Использование презентаций на уроках математики.
статья

Ананьева Ольга Владимировна

Региональная научно-практическая конференция"Информационные технологии в образовательном процессе ВУЗа и школы".ВГПУ.25.03.2014г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Ананьева О.В.

ananjeva.an2014@yandex.ru

МКОУ Большеясырская ООШ 

Для современного учащегося традиционные источники получения информации, такие, как учебник или речь учителя утрачивают свое прежнее значение, что приводит к снижению интереса к процессу обучения. Перед учителем возникает необходимость организации процесса обучения математике на уроках и во внеурочное время на основе современных ИКТ. Применение ИКТ в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества обучения, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения.

Я применяю следующие  информационно-коммуникационные технологии  на уроке:

- использование компьютерных презентаций на разных этапах урока;

- работа с тестирующими программами;

- использование модульных технологий;

- работа с интерактивной доской.

В данной публикации  мне хотелось бы остановиться на    использовании компьютерных презентаций, созданных в  POWER POINT, на разных этапах урока.

 Компьютерные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. презентация дает возможность скомпоновать учебный материал, исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта, объема информации, наглядности и эстетичности.

При использовании мной на уроке компьютерных презентаций структуру урока стараюсь  принципиально не изменять. В нем по-прежнему сохраняются все основные этапы, изменятся, возможно, только их временные характеристики.

 Я использую  презентации на различных этапах урока математики:

- для систематической проверки правильности выполнения домашнего задания  всеми учениками класса (при проверке домашнего задания обычно очень много времени уходит на воспроизведение чертежей на доске, объяснение тех фрагментов, которые вызвали затруднения).

- для устных упражнений (работа по готовому чертежу способствует развитию конструктивных способностей, отработке навыков культуры речи, логики и последовательности рассуждений, учит составлению устных планов решения задач различной сложности).

- для  объяснения нового материала (повышение наглядности восприятия)

- для закрепления изученного материала

- для проверки знаний, умений и навыков учащихся (при самопроверке или взаимопроверке математических диктантов, самостоятельных работ и тестовых заданий).

 Следует еще раз подчеркнуть, что при проведении урока с использованием компьютерных презентаций соблюдается основной принцип дидактики – наглядность, что обеспечивает оптимальное усвоение материала школьниками, повышает эмоциональное восприятие и развивает все виды мышления у детей.

Каковы преимущества  презентационного урока по сравнению с традиционным?

Во-первых, улучшается усвоение нового материала, так как в результате преобладания наглядно-образного мышления школьники легче воспринимают подаваемую таким образом информацию (цветные картинки, движущееся изображение и др.).

Во-вторых, в ходе работы у детей формируется пространственное и логическое мышление.  

Следующим преимуществом является оптимизация темпа работы учеников, появляется возможность с помощью компьютерной анимации создавать на уроке игровую познавательную ситуацию, в результате чего урок приобретает характер учебной игры, и у большинства детей повышается мотивация учебной деятельности.

Хотелось бы также отметить, что эмоциональный настрой урока совсем иной, нежели при использовании традиционных наглядных пособий. Кроме того,  презентации я использую и во внеклассной работе при проведении различных конкурсов, игр. Это и демонстрация портретов математиков, и рассказ об их открытиях, и иллюстрация практического применения свойств и теорем в жизни. Использование информационных технологий в учебном процессе способствовало  росту моего профессионального мастерства , повышению моей  информационной культуры и компетентности. Ученики с огромным удовольствием  разрабатывают  презентации по собственным сценариям или используют  готовый банк презентаций, созданный другими учителями и размещенный на сайтах глобальной сети.

Примерами сайтов могут служить следующие:

- http://www.uchportal.ru

- http://karmanform.ucoz.ru

- http://um-razum.ru

Направления для использования  презентаций Power Point

1. Создание мультимедийной наглядности  при изучении новых понятий, определений.

Такие  презентации я  использую  для уроков-лекций. Задачу презентации-лекции  я вижу  в  создании  программы,  в  которой  необходимый лекционный материал дополнительно сопровождается большим количеством подобранного иллюстративного материала, помогая лучше воспринимать и повышать мотивацию учащегося при ознакомлении с новым материалом. НА  экране   наглядно продемонстрированы материалы к уроку: чертежи, схемы, методику построения графиков и т. д. Эти материалы  подкрепляются соответствующими звукозаписями. Заранее созданная презентация заменяет классную доску при объяснении нового материала для фиксации внимания учащихся каких-либо иллюстрациях, данных, формулах. Наглядно демонстрируются процессы (построение диаграмм, таблиц, графиков) которые сложно провести с помощью плакатов или школьной доски. 

2.   Разработка презентации-сопровождения  ко всему уроку.

В такой программе на слайдах я  пишу всю дидактическую структуру урока, начиная с воспроизведения и коррекции опорных знаний пройденной темы; знакомство с новым материалом через мультимедийные возможности компьютера, проведение этапа первичного закрепления и объяснения выполнения домашнего задания.

3.  Разработка тренажеров для фронтальной работы активизирует работу всего класса, оживляет урок.

4. Разработка программ для самообучения и самоконтроля, я их использую  для самостоятельной работы дома. Такие  программы разработаны мной  как приложения к элективным курсам, в частности к курсу «Избранные вопросы математики»,хотя, их создание довольно трудоемкий процесс.

5. Мультимедийное сопровождение для внеклассных занятий (КВН, викторин, блиц-турниров и т.д.)

6. Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся.

Чтобы после выполнения исследовательской работы по математике, и не только, рефераты  не  лежали  в шкафу учителя или в портфолио учащегося и были  востребованы, в качестве приложения к реферату  я требую, чтобы обязательным приложением было создание   мультимедийнои  презентации, которая будет интересна и другим учащимся и может служить наглядным пособием по какой-либо теме математики.

Все вышесказанное показывает, что урок с использованием компьютерных презентаций имеет более высокую эффективность по сравнению с традиционным уроком .Целенаправленно используемые ИКТ способствуют развитию самостоятельности, творческих способностей и познавательного интереса учащихся,

Учить нужно интересно и наглядно, чтоб дети захотели  хорошо учиться!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему Использование ЭОР на уроках математики

Успешно учиться и учить в современной школе помогают электронные образовательные ресурсы и образовательные интернет-ресурсы. Самые эффективные электронные образовательные ресурсы - мультимедиаресурсы....

Опыт работы по теме: «Использование мультимедийных презентаций на уроках математики в 5-6 классах как средство познавательной активности учащихся».

Опыт возник и осуществляется  в условиях общеобразовательной средней школы № 4 г. Лабинска Лабинского района.В течении 3 лет систематизировался материал по применению видеометодов (мультимедийных...

Использование компьютерных презентаций на уроках математики

Проведение уроков с использованием ИКТ – это мощный стимул в обучении. Посредством таких уроков активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и...

Создание и использование электронных презентаций на уроках математики

Информатизация современного общества оказывает влияние на все сферы общественной жизни, в том числе и на образование. Для достижения успеха в процессе обучения у учителя и учеников должны быть все нео...

Использование ИКТ на уроках математики. Презентация.

Применение ИКТ на уроках математики Выступление на педсовете. Презентация....

Отчет по теме самообразования «Использование компьютерных презентаций на уроках математики в целях повышения степени обученности школьников»

В работе представлены методические приемы использования компьютерных презентаций на различных этапах урока....

Использование презентаций в преподавании математики как средство повышения эффективности урока (Из опыта работы)

В работе описывается преимущества использования презентаций в преподавании математики. Использование мультимедийных презентаций в изучении математики способствует развитию активной деятельности учащих...