Проектная деятельность на уроке и внеурочной работе(материал курсов)
материал

Иноземцева Валентина Ивановна

Проектная и исследовательская деятельность на уроке и внеурочной работе.

      Лекция № 1_Проектная и исследовательская деятельность. Теоретико-методологические основы (часть 1).

Лекция № 1_Поисковая активность и исследовательское поведение (часть 2)

Лекция № 2_Организация проектной и исследовательской деятельности.

Лекция № 3_Оценивание результатов проектной и исследовательской деятельности.

Презентация : формирование УУД 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon proektnaya_deyatelnost.zip2.24 МБ

Предварительный просмотр:

Введение

Нельзя чему-то научить человека, можно только
помочь ему сделать для себя это открытие
Галилео Галилей

Однажды известного физика Альберта Эйнштейна спросили: «Как делаются открытия?» Эйнштейн ответил: «А так: все знают, что вот этого нельзя. И вдруг появляется такой человек, который не знает, что этого нельзя. Он и делает открытие». Конечно, это была лишь шутка. Но, вероятно, Эйнштейн вкладывал в нее глубокий смысл. Ведь дело не в том, чтобы «не знать». Знать надо! А дело в том, чтобы «сомневаться», не брать на веру все, чему учили. Вдруг появляется человек, которого не останавливают привычные представления. Вот он и делает открытие.

У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться и, как известно, именно период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности.

Но чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых.

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского творческого поведения. Богоявленская Д.Б. на основании экспериментальных данных сделала вывод о том, что становление творческих способностей не идет линейно, а имеет в своем развитии два пика: наиболее яркий всплеск их проявления отмечается к 3 классу (возраст 10 лет), а второй приходится на юношеский возраст[1].

В Послании Федеральному Собранию Президент РФ Д.А. Медведев обратил внимание, что «уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире». К сожалению, у многих современных школьников отмечается равнодушие к знаниям, нежелание учиться, низкий уровень развития познавательных интересов. И главная задача педагога в этих условиях заключается как в поиске более эффективных форм, моделей, способов и условий обучения, так и к активизации деятельности учащихся в процессе обучения.

Наука и образование тесно связаны. Образование обеспечивает необходимый уровень знаний и интеллектуальных умений, необходимых для занятий наукой. Наука дает новое знание о мире, которое становится содержанием образования. Однако многие исследователи отмечают разрыв между наукой и образованием, образование продолжает осуществлять репродуктивную передачу знаний, а наука нуждается в способности делать открытия.

Как противовес репродуктивному образованию в рамках деятельностного подхода стало возрождаться и развиваться такое направление образовательных технологий, как научно-исследовательская деятельность школьников. Это направление позволяет сделать учебу интересной, расширить кругозор ребенка, преодолеть рутину повседневности, а самое главное – стимулировать интеллектуальную активность, учебную деятельность и «запустить» формирование научного мышления у учащегося.

Интерес к исследовательской деятельности ребенка, повышенное внимание к исследовательскому обучению школьников стали подлинными приметами современной педагогической психологии и образовательной практики. Эта проблема активно разрабатывается в специальных научных изысканиях (О.В. Дыбина, А.Н. Поддьяков, А.И. Савенков и др.). Предметом многих работ стали такие категории как познавательная активность (Л.А. Венгер. А.А. Прихожан, М.И. Лисина, М.А. Матюшкин, Г.И. Щукина, Н.Б. Шумакова и др.), инициативность (К.А, Абульханова-Славская, Р.Г. Апресян, А.И. Крупное, Н.В. Тучак, Г.А. Цукерман и др.), исследовательская деятельность (Д.Б. Богоявленская, А.В. Леонтович, А.Н. Поддьяков, А.И. Савенков, В.И. Слободчиков и др.), исследовательское поведение (А.Н. Поддьяков, А.И. Савенков и др.). Данные современных отечественных исследований (Н.Г. Алексеева, Л.П. Виноградовой, А.В. Леонтович, Г.В. Макотровой, B.C. Мухиной, А.И. Савенкова, А.С. Обухова и др.) говорят о возможности успешного обучения элементам учебного исследования уже на начальном этапе школьного образовании.

Именно поэтому современная система образования ориентирует учителя не на передачу знаний в готовом виде, а на организацию обучения самостоятельной деятельности учащихся и доведения ее до уровня исследовательской работы, выходящей далеко за рамки учебной программы.

«Приобщение детей к ранней научно-исследовательской, поисковой деятельности является одной из форм обучения в современной школе, позволяющей наиболее полно определять и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности, причем индивидуально у каждого ребенка» - такова общая стратегия инновационной деятельности в рамках современной образовательной политики.

Исследовательский подход в обучении – это путь знакомства учащихся с методами научного познания, важное средство формирования у них научного мировоззрения, развития мышления и познавательной самостоятельности.
________________________________________
[1]Богоявленская Д.Б.О важности метода "креативного поля" // Проблемы психологической диагностики. Теория и практика. - Таллин, 2002. - С. 67-68



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность на уроках истории и обществознания как дополнительный стимул к творческой познавательной деятельности.

О роли проектной деятельности  в процессе формирования образовательных компитенций у школьников на уроках историии и обществознания; О дополнительных стимулах позновательной деятельности учащихс...

Проектная деятельность на уроках биологии и во внеурочной деятельности

В XXI веке экологическое образование становится приоритетным направлением и смыслообразующим фактором в системе образования в целом. Несмотря на возросшее внимание к вопросам экологического обра...

Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"

Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"...

Формирование патриотической компетентности у обучающихся с ОВЗ через организацию проектной деятельности на уроках истории и во внеурочной деятельности

Актуальность проекта вижу в его практической направленности на развитие личностных качеств учащихся - патриотической  компетенции, воспитание активной жизненной и гражданской позиции....

Применение технологии проектной деятельности на уроках географии. Формирование информационной компетентности на уроках географии. Современный урок географии. Развитие предпринимательских и проектных компетенций школьников в сетевом взаимодействии.

В современной школе большое внимание уделяется формированию компетентностного подхода. Формирование проектной, информационной, предпринимательской компетенций, их практическое применение стало темой с...