Программа" Русские традиции"
рабочая программа на тему

Дружкова Наталья Ивановна

История – это наше прошлое. Но это не только то, что уже ушло и никогда не вернется. История – это фундамент, на котором строится настоящее и будущее. Хорошо известно, что бывает с народом, забывшим и утратившим свою историю и культуру, - он исчезает. Люди остаются, но они оторваны от родных своих корней, их больше ничто не связывает воедино, и они постепенно растворяются среди других народов.

         Данная программа разработана в целях ознакомления с русской национальной культурой. В рамках занятий программы дети знакомятся с культурой русского народа: традиционными праздниками, обрядами, национальной кухней, народным фольклором, декоративно-прикладным искусством, народным костюмом. Всестороннее знакомство  с русскими традициями способствует пробуждению интереса и любви к родной истории, желанию участвовать в сохранении и развитии русской культуры Программа ориентирована на пробуждение и развитие у детей духовности, нравственности и патриотизма т.е. эта программа осуществляет комплексный подход к образованию и воспитанию. Программа вариативна. При необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала. Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий.

Программа рассчитана на  3 года. Программа ориентирована на все возрастные группы образовательного учреждения «Мелеховский детский дом». Мероприятия разработаны с учетом индивидуальных способностей и возможностей детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx39.55 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

 «РУССКИЕ ТРАДИЦИИ»

Пояснительная записка.

История – это наше прошлое. Но это не только то, что уже ушло и никогда не вернется. История – это фундамент, на котором строится настоящее и будущее. Хорошо известно, что бывает с народом, забывшим и утратившим свою историю и культуру, - он исчезает. Люди остаются, но они оторваны от родных своих корней, их больше ничто не связывает воедино, и они постепенно растворяются среди других народов.

         Данная программа разработана в целях ознакомления с русской национальной культурой. В рамках занятий программы дети знакомятся с культурой русского народа: традиционными праздниками, обрядами, национальной кухней, народным фольклором, декоративно-прикладным искусством, народным костюмом. Всестороннее знакомство  с русскими традициями способствует пробуждению интереса и любви к родной истории, желанию участвовать в сохранении и развитии русской культуры Программа ориентирована на пробуждение и развитие у детей духовности, нравственности и патриотизма т.е. эта программа осуществляет комплексный подход к образованию и воспитанию. Программа вариативна. При необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала. Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий.

Программа рассчитана на  3 года. Программа ориентирована на все возрастные группы образовательного учреждения «Мелеховский детский дом». Мероприятия разработаны с учетом индивидуальных способностей и возможностей детей.

Актуальность

 Россия – страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и приветливости. Россиянам в высшей степени были всегда свойственны любовь к родной земле, гордость своей принадлежностью России. Величайшей национальной ценностью был патриотизм – любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни.

        В последние десятилетия в России произошли экономические и политические изменения. В то же время в обществе ощущается «дефицит нравственности»: как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми. Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа. В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа. 

          Таким образом, ознакомление детей с русской национальной культурой является достаточно актуальной.

В настоящем курсе за основу взято обращение к отечественным православным традициям духовно-нравственного воспитания детей. Традиции православной культуры, будучи глубоко укоренены в истории русского народа, помогают подрастающему поколению обрести духовно-нравственный идеал, который в течение многих столетий был главным критерием морально-этических поведенческих норм человека на нашей земле, и который теперь может стать отправной точкой в деле воспитания.

Цель и задачи программы

Цель программы :

            развитие духовно-нравственной личности на основе приобщения воспитанников к русской  национальной культуре.    

 

Задачи программы:

-       формирование у воспитанников познавательного интереса к истории и традициям русского народа, стремление сохранять и приумножать культурное наследие своего края;

  -     создание условий для получения воспитанниками информации о бытовых и духовных традициях и правилах поведения русского народа;

  -     создание условий  для получения информации  о православных религиозных традициях;

       -      воспитание уважительного отношения к культурному наследию прошлого;

  -    воспитание гражданственности, патриотизма, развитие мировоззренческих убеждений воспитанников ;

 -совершенствование физического и психологического здоровья воспитанников на примере исторически сложившихся традиций русского народа;

      -создать условия для проявления  творческой индивидуальности каждого воспитанника,

Принципы работы

1. Личностный подход в воспитании:

* признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью

* добровольность включения детей в ту или иную деятельность

2. Природосообразность воспитания

* обязательный учет возрастных, половозрастный и индивидуальных особенностей воспитанников

3. Культуросообразность воспитания

* изучение и освоение культуры своего народа

4. Гуманизация межличностных отношений

Требования к знаниям, умениям воспитанников.

Воспитанники должны знать:

  • русскую историю и культуру, традиции, обряды, обычаи;
  • основные народные праздники, обряды и понимать их символическое значение;
  • русскую кухню;
  • народный фольклор, народные игры и забавы.

Воспитанники должны уметь:

  • рассказывать о нашей истории, традициях, культуре;
  • использовать полученные знания в повседневной жизни;
  • приготовить 2-3 национальных блюда;

Методическое обеспечение

Народные традиции способствуют закреплению ценностных ориентиров, выступая важнейшим средством личностного развития. Духовная культура, народные традиции, обычаи, социально-этические нормы составляют основу программы. Занятия объединены общей целью. Каждое занятие имеет свои цели и задачи и состоит из нескольких частей: диалогической, теоретической, диагностической и практической.

Продолжительность занятий 30-40 минут. В конце каждого занятия используется взаимная групповая оценка. На занятиях предпочтение отдаётся диалогу между детьми. Роль педагога – выработать у воспитанников новое историческое сознание, новое понимание исторического процесса, которое должно базироваться на любви к своему Отечеству, культуре, традициям, религии, людям, раскрывая их роль в истории и жизни человека.

Условия реализации программы:

Основным условием реализации программы является сотрудничество воспитанников  и педагога при выполнении совместной творческо-поисковой деятельности. Занятия проходят, с использованием активных методов обучения. Содержание программы предполагает активное использование средств технического обеспечения, наглядного и дидактического материалов, работа с литературой в соответствии с тематикой программы.

Программа предусматривает использование групповой и индивидуально-коллективной форм организации проведения занятий. Групповая работа обеспечивает сплоченность коллектива, творческое общение. Индивидуально-коллективная форма предусматривает подачу материала всему коллективу, где есть возможность каждому ребенку оценить самостоятельно свою работу, ее результаты. Использование игровой деятельности способствует активному вовлечению воспитанников  в воспитательно-развивающий процесс занятий. Материал программы основан на современных научных знаниях, изложен в простом и доступном виде, с отражением всего многообразия народного творчества.

 Первый год

тема

содержание

Форма и методы

Сроки

1

Хоровод круглый год

Понятие «календарь»

Знакомство  с историей народного календаря

Беседа

Практическая работа-оформление стенда

Оъяснительно-иллюстративный , частично-поисковый репродуктивный и методы

сентябрь

2

В гостях у осени.

Приметы осени

Пословицы об осени

Прогулка в парк

Объянительно- илююстративный и частично-поисковый методы

октябрь

3

Что осенью соберешь,  с тем и зиму проживешь

Праздник русских овощей

Игровая программа

Репродуктивный и проблемный методы.

октябрь

4

Традиции русской семьи

«Вся семья вместе так и душа на месте»

Термины родства

Обряды и обычаи взаимоотношений

Домострой

Конкурсы «Семейное многоцветие»

Семейный час

Объснительно-иллюстративный  и проблемный методы

ноябрь

5

Семейно-бытовые обряды

« Что в имени твоем»

Обряды , связанные с выбором имени, крещение ,заговоры, обряды, связанные с принятием ребенка в дом

Из истории русских имен и фамилий

Семейный час

Объяснительно-иллюстративный  и репродуктивный методы

ноябрь

6

Русь изначальная

Откуда пошло название нашей страны - Русь

Народная мудрость

Исторический час

Объяснительно-иллюстративный метод

декабрь

7

Новый год у ворот

Старинный гражд.год с 1 сентября и введение Нового года с 1700 года

Старинные обряды в праздновании  Нового года

Беседа

Объяснительно-иллюстративный метод

декабрь

8

С Рождеством Христовым

Особенности проведения праздника. Народные забавы и гулянья. Приметы на рождество.. Рождественские подарки: венок, свечи. Главные блюда на столе

Посещение краеведческого музея Коврова

Объяснительно-иллюстративный метод

январь

9

В гостях у самовара

История русского самовара

Традиционные чаепития

Семейный час

Объяснительно- иллюстративный и репродуктивный методы

январь

10

Не красна изба углами, а красна пирогами

Разнообразные виды и формы пирогов

Подача пирогов к столу

Приготовление пирогов

Семейный час

Практическая работа

Объяснительно- иллюстративный и репродуктивный методы

февраль

11

Русский традиционный костюм

Знакомство с историей народного костюма

Женская и мужская одежда разного сословия

Рассказ воспитателя

Объяснительно-иллюстративный метод

февраль

12

Русская народная игрушка

 Самобытность русской игрушки

Матрешка

Петрушка и его братья

История возникновения куклы. Виды кукол. Куклы- обереги. Игровые куклы. Обрядовые куклы

ДК.п.Новый

Семейный час

Объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы

март

13

Сретение Господне

Праздник Сретение Господне

Встреча зимы с весною

Народные игры на Сретение

Беседа

Объяснительно-иллюстративный метод

март

14

Русь православная

Крещение Руси

Православные святые, почитаемые на Руси

Русская икона

Основные православные праздники

Беседа

Объяснительно-иллюстративный метод

апрель

15

Русская изба

Облик русской избы

Семейный час

Объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы

апрель

16

Худо тому , у кого пусто в дому

Знакомство с интерьером и утварью крестьянского дома

Печь

Магическая роль украшений

Экскурсия в ДК. Родина

Семейный час

Объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы

Май

17

Егорий на порог весну приволок

Георгий Победоносец- прообраз Св. Егория

Приметы и обычаи праздника

Беседа

Объяснительно-иллюстративный метод

май

18

Старину мы помним, старину мы чтим

Итоговое занятие

Проверка знаний воспитанников по изученным темам

Познавательно – развлекательная программа

Объяснительно – иллюстративный и проблемный методы

май

Второй год

тема

содержание

Форма и методы

сроки

1

Осенний календарь. Семен летопроводец

Знакомство с православным праздником Семиным днем, отмечаемым 14 сентября

Беседа

Объяснительно-иллюстративный метод

сентябрь

2

Рождество Богородицы

Знакомство с православным праздником

Беседа

Объяснительно-иллюстративный метод

сентябрь

3

Из истории русской кухни

Пища наших предков

Соблюдение постов

Русское застолье и гостеприимство

Семейный час

Объяснительно-иллюстративный и частично-поисковый методы

октябрь

4

Хлеб- всему голова

Выпечка хлеба на Руси

Уважительное отношение к хлебу

Народные пословицы

Семейный час

Объяснительно-иллюстративный и частично-поисковый методы

октябрь

5

Чудо в солонке

Русский обычай - хлеб-соль

Аукцион пословиц и поговорок

Соленые советы

Соленые приметы

Соленые поделки

Познавательная программа

Объяснительно-иллюстративный и частично-поисковый методы

ноябрь

6

Мир глазами наших предков

Знакомство с понятием народной культуры

Пословицы, загадки о жизни людей в прошлом

Сотрудничество с библиотекой

Объяснительно0иллюстративный и репродуктивный методы

ноябрь

7

Путешествие в прошлое России

Легенды, былины и предания

Сотрудничество с библиотекой

Объяснительно0иллюстративный и репродуктивный методы

декабрь

8

Наум грамотник

Знакомство с  народным праздником- Днем Наума Грамотника

Конкурсы и игры

Рассказ воспитателя

Конкурсная программа

Объяснительно-иллюстративный и частично-поисковый методы

декабрь

9

Молодецкие забавы

Русские игры

Игротека на свежем воздухе

Спортивный час

Объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы

январь

10

Святки

Знакомство со святками: святыми и страшными вечерами

Святочные игры

Беседа

Объяснительно-иллюстративный метод

январь

11

Сказочная слобода « В тридевятом царстве»

Дальнейшее знакомство с народным фольклором ( сказки)

Беседа с элементами игры

Объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы

февраль

12

Путешествие по страницам русского фольклора

Игровая программа по теме : «Народный фольклор»

Игра-путешествие

Репродуктивный метод

февраль

13

Встречаем Масленицу

Символика масленичной недели. Значение главного обрядового блюда масленицы - блинов. Рецепты блинов. Обрядовая кукла Масленица

Семейный час

Объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы

март

14

Вербное воскресение

Традиции празднования Вербного воскресения

Беседа

Объяснительно-иллюстративный метод

март

15

Пасха Красная

Обычаи и традиции христианского праздника Пасхи

Традиционные пасхальные блюда

Беседа

Объяснительно-иллюстративный метод

апрель

16

Мастера и умельцы

Знакомство с народными промыслами России

Беседа

Объяснительно-иллюстративный  метод

апрель

17

Город мастеров

Роспись матрешки

Час творчества

Репродуктивный и частично-поисковый методы

май

18

День славянской письменности и культуры

Газета состоит из нескольких рубрик: «Возникновение письменности», «Жизнь замечательных людей», «Народная мудрость» и т.д.

Практическая работа-оформление газеты к Дню Славянской письменности

Объяснительно-иллюстративный и поисковый методы

май

19

Вспомним русские обычаи, вспомним нашу старину

Итоговое занятие

Проверка знаний воспитанников по изученным темам

Познавательно – развлекательная программа

Объяснительно – иллюстративный и проблемный методы

май

Третий год

тема

содержание

Форма и методы

сроки

1

Осенние вечерки

Поделки из природного материала

Практическая работа

Частично-поисковый и репродуктивный методы

сентябрь

2

Воздвижение

Знакомство с праздником

Знакомство с преданием о появлении капусты на земле

Традиционные блюда из капусты

Беседа

Объяснительно-иллюстративный метод

сентябрь

3

Здравствуй, батюшка Покров.

Знакомство с религиозным праздником Покрова.

Конкурсы

Беседа

Объяснительно-иллюстративный и репродуктивный  методы

октябрь

4

Русский лес полон чудес

Цветы и травы России

Обрядовое назначение цветов

Лекарственные цветы и травы

Беседа.

Викторина.

Объяснительно

-иллюстративный и частично-поисковый методы

октябрь

5

Невелика птичка-синичка, и та свой праздник помнит

Знакомство с праздником Зиновием-синичником

Изготовление кормушки

Беседа

Практическая работа

Объяснительно-иллюстративный  и проблемный методы

ноябрь

6

Где жить, там и слыть

История поселка и его людей

Экскурсия в краеведческий музей

Объяснительно-иллюстративный метод

ноябрь

7

Путешествие по русским городам

Отличительные особенности городов Золотого кольца

Исторический час

Объяснительно-иллюстративный метод

декабрь

8

Здравствуй зимушка-зима

Игра «Поле чудес»

Игра аналогична телевизионной. Тема: «Зима»

Конкурсная программа

Проблемный  метод

декабрь

9

Васильев вечер

Знакомство с праздником

Конкурсы

Беседа

Объяснительно-иллюстративный метод

январь

10

Крещенский сочельник

Путешествие за народной мудростью

Беседа

Объяснительно-иллюстративный метод

январь

11

Русский солдат умом и силой богат

Игра проходит в несколько туров, где в ходе соревнований выявляется победитель

Конкурсная программа

Частично-поисковый и репродуктивный методы

февраль

12

Ратные подвиги русских воинов

Знакомство с выдающимися воинами земли русской.

Конкурсы

Исторический час

Объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы

февраль

13

Есть женщины в русских селеньях

Рассказ воспитателя о русских женщинах.

Исторический час

Объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы

март

14

Прилетите , жаворонки, к нам

Знакомство с праздником «Сороки» и его приметами

Выпекание жаворонков

Беседа

Объяснительно-иллюстративный метод

март

15

Благовещенье

Особенности праздника

Приметы и поверья на Благовещенье

Беседа

Объяснительно-иллюстративный метод

апрель

16

Великий пост всем прижмет хвост

Уроки и обычаи Великого поста

Беседа

Объяснительно-иллюстративный метод

апрель

17

Простонародные обряды

Весенние обряды «Встреча весны», «Красная горка», « Радоница».

Обряды при посадке и уборке хлеба

Летние обряды «Купало», «Ярило»

Рассказ воспитателя

Объяснительно-иллюстративный метод

май

18

Колесо истории

Итоговое занятие

Проверка знаний воспитанников по изученным темам

Познавательно – развлекательная программа

Объяснительно – иллюстративный и проблемный методы

май

Критерии и показатели оценки результатов работы по патриотическому воспитанию

Критерии  работы по патриотическому воспитанию дифференцируются на 2 группы. 

 К первой группе относятся критерии, отражающие процесс работы по патриотическому воспитанию, деятельность, направленную на формирование и развитие патриотизма . Во вторую группу входят критерии, оценивающие важнейшие стороны воспитанника, являющиеся результатом работы по развитию у него патриотического сознания.

Показатели критериев первой группы

Количественные показатели:

-        количество мероприятий, проводимых по данному направлению (большое, небольшое, незначительное);

-        масштаб занятий  (большой, средний, малый);

-        процент участия воспитанников на занятиях (максимальный, значительный, минимальный);

-        арсенал использования форм, методов и средств (большой, небольшой, ограниченный, минимальный);

-        взаимосвязь мероприятий по этому направлению с другими направлениями воспитания (со многими направлениями, с некоторыми, отсутствие взаимосвязи);

б) качественные показатели:

-        уровень подготовленности и результативности работы (высокий, средний, низкий);

-        уровень организационно-методического обеспечения работы по направлению (высокий, средний, низкий);

-        процент мероприятий системного, комплексного, долговременного, инновационного характера (высокий, средний, низкий);

-        степень удовлетворенности воспитателя по направлению ее основными результатами (высокая, средняя, низкая);

-        оценка независимыми экспертами результатов работы;

-        отношение участников занятий по направлению к результатам их проведения (положительное, отрицательное, безразличное);

-        степень готовности участников работы к целенаправленной самореализации в качестве субъекта этой деятельности (высокая, средняя, низкая);

-         готовность воспитанников после продолжительного периода времени к сознательной и активной самореализации в социально значимой деятельности на благо Отечества. 

 Эти критерии и показатели являются в своей совокупности основой для определения результатов работы по патриотическому воспитанию.

Основными критериями второй группы являются:

  • когнитивный (познавательный), определяющий уровень развития патриотически ориентированных знаний, являющихся основой понимания патриотизма
  • мировоззренческо-ценностный, характеризующий степень сформированности системы взглядов, убеждений, принципов
  • мотивационно-потребностный, характеризующий уровень патриотической направленности личности
  • деятельностно-поведенческий, определяющий готовность личности (группы) к полноценной самореализации в качестве гражданина – патриота Отечества

Показатели критериев второй группы:

Когнитивный (познавательный):

  • знания о своем Отечестве, его истории, культуре, этносе, героических свершениях, др.;
  • понимание сущности и особенностей российского патриотизма;
  • понимание роли, места и значения России в мировой цивилизации, самобытности и уникальности нашего общества и государства, имеющих свой путь в истории человечества;

Мировоззренческо-ценностный:

  • осознание неразрывности с Отечеством, неразрывной сопричастности с тем, что его составляет (природа, история, язык, культура, национальная принадлежность, родословие, религия, территория, менталитет и др.);
  • гордость за принадлежность к истории, традициям, культуре, героическим свершениям и достижениям Отечества;
  • осмысление своей роли и места в жизни общества, государства и судьбе Отечества (социально-ценностное самоопределение);

Мотивационно-потребностный:

  • потребность в познании исторического прошлого и современного этапа развития России;
  • проявление устойчивого интереса к истории России, к проблемам и особенностям развития современного общества и государства;
  • наличие патриотических идеалов, духовных, нравственных и культурных образцов как регулятивов жизнедеятельности личности, группы;

Деятельностно-поведенческий:

  • готовность к непосредственному участию в созидательной деятельности на благо Отечества и его защиты;
  • социальная активность личности, группы в качестве субъекта патриотической деятельности;
  • реальный вклад в развитие и укрепление России в одной (нескольких) сферах социально значимой деятельности;

Предложенные группы критериев и показателей для комплексной оценки работы по патриотическому воспитанию с одной стороны, могут рассматриваться как их системное образование, а с другой стороны – применение их в комплексе позволяет наиболее объективно и конкретно оценивать эффективность и результативность этой деятельности .

Уровни определения действенности (результативности)

 и эффективности процесса патриотического воспитания( Лутовинов В.И.)

Высокий

уровень

Процесс патриотического воспитания характеризуется активностью, целенаправленностью, высокой степенью организации, взаимодействия его субъектов, ритмичностью, сбалансированным использованием средств, форм, методов, технологий для достижения ожидаемых результатов. Субъект-объектные отношения являются оптимальными, интересы воспитателей и воспитуемых совпадают, взаимоотношения достаточно гармоничны, мотивация в процессе совместной деятельности позитивная и устойчивая. Ожидаемый результат является достижимым.

Средний

уровень

Процесс патриотического воспитания характеризуется относительной организованностью, минимальной активностью, несбалансированным, непродуманным использованием форм, методов и средств для достижения ближайших задач. Перспективные и инновационные направления деятельности, как правило, отсутствуют. Субъект-объектные взаимосвязи нестабильны, интересы и устремления воспитателей и воспитуемых совпадают лишь частично, отношения неустойчивы, не имеют существенных основ. Позитивная мотивация в процессе совместной деятельности проявляется непостоянно и наряду с негативными моментами. Ожидаемый результат достигается не в полной мере, то есть частично.

Низкий

уровень

Процесс имеет малоуправляемый, неорганизованный, стихийный характер. Взаимодействие между его субъектами отсутствует. Субъект-объектные взаимосвязи формальны или отсутствуют. Позитивно-ориентированная мотивация в процессе деятельности не проявляется, вследствие чего ожидаемый результат не достигается.

             Основываясь на критериях и показателях второй группы и применяя методы анкетирования, анализа результатов деятельности, тестирования, метод независимых характеристик и классификации, возможно определить и дифференцировать уровни развития и проявления патриотизма личности.

Высокий

уровень

Глубокое изучение истории и культуры России. Патриотическая убежденность и готовность к действиям во имя национальных интересов. Осознание личной ответственности за судьбу России. Проявление социальной активности и гражданской зрелости. Инициатива в патриотической деятельности и целенаправленное участие в ней.

Средний

уровень

Восприятие истории Отечества как одного из важнейших предметов в системе образования и воспитания. Владение содержанием таких понятий как "Родина", "патриотизм", "гражданский долг", "мужество". Понимание необходимости защиты интересов Отечества в связи с объективной оценкой политической ситуации в мире. Проявление активности при проведении массовых мероприятий и организации коллективных дел. Высокая ответственность, осознание гражданского и патриотического долга. Наличие опыта преодоления моральных, волевых перегрузок патриотической деятельности в ее различных формах.

Низкий

уровень

Понятия "патриотизм", "гражданский долг" находятся на формально-вербальном уровне. Слабо развиты представления о гражданском долге, патриотизме и современном развитии российского общества и его проблемах. Ответственное, но пассивное, без проявления инициативы выполнение учебных и общественных поручений. Стремление преодолеть вставшие на пути трудности, но собственными силами, без поддержки товарищей, сверстников.

Нулевой

уровень

Интересы государства и перспективы его развития не занимают никакого места в жизненных планах, не связываются с жизненными перспективами. Понимание необходимости защиты интересов Отечества имеет отвлеченный абстрактный характер. Проявление равнодушного отношения к учебе в целом и пассивности. Отсутствие интересов к гуманитарным дисциплинам, в том числе к истории Отечества. Низкая ответственность при выполнении общественных поручений или их игнорирование. Отсутствие представления о гражданском долге и патриотизме. Слаборазвитые морально-волевые качества. Проявление слабоволия и отступление от намеченной цели при столкновении с трудностями.

При этом особое значение имеет регулярность и системность контроля и оценки результатов работы по патриотическому воспитанию.

Литература:

Е.В. Бондаревская     «Гуманистическое воспитание учащихся»

Закон РФ об образовании

К.В. Гавриловец, И.И. Казимирская   «Нравственно – эстетическое  воспитание школьников»

И.П. Иванов   «Энциклопедия коллективных творческих дел»

Н.Е. Щуркова  «Нравственное воспитание школьников»

Материалы журналов  «Воспитание школьников»,«Классный руководитель»

Белов В.И. Лад: Очерки о народной эстетике. М., 1982..

Громыко М.М. Мир русской деревни. М., 1991.

Громыко М.М. Традиционные формы поведения и формы общения русских крестьян XIX в. М.,1986.
Русские: семейный и общественный быт. М., 1995.
Уразумение к месяцеслову. М., 1995.
Ушинский К.Д. Родное слово: Книга для детей и родителей. Новосибирск, 1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок естествознания 10 класс "Традиции и революции в естествознании. Религиозная традиция"

В течение определенного времени научные исследования любой области опираются на прошлые достижения, которые в этот период времени признаются основой для развития данной области знания.Эти достижения с...

Рабочая программаРусский язык. 10 кл.

Пояснительная записка • Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне «Русский язык». • Примерная программа " Просвещение" (ФГОС). • Учебн...

Методическая разработка информационно- развлекательного мероприятия «Традиции села – мои традиции»

Цель сценария: приобщение детей к исторически сложившимся традициям и обычаям родного села, содействие формированию духовно-нравственной культуры школьников в условиях лагеря дневного пребывания...

Традиции нас объединяют (сходства и различия в культуре и традициях России и Великобритании)

В настоящее время, знание любого иностранного языка обязательно для каждого человека, который хочет, чтобы его считали образованным. Однако, знание языка важно не только как способ общения, но и как с...

Методическая разработка внеклассного занятия " Быт и традиции народов Поволжья" в рамках проекта" Национальные традиции народов России" для учащихся 7-9 классов

Это внеклассное занятие проводилось в рамках общешкольного внеклассного интегрированного проекта " Национальные традиции народов России" и предназначено для учащихся 7-9 классов с интеллектуальной нед...

Внеклассное мероприятие «Рождественские традиции» в рамках программы по внеурочной деятельности «Праздники и традиции англоговорящих стран»

Внеклассное мероприятие  «Рождественские традиции» в рамках программы по внеурочной деятельности «Праздники и традиции англоговорящих стран»...