Метод проектов: начало пути. (из опыта работы)
статья на тему

Смольянинова Элла Петровна

Статья напечатана в сборнике ИЗВЕСТИЯ Научно-координационного центра по профилю "филология" (ВГПУ-ВОИПКиПРО)  - Одиннадцатая международная учительская конференция 2014.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2014.docx18.74 КБ

Предварительный просмотр:

Смольянинова Э.П.

МБОУ СОШ №30 г. Воронеж

Метод проектов: начало пути.

(из опыта работы)

 

    Метод проектов востребован в современной школе очень широко. Он дает возможность учащимся самостоятельно определить границы проблемы с учетом своих возможностей, проявить творчество и организаторские способности, показать умение работать с обширнейшей информацией, получить реальный результат работы, те «сегодняшние радости», которые так необходимы для правильной  мотивации деятельности.

    Использование метода проектов на сегодняшний день помогает формированию личности, способной жить в изменяющихся условиях, быстро адаптироваться, проявлять разумную инициативу, находить в нестандартных условиях пути решения задач, которые ставит перед нами само время, а также быть ответственным за результат.

    При всех плюсах данного метода он не заменяет и не отменяет урок, на котором основное внимание уделяется выработке умений и навыков, так необходимых для успешной сдачи экзамена. А посему проектная деятельность большей частью переносится в сферу внеурочную.

    Встав на путь использования данного метода, мне пришлось столкнуться со всевозможными трудностями.

    Во-первых, непонимание учащимися самого названия. Оформляя рядовые сообщения к урокам, они упорно писали на титульном листе: «Проектная работа». Поэтому первым этапом на пути стало четкое разграничение понятий: сообщение, доклад, реферат - а также сферы уместности и целесообразности таких видов работ. Работа с теорией вопроса определила задачи последующих этапов и способы их решения: теория непременно должна быть подкреплена практикой.

    На втором этапе происходила подготовка сообщений, докладов и рефератов к разным урокам, особое внимание было уделено объяснению соответствия  каждого вида работы ее целям, обсуждению разницы между ними на практике. Третий этап работы был посвящен непосредственно проекту и содержал теоретическую часть в виде презентации с указанием типологии, требований, примерной структуры, возможного количества участников, продолжительности исполнения, форм реализации проекта.

      Последней частью стало оформление материалов и присвоение им гордого имени – проект, в основе которого лежал поиск информации, ее последующая обработка, осмысление, представление в результате самостоятельной деятельности и сотрудничества.

    Второй трудностью на пути следования этому методу стала постановка проблем. Их нельзя навязывать, поскольку это уменьшает возможность учащихся видеть перспективу: определить цель исследования, разделить на этапы, спланировать каждый из них, наметить сферу использования результатов. Здесь на помощь пришел школьный театральный фестиваль (по сути – огромный проект, в котором участвует вся школа). Проблема была поставлена широкая – инсценировка произведения школьной программы – а к ней прилагалось только огромное желание участвовать и  скудное представление о театральной «кухне».

     Учитывая, что не каждая работа может называться проектом, учащиеся разработали большую теоретическую базу подготовки спектакля, разделившись на сценаристов, актеров, режиссеров, декораторов, костюмеров, театральных критиков, и сумели воплотить в жизнь свой замысел. С точки зрения методики проект состоялся, так как были решены задачи проектной деятельности: развитие познавательных навыков, умения самостоятельно конструировать задания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие творческого и критического мышления.

    Изучая историю и теорию проектной деятельности, каждый из нас непременно обратит внимание на сопровождающее их обилие идеальных характеристик учащихся: самостоятельность, саморазвитие, самооценка, самовыражение, самореализация, активность…Столкнувшись с практикой этого метода, могу этот список откорректировать. Всему идеальному дети только учатся, а проявляются ревностное отношение к своей части работы, которое затрудняет, а порой исключает сотрудничество, завышенная самооценка, желание получить готовые решения даже при заинтересованности в результате и другие качества, обусловленные  особенностями психологического развития на каждом возрастном этапе. Педагогу, координирующему работу, нужно быть готовым стать очень хорошим психологом для преодоления всех проблем, для успешного завершения проекта.

    При всех возможных трудностях метод проектов –  требование времени. Он возродился не на пустом месте. С момента его отвержения в 1931 году педагоги так или иначе использовали в работе его элементы: это и эвристическая беседа, и предметно-исследовательская деятельность, и коллективное творческое дело…Создание новой теоретической базы с четкими критериями, типологией, классификацией, структурированием, видами координации, с определением целей и задач многое проясняет для педагога и позволяет существенным образом изменить процесс обучения и повысить интерес учащихся.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Метод проектов как путь формирования исследовательских умений учащихся»

В современной школе огромное внимание уделяется исследовательской деятельности учащихся. Многие ученые длительное время занимались исследованием данного вопроса. Как известно, чтобы привлечь вни...

Метод проектов на уроке английского языка. Работа над проектом "Красная книга"(6 класс)

В материале приводится описание работы над проектом "Красная книга" в 6 классе школ с углубленным изучением английского языка...

«Метод проектов как путь формирования исследовательских умений учащихся»

Что такое проект? —В широком смысле слово проект (от лат. слова projectus) – брошенный вперед, выделяющийся вперед, выступающий. Проект представляет собой набор процессов, является конечным, имее...

Статья по теме "В поисках новых путей" ( из опыта работы методического объединения).

В статье рассказано об опыте работы учителей  литературы  в средней школе...

Статья по теме "В поисках новых путей" ( из опыта работы методического объединения).

В статье рассказано об опыте работы учителей  литературы  в средней школе...

"Открытие" детьми нового знания на уроке технологии: приёмы и методы организации деятельности школьников (из опыта работы)

Обучение школьников по предмету "Технология" строится на основе освоения конкретных процессов использования и преобразования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. На ...

Презентация "Использование метода проекта на уроке. Из опыта работы"

Метод проектов - это совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результат...