры...

Квест-игра по литературе "КЛАССный квест!"

В игре принимают участие 4 команды. Станции находятся в различных кабинетах. Последняя станция обязательно должна находиться в библиотеке. На каждой станции команда может набрать определенное кол...

«Использование квест-технологии в работе педагога дополнительного образования на примере квест-игры «Поиск клада»

В работе представлен сценарий квест-игры, которая  проводилась среди обучающихся среднего школьного возраста, занимающихся в творческих объединениях туристско-краеведческой направленности. Участн...

Квест –путешествие «Город, где живет лень» ( квест - путешествие по самым необычным памятникам города Ульяновска)

интерактивное путешествие по самым необычным памятникам города Ульяновска...

ИСТОРИЧЕСКИЙ КВЕСТ КАК ФОРМА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ (на примере квеста «Наш земляк В. И. Чапаев – легендарный герой Гражданской войны»)

В последние годы идея гражданско-патриотического воспитания молодого поколения становится задачей государственной важности. Особая роль принадлежит системе образования, которая формирует личность, орг...