Главные вкладки

    Социальная интеграция – формирование нового общественного сознания
    статья на тему

    Чихватова Наталья Станиславовна

    Инклюзивное образование - это одна из приоритетных задач современного образования. Как подготовить общество к новым изменениям. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Инклюзивное образование.18.75 КБ

    Предварительный просмотр:

    Социальная интеграция – формирование

    нового общественного сознания

    Глобальная цель Российского образования на современном этапе – это обеспечение доступного и качественного образования всем категориям обучающихся, создание развивающей среды, раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.  Новая школа - это школа для всех, где обеспечивается успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

    Новая социальная политика государства направлена на разрушение устоявшихся стереотипов восприятия инвалида. Социально-экономическая интеграция есть встречное движение «большинства» и «меньшинств», последние получают законодательно закрепленную возможность участия во всех сферах жизни, деятельности и творчества, но воспользоваться ею можно лишь при готовности «большинства» принять «меньшинства» в эту жизнь на равных. Обществу необходимо учиться сотрудничать с теми, кто буквально вчера вызывал у одних жалость и сочувствие, другим напоминал о несчастьях, третьих оставлял безучастным, а четвертых раздражал.

    Западноевропейские государства разрабатывают программы целенаправленного формирования нового общественного сознания, отводя особую роль средствам массовой информации (СМИ). В 70-80-е годы и частные, и государственные СМИ начинают целенаправленно формировать в умах населения идеологию политической корректности с ее культом меньшинств. Читателя и зрителя приучают «не замечать» и принимать внешнее отличие инвалидов, спокойно воспринимать особенности их поведения или речи, уважать чужое отличие, учиться видеть в этом самобытность и индивидуальность. На протяжении тридцати лет западные СМИ, американские прежде всего, последовательно и настойчиво внедряют в умы сограждан идею «E pluribus uman» в новом ее прочтении. Современного западного гражданина убеждают: сила открытого общества в том, что оно принимает любого человека вне зависимости от его индивидуальных особенностей, отличий и предпочтений. Политкорректность и толерантность цементируют общество и делают его неуязвимым. Не станем полемизировать по этому поводу, но отметим огромные усилия Запада в создании общества, которое понимает и уважает культуры разных людей.

    На протяжении последней четверти ХХ века в западных газетах и журналах появляются специальные колонки, на радио и телевидении - регулярные циклы передач, темой которых становится обсуждение возможностей «исключительных» людей и тех чрезвычайных трудностей, которые они и их близкие вынуждены преодолевать вследствие сложившегося дискриминационного отношения окружающих. Материалы о жизни людей с ограниченными возможностями здоровья становятся неотъемлемой (обязательной) частью новостного потока. Со временем характер публикаций принципиально меняется, на смену жалостливым историям о трудной судьбе инвалида, вызывающим у читателя болезненное любопытство и чувство сострадания к несчастным, приходят материалы, характеризующие этих людей с неожиданной стороны. Обыватель узнает, что люди с ограниченными возможностями здоровья обладают рядом достоинств, они могут быть одаренными, талантливыми, успешными, интересными, независимыми, они такие же граждане как и все остальные – не лучше, но и не хуже! Благодаря интенсивному воздействию СМИ западное общество пытается ближе познакомиться с теми, о чьем существовании оно вчера не задумывалось, старается понять и принять этих людей, на равных вступает с ними в диалог, все активнее взаимодействует в социальной жизни.

    Заметный вклад в формирование нового отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья внес западный кинематограф, создав множество фильмов, главными положительными героями которых стали «исключительные» взрослые и дети. Назовем лишь те, что снискали мировую славу и хорошо известны российскому зрителю.

    «Пролетая над гнездом кукушки» (1975). Действие фильма происходит в психиатрической больнице, где царят «покой и умиротворение». Прячась в клинике от возмездия герой Николсона пытается отстоять человеческое достоинство душевнобольных, но ему это не удается. «Человек дождя» (1988), история человека, страдающего аутизмом и вынужденного жить под присмотром врачей. «Форест Гамп» (1994), трогательный рассказ о взрослом человеке выросшим из ребенка с задержкой психического развития. С годами герой не поумнел, что не помешало ему стать известным футболистом, героем войны, преуспевающим бизнесменом, благородное и открытое сердцем значит не меньше чем изощренный ум. «Запах женщины» (1992), ослепший отставной полковник разведки не утрачивает ни своего мужества, ни патриотизма, он способен стать поводырем «нравственно ослепшей» администрации престижного колледжа. «Восьмой день» (1996), «история отношений преуспевающего банковского клерка, который переживает острый семейный кризис, и сбежавшего из психдиспансера пациента. Открытость чувств «человека без хромосомы» обнажает лживость масочного карнавала «нормальных» людей, разучившихся понимать и прощать друг друга». В главной роли Паскаль Дюкен – двадцатипятилетний актер с синдромом Дауна. «По ту сторону тишины» (1996), фильм о судьбе талантливой кларнетистки Лары, дочери родителей, потерявших слух. Режисер Каролина Линк предлагает свой вариант жизненных конфликтов людей, лишенных способности слышать и говорить. Приведенный список можно было бы продолжить.

    Хотя упомянутые и подобные им фильмы сняты в разных странах, все они проникнуты общей идеей ценности и неповторимости каждого человека. Герои предстают совсем не такими, какими их воспринимали традиционно. По ходу сюжета они раскрываются как люди с богатым и чистым внутренним миром, способные любить, дружить, переживать, сочувствовать, помогать, отличать добро от зла, работать по мере своих сил, быть законопослушными. Они по-человечески привлекательны и трогательны, а в ситуациях морального выбора могут вести себя достойнее окружающих, не изменяя усвоенным ценностям и нравственным принципам. Авторы оказались весьма убедительны в мысли о том, что причиной разобщенности, преградой являются не физические или психические особенности «исключительного» человека, а сложившийся стереотип отношения к нему окружающих. Фильмы новой волны помогли многим людям иными глазами посмотреть на тех, кого прежде чурались, кинозрители с восторгом приняли новых героев. Достаточно сказать, что коммерческий успех фильма «Человек дождя» за два первых года проката составил 86 млн. долларов. Джек Николсон, Дастин Хоффман, Том Хенкс, снявшиеся в необычных лентах, награждались престижнейшими «Оскарами» за роли людей с особыми проблемами. Актер с синдромом Дауна Паскаль Дюкен («Восьмой день») удостоился премии Каннского кинофестиваля.

    Идеалы и ценности современного либерально-демократического мира, политкорректность в отношении ко всем отличающимся от большинства членам общества, воспитание терпимости к непохожему можно отнести к важнейшим завоеваниям европейской цивилизации, которые служат гарантией против любых форм оскорбления человека, унижения его достоинства.

    Продолжающаяся около двадцати лет целенаправленная работа с широкими слоями населения не могла не дать ощутимых результатов, уже к середине 90-х годов западное общество в целом, а не отдельные его альтруистически настроенные члены, самоидентифицируется терпимым, лояльным, участливым, способным сотрудничать во всех сферах с людьми с особыми потребностями.

    Способствовали внедрению в общественное сознание идеалов политкорректности не только СМИ, прогрессивно мыслящие деятели искусства или родительские объединения. Деятельным институтом формирования в умах молодежи новых ценностей в странах не на словах, а на деле перешедших в V период, становится школа. Теперь подрастающее поколение с младых ногтей усваивает, что такое политкорректность и воспитывается в духе уважения к представителям различных меньшинств. Обычных школьников готовят к доброжелательному партнерству с детьми, имеющими особые образовательные потребности которые могут быть интегрированы в их школу или класс.

    В доказательство приведем только один, но на наш взгляд, весьма убедительный пример – норвежскую Азбуку, базовый учебник начальной школы, изданный в 1979 году [17]. На первой же картинке учебника изображены пожилая чета, беременная мама, младенец в коляске, иностранка в национальной одежде, машина скорой помощи на заднем плане и ученик в инвалидном кресле на переднем. Рассматривая и постигая дидактическую иллюстрацию, ребенок должен увидеть и принять картину мира, где нет «чужих», нет меньшинств, где сосуществуют и уживаются люди разного возраста, разного цвета кожи, разного состояния здоровья. Крепкие телом и духом скандинавы начинают официальное обучение с рассказа о едином сообществе. Вполне понятно, почему художник привлекает внимание ученика к национальному флагу, школьному зданию и северной природе, ново другое - в базовом учебнике монокультурной, моноязычной, монорелигиозной и практически мононациональной страны ребенка сразу знакомят с представителям меньшинств и тех, кто нуждается в заботе окружающих.

    Информация о том, как часто и в каком контексте в СМИ, массовой кинопродукции, художественной литературе, школьных учебниках упоминается ребенок или взрослый с ограниченными возможностями здоровья, наложенная на матрицу авторской периодизации, позволяет не только оценить социальную ситуацию на сегодняшний день, но и аргументировано прогнозировать хронологически отдаленные события в сфере специального образования. Инструментом прогноза может служить и анализ наиболее распространенных (типологических) стилей отношения родителей к ребенку-инвалиду, правового статуса семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Индивидуальное и общественное сознание

    ¢ОБЩЕСТВЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ - совокупность чувств, настроений, обычаев, традиций, побуждений, характерных для данного общества в целом и для каждой из больших социальных групп.¢ИДЕОЛОГИЯ – система ...

    Методическая разработка межпредметной контрольной работы "Отражение общественного сознания в языке и стиле "Жития протопопа Аввакума"

    В контрольной работе предложен ряд заданий, направленных на проверку знаний учащихся по эпохе церковного раскола XVII в. Работа также позволит учащимся усовершенствовать свои навыки и обеспечит более ...

    Презентация к уроку обществознания по теме "Индивидуальное и общественное сознание"

    В презентации поэтапно расскрываются особенности индивидуального, общественного и массового сознания как духовной составляющей человека. Показаны уровни общественного сознания: психология и идеология,...

    "Общественное сознание" (обществознание, 11 класс, базовый уровень)

    Презентация "Общественное сознание" предназначена для проведения урока обществознания в 11 классе (базовый уровень) в качестве сопровождения при объяснении учителя....

    Педагогический проект на тему : « Формирование ключевых компетенций у школьников через проектную деятельность на тему: «Общественное сознание и философия »

    Цель работы:  показать, что  в настоящее время процесс обучения всё больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых знаний. Одной из разновидностей такого подхода является...

    Воспитание патриотизма как необходимой составной части государственного мироустройства и общественного сознания учащихся на уроках истории и во внеурочное время.

    Воспитание патриотизма у обучающихся - это стратегия образования и воспитания . На уроках с целью воспитания патриотизма  я рассказываю о героях Великой Отечественной войны, героях - земляках и в...