проектная деятельность на уроках литературы
статья на тему

Уколова Наталья Ивановна

В статье рассказывается об особенностях проекта как метода обучения, об учебных проектах из личного опыта в урочной и внеклассной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проектная деятельность20.48 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ.

Особенности проекта как метода обучения.

Проектный метод возник ещё в начале XX века в США. Основоположником считается американский философ-прагматик, психолог и педагог Джон Дьюи, хотя в своих работах он не использовал слово «проект». Его последователь, профессор педагогики учительского колледжа при Колумбийском университете Уильям Килпатрик считал чрезвычайно важным показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. В 1905 году в России педагог Т.С. Шацкий активно внедрял этот метод в практику преподавания. Внедрение оказалось недостаточно продуманным и последовательным. . В 1931 году Постановлением ЦК ВКП (б) метод проектов был осужден, а его использование в школе запрещено.
Было несколько причин, по которым метод проектов не применялся в педагогике:

- не было учителей, способных работать с проектами;
- не было разработанной методики проектной деятельности;
- «метод проектов» неграмотно соединили с идеей
«комплексных программ».
В СССР метод проектов возрождать в школе не торопились, а в англо -говорящих странах применяли активно и весьма успешно. Он прижился в Европе и не стоял на месте, идея обросла технологической поддержкой, появились подробные педагогические разработки, позволяющие перевести метод проектов из категории педагогических «произведений искусства» в категорию «практических приёмов». Родившись из идеи свободного воспитания, метод проектов постепенно «само - дисциплинировался» и успешно интегрировался в структуру образовательных методов. Но суть его остаётся прежней: стимулировать интерес учеников к знанию и научить практически применять эти знания для решения конкретных проблем вне школы. И в настоящее время понятие «новые образовательные технологии» не мыслится без метода проектов. В таком обучении у ученика есть прекрасные возможности реализовать себя, ощутить успех, продемонстрировать другим свою компетентность. Для учителя метод проектов интересен тем, что выбор тематики необычайно разнообразен. На уроках литературы он даёт возможность использовать самые неожиданные формы презентаций: от конспекта, шпаргалки и дневника до создания газеты, журнала, кроссворда.

Технология    проектного  обучения.

Классификация школьных проектов:

А) по приоритетному  виду  деятельности:

-творческие;

-социальные;

-исследовательские;

-ролевые;

-поисковые.

Б )по предметно – содержательной  области интересов:

- филологические;

-экологические;

- правовые;

-информационные;

-художественные;

-экономические.

В) по участию в разработке:

-личностные;

- групповые.

Г) по обращению к аудитории:

-школьные;

-региональные;

-международные.

Д) по времени исполнения:

-долгосрочные;

-краткосрочные.

Е) по форме представления:

-пленарные;

-стендовые.

Этапы работы над проектом.

1.Включение ребёнка в данную систему деятельности.

Это может быть рассказ учителя, посещение мероприятий, где защищают свои проекты старшеклассники. Дети должны понять, что именно требуется от их авторства, - это поиск проблемы, создание качественно нового продукта, получение результата.

2.Создание информационно-эмоционального поля.

Дальнейшая работа над проектом невозможна без элементарных знаний о структуре научного труда, требований к нему, методах. Структура предполагает наличие традиционных компонентов: актуальность проблемы, предмет исследования, цель проекта, гипотеза, задачи, используемые методы, практическая значимость результата. Структуру надо раскрыть, чтобы у учащихся была опора для планирования своей деятельности.

3.Выбор проблемы. Определение темы.

Нужно рекомендовать детям проблему в готовом виде. Учитель может направить мысль ребенка в нужном направлении самостоятельного поиска, подсказать источники информации.

4.Актуальность проблемы.

Сбор информации. Он включает в себя исследование состояние вопроса, а именно: анализ предметной литературы, анализ материалов СМИ, социологические опросы.

5.Разработка гипотезы.

Гипотеза - это научное предположение, которое автор проекта будет проверять, подтверждать или иногда опровергать. Формулируя гипотезу, учащийся строит предположение, каким образом он будет достигать поставленной  цели.

6.Цель проекта и его гипотеза предопределяют задачи.

Учащиеся часто формулируют задачи как определенные этапы решения этой проблемы. И этого на данный период обучения достаточно. В самом логическом варианте к разработке проекта учащийся должен приступить, когда уже хорошо знаком с приёмами работы с дополнительной литературой, овладел техникой конспектирования, написания реферата, приемами исследования. Но даже если это не совсем отработано, то при достаточном внимании со стороны учителя он может закрепить указанные навыки в ходе работы над проектом.

7.Планирование:

-определить источники информации;

-составить список литературы;

-обработать информацию;

-определить форму представления результатов;

-определить обязанности и объём работы, если это групповой проект.

8.Сбор и анализ информации.

Деятельность учащегося: собирает информацию, проводит её анализ, сопоставляет различные точки зрения, проектирует индивидуальную или групповую работу.

Деятельность учителя: наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью и оценивает индивидуальный вклад в проект.

9.Оформление

Учащиеся пишут и оформляют работы, создают проект как единое целое. Учитель даёт советы, демонстрирует образцы правильно оформленных работ, помогает написать вступление, библиографию, правильно оформить заключение.

10.Защита проекта.

-устный отчет с демонстрацией материалов;

-подготовка рефератов;

- презентации.

2. Учебные проекты в урочной и внеклассной деятельности

В своей школьной практике я стараюсь активно внедрять современные образовательные технологии, в частности, метод проектов. За это время сложилась определённая система работы. В основном звене школы ученикам чаще всего поручаются различные виды самостоятельных работ. Начиная с 5-го класса, учащиеся всё охотнее и увереннее выполняют такие работы. Это и понятно. Им хочется проявить себя, продемонстрировать свой собственный взгляд, оригинальный подход к работе. Всё это делает самостоятельную деятельность привлекательной. Именно поэтому выполнение  индивидуальных  проектов вполне доступно практически всем ученикам 5 –  11– х классов.

Начинаю работу с 5 класса. Знакомлю с  элементами проектной деятельности. На уроках литературы каждый ребёнок выполняет мини-проект. Когда изучаем тему «Устное народное творчество» предлагаю работу «Русские пословицы и пословицы разных народов». Для её выполнения нужно провести исследование, а результат творчески оформить. После темы «Сказка» задание усложняется, используются межпредметные  связи «Русская народная сказка в живописи» Изучая творчество русских баснописцев, предлагаю провести «Праздник басни». Класс разбивается на группы по интересам. Одни получают задание проинсценировать басню, другие  делают рисунки к басням, а третьи сочиняют басню После темы «Стихотворения русских поэтов о природе» предлагаю создать книгу, куда войдут стихотворения о природе родного края. Ребята  должны подобрать иллюстрации – картины художников родного края. После изучения творчества М.Ю.Лермонтова создаём диафильм «М.Ю.Лермонтов. «Бородино», где нужно под каждым кадром подписать титры – строки из стихотворения. После темы «Творчество Н.В.Гоголя» предлагаю исследование «Народная сказка в повести «Ночь перед Рождеством»

В 6 классе продолжаем работу. После изучения мифологии ребята готовят проект «Мифы в искусстве» , «Планеты, звезды, созвездия и античная мифология», исследование «Персонажи славянской мифологии» .После темы «Сказки» проводим фестиваль сказок, которые сочинили сами дети . «Кавказ в жизни и творческой судьбе М.Ю.Лермонтова» - этот мини – проект завершает изучение творчества поэта.

В 7 классе готовят презентации – проекты, например, «Былинные богатыри в живописи» ,урок – проект в рамках программы «Образ Петра 1 и тема России в поэме А.С.Пушкина «Полтава».

В старших классах также применяла проектную технологию. В 10 классе это завершающий урок – исследование по творчеству И. А. Гончарова  «Свет и тени Обломова» .По желанию ребята разделились на творческие группы, нужно было провести аналитическую работу, составить презентацию, представить творческий отчет (нарисован портрет Обломова, найдена музыка). В работе над проектом приняли участие 80 % учащихся, и все  остались довольны результатом.

В 11 классе был проведён урок «калейдоскоп - проектов» «Разоблачение идей механизированного общества в романе Е.Замятина «Мы». В нем приняли участие все ученики. Они с интересом выполнили различные  проекты: информационный, исследовательский, игровой и творческий . По темам: «Авторская песня» и «Творчество В.М.Шукшина» были проведены уроки компьютерной поддержки, презентации  для которых выполнили сами учащиеся.

Интересно использовать метод проектов и во внеклассной работе. Решили провести мероприятие, посвященное Великой Победе  «Немеркнущий подвиг народа» . Ребята разделились на творческие группы, выполнили поисковую работу: нашли фронтовые письма – треугольники, военный билет, фотографии военных лет. Написали сценарий, сделали презентацию, выучили песни военных лет. После того как провели мероприятия, оставили материалы в школьном музее. Конечно, такая работа имеет и большое воспитательное значение.

Заключение.

Учебный проект по литературе для школьников-исследователей – это возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе, максимально используя свои возможности; это деятельность ,позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели.
Учебный проект для учителя – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, а именно – учить проблематизации, целеполаганию и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, поиску нужной информации, проведению исследования, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования, презентации хода своей деятельности.
Таким образом, проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проектной деятельности на уроках литературы

В статье говорится о том, как проект, приготовленный  и выполненный для представления на Ярмарке идей, был использован на уроке литературы....

Проектная деятельность на уроках литературы

Презентация содержит теоретический материал о методе проекта, целях,задачах его применения на уроках литературы, а также предложен вниманию коллег проект "Штольц и Обломов"...

Проектная деятельность на уроке литературы при изучении историко-литературного материала

Презентация является приложением к статье "Проектная деятельность на уроке литературы при изучении историко-литературного материала", содержит иллюстративный материал....

Проектная деятельность на уроках литературы. Разработка урока по творчеству Н.А.Некрасова 7 класс.

Большой проблемой для учителя, я думаю с этим многие согласятся, является повышение интереса ребёнка к предмету. Ученику на уроках скучно. Однообразные  уроки, домашние  задания, котор...

Проектная деятельность на уроках литературы. 7 класс. Стихи Н.А.Некрасова .Презентация. презентация

Презентация к уроку"Проектная деятельность на уроках литературы.Стихи Н.А.Некрасова.7класс"...

"Проектная деятельность на уроках литературы".

Проектная деятельность на уроках литературы.Тема проекта «Путешествие в Книгоград».5 класс.Выполнила учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №13 округа  Муром Рязанова Екатерина ...

Обобщение педагогического опыта "Проектная деятельность на уроках литературы как инструмент социализации личности"

    В работе филологической кафедры принимают участие учащиеся с достаточно высоким уровнем учебной мотивации.  Но большой проблемой для учителя, я думаю, с этим многие согласятс...