Деятельностный подход в школьной практике обучения истории: проблемы и перспективы.
статья на тему

В статье рассматриваются особенност реализации деятельностного подхода  в преподавании истории.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Деятельностный подход в школьной практике обучения истории: проблемы и перспективы.

Е.М.Сдобникова,  учитель истории и обществознания.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 2 города Ставрополя.

Сегодня одной из центральных задач образования становится выполнение требований нового Федерального   государственного   образовательного стандарта (ФГОС), теоретической основой которого стали компетентностный и деятельностный подходы.

Не останавливаясь специально на теоретических концептах

деятельностного подхода, предлагаю рассмотреть некоторые аспекты его реализации.

На практике деятельностный подход сегодня противопоставляется традиционным методам и результатам обучения. Он предполагает изменение формы организации процесса обучения: от усвоения школьниками предметной информации к ее самостоятельному поиску, приоритет формирования способов учебной деятельности над формированием системы знаний, предметных умений.

Весьма ярко изменение организации процесса обучения просматривается через предлагаемую новую структуру урока. Эта структура предполагается в разных учебных пособиях, реализующих требования ФГОС,   и включает следующие этапы: создание проблемной ситуации и формулирование учениками проблемы; актуализация имеющихся знаний, нужных для решения проблемы; поиск решения проблемы (предполагает фронтальную, индивидуальную, парную, групповую работу по решению проблемы); выражение решения; применение нового знания; домашнее задание (включает предположение по теме следующего урока и ответы на вопросы к следующему параграфу) [1].

Ключевым условием использования деятельностного подхода в обучении является формирование у школьников надпредметных умений, позволяющих им самостоятельно формулировать, решать учебные проблемы, осуществлять самостоятельный поиск, структурирование информации и пр. Фактически речь идет о неких универсальных учебных действиях, подходящих для различных учебных предметов и ситуаций.

В стандарте универсальные учебные действия в целом рассматриваются как синоним понятия «общеучебные умения». Универсальные учебные действия носят метапредметный характер. Отсюда следует принцип метапредметности к организации процесса обучения, предполагающий развитие этих умений средствами различных школьных учебных дисциплин, силами всех учителей - предметников.

В рамках данной статьи я считаю необходимым указать на ряд,  как противоречий, так и положительных моментов в реализации деятельностного подхода в практике обучения истории в школе с позиции методики преподавания предмета.

Первое – это принцип проблемности.  У учащихся 5-6 классов в силу возрастных особенностей  преобладает конкретно – образное отражение мира. Поэтому  обучающихся больше интересует сам процесс исторического события, а не причины, следствия, значения событий и явлений. В обучении истории на этом этапе актуальным является формирование, прежде всего, системы представлений. Постоянное же изучение материала сквозь призму проблемы в логике дедуктивного изложения вступает в противоречие с особенностями психического развития ребенка.

В старших классах постановка проблемы на каждом уроке ведет к восприятию материала исключительно под определенным углом зрения, ставя под вопрос объективность его преподнесения. Кроме того, не по каждой теме можно сформулировать реальную проблему, создать проблемную ситуацию. 

«Проблемное обучение не может распространяться на весь процесс преподавания истории. Не всякий исторический материал предполагает проблемный уровень его представления в школе. Проблемное обучение всегда базируется на достигнутом учениками уровне владения историческими знаниями и умениями познавательной деятельности. Приемы проблемного обучения должны сочетаться с другими способами обучения и удовлетворять требованиям оптимизации учебного процесса» [2].

   Упор на выявление закономерностей, развитие логических умений, исключение из процесса обучения, например, репродуктивного уровня усвоения материала (прежде всего, через отказ от репродуктивного изложения на этапе домашнего задания с последующим опросом на уроке) определяют игнорирование психических механизмов поэтапного развития умственных действий, которые раскрыты в теории П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной [3]. Можно констатировать серьезную недооценку важнейшего этапа - этапа формирования внешней речи, обеспечивающего развитие внутреннего плана умственных действий школьника.

Второе. Достаточно рациональна и   позиция  методистов, заключающаяся том, что «история по своей природе - наука знаниевая, а не деятельностная», в отличие, например, от русского языка и математики, где основной целью обучения является овладение соответствующим знаниям способам деятельности (решение задач, грамотное письмо). «Ее основное содержание — теоретические и фактические сведения о прошлом, без познания которых невозможна самостоятельная деятельность учащихся. Их освоению необходимо отводить значительное время на каждом уроке... Переход к самостоятельной познавательной деятельности учащихся в процессе обучения истории носит длительный характер, происходит постепенно». Практическая реализация деятелъностного подхода в обучении истории требует соблюдения целого ряда методических условий, среди которых - «выделение резерва времени для решения задач формирования умений учебной деятельности, отбор и введение в содержание исторического образования знаний о способах учебной деятельности, лежащих в основе формирования умений, специального тематического планирования системы опорных уроков для отработки учебных действий» [4].

Третье, существует некое противопоставление формирования знаний их практическому применению. Применение знаний в истории является завершающим этапом процесса усвоения учебного содержания, предшествующими же этому этапу и обязательными являются этапы восприятия материала, его осмысливания и запоминания. Специфика этапов процесса усвоения знаний требует использования разнообразных методов обучения.

С другой стороны, системно - деятельностный подход в образовании – это не просто совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия образования новой школы, деятельностный подход – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Еще Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому.

«Ядром деятельностного содержания образования является подход от деятельности ученика по освоению реальности к внутренним личностным приращениям и от них - к освоению культурно-исторических достижений» [5]. 

На мой взгляд, историческая наука стоит в ряду первых, отвечающих за результаты современного национального воспитательного идеала, который способен принимать судьбу Отечества как свою личную и осознавать ответственность за настоящее и будущее своей страны.

В процессе  преподавания предмета «История» я использую  различные организационные формы образовательного процесса, технологии и методы обучения, реализуя деятельностный подход.  Приведу несколько примеров.

Изучение  темы в 10 классе «Российское государство при Иване III»  предполагает постановку  следующих целей урока: проследить процесс завершения объединения Северо - Восточной Руси вокруг Москвы, рассмотреть основные этапы объединения, выявить роль исторических личностей (Ивана III и Василия III) в завершении объединения русских земель. Отметить, что централизованное Российское государство с самого начала складывалось как многонациональное, раскрыть историческое значение единого государства.  Развивать навыки в решении поставленной проблемы, умения давать аналитические выводы, находить причинно - следственные связи по проблеме урока, умения работать с картой и текстом. Воспитывать чувство гражданственности, патриотизма, национального самосознания.

С целью исследования и решения поставленной проблемы  учащиеся заранее  методом мозгового штурма были поделены на группы, каждая их которых, изучив  историческую и библиографическую литературу, должна была представить  результаты своей работы в форме презентаций.

Темы исследования следующие:

1 - ая группа:    «Раскрыть роль исторических личностей Ивана III и Василия III в завершении объединения русских земель, дать оценку их деятельности».

2-ая группа:     «Решить историческую задачу: справедливо ли мнение, что идея « Москва - третий Рим» есть претензия России на мировое господство».

3-ья группа:    «Проследить процесс территориального расширения Российского государства во второй половине 15 – начало 16 веков. Какие территории вошли в состав Русского государства в период правления  Ивана III и Василия III?».

4        -ая группа:   «Охарактеризовать общественные отношения, особенности государственной власти и жизни людей, анализируя содержание    Судебника 1497 г.»

5        -ая группа:     Создать схему управления Российского государства к началу16 в. Указать, какие произошли изменения в управлении страной.

На уроке учащиеся выяснили, что  способствовало завершению объединения русских земель в конце 15 - первой трети 16 в.? Каковы  были предпосылки образования Российского государства? В чем состояло историческое значение образования централизованного государства?

Завершая урок,  мы обратились к словам Н.М. Карамзина (эпиграф к уроку)  «Иван III оставил после себя государство, удивительное пространством, сильное народами, еще сильнее духом правления».

Одной из форм организации учебного процесса  является проведение интегрированных уроков.  В 9 классе  с учителем биологии мы провели интегрированный урок по теме «Великий террор 1930 – х годов и  развитие генетики».

Цель урока: актуализировать знания учащихся  о роли репрессий в политике советского государства в 1930 – е г.г..  Выяснить причины,  масштабы, последствия репрессий. Углубить знания учащихся о сложной и противоречивой обстановке в науке на примере генетики. Воспитать уважение учеников к историческому прошлому своего народа через переживания к судьбам конкретных людей.

Эпиграфом к уроку стали слова Р. Рождественского “Знать надо, чтобы помнить, помнить, чтобы не забывать, чтобы трагедий, подобных той, что была на нашей земле более полувека назад,  не повторялось…”

Учащиеся получили творческие задания.  Результатами работы стало изучение источников, дополнительной литературы, анализ  и систематизация информации,  использование  материалов из интернета, оформление  презентаций.

  Методически урок построен таким образом, чтобы  вовлечь  учеников в учебный процесс, создать условия, в которых учащиеся  получали новые знания, формировали бы свою точку зрения по важнейшим проблемам современного развития общества,  могли дать реальную оценку политической ситуации.

       В своей работе я использую несколько педагогических технологий, реализующих деятельностный подход. Но особо в этом списке представлена проектная деятельность. Ее  применение позволяет раскрыть возможности ученика наиболее полно. Каждый день человеку приходится сталкиваться со множеством проблем, делать выбор, принимать решения. В этом процессе ему помогает анализ ситуации, проблемы, планирование своих действий, подведение итогов своей деятельности. Все это – проектирование, которое помогает решать проблемы. Важно, чтобы человек умел это делать. Тогда это будет конкурентноспособная личность, умеющая ориентироваться в различных ситуациях. Именно сейчас в образовании ставится задача воспитания и обучения  конкурентноспособной, компетентной  личности.

  Проекты «Я – гражданин» и «Становление абсолютизма в России» оформлены по технологии  INTEL  обучение для будущего.  Сегодня организация проектной деятельности   в сочетании  с  компьютеризацией  образования способствует  внедрению новых методик, дает возможность решать такие вечные проблемы, как индивидуализация обучения, организация систематического контроля знаний, учет психофизических особенностей каждого ребенка. Образовательная программа INTEL обучение для будущего получила в России широкое признание педагогической общественности  и считается одной из наиболее результативных в обучении.

          Организация проектной деятельности обеспечивает условия для формирования у учащихся  следующих  компетенций:

  1. Социальной – способности действовать в сообществе, учитывая мнения других людей.
  2. Коммуникативной -  способности строить с другими людьми диалог,  взаимодействовать с ними.
  3. Предметной – способности анализировать и действовать с позиции отдельных областей человеческой культуры.

С точки зрения методики данный урок   является примером  реализации и деятельностного и  компетентностного подхода в  образовании. Кроме того, через данный проект реализованы  важнейшие требования  к результатам освоения учащимися учебной программы:

-  личностные (способность и готовность учащихся к саморазвитию,  к целенаправленной познавательной деятельности, сформированность ценностных установок, отражающих гражданские позиции в деятельности, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном  социуме);

- метапредметные (освоение межпредметных понятий и универсальных учебных действий, умение самостоятельно осуществлять  учебную деятельность, организовывать учебное сотрудничество с педагогом и сверстниками);

- предметные (изучение учебного предмета и на его основе получение нового знания,  применение знаний на практике).

 В результате проектной деятельности ученики представили анкеты,  презентации с опросами, выводами, графиками, буклет, эссе, web – сайт.

Одним из важнейших направлений в реализации деятельностного подхода является  музейная педагогика.

          В работе музея  я принимаю участие и как учитель - предметник и как  классный руководитель. Материалы музея пополняются за счет поисковой  деятельности. Основа  нашего  музея – это старые письма, фотографии, воспоминания.  Много интересного получено в результате переписки, встреч с земляками и учениками нашей школы.

  В период проведения поисковой работы по теме «Участники войны в микрорайоне школы» мы с учащимися много раз посещали Тарасова Виктора Васильевича, который воевал в Венгрии, Австрии, освобождал Будапешт, Вену, Прагу. Войну закончил в Чехославакии, награжден 25 медалями.  Затем 40 лет служил в органах внутренних дел.

Закончил службу в 1981 г. в должности начальника управления уголовного розыска УВД по Ставропольскому краю в звании полковника. Награжден за службу знаком «Заслуженный работник МВД СССР».

В 2010 г.  к 65 – летию Победы Тарасова В.В. посетили работники НТВ. Сняли фильм «Черный капитан» о  работе уголовного розыска  в Ставропольском крае и разгроме крупной банды, действовавшей на  Северном Кавказе в 1950- е годы.

         О Тарасове В.В. неоднократно писали в СМИ,  о нем написаны книги, его подвиг и работа описана в литературных произведениях.

Результатом поисковой деятельности стало оформление  стенда в музее истории школы, где были представлены портрет и  биография В.В.Тарасова, фотографии орденов и медалей, книги и газеты с описанием его жизни и деятельности.

Итак, в процессе разнообразной и содержательной работы у школьников формируются яркие представления о человеке-патриоте, рождается стремление стать достойным гражданином своей страны,  осознающим свою сопричастность с судьбой Родины.

Таким образом, всякое учение – это деятельность. Деятельностный подход – это планирование и организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьников. Когда задачи и ход урока планируется не только с точки зрения педагога, но и учащихся. Деятельностный подход ориентирован на активную познавательную деятельность школьников и воплощаемый на всех этапах планирования и организации учебного процесса - в педагогическом целеполагании, выборе содержания, форм и средств обучения. Причем деятельность школьника не ограничивается категорией «учебная деятельность», а рассматривается в более широком контексте миропознания и самопознания, личностного становления и развития ребенка, подростка.

Постоянное решение учебных задач  выливается в самостоятельную поисковую деятельность, а само обучение    превращается в проблемно – развивающее, в котором деятельностное начало соотносится  с направленностью этой деятельности на личность.

   

Литература.

1. Данилов Д.Д., Турчина М.Е., Монченко Л.Н. Всеобщая история. 5-й класс: Методические рекомендации для учителя (ФГОС). М, 2013. (Образовательная система «Школа 2100»).

2. Теория и методика обучения истории. Словарь-справочник // Э.В. Ванина, Л.К. Ермолаева, О.Н. Журавлева и др.; Под ред. В.Б. Барабанова и Н.Н. Лазуковой. М.,  2007. С. 225.

3. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. М., 1998. С. 66-70.

4. Теория и методика обучения истории. Словарь-справочник // Э.Б. Ванина, Л.К. Ермолаева, О.Н. Журавлева и др. Под ред. В.В. Барабанова и Н.Н. Лазуковой. М., 2007. С. 40.

5. Л. Хуторской. Деятельность как содержание образования. Журнал Народное образование № 8 - 2003г., с. 107. 


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация опыта работы по внедрению деятельностного подхода средствами школьной географии.

В данной презентации рассматривается личный опыт педагога в рамках работы творческой группы учителей географии города Смоленска по теме "Технология деятельностного подхода в обучении и воспитании учащ...

Трудовое обучение школьников - проблемы и перспективы.

Успешность развития трудовых действий ребенка определяется, прежде всего,уровнем положительной мотивации в учении. Такая мотивация, в свою очередь, зависит от трудовой умелости школьников....

«Использование элементов системно-деятельностного подход в педагогической практике учителя».

«Использование элементов системно-деятельностного подход в  педагогической практике учителя»....

«Коммуникация и коммуникативный подход в теории и практике обучения истории в музее и школе»

Наша жизнь протекает в век глобальной коммуникации. В свете происходящих на сегодняшний день перемен позволяющих с помощью информационных технологий, средств связи и телекоммуникации не только получат...

Областной семинар-практикум «Современные подходы в деятельности ПМПК Челябинской области проблемы и перспективы».

В ходе пленарной части семинара специалистами обсуждались актуальные и перспективные вопросы деятельности ПМПК:прием иностранных граждан на ПМПК;регламент координации приема несовершеннолетних, а такж...