"Открытие" детьми нового знания на уроке технологии: приёмы и методы организации деятельности школьников (из опыта работы)
статья по технологии на тему

Ильиных Вера Александровна

Обучение школьников по предмету "Технология" строится на основе освоения конкретных процессов использования и преобразования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. На уроке технологии наиболее полно учитываются интересы и склонности учащихся. Детельностной целью урока "открытия нового знания" является формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия на основе метода рефлексивной самоорганизации. Достигать эту цель можно используя различные методы и приёмы, которым и посвящена эта статья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ильиных В.А., учитель технологии

ГБОУ СОШ №589 Колпинского района

Санкт-Петербурга

«Открытие» детьми нового знания на уроке технологии:

приёмы и методы организации деятельности школьников

(из опыта работы)      

    Изучение предмета «Технология» даёт учащимся возможность приобретать и совершенствовать умения, применять знания основ наук в практической деятельности по направлению профильной подготовки общеобразовательного учреждения. Обучение школьников по предмету «Технология» строится на основе освоения конкретных процессов использования и преобразования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды.

    На уроках технологии наиболее полно учитываются интересы и склонностей учащихся, особенно при работе в смешанных группах (совместное обучение мальчиков и девочек), возможности образовательных учреждений (наличие мастерских, приспособлений и соответствующих инструментов)

    Деятельностной целью урока «открытия нового знания» является формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия на основе метода рефлексивной самоорганизации.

    Достигать эту цель можно используя различные методы и приёмы.

    Метод проектов направлен на получение учащимися конкретного запланированного результата — продукта, обладающего определёнными свойствами и необходимого для конкретного использования. Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана. Результат проекта должен быть точно соотнесён со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле. Сроки выполнения учебных проектов в большей степени зависят от содержания, целей и задач проекта и могут меняться. Проектами занимаются учащиеся всех классов.

    Приём «Идеал» часто используется в работе с пятыми, шестыми и седьмыми классами. Стратегия позволяет формировать: умения определять проблему; умение находить и формулировать пути решения проблемы; умения выбирать сильное решение.

    Стратегия «З-Х-У» используется как в работе с печатным текстом, так и для лекционного материала. Ее графическая форма (таблица) отображает те три фазы, по которым строится процесс в технологии развития критического мышления: вызов, осмысление, рефлексия.

     Работа с таблицей ведется на всех трех стадиях урока. На «стадии вызова», заполняя первую часть таблицы «Знаю», учащиеся составляют список того, что они знают или думают, что знают по данной теме. Через эту первичную деятельность ученик определяет уровень собственных знаний, к которым постепенно добавляются новые знания.

     Вторая часть таблицы «Хочу узнать» — это определение того, что дети хотят узнать, пробуждение интереса к новой информации. На «стадии осмысления» учащиеся строят новые представления на основании имеющихся знаний. Работа с использованием стратегии «Инсерт» помогает осветить неточное понимание, путаницу или ошибки в знаниях, выявить новую для них информацию, увязать новую информацию с известной.

     Полученные ранее знания выводятся на уровень осознания. Теперь они могут стать базой для усвоения новых знаний. После обсуждения текста (фильма и т.п.) учащиеся заполняют третью графу таблицы «Узнал».

     Стратегия применяется в пятых и шестых классах, когда наиболее важно научить учащихся работе с текстом, с информацией технического характера. Стратегия формирует умение определять уровень собственных знаний; умение анализировать информацию; умение соотносить новую информацию со своими установившимися представлениями.

     Приём «Хорошо-плохо» удачно используется в работе с седьмыми и восьмыми классами. Этот прием направлен на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке, формирующий представление о том, как устроено противоречие. Прием формирует: умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации; умение разрешать противоречия (убирать «минусы», сохраняя «плюсы»); умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций, учитывая разные роли.

     Интеллект- карты. Суть этой методики состоит в ВИЗУАЛИЗАЦИИ — сопровождении мыслительного процесса рисованием блок-схем, которые фиксируют все новые мысли, заключения и переходы между ними. При этом начинает активнее работать обычно заторможенное правое полушарие мозга, и становится сильнее интуиция – функция мышления, локализованная именно в этом полушарии. Интеллект-карты дают быстрый и полный обзор большой темы (сферы, проблемы, предмета); собирают и представляют большое количество разнообразных данных на одном листе, демонстрируя связи и расстояния; стимулируют воображение и решение проблем посредством разработки новых путей; позволяют максимально повысить результативность и эффективность; являются превосходным инструментом для раздумывания и запоминания; экономят время; раскрепощают мышление.

     Интеллект-карты — это инструмент, позволяющий: эффективно структурировать и обрабатывать информацию; мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал. Интеллект-карты наиболее удачно применяются на уроках технологии в седьмых и восьмых классах при работе в смешанных группах и недостаточном оснащении кабинетов. Метод позволяет учащимся самостоятельно изучить большое количество материала по предложенной теме и систематизировать знания.

     Приём “Создай паспорт” - прием для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями. Это универсальный прием составления обобщенной характеристики изучаемого явления по определенному плану. Применяется в восьмых классах, где при изучении раздела курса технологии используются знания, полученные учащимися при изучении курса физики.

     При использовании приёма «Генераторы и критики» задача педагога – направить работу учащихся так, чтобы они могли вывести то или иное правило, решить какую-то проблему, прибегая к своему опыту и знаниям, используя дополнительную информацию. Данный метод используется для активизации самостоятельной работы учащихся.

     Кейс-метод. При использовании этого метода задается ситуация (реальная или максимально приближенная к реальности). Ученики должны исследовать ситуацию, предложить варианты ее разрешения, выбрать лучшие из возможных решений. С использованием кейсов наиболее удачно работают старшие классы. Можно предлагать учащимся изучать таким образом большие разделы программы.

    Использование на уроках «открытия нового знания» курса технологии предложенных методов и приёмов позволяет достигать высоких результатов в формировании УУД: личностных: самоопределение; смыслообразование; учебно-познавательная мотивация; развитие этических чувств и регуляторов морального поведения; адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности;

коммуникативных: планирование учебного сотрудничества; достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации; формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций;

предметных: анализ, синтез, сравнение, обобщение, сериация, классификация, аналогия; структурирование знаний; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов; смысловое чтение, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; построение логической цепи рассуждений; поиск необходимой информации; самостоятельное создание алгоритмов деятельности; установление причинно-следственных связей, доказательство; выведение следствий; контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

регулятивных: волевая саморегуляция; планирование, прогнозирование.  

Литература

  1. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. /Работаем по новым стандартам. – М: Просвещение. 2011. – 223 с.
  2. Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…» / Построение непрерывной сферы образования. М: Ювента. 2007. - 448 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов как средство развития личности школьника (из опыта работы учителя технологии МОУ:СОШ №41 г.Борзи Татьяны Борисовны Багаевой)

   Одной из важнейших задач современной школы является создание условий для реализации познавательных и коммуникативных запросов учащегося с целью эффективного развития личности...

Основы проектной деятельности школьника (из опыта работы)

Данный материал описывает некоторые вопросы построения курса "Основы проектной деятельности" в школе....

Технология деятельностного метода. Урок «открытия» нового знания.Тема урока: «Умножение обыкновенных дробей»

Урок постороен с использованием деятельностного подхода в обучении математики. Урок будет полезен для учителей математики....

Приёмы и методы организации ситуации успеха на уроках русского языка в ходе обобщения (закрепления) знаний учащихся.

ØСитуация успеха – это целенаправленный, специально организованный комплекс условий, который позволяет достичь значительных результатов в деятельности ребенка. *Считаю, что одной из главных зада...

Проектная и исследовательская деятельность школьников (из опыта работы)

В своей статье хочу привести некоторые результаты, а также анализ работы по использованию проектной деятельности на уроках химии, биологии и во внеурочное время за три года. Вместе с учащимися мы пров...

Метод учебного проекта в образовательном процессе традиции и новации в организации проектной деятельности обучающихся (из опыта работы учителя английского языка)

Актуальным вопросом сегодня является то, каким должен быть урок английского языка в современных условиях. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения. И как...