Особенности проектирования учебного процесса в условиях перехода на ФГОС
статья

В рамках данной статьи я считаю необходимым остановиться  на некоторых теоретических концептах компетентностного подхода, выделить отличия компетентностного подхода от традиционного,  вывести логику метапредметного учебного занятия, представить алгоритм построения урока в системе компетентностного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сдобникова  Е.М. [1]

ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ УРОКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА.

Ключевые слова: системно – деятельностный подход, метапредметность, компетенция, компетентностное содержание образования.

             Вниманию аудитории предлагаю две части работы: первая -  представление и обоснование теоретических вопросов; вторая – методическая разработка урока в соответствии с изложенными требованиями.

Сегодня одной из центральных задач образования становится выполнение требований нового Федерального   государственного   образовательного стандарта (ФГОС), теоретической основой которого стали компетентностный и системно - деятельностный подходы.  Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: личностные, метапредметные, предметные. Для реализации требований стандарта необходимы квалифицированные кадры. Поэтому сегодня достаточно остро стоит вопрос о готовности учителей реализовывать принципы  ФГОС.

В рамках данной статьи я считаю необходимым остановиться  на некоторых теоретических концептах компетентностного подхода, вывести логику метапредметного учебного занятия, представить алгоритм построения урока в системе компетентностного образования.

Считаю, что изучение и раскрытие  вышеперечисленных положений поможет учителю – предметнику  сориентироваться   в новизне поставленных перед ним задач.

Итак, как грамотно спроектировать учебное занятие? Надо знать новые подходы (компетентностный, метапредметный),  структуру педагогического процесса,  дидактическую структуру учебного занятия.

Что такое компетенции?  От латинского Competent - соответствующий, способный, Competere – требовать, соответствовать, быть годным, Competence (англ.) – способность, (компетенция). Компетенции в самом обобщенном их

понимании  - это ожидаемые и измеряемые  конкретные достижения выпускников, которые определяют, что будет способен делать выпускник по завершению всей или части образовательной программы.[7,  58].

Компетенция (по ФГОС нового поколения) – способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области.

Компетенция включает  совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и  необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Что такое компетентность?

- Владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

- Основывающейся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально – профессиональной жизнедеятельности человека.

- Уровень практической реализации компетенции.

- Совокупность сформированных у личности компетенций, готовых к практическому применению.

В результате:  компетентность= компетенция.

Компетенция – это некоторое отчужденное, наперед заданное требование к образовательной подготовке ученика.

Компетентность (по А.В.Хуторскому)  -  уже состоявшееся его личностное качество (характеристика). [7, с. 60].

Структура компетенции следующая: когнитивный компонент, операционный, аксиологический.

Когнитивный компонент компетенции (знать и понимать) – это теоретическое знание  академической области, способность знать и понимать. ФГОС нового поколения четко определяет основополагающие научные знания, имеющие методологический и системообразующий характер: ключевые факты, понятия,  идеи, методы, теории, имеющие универсальный характер или относящиеся к отдельным наукам, отраслям знания и культуры, которые предназначены для обязательного изучения в общеобразовательной школе.

Это те элементы научного знания и функциональной грамотности, без освоения которых или без знакомства с которыми уровень общего образования, достигнутый выпускником российской школы  начала XXI столетия, не может быть признан достаточным для полноценного продолжения образования и последующего личностного развития.

Операционный компонент (знание как действовать) – это практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям, способы деятельности и готовность к осуществлению деятельности.   ФГОС нового поколения определяет универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс. К ним относятся: личностные универсальные учебные действия, ориентировочные действия, конкретные способы преобразования учебного материала, коммуникативные действия.

Аксиологический  компонент (знание как быть) – ценности как неотъемлемая часть  способа восприятия и  жизни с другими в социальном контексте: воспитательный компонент в широком смысле слова.  Данный компонент связан с формированием  ценностного отношения к знанию (знание, образование  как ценность личности).

Что сегодня означает компетентностное содержание образования? Здесь возможно выделить следующие  составляющие:

  1. Интегрированное построение образовательной программы (модульные образовательные программы) и метапредметный характер содержания образования;
  2. Ориентация на конкретные компетенции при целеполагании и отборе содержания каждого учебного занятия;
  3. Продуктивный характер используемых в образовательном процессе педагогических технологий, направленных на формирование компетенций учащихся;
  4. Связь с практикой (жизнедеятельностью).

Наиболее предпочтительными типами учебных занятий  в системе компетентностного обучения  являются: проблемная лекция, дискуссия, полилог,  семинар, лабораторный практикум, организационно-деятельностная, деловая, ролевая игра, решение учебной ситуации (кейс), тренинг, разработка и защита проекта, интегративное учебное занятие, метапредметное учебное занятие.

Для понимания  особенностей метапредметного занятия необходимо  различать понятия «межпредметность» и «метапредметность».

Межпредметность - направленность обучения на интеграцию знаний из нескольких предметов или учебных дисциплин (полипредметность) с целью формирования обобщенного знания или определенной компетенции.

Метапредметность - направленность обучения на общемировоззренческую (надпредметную) интерпретацию содержания образования. [8, 55].

В  ФГОС   под метапредметными результатами понимаются «освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях».

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но урок остается главной формой обучения. Безусловно, и современная школа держится на уроке, который определяет ее социальный и педагогический статус, роль и место в становлении, развитии и педагогов, и школьников. Однако, в системе компетентностного образования  урок имеет ряд особенностей.

Алгоритм построения урока в системе компетентностного образования.

1-й этап: целеполагание

Содержание этапа:

1. Определение (учет) особенностей учащихся.

2. Определение места учебного занятия:

        - в системе содержания образования (предмет, курс, модуль, связи: внутри- и межкурсовые, с доп. образованием и воспитанием);

        - в процессе формирования компетенции (какую составляющую или компонент компетенции формирует или развивает данное учебное занятие?);

3. Определение цели  урока. На какие компетентности (метапредметные или предметные) ориентируется данное учебное занятие?

4. Определение основных задач учебного занятия.

Постановка задач урока:

1 - воспитательная (формирование ценностей, ценностных отношений, нравственной оценки и т.д.) – аксиологический компонент компетенции;

2 – учебная (изучение, закрепление, обобщение) – когнитивный компонент;

3 – развивающая (учебные навыки и умения, память, логическое мышление и т.д.) – операциональный.

2-ой этап: проектирование содержания и его компетентностная интерпретация.

  1. Разложение содержания учебного занятия на составляющие компетенции или составные компоненты компетенции (когнитивный, операциональный, аксиологический):

Теория – понятия, процессы, формулы, личности и т.п.

Практика – умения и навыки, отрабатываемые при изучении данной темы, практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям.

Воспитание – нравственные ценности, категории, оценки, формирование которых возможно на основе материала данной темы.

2. Установление связей внутри содержания (этапность формирования компетенции).

3. Прогнозирование форм предъявления этапов и результатов их прохождения.

3-й этап – выбор формы организации познавательной деятельности (тип урока).

4-ый этап – определение условий перевода или интериоризации знания (какими учебно – практическими действиями знание преобразуется в способ деятельности), закрепление или практическая отработка.

5 – ый этап – подбор диагностического инструментария (первичного, промежуточного, итогового) для проверки уровней  освоения компетенции.

6 – ой этап – подбор процедур анализа и коррекции.

Важную роль в учебном  процессе имеет применение учителем технологий обучения. В научной литературе педагогические технологии квалифицируются на традиционные и инновационные. Но особо обращается внимание на продуктивность применяемых технологий. Главными признаки технологии продуктивного обучения  является усиление роли практики,  личностно – деятельностная ориентация, выработка особых продуктов учебной деятельности образовательного процесса. К инновационным технологиям интенсивного обучения        относятся:

  • Технологии глобальной индивидуализации обучения;
  • Технологии на основе графических и матричных методов сжатия информации;
  • Технологии активного воздействия на личность обучаемого (психотроника, нейропрограммирование,  медитация)
  • Компьютерные технологии.

Результаты деятельности ученика и учителя могут быть представлены в следующих формах:

  • Реферат, доклад, сообщение, отчет;
  • Афиша, буклет, альбом;
  • Фото, видеофильм, спектакль;
  • Газета, журнал;
  • Плакат, открытка, рисунок;
  • Макет, модель, муляж, символ, изделие;
  • Продукт, вещь (мебель, одежда и т.д.);
  • Схема, таблица, график, диаграмма;
  • Сочинение, сказка, рассказ, эссе, стихи;
  • План, программа, сценарий;
  • Описание технологии,  алгоритм, компьютерная программа;
  • Дипломный или курсовой проект, диссертация.

Технологии формирования компетенций – это технологии продуктивного обучения. К ним относятся: технология проектного обучения,  технология мастерских,  дальтон технология,  технология развития критического мышления учащихся, технология решения исследовательских задач (ТРИЗ),  технология проблемно – модульного обучения, технологии интерактивного обучения (деловых, организационно  - деятельностных игр, ИКТ.

Технологические методы продуктивного обучения:

  1. Метод проектов
  2. Метод портфолио
  3. Метод имитационных занятий (метод деловых, организационно – деятельностных и ролевых игр)
  4. Метод ТРИЗ (теория решения изобретательских задач)
  5. Метод «погружения»
  6. Проблемный метод
  7. Проблемно – поисковый метод
  8. Метод конструирования (моделирования)
  9. Метод программирования
  10. Дальтон – метод (свободное обучение)
  11. Метод импровизации (творчество)
  12. Метод диалоговых семинаров
  13. Метод дискуссий
  14. Метод разбора конкретных ситуаций
  15. Психологические и иные тренинги

Основная задача – вывести учащихся на самооценку, создать ситуацию успеха. И в этом случае огромное значение имеет учебная рефлексия.

Рефлексия - чувственно переживаемый процесс осознания своей деятельности. Цели рефлексии: вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности - ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решений, полученные результаты и т. д.

Без понимания способов своего учения, механизмов познания и мыследеятельности учащиеся не смогут присвоить те знания, которые они добыли. Рефлексия помогает ученикам сформулировать результаты, скорректировать цели дальнейшей работы, свой образовательный путь.

«Рефлексивная деятельность позволяет ученику осознать индивидуальность, уникальность и предназначение, которые «высвечиваются» благодаря анализу его предметной деятельности и ее продукта, ученик ярче проявляет себя в тех областях бытия и способах деятельности, которые соответствуют его индивидуальности.

Рефлексия связана с другим важным действием – целеполаганием. Постановка учеником целей своего образования предполагает их выполнение и последующую рефлексию – осознание способов достижения целей». [1,  с. 47].      Выделяют следующие виды рефлексии:

  • Рефлексия настроения и эмоционального состояния.
  • Рефлексия деятельности.
  • Рефлексия содержания учебного материала и результатов обучения

В процессе рефлексии  ученик осознает смысл своих действий, он знает ответы на вопросы:

  • Что я делаю?
  • С какой целью?
  • Почему я делаю это так?
  • Каковы результаты моей деятельности?
  • Как я этого достиг?
  • Можно ли это сделать по – другому?
  • Какой вариант лучше?
  • Насколько необходимо мне то, что я сделал?
  • Что я буду делать дальше?

Рефлексия результатов деятельности ученика следующая:

  • Сегодня  я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я выполнял задания…
  • Я понял, что…
  • Теперь я могу…
  • Я почувствовал, что…
  • Я приобрел…
  • Я научился…
  • У меня получилось…
  • Я смог…
  • Я попробую…
  • Меня удивило…
  • Урок дал мне для жизни…
  • Мне захотелось…

Таким образом,  компетентностный и системно - деятельностный подходы в образовании – это не просто совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия образования новой школы, это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Еще Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому.

«Ядром деятельностного содержания образования является подход от деятельности ученика по освоению реальности к внутренним личностным приращениям и от них - к освоению культурно-исторических достижений» [6, с. 143]. 

На мой взгляд, историческая наука стоит в ряду первых, отвечающих за результаты современного национального воспитательного идеала, который способен принимать судьбу Отечества как свою личную и осознавать ответственность за настоящее и будущее своей страны.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики.                Под редакцией М.Н. Скаткина. М. 2010.
  2. Михеева Т.Б., Чекунова Е.А. Школьный учитель: самообразование. – М.: «Русское слово», 2012.
  3. Поташник М.М., Левит М.В. Как подготовить и провести открытый урок. – М.: Пед. общество России, 2012.
  4. Поташник М.М. Требования к современному уроку. – М.: Центр пед. образования, 2012.
  5. Российское образование. Федеральный портал. Разработка стандартов 3-го поколения // http://www.edu.ru/db/portal/spe/3v.htm.
  6. Л. Хуторской. Деятельность как содержание образования. Журнал Народное образование № 8 - 2003г., с. 107.
  7. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 58–64.
  8. Хуторской А.В. Современная дидактика. – М.: Владос, 2011.
  9. Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения. – СПб., 2010.


[1] Сдобникова Елена Михайловна, учитель истории и обществознания, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 44  г. Ставрополь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Организация учебного процесса в условиях перехода на новые стандарты"

В презентации вы сожете познакомиться с опытом организации проектной и исследовательской деятельности в условиях полевого экологического лагеря (опыт работы с 2001 года)...

Формирование ключевых компетентностей учащихся через оптимизацию образовательного процесса в условиях перехода на ФГОС нового поколения

Одним из приоритетов школьного образования сегодня становится овладение знаниями о современном обществе и умение применять их в конкретных жизненных ситуациях. Получение достоверной социальной информа...

Проектирование урока истории в условиях перехода на ФГОС с применением технологической карты.

Проектирование урока истории в условиях перехода на ФГОС с применением технологической карты...

Особенности проектирования уроков географии в условиях перехода на ФГОС ООО в 5 кл

В Российскую школу пришел новый образовательный стандарт,который предъявляет новые требования к деятельности учителяСодержание школьного географического образования не стоит на месте. Наступивший век ...

Методическая разработка мастер-класса для педагогов «Применение технологии кейс-стади в учебном процессе в условиях перехода на ФГОС»

Методическая разработка мастер-класса для педагогов «Применение технологии кейс-стади в учебном процессе в условиях перехода на ФГОС»...