"Дружба с одноклассниками"
методическая разработка (5 класс) на тему

Малмыгина Юлия Рамилевна

В данной беседе указаны факторы, которые учат ребёнка наладить доверительные отношения со своими сверстниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon publikatsiya_2.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Малмыгина Юлия Рамилевна,                                                                                                           классный руководитель 5 «А» класса МБОУ «СОШ № 21».

Дружба с одноклассниками.

5 класс.

ЦЕЛЬ: Содействие оптимизации общения младших подростков друг с другом.

Задачи: 1.  Выяснить взгляды учащихся на дружеские взаимоотношения.

2. Познакомить учащихся с кодексом дружбы. Помочь детям осознать, какие качества важны в дружбе. Предоставить учащимся рекомендации для установления, сохранения и поддержания дружеских взаимоотношений.

3. Способствовать формированию навыков конструктивного взаимодействия в группе.

4. Способствовать преодолению барьеров в общении. Совершенствовать навыки общения.

5. Повысить самооценку обучающихся.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: Анализ учащимися своих отношений друг с другом, корректировка и введение новизны в эти отношения. Осознание школьниками важности и необходимости дружеских взаимоотношений.

МАТЕРИАЛЫ:

  1. Поговорки и пословицы о дружбе.
  2. Кодекс дружбы.
  3. Листы бумаги, ручки или карандаши.

Беседа рассчитана на 1 урок. Возможно проведение на классных часах. В беседе участвует весь класс без предварительной подготовки.

  1. ХОД БЕСЕДЫ
  1. Знакомство

Короткий рассказ о целях беседы, о особенностях предстоящих встреч. Постановка проблемы.

Упражнение «Что я больше всего люблю делать и чему хотел бы научиться»

Цель: Создание в группе доверительных отношений.

Задачи: 1. Предоставить учащимся возможность ближе познакомиться друг с другом.

2. Формирование у детей положительного отношения друг к другу.

      3. Повышение самооценки детей.

Инструкция: «В школе вместе Вы учитесь уже давно. Каждый из Вас – интересный человек, интересная личность, каждый вносит свой вклад в дела класса, во внутриклассные взаимоотношения. Передавая мяч (или игрушку) друг другу, назовите своё имя и расскажите немного о том, что каждый из Вас любит делать и что у Вас лучше всего получается. И скажите так же о том, чему Вы бы хотели научиться».

Обсуждение по теме занятия

Вопрос: Что такое дружба?

«Дружба» (словарь) – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

«Дружба» (словарь) – отношение самоценное, само по себе являющееся благом, так как друзья помогают друг другу бескорыстно.

«Дружба» (словарь) – индивидуально-избирательна и основана на взаимной симпатии.

        Известно, что друзья могут быть постоянные или временные. Временных друзей мы называем приятелями.

Вопросы: - Чем приятели отличаются от друзей?

  • Сколько у человека может быть настоящих друзей?

Проведённые социологические исследования показали, что люди, которые утверждали, что имеют много друзей, в сложной, критической ситуации оставались либо сами с собой, либо с близкими родственниками. А люди, которые утверждали, что друзей у них мало (1 – 3 человека) всегда находили у них поддержку и понимание. Таким образом, можно сказать, что настоящих друзей всегда не так много. Но у любого человека обязательно должны быть не только друзья, но и приятели.

        Итак, друзья – это те, кому мы верим, кто нас не придаст, не подведёт, способен поддержать нас в трудную минуту, посочувствовать нам и помочь. Другу мы можем доверить все свои откровения. Человек в течение своей жизни приобретает и, к сожалению, иногда, теряет друзей из-за различных ситуаций. Дружба доставляет нам много радости. Дружеские отношения могут изменяться по мере того, как мы сами растём и изменяемся.

Вопрос: Кто же такой друг? Какими качествами в идеале он должен обладать?

  1. Упражнение «Мой идеальный друг»

Цель: осознание учащимися тех качеств, которые ценятся в дружбе.

Задача: самоанализ учащимися своих взглядов на качества, необходимые в дружбе.

Инструкция: Учащимся предлагается в группах написать те качества, которые необходимы другу. «Друг – это тот, кто…»

Совместное обсуждение результатов.

  1. Дискуссия по кругу

Вопросы:  - Если бы твой лучший друг (подруга) сказал о том, что ему (ей) больше всего нравится в тебе, как ты думаешь, что именно он (она) сказал бы?

  • А если бы этого человека попросили сказать о том, что ему не нравится в тебе, как ты думаешь, о чём он сказал бы?
  • Как вы думаете, что важнее всего в дружбе?
  • Что может помешать дружбе?

Знакомство с кодексом дружбы (правилами дружбы).

Кодекс дружбы, разработанный отечественными социологами и психологами:

  1. Всё проверяется временем, годами! Если с Вами рядом есть человек, с которым Вы общаетесь регулярно в течении 3 – 5 лет и более, с которым у Вас есть общие интересы, взаимопонимание, общие взгляды, общие воспоминания, если Вы всегда можете обратиться к нему со своими вопросами и проблемами и точно знаете, что отказа не будет – это значит, что у Вас есть друг!
  2. Дружбой надо дорожить, беречь и оберегать её! Знайте, что поссориться всегда просто, а помириться и простить – очень тяжело. Лучше обсудить, чем поругаться.
  3. Никогда не сравнивайте своего нового друга с другими или прежними друзьями! Если Вы делаете это – то значит, что Вы чем-то недовольны. А недовольство ведёт за собой недоверие. Недоверие – коней дружбы.
  4. Помните, что все люди разные! У каждого свои достоинства и недостатки. Не старайтесь переделать своего друга – это нечестно по отношению к нему.
  5. Дружба – это взаимный процесс! Значит и от Вас требуется понимание, внимательность по отношению к Вашему другу.
  6. Не поступайте с другом так, как не хотели бы, чтобы поступали с Вами.
  7. Дружба предполагает доверие и искренность. Поэтому будьте искренними с друзьями! Помните поговорку: «Как аукнется, так и откликнется». Человек всегда за подозрительность получает подозрительность, за ложь – ложь, за открытость – открытость.

Кодекс дружбы, разработанный европейскими психологами и социологами:

  1. Делитесь новостями о своих успехах.
  2. Высказывайте эмоциональную поддержку.
  3. Добровольно помогайте в случае нужды.
  4. Старайтесь, чтобы другу было приятно в Вашем обществе.
  5. Возвращайте долги и оказанные услуги.
  6. Необходимо быть уверенным в друге, доверять ему.
  7. Защищать друга в его отсутствие.
  8. Быть терпимым к остальным его друзьям.
  9. Не критиковать друга публично.
  10. Сохранять доверенные тайны.
  11. Не ревновать и не критиковать прочие личные отношения друга
  12. Не быть назойливым, не поучать.
  13. Уважать внутренний мир и автономию друга.

Вопросы:  -  Что общего между этими двумя кодексами дружбы? Чем они отличаются?

  • Как Вы думаете, какие правила соблюдать особенно важно для укрепления и сохранения дружбы?
  • Как Вы думаете несоблюдение каких правил  может привести к распаду дружеских отношений?

Обсуждение высказываний, пословиц и ситуаций

  1. Поэт Михаил Светлов (1903 – 1964), написав стихи, часто читал их друзьям по телефону в любое время дня и ночи. Друг Светлова, разбуженный в очередной раз среди ночи телефонным звонком, упрекнул его: «А ты знаешь, который час?»
  • «Дружба – понятие круглосуточное!», - ответил Светлов.
  1. Ходжу Насреддина однажды спросили: «Ты можешь сказать, сколько у тебя друзей в этом городе?»
  • «Сколько сейчас, - ответил Ходжа, - сказать не могу, потому что у меня в этом году выдался хороший урожай, живу в достатке. А друзья познаются в беде.»
  1. Восточного мудреца спросили: «Почему друзья легко превращаются во врагов, в то время как враги с большим трудом становятся друзьями?». Он ответил: «Разрушить дом легче, чем его построить, разбить сосуд проще, чем его починить, истратить деньги легче, чем их приобрести».

Вопросы:  - Как Вы думаете, почему очень часто от ребят можно услышать следующие фразы: « У меня нет настоящего друга», «Не могу найти друзей», «Мне сложно дружить» и так далее?

  • Где человек может найти себе друзей?

 Конечно, друзей можно найти где угодно. Но хотелось бы отметить, что лучшие друзья – это друзья детства, школы. В школе проще найти человека, с которым Вам будет интересно вместе, с которым у Вас будут общие планы, общие взгляды, общие интересы, общие проблемы и дела. Вам легче понять друг друга.

  • Как Вы думаете, есть ли возрастные ограничения дружбы?

Исследованиями и опросами установлено, что возрастных ограничений

нет. Но всё же большинство людей придерживаются мнения, что друг должен быть одного возраста или на немного старше или младше Вас самих.

В заключение несколько полезных советов:

  • Не будьте слишком критичны по отношению к окружающим Вас людям. Для установления отношений очень важно, какое Вы сами производите впечатление на окружающих людей. Люди всегда видят Вас такими, какими Вы себя преподносите.
  • Чтобы у вас появились друзья нужно уметь общаться. Общение – это целое искусство! Общаться надо учиться. В этой связи, не будьте критичны, мнительны, угрюмы и подозрительны. Если вы всегда энергичны, в меру открыты, спокойны – вы привлекательны для окружающих.
  • Держите себя так, ведите себя так, чтобы люди имели основание относиться к Вам с уважением, видели в Вас сильного и привлекательного человека. Старайтесь ни о ком не думать дурно. Устройте себе экзамен: постарайтесь неделю ни о ком не злословить и сплетничать ни вслух, ни про себя. Это довольно сложно! Но получается, что если мы сами ни о ком не думаем плохо, то и нам кажется, что о нас так же все думают только хорошее.
  • Стройте своё отношение и общение с другими «на равных», не задевайте того, что человеку дорого: его стиль одежды, его увлечения, его близких, его идеалы и ценности.
  • Будьте осторожны с юмором. Самый опасный юмор тот, который направлен на другого человека. Если Вам дорого хорошее настроение своё и окружающих, то прежде чем пошутить, подумайте о последствиях.
  • Что касается советов, то они редко учат, но часто злят. Поэтому тем, кто любит давать советы, хотелось бы сказать, что их нужно давать только тогда, когда вас об этом просят и только такие, за которые Вам будут благодарны.
  • Будьте внимательны к окружающим, не забывайте здороваться, не забывайте поздравлять людей с праздниками, помните дни рождения окружающих вас людей.

 И тогда вас тоже обязательно заметят, обязательно запомнят, будут дорожить Вашим общением, будут ценить и уважать. И у каждого из Вас будут настоящие друзья, постоянные друзья, которые помогут Вам в самых сложных жизненных ситуациях.

- А теперь  давайте попробуем вспомнить кодекс дружбы.

Особенности проведения беседы:

Беседу удобнее проводить, когда участники сидят в кругу. Желательно оформить кабинет: подготовить выставку книг по данной тематике, в том числе художественную литературу, оформить плакаты с высказываниями, поговорками о дружбе.

  1. В конце занятия обязательно проводится обсуждение итогов. Обсуждаются чувства участников группы. Учащиеся говорят о том, что им понравилось или не понравилось, что они узнали нового из беседы, что их удивило или обрадовало, какие вопросы у них остались.
  2. В конце занятия даётся домашние задание:
  • Написать рассказ о своём настоящем (или придуманном) друге.

ПРИЛОЖЕНИЕ:

Пословицы о дружбе:

  • Дружбу топором не разрубишь
  • Дружба от недружбы близко живёт
  • Для друга нет круга. Для друга семь вёрст не круг.
  • Для друга всё не туго (не тяжело, не  скучно)
  • Без друга – сирота, с другом – семьянин
  • Нет друга, так ищи; нашёл, так береги
  • Без беды друга не узнаешь.  Друг познаётся в несчастии.
  • Не узнавай друга в три дня, узнай в три года.
  • Старый друг лучше новых двух.
  • Новых друзей наживай, а старых не утрачивай
  • Не держи сто рублей, держи сто друзей.
  • Друг денег дороже. Друга за деньги не купишь.

Краткий список художественных литературных произведений, которые можно использовать для выставки или обсуждения в ходе беседы:

  1. Фраерман Р. И. «Дикая собака динго, или Повесть о первой любви».
  2. Алексин А. Г. «Прости меня, мама…»
  3. Голявкин В. В. «Тетрадки под дождём»
  4. Железников В. К. «Чучело»
  5. Осеева В. А. «Динка», «Динка прощается с детством».
  6. Гайдар А. П. «Чук и Гек»
  7. Драгунский В.Ю. «Тайное становится явным»

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Захарова Л. Н. Понимать друг друга – М., 1987 г.
  2. Коблик Е. Г. Первый раз в 5-ый класс – М., 2003 г.
  3. Кон И. С. Психология ранней юности – М, 1989 г.
  4. Пилипко Н. В. Приглашение в мир общения – М, 2001 г.
  5. Популярная психология для родителей /под ред. А. А. Бодалёва – М., 1988 г.
  6. Селезнёва Е. В. Я познаю мир. Психология – М., 2002 г.
  7. Снайдер Практическая психология для подростков, или как найти своё место в жизни – М., 1997 г.
  8. Филиппова Ю. В. Общение – Ярославль, 2002 г.
  9. Фопель К. Энергия паузы – М, 2001 г.
  10. Энциклопедия домашнего психолога – М., 2000 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Одноклассники, сверстники, друзья.

Презентация к уроку по учебнику Боголюбова, Ивановой....

Исследовательская работа "Происхождение и значение фамилий моих одноклассников"

Данная работа - результат учебного проекта, подготовленного учениками 6 класса. Работа сопровождалась показом презентации. Дальнейший выход -окружная конференция....

Психологическая игра: "Я" глазами одноклассников.

Игра, придуманная мною, для развития рефлексивного мышления школьников. Однако может использоваться как для детей, так и для взрослых....

Круглый стол "Творческий портрет одноклассника"

Круглый стол проведен в рамках конкурса "Самый классный классный"Цель:Раскрытие творческого потенциала и способностей учащихся.Задачи:Воспитывать любовь и уважение к народному творчеству, к деко...

Как помочь ребенку наладить взаимоотношения с одноклассниками?

Именно семья обеспечивает ребенку определенный уровень интеллектуального развития и прививает навыки общения. Конечно, родители не могут прямо воздействовать на ситуацию, сложившуюся в коллектив...

5 кл Тема.Одноклассники,сверстники,друзья (дружба)

Работа с пословицами о дружбе.Объяснение понятия "дружба".Составление памятки....

Внеклассное мероприятие по предмету «Обществознание» по главе 3: «Одноклассники, сверстники, друзья» , на тему «Дружба».

Аннотация: пятый класс- период для становления самооценки, критичности по отношению к себе и окружающим, в связи с этим актуальным является мотивирование ребенка к самопознанию.Предложенное...