Особенности проектирования уроков географии в условиях перехода на ФГОС ООО в 5 кл
статья по географии на тему

Захарова Лариса Сергеевна
В Российскую школу пришел новый образовательный стандарт,
который предъявляет новые требования к деятельности учителя
Содержание школьного географического образования не стоит на месте. Наступивший век информационных технологий требует от преподавателя географии не столько «наполнения» головы школьника разнообразной информацией, которая содержится во все возрастающих по объему школьных учебниках географии, сколько обучению умениям самостоятельно получать нужную географическую информацию, анализировать её. Новые задачи невозможно решить, используя устаревшие методы обучения географии. В условиях введения ФГОС ООО я, как  учитель географии, должна пересмот-реть традиционные подходы в моделировании уроков.  Тема моего выступления « Особенности проектирования уроков географии в условиях перехода на ФГОс ООО в 5 кл.
Свою работу я начала с изучения ФГОС ООО и анализа рабочих программ по окружающему миру и рабочих программ по географии в 5-6 классах, Наиболее важными психолого-педагогическими условиями, на мой взгляд, являются учет преемственности содержания  курсов   «Окружающий мир» и «География», учет возрастного уровня и уровня развития учащихся при отборе содержания и методов обучения. поэтому  я побеседовала с учителями  начальных классов, собрала и проанализировала информацию о тех знаниях по окружающему миру, которые учащиеся получили по программе данного курса в начальном звене. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete.docx21.82 КБ

Предварительный просмотр:

          Особенности проектирования уроков географии в условиях перехода на ФГОС ООО в 5 кл

В Российскую школу пришел новый образовательный стандарт,

который предъявляет новые требования к деятельности учителя

Содержание школьного географического образования не стоит на месте. Наступивший век информационных технологий требует от преподавателя географии не столько «наполнения» головы школьника разнообразной информацией, которая содержится во все возрастающих по объему школьных учебниках географии, сколько обучению умениям самостоятельно получать нужную географическую информацию, анализировать её. Новые задачи невозможно решить, используя устаревшие методы обучения географии. В условиях введения ФГОС ООО я, как  учитель географии, должна пересмот-реть традиционные подходы в моделировании уроков.  Тема моего выступления « Особенности проектирования уроков географии в условиях перехода на ФГОс ООО в 5 кл.

Свою работу я начала с изучения ФГОС ООО и анализа рабочих программ по окружающему миру и рабочих программ по географии в 5-6 классах, Наиболее важными психолого-педагогическими условиями, на мой взгляд, являются учет преемственности содержания  курсов   «Окружающий мир» и «География», учет возрастного уровня и уровня развития учащихся при отборе содержания и методов обучения. поэтому  я побеседовала с учителями  начальных классов, собрала и проанализировала информацию о тех знаниях по окружающему миру, которые учащиеся получили по программе данного курса в начальном звене.

Современные пятиклассники  готовы к  активной познавательной деятельности  и  самостоятельному решению учебных задач. Они родились и живут в новой информационной среде и обучаются и развиваются быстрее своих сверстников прошлого века. Они прошли обучение по новым федеральным образовательным стандартам и имеют следующие навыки: умеют различать важнейшие полезные ископаемые своего края, растения и животных, характерных для леса, луга, пресного водоема, основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных своего края;  проводить наблюдения природных тел и явлений; в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости; определять возможные причины отрицательных изменений в природе; предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу; определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения; приводить примеры животных Красной книги России и международной Красной книги; самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа, презентации; применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации; владеть элементарными приемами чтения географической карты. Эти особенности важно учитывать, планируя учебно-образовательную деятельность учащихся этого возраста.

Учащимся  не  все  темы  изучаемого  материала  даются  легко, т.к.  курс  географии  5 класса  опережает  по  времени  изучение  многих  тем, которые  нуждаются  в  опоре  на  другие  предметы, вследствие  чего  многие  важные  межпредметные  связи,  например  с  математикой, физикой,  биологией, не могут быть установлены. Когда  мы  изучаем   тему  «Географическая  карта», то рассматривается  масштаб, ребятам  очень  сложно  понять, что  такое  масштаб ,т.к. они  на  математике  ещё  не  изучали  этой  темы. Также при определении средней температуры воздуха нужно уметь определять среднее арифметическое,  складывать цифры положительные и отрицательные,

. В основе ФГОС нового поколения лежит системно-деятельностный подход. Для того чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков,

необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их

познавательную деятельность.

Как сделать урок географии занимательным и увлекательным, чтобы

учащимся была интересна не только географическая информация, но и сам

процесс её получения?

Ключевое слово обучения в условиях ФГОС – деятельность

         «Сведений науки не следует сообщать учащемуся готовыми, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, сам ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий…» А. Дистервег

Основная идея системно – деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности, а деятельность – это решение задач. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Задачи системно-деятельностного подхода:

  • научить получать знания (учить учиться)
  • научить работать и зарабатывать (учение для труда)
  • научить жить (учение для бытия)
  • научить жить вместе (учение для совместной жизни)

С точки зрения деятельного подхода: они становятся партнёрами в образовательном процессе

Что делает учитель?

меняется позиция учителя и ученика

спрашивает, раздаёт, наблюдает, организует, помогает…

Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.

Что делают ученики?

записывают, слушают, читают, решают, исследуют, делают выводы…

Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).

Как справедливо заметил немецкий педагог А. Дистервег: «Ум ребенка нельзя наполнить знаниями, он сам должен схватить и усвоить их». Следовательно, ученик легко включается в любую деятельность, если это нужно ему. А учителю необходимо создать такие условия, при которых познавательный интерес учащихся был бы направлен на достижение конкретного результата. Ученик включается в деятельность только при проявлении мотива участвовать в ней.

Важное значение для реализации деятельностной парадигмы

географического образования имеет технология проблемного обучения. Это обучение, при котором знания не сообщаются в готовом виде. Моделью организации учебного процесса является обучение через открытие. При изучении в 6 классе темы «Рельеф Земли. Горы и равнины» создаем  проблемную ситуацию:

«Возможно ли движение самолёта вокруг Земли на высоте 1000 м по

параллели 500 с.ш.? Для ответа на вопрос воспользуйтесь картой полушарий.

Ответ поясните».

У учащихся появляется непонимание: как же так, почему невозможно

пролететь на самолёте по данной параллели на высоте 1 км. Обратившись к

карте, учащиеся выясняют, что на параллели 500 с.ш. протянулись горные

системы: Кордильеры, Алтай, Большой Хинган, высота которых превышает

1000м. В результате диалога в форме дискуссии учащиеся самостоятельно

формулируют проблему в форме вопроса: «Почему рельеф суши

разнообразный?»

При изучении темы «Географические координаты» предлагаем

ситуацию: «В средствах массовой информации объявили, что космический

корабль приземлился в месте с координатами 20° северной широты и 10°

восточной долготы. Сможете ли вы определить это место?»

-Что вы пока не знаете? Какой вопрос у вас возник? (что такое широта и

долгота)

В течение урока предлагается ответить на данный вопрос, работая в

группах.

При изучении темы «Человек и литосфера» в 6 классе начинаю урок со

слов В.И. Вернадского «Человек становится могучей геологической силой».

Прошу учащихся высказать своё отношение к данному утверждению. В ходе

дискуссии учащиеся выдвигают проблему: «Действительно ли, что в будущем сила воздействия человека на литосферу будет возрастать? Почему?».

Технология проблемного обучения формирует регулятивные УУД: учит

учащихся самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему,определять цель учебной деятельности, выдвигать версии решения

проблемы, осознавать конечный результат.

Важное значение для реализации деятельностной парадигмы

географического образования имеет технология исследовательской

деятельности.

Приведу конкретный пример. При изучении темы «Многообразие

горных пород и минералов» в 6 классе организую  работу учащихся в группах:

«Магматические породы», «Осадочные породы», «Метаморфические

породы». Учащиеся изучают коллекцию горных пород исследуемой группы,

совместно составляют их характеристику, заполняют предложенную таблицу,отвечая на вопросы: «Каковы условия образования горных пород?», «Из каких минералов состоят горные породы?», «Твёрдость породы», «Имеются ли следы органического вещества?» и др. В ходе исследования на уроке учащиеся учатся анализировать, сравнивать и обобщать факты, выявлять причины, производить поиск информации по разным источникам (тексту учебника, коллекции горных пород, тематическим картам), учатся строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи.

Реализовывать системно-деятельностный подход помогают

интерактивные технологии. Учащимся особенно интересна работа в

спутниковой системе Google Планета Земля. С её помощью ученики могут

рассматривать Землю во Вселенной, совершать виртуальные путешествия по

странам и континентам. Интерактивные карты помогают изучить

географическое положение любого объекта мира

Таким образом, системно-деятельностный подход позволяет сделать

интересным и значимым каждый урок, активизировать деятельность

обучающихся, повысить уровень овладения различными компетенциями и

добиться успешности каждого ученика в процессе изучения географии

Что  касается  проектирования  урока, то  сейчас, как  вы  уже  знаете, на  смену  конспекту пришла  технологическая  карта ,. Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам.

Технологическая карта урока

Жил-был мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает далеко не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая - я ее умертвлю, скажет мертвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

В наших же руках возможность создать на своем уроке такую атмосферу, в которой каждый ребенок будет чувствовать себя личностью. Мы можем, хотя бы на время, сделать учеников успешными в этой жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный урок географии в условиях перехода на ФГОС

Данная работа является итоговой по программе курсов повышения квалификации «Проектирование образовательного процесса по географии в контексте ФГОС». Раскрывает структуру современного урока, метод...

Особенности проектирования учебного процесса в условиях перехода на ФГОС

В рамках данной статьи я считаю необходимым остановиться  на некоторых теоретических концептах компетентностного подхода, выделить отличия компетентностного подхода от традиционного,  вывест...

Развитие образного мышления обучающегося как элемент методической компетенции учителя географии в условиях перехода на ФГОС

В презентации дан обзор   развития образного мышления у учащихся по разным  темам 7-9 кл. по географии...

Проектирование урока истории в условиях перехода на ФГОС с применением технологической карты.

Проектирование урока истории в условиях перехода на ФГОС с применением технологической карты...

доклад на РМО Учебная мотивация как один из способов повышения качества обучения детей на уроках географии в условиях перехода на ФГОС

Учебная мотивация как один из способов повышения качества обучения детей на уроках географии в условиях перехода на ФГОС...