Статья "Современное воспитание , любовь к детям и принципы воспитания Януша Корчака"
статья на тему

Вергелес Елена Александровна

Эпиграфом к данной статье взяты слова гениального педагога современности Януша Корчака "Детей нет. Есть люди". В статье поднимается проблема недостатка любви к детям в учебном процессе. необходимость использования педагогами в своей работе 10 принципов воспитания, сформулированных великим педагогом и актуальность их применения в современном педагогическом процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.56 КБ

Предварительный просмотр:

"Современное воспитание , любовь к детям и принципы воспитания Януша Корчака"

                                                                                                  "Детей нет. Есть люди" (Януш Корчак)

                                                                                                   

     Профессия преподавателя, учителя подразумевает априори несколько черт, которые должны присутствовать у нас, людей , занимающихся этим делом. Мы все их прекрасно знаем. И если наши профессиональные знания предмета и методики его преподавания постоянно совершенствуются , мы занимаемся повышением своей квалификации в течение всей нашей педагогической деятельности, то такое понятие, как воспитание ребенка уходит на второй план. А  воспитание детей и любовь к ним-понятия, по моему мнению, неразделимые. К сожалению, мне, как Уполномоченному по правам участников образовательного процесса в школе, приходится сталкиваться с таким явлением, как в русской поговорке- "За лесом деревьев не видим".  И, уверена, что такое явление наблюдается в каждой школе, в той или иной степени. Вот о любви к детям я бы и хотела сегодня поговорить. А сделать это, по моему мнению, правильнее всего на примере жизни великого педагога Януша Корчака.

      Януш Корчак (1878-1942) (настоящее имя – Генрик Гольдшмит)- писатель, педагог, врач. Уже в школьном дневнике он запишет: «Чувствую, во мне сосредотачиваются неведомые силы, которые взметнутся снопом света, и свет этот будет светить мне до последнего вздоха. Чувствую, я близок к тому, чтобы добыть из бездны души цель и счастье».

      В 1898 году Генрик Гольдшмит оканчивает русскую гимназию и становится студентом медицинского факультета Варшавского университета. Тогда Варшава входила в состав Российской империи. С первого курса начинает активную журналистскую деятельность под псевдонимом  Януш Корчак.

      В 1904 Корчак заканчивает университет и начинает работать врачом-педиатром в одной из детских больниц Варшавы. Много лет спустя он напишет: «Больница показала мне, как достойно, зрело и мудро умеет умирать ребенок».

      Каждый день, на протяжении семи лет, Корчак без устали врачует не только тела, но и души детей. Делает все возможное и невозможное, чтобы защитить малышей от одиночества и отчаяния, боли и нестерпимого унижения.

      Корчак одним из первых попытался встать на место детей, находящихся в униженной зависимости от взрослых. В связи с этим, давайте подумаем о том, что  дети, с которыми работает учитель, в той или иной степени зависят от него. Согласитесь, бывает, что  наше настроение влияет на ход урока, его продуктивность и даже, признаемся себе, на отметки, полученные детьми на уроке.

      Начало начал Корчак видит в кардинальном преобразовании детского воспитания. И убежденно провозглашает: «Реформировать мир - это значит реформировать воспитание». Уверена, этот лозунг актуален и в наше время.

      Корчак становится неизменным выдумщиком и незаметным дирижером бесчисленных светлых игр, в которых дети обретают долгожданное самовыражение и раскрепощаются. Думаю, талант учителя, воспитателя состоит еще и в том, чтобы раскрепостить ребенка, дать ему возможность раскрыться на уроке.

      В страшные  годы Первой мировой войны зарождается одна из главных педагогических книг Корчака - "Как любить ребенка" (1918). Книга, ставшая во многом жизненным кредо автора. Суть его размышлений о ребенке и детстве.

      Книга «Как любить ребенка» нанесла сокрушительный удар по замшелой педагогике.  «Детей нет - есть люди», - утверждал Корчак. – «Но с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств». Страшные годы войны лишь подтвердили грандиозность замыслов Корчака о коренном переосмыслении взглядов на мир детей, как личностей, не менее сложных, чем взрослые. И самого решительного пересмотра в методологии воспитания и развития будущих личностей.

      «Одна из грубейших ошибок - считать, что педагогика считается наукой о ребенке, а не о человеке. В области чувств ребенок превосходит взрослых силой, ибо не отработано торможение. В области интеллекта, по меньшей мере, равен им, недостает лишь опыта», - писал Януш Корчак. Многие ли из нас думают так же? Многие ли вообще задумываются над этим?

      Любовь к детям, безмерный талант, феноменальная работоспособность и удивительная воля помогают Корчаку сотворить прибежище добра и света для самых обездоленных и нищих детей Варшавы- «Дом сирот».

      Корчак преподает в Институте специальной педагогики и Свободном польском университете. Работая на польском радио, под псевдонимом Старый Доктор, он становится не просто любимцем, а главным советчиком для десятков тысяч слушателей.

      Особое место среди книг Корчака занимает дилогия "Король Матиуш I" и "Король Матиуш на безлюдном острове" (1923) Этот шедевр принес Корчаку мировую славу и занял достойнейшее место среди лучших философских сказок человечества. Притча о благородном мальчике-короле, Матиуше I, завоевала миллионы сердец, как детей, так и взрослых на всей планете Земля.

      Корчак не устает повторять: «Детство - фундамент жизни. Без безмятежного, наполненного детства, последующая жизнь будет ущербной. Ребенок - это ученый в лаборатории, напрягающий свою волю и ум для решения труднейших задач». Суть, стержень системы воспитания по Корчаку - это долгий процесс пробуждения и развития в ребенке потребности к самосознанию, самоконтролю и воли к самосовершенствованию. Корчак настойчиво требует признания равноценности и самоценности личности ребенка, признания за ним права на индивидуальность.

      И опять мы забываем об этих важных постулатах, торопимся, сердимся, крутясь в вихре ежедневной работы, забывая главное-с каким «природным материалом» мы работаем- с человеческой, детской душой!

      А сколь актуальными и пророческими оказались слова Корчака относительно бездумного давления общества на детей: «Государство требует от детей официального патриотизма, церковь - догматической веры, школа - беспрекословного повторения сомнительных истин, эгоизм недалеких и бесцеремонных родителей - безусловного подчинения. Результатом такого «воспитания» может стать лишь никчемная посредственность».  Мы, педагоги, в силу объективных и субъективных причин, очень часто подходим к своему делу слишком формально…

      Впервые за всю историю педагогики Корчак создает в «Доме Сирот» выборный детский сейм, товарищеский суд и судебный совет. Главными задачами детского сейма и товарищеского суда стало не принуждение, а воспитание самосознания. Превыше всего ценилось способность размышлять, умение относиться к себе критически. Товарищеский суд, в девяносто пяти случаях из ста, выносил оправдательный приговор. Простить, простить, простить! Понять и простить - вот лейтмотив детского суда. И нашей работы -тоже! Сам Корчак имел мужество и мудрость неоднократно подавать на себя в детский суд: «Когда необоснованно заподозрил девочку в краже. Когда сгоряча оскорбил судью. Когда, не сдержавшись, выставил расшалившегося мальчишку из спальни». Один раз суд применил к Корчаку семьдесят первую статью: «Суд прощает, потому что подсудимый жалеет, что так поступил». Три раза была применена двадцать первая статья: «Суд считает, что подсудимый имеет право так поступить».  Не часто ли учитель в современной  школе выступает только лишь в роли судьи? «Смогла бы я подать на себя в детский  суд?»- подумала я, готовя эту статью. И не сразу нашла однозначный ответ….

      Корчак придумал интереснейшие уроки по самоизгнанию лени и глупости. Предложил игру-систему ответов на вопросы: чего я не знаю и почему. Вдохновил старшеклассников на ежедневное перевоплощение, пусть всего на полчаса, в умнейшего, интеллигентного человека.

      Когда Гитлер вторгся в Польшу и была оккупирована Варшава, Корчак остался со своими подопечными. У всемирно известного писателя Корчака появляется возможность уехать из оккупированной фашистами Польши. Но он возвращается в «Дом Сирот», который уже находился на территории Варшавского гетто. Застенчивый невысокий человек,  с детскими голубыми глазами, имел титаническую волю. Потрясая мир своими последними деяниями, он обрел безоговорочное право называться величайшим педагогом за всю историю человечества.

       Множество людей тщетно пытались уговорить Корчака покинуть гетто. Вот последние записи из знаменитого «Дневника» Корчака, чудом спасенного его учениками. «Последний год, последний месяц или час. Хотелось бы умирать, сохраняя присутствие духа и в полном сознании. Не знаю, что бы я сказал детям на прощание. Хотелось бы только сказать: сами избирайте свой путь. Я никому не желаю зла. Не умею. Не знаю, как это делается»

      5 августа 1942 года. Дети шли по четыре вряд. Впереди Корчак. Даже вспомогательная полиция встала смирно и отдала честь. Немцы, глядя на Корчака, спрашивали: «Кто этот человек?» «Корчак с детьми» - был ответ. Когда дети были уже в вагонах, немецкий комендант, отвечавший за погрузку эшелона, спросил Корчака, не он ли написал «Банкротство маленького Джека.»  «Да, а разве это как-то связано с отправкой эшелона?» - «Нет, просто я читал Вашу книжку в детстве. Хорошая книжка. Вы можете остаться, Доктор» - «А дети?» - «Невозможно, дети поедут.» - «Вы ошибаетесь, - крикнул Корчак, - Вы ошибаетесь, дети прежде всего!» - И захлопнул за собой дверь вагона. А через несколько дней, в концлагере Треблинка, Корчак, вместе со своими детьми, вошел в газовую камеру. По дороге к смерти Корчак держал на руках двух самых маленьких детей и рассказывал сказку, ничего не подозревающим малышам.

«Дети прежде всего!» - задумаемся над этими словами. Прекрасно, что в нашей деятельности от нас не зависит жизнь детей. Но от нас зависит их духовность, мы можем влиять на их умы и души…

      На месте смерти Корчака, в Треблинке стоит большой камень. На нем короткая надпись: «Януш Корчак и дети».

      Вот некоторые их аксиом- выводов Януша Корчака. И я призываю вас, дорогие коллеги, вчитаться в эти важные в нашей работе слова, вдуматься в них и принять их.

-Всё, что достигнуто дрессировкой, нажимом, насилием, - непрочно, неверно и ненадежно.

-Вы говорите: дети меня утомляют. Вы правы. Вы поясняете: надо опускаться до их понятий. Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься. Ошибаетесь. Ни от того мы устаем, а от того, что надо подниматься до их чувств. Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться. Чтобы не обидеть.

-Детей нет, есть люди.

-Душа ребенка равно сложна, как и наша, полна подобных противоречий, в тех же трагичных вечных борениях: стремлюсь и не могу, знаю, что надо, и не умею себя заставить.

-Здоровье - это главное жизненное благо.

-Меня не касается, маленький кто-либо или большой и что говорят про него другие: красив, некрасив, умён, глуп; меня не касается даже, хорошо ли учится, хуже меня или лучше; девочка это или мальчик. Для меня человек хорош, если хорошо относится к людям, если не желает и не делает зла, если он добрый.

-Одна из грубейших ошибок - считать, что педагогика является наукой о ребёнке, а не о человеке.

-Ребёнок - существо разумное, он хорошо знает потребности, трудности и помехи своей жизни.

-Уважайте текущий час и сегодняшний день! Уважайте каждую отдельную минуту, ибо умрёт она и никогда не повторится.

-Уважайте чистое, ясное, непорочное святое детство!

Этот потрясающий человек составил 10 принципов воспитания детей, которые стоит знать каждому. Я думаю, что эти принципы должны быть всегда на виду у педагогов и родителей:

1.Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

2.Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот — третьему, и это необратимый закон благодарности.

3.Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.

4.Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и будь уверен — ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта.

5.Не унижай!

6.Не забывай, что самые важные встречи человека — его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них — мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.

7.Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка, просто помни: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все возможное.

8.Ребенок — это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод от плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.

9.Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.

10.Люби своего ребенка любым — неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним — радуйся, потому что ребенок — это праздник, который пока с тобой.

      И еще раз повторю для нас, педагогов, учителей, родителей- главную мысль великого педагога, гениальную в своей простоте- «Умей любить  ребенка»!

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

10 заповедей для родителей. Януш Корчак.

Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой....

10 заповедей воспитания. 10 заповедей для родителей. Януш Корчак.

Бессмертные и по сей день актуальные заповеди воспитания Яноша Корчака, выдающегося польского педагога, врача-педиатора, гуманиста, которые необходимо знать всем родителям обязательно....

О воспитании детей и о воспитании интереса в детях

О важности проведения с детьми игровых обучающих уроков....

Основные принципы воспитания и обучения детей с ОВЗ

Основные принципы воспитания и обучения детей с ОВЗ...

Внеклассное мероприятие Януш Корчак – Король Детей. Великий Человек и Великий Учитель.

Моя работа называется «Януш Корчак – Король Детей. Великий Человек и Великий Учитель». Она посвящена человеку, Доктору, педагогу, всего себя посвятившего себя. Он не побоялся смерти....

Януш Корчак и дети

Мероприятия приурочено ко Дню памяти жертв Холокоста...