О применении в учебно-воспитательном процессе проектно-исследовательской технологии
статья на тему

Жукова Елена Вячеславовна

Выступление на педагогическом совете с презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_deyatelnost_v_shkole.doc58 КБ
Office presentation icon proektnaya_deyatelnost.ppt109.5 КБ

Предварительный просмотр:

О применении

в учебно-воспитательном процессе проектно-исследовательской технологии

Слайд 1    Мы живем в мире, который с каждым днем становится все более зависимым от информационных технологий. Знания устаревают настолько быстро, что порой нет смысла зазубривать те или иные параграфы учебника. Основной задачей школы становится подготовка ученика, способного гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения возникающих проблем.

Слайд 2        Приемы деятельности учителя, которые помогут учащимся перейти от мотивации избегания неудач к мотивации учения, самые различные. Один из них – стимулирование познавательного интереса на основе исследовательской и проектной деятельности учащихся.

Слайд 3.        Создание учебных проектов - относительно новая организационная форма работы, в основе которой лежит исследовательская деятельность учащихся. Ребенок не просто играет роль пассивного слушателя, не просто воспринимает уже «готовую» информацию. Он сам, используя новейшие достижения науки, ищет ответ.

Для того чтобы ученик воспринимал знания, как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни, применить для ее решения определенные знания и умения, в том числе и новые, которые еще предстоит приобрести, и получить в итоге реальный ощутимый результат. Поэтому в основу метода проекта положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который достигается благодаря решению той или иной практически или теоретически значимой для ученика проблемы. Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике, узнать что-то новое из изучаемой области. Внутренний результат – опыт деятельности  - станет бесценным достоянием учащихся, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.

Учитель при этом исполняет роль помощника, консультанта. Он должен направить, поддержать, помочь в решении проблемы, но ни в коем случае не решить ее за ребенка.

 Слайд 4-5        Суть метода проектов:

  • Умение практически применять полученные знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей;
  • Развитие критического мышления;
  • Умение работать с информацией;
  • Владение новыми информационными технологиями;
  • Стимулирование интереса учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем;

Умение защищать проект.

Слайд 6                Проект - это, прежде всего, самостоятельное исследование, которое, безусловно, требует от ребенка определенных исследовательских умений:

  • умения увидеть и сформулировать проблему;
  • умения выразить проблему в конкретных задачах;
  • умения увидеть возможные пути решения проблемы и выбрать из них наиболее эффективный;
  • умения анализировать процесс и результаты своей работы;

*умения оформлять список использованных источников. 

Классификация учебных проектов по Коллингсу:

Слайд 7        Исследовательские проекты имеют структуру, приближенную к подлинным научным исследованиям. Они предполагают аргументацию актуальности темы, определения проблемы, предмета, объекта, целей и задач исследования. Обязательно выдвижение гипотезы исследования, обозначение методов исследования и проведение эксперимента. Заканчивается проект обсуждением и оформлением результатов, формулированием выводов т обозначением проблем на дальнейшую перспективу исследования.

Слайд 8        Творческие проекты имеют не столь строго проработанную структуру, однако строятся в логике «дизайн-петли»: определение потребности, исследование (дизайн-анализ существующих объектов), обозначение требований к объекту проектирования, выработка первоначальных идей, их анализ и выбор одной, планирование, изготовление, оценка (рефлексия). Форма представления результатов может быть различной: изделие, видеофильм, праздник, экспедиция, репортаж и др.

Слайд 9        Информационные проекты – это тип проектов, признанный научить учащихся добывать и анализировать информацию. Такой проект может интегрироваться  в более крупный исследовательский проект и стать его частью. Он должен содержать: предмет информационного поиска; поэтапность поиска с обозначением промежуточных результатов; аналитическую работу над собранными фактами; выводы; корректировку первоначального направления; дальнейший поиск информации по уточненным направлениям; анализ новых фактов; обобщение; заключение; оформление результатов.

Слайд 10        Игровые проекты предполагают, что участники принимают на себя определенные роли, обусловленные содержанием проекта. Ведущий вид деятельности – ролевая игра. Это могут быть имитации социальных и деловых отношений в ситуациях, придуманных участниками, литературные персонажи в определенных исторических и социальных условиях. Обязательно намечается проблема и цели проекта.

Слайд 11        Практико-ориентированные проекты – это проекты, четко ориентированные на результат. Здесь важна не только хорошо продуманная структура проекта, но и хорошая организация координационной работы по корректировке совместных усилий, организации презентации полученных результатов и возможных способов внедрения их в практику, а также организации внешней оценки проекта.

Слайд 12        При создании проектов возможно использование как индивидуальной, так и коллективной формы работы, что обеспечивает формирование таких коммуникативных навыков, как:

  • навыки общения с людьми;
  • навыки работы в группе;
  • умение задавать вопросы и участвовать в дискуссии;
  • умение распределять обязанности среди отдельных членов группы. По числу участников проекты могут быть индивидуальные, парные или групповые.

Проект может быть краткосрочным (разработан на нескольких уроках), среднесрочным (от недели до месяца), долгосрочным (от одного до нескольких месяцев).

Слайд 13        С чего начать работу над проектом?

На этом этапе осуществляется поиск проблемной области. Учитель ставит перед учащимися проблемы, предлагает банк проектов, раскрывает требования к проектам, технологию их выполнения и оценивания. Кроме вербальных методов (рассказа, объяснения) на этом этапе можно использовать метод демонстрации образцов ранее выполненных проектов.

Целесообразно использовать метод мозговой атаки с целью коллективного поиска проблем. Для этого создается группа «генераторов идей». Группа «генераторов» предлагает проблемы, которые можно решить путем выполнения соответствующих проектов. «Эксперты» проводят экспертизу идей и выбирают наиболее актуальные и интересные из них.  В любом случае возникает ситуация сотрудничества между учителем и школьниками, обусловленная высоким уровнем мотивации учащихся.

На этом этапе определяются тема, цели и задачи работы, организуется работа групп. Учитель обращает внимание, как правильно формулировать гипотезу исследования, помогает подобрать информацию, оформить список литературы. Далее составляется план действий по реализации идей проекта. Важно направить ученика на собственный поиск необходимой ему информации. Количество подсказок учителя должно быть адекватно возрастным и психологическим особенностям каждого ребенка.

Одна из важнейших задач, которые решает проектная технология обучения, - формирование умений и навыков отбора необходимой информации.

Слайд 14        Собственно проектная деятельность – выполнение намеченного плана. Это сбор информации, ее анализ, отбор наиболее важных данных, поиск партнеров, проведение плановых мероприятий, промежуточный контроль выполнения плана.

Слайд 15         Заключительный этап. На этом этапе осуществляем  творческое переосмысление собранных материалов, выстраивание их в систему, оформление, наглядность иллюстративного материала – все это в итоге приводит к созданию оригинального «конечного продукта».

Слайд 16        Перед выходом на социум – внешней презентацией – важно провести презентацию внутреннюю, проанализировать выполненную работу, отметить наиболее сильные стороны и существенные недостатки, внести предложения по усовершенствованию проекта. Важной составляющей работы над проектом является рефлексия собственной деятельности. Подводя итоги, необходимо задать себе 3 вопроса:

- Что мы сделали хорошо?

- Что не получилось и почему?

- Как сделать так, чтобы в следующий раз было лучше?

_ И еще: Что лично ты приобрел от проекта, чему научился? Какие черты характера открыл в себе, какие получил знания?

Слайд 17- 18 На данных слайдах представлена структура работы над проектом в виде схемы

        

Слайд 19        Защита проекта - важный этап, на котором учащиеся должны представить результаты своей работы широкому кругу зрителей.

Презентация проектов может проходить в рамках классно-урочной системы, внеклассной работы, научно-практической конференции и представлена в виде компьютерной презентации, научного доклада, демонстрации видеофильма и др.

Слайд 20 – примерный план презентации. Таким образом, презентация отражает основные идеи вашего проекта, которые вы создали на первом этапе.

        В ходе защиты школьники учатся излагать полученную информацию, сталкиваются с другими взглядами на проблему, учатся доказывать свою точку зрения, отвечать на вопросы. Немаловажную роль играет эмоциональная окраска выступления учащихся на конференции, а также иллюстративный материал, представленный в виде слайдов, таблиц, плакатов, видеосюжетов.  Без процедуры защиты работа по созданию проекта не может считаться завершенной.

Слайд 21-22 К презентации учитель, являющийся куратором проекта, готовит рецензию на выполненную работу и представляет ее методическому совету школы, который оценивает работы по критериям в зависимости от возраста участников, номинации проекта и формы «готового продукта». При оценивании проектных работ учитывались следующие критерии:

актуальность и значимость темы; полнота раскрытия темы; оригинальность решения проблемы; качество выполненного продукта; использование средств наглядности, технических средств; убедительность презентации.

        Исследования школьных психологов подтверждают, что учащиеся, активно занимающиеся проектной деятельностью, развиваются быстрее своих сверстников. Им легче осваивать содержание учебных предметов, они умеют анализировать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи. Проектная деятельность обеспечивает мотивацию и тем  самым влияет на эффективное психическое и эмоциональное развитие обучающихся.

        Учитель, который решил использовать метод проектов в своей работе, должен осознать, что он столкнется с необходимостью тратить усилия и на собственное совершенствование. Но именно проектная деятельность предоставляет возможности для совершенствования форм и методов своей работы, выводя ее на качественно новый уровень. Когда человек имеет возможность сам задать себе правила и цель, он становится активным субъектом, свободно манипулирующим информацией, людьми, отношениями.

        Умение использовать метод проектов в подготовке учащихся – показатель высокой квалификации учителя, его личный вклад в социализацию школьников, залог их успешности, успешной адаптации к условиям информационного общества.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проектная деятельность школьников или цели имеют право на существование Мы привыкли к целям и жалеем об их отсутствии, когда их с нас снимают. Джон Дьюс

Слайд 2

Проектирование как основной вид учебной деятельности Один из путей преодоления ситуации, когда ученику могут быть нужны знания, которыми современное поколение учителей владеет не в полной мере. Отход от «классического» формирования знаний, умений и навыков и переход к идеологии развития на основе личностно ориентированной модели образования, в которой исследовательские, творческие методы обучения играют ведущую роль

Слайд 3

Из истории метода проектов Возник из идеи свободного воспитания в начале ХХ в. В США. Дж.Дьюи и его ученик В.Х.Килпатрик предложили строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика. Русскими педагогами основы проектного обучения разрабатывались практическими параллельно с американскими небольшой группой педагогов-исследователей под руководством С.Т.Шацкого уже начиная с 1905 года. В 1931 году этот метод был осужден в нашей стране, однако проектная деятельность органично развивалась внутри педагогического процесса, корнями уходя в опыт кружковой работы.

Слайд 4

Цель проектной деятельности: Развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умения видеть, сформулировать и решить проблему.

Слайд 5

Задачи проектной деятельности: Формирование «компетентности» учащихся в сфере самостоятельной деятельности; Освоение и применение мультимедийных технологий для повышения эффективности учебного процесса; Внедрение метода «обучение в сотрудничестве»; Использование основных технологий проблемно - диалогического обучения; Развитие творческих способностей, критического и аналитического мышления.

Слайд 6

Проект – это «шесть П» Проблема Проектирование (планирование) Поиск информации Продукт Презентация Портфолио (т.е.папка, в которой собраны все рабочие материалы, в т.ч. черновики, дневные планы, отчеты и др.)

Слайд 7

Типология проектов Исследовательские… Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры проекта, четко обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов;

Слайд 8

Типология проектов Творческие… Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структур, она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре, экспедиции и т.д.)

Слайд 9

Типология проектов Информационные… Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом.

Слайд 10

Типология проектов Игровые … Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является игровая, приключенческая.

Слайд 11

Типология проектов Практико-ориентированные… Этот проект отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (газета, документ, видеофильм, звукозапись, спектакль, программа действий, проект закона, справочный материал и т.д.)

Слайд 12

Число участников и продолжительность проведения По числу участников проекты могут быть индивидуальные, парные или групповые . Проект может быть краткосрочным (разработан на нескольких уроках), среднесрочным (от недели до месяца), долгосрочным (от одного до нескольких месяцев).

Слайд 13

Алгоритм проектной деятельности Начало проекта: - Ищем проблему - Определяем тему - Ставим цель - Формулируем задачи - Выдвигаем гипотезу - Составляем план действий - Формируем микрогруппы

Слайд 14

Собственно проектная деятельность –самая важная часть Сбор информации, ее анализ, отбор наиболее важных данных. Формирование общественного мнения(использование листовок, проведение встреч и бесед с жителями, использование СМИ). Поиск официальных и деловых партнеров. Определение круга организаций и лиц, способных помочь в реализации проекта. Проведение официальных переговоров, плановых мероприятий. Оценка и промежуточный контроль выполнения плана.

Слайд 15

Заключительная часть проектной деятельности Обобщение собранного материала. Внутренняя и внешняя презентация проекта. Рефлексия собственной деятельности: 1) Что мы сделали хорошо? 2) Что не получилось и почему? 3) Как сделать так, чтобы в следующий раз было лучше?

Слайд 16

Анализ проделанной работы Описание работы; Объяснение причин успехов и неудач; Оценивание эффективности групповой работы; Сравнение полученного продукта с предполагаемым; Предположение о том, кому данный продукт может быть полезен и интересен.

Слайд 17

Структура работы над проектом 1.Подготовка учащихся к работе над проектом Социологические опросы разных групп населения 2.Выбор проблемы Анализ материалов СМИ 3.Сбор информации Встречи, интервью с компетентными специалистами (исследование проблемы) 4.Разработка собственного варианта решения проблемы План действий

Слайд 18

Структура работы над проектом (продолжение) План действий 5. Обращение к заинтересованным лицам, организациям, Собственное участие социальная переписка 6. Составление портфолио 7. Презентация 8. Рефлексия

Слайд 19

Презентация проектов может быть представлена в следующем виде: Компьютерная презентация Веб-сайт Мультимедийный продукт Видеофильм Научный доклад Газета, буклет Концерт Радиопередача Справочник Книга Альбом Карта Коллекции Здание Макет

Слайд 20

Примерный план презентации Слайд 1. Название проекта. ФИО его создателей. Слайд 2. Цели и вопросы проекта. Слайд 3. Гипотеза. Слайды 4-8. Отражение результатов работы в виде цитат, таблиц, графиков, рисунков, фотографий и т.д. Слайд 9. Заключение. Слайд 10. Литература.

Слайд 21

Критерии выполнения и защиты проекта Достигнута ли цель проекта Оформление проекта Качество представленного проекта Качество защиты проекта: - уровень информированности по теме; - свобода владения материалом, гибкость мышления; - научность, раскрытие теоретических аспектов; - владение способами ораторского мастерства. Субъективная оценка: - творческих способностей рабочей группы; - деловых качеств рабочей группы

Слайд 22

Критерии выполнения и защиты проекта (продолжение) Практическая деятельность: - реальность и практическая ценность проекта; - уровень самостоятельности рабочей группы; - качество оформления наглядности; - оценка рецензента. * Актуальность и новизна предлагаемого решения проблемы * Объем разработок и количество предлагаемых решений

Слайд 23

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие индивидуальных познавательных способностей школьников в процессе проектно – исследовательской деятельности на уроках математики и во внеурочной деятельности

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в отборе и разработке методов и приемов проектно – исследовательской деятельности как средства развития индивидуальных познавательных способностей школьни...

Аналитическая справка о применении проектно – исследовательской образовательной технологии учителем биологии

Аналитическая справка  о применении проектно – исследовательской образовательной технологии учителем биологии...

Духовно-нравственное воспитание школьников в системе работы отдела инновационных проектов Дворца творчества детей и молодежи города Ростова-на-Дону в процессе проектно-исследовательской деятельности

Анализ особенностей дополнительного образования детей, его функций и ценностей позволяет сделать вывод о том, что эта сфера образования является наиболее благоприятной для духовно-нравственного воспит...

Публикация статьи "Применение информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе"

Статья "Применение информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе"...

Программа "Выявление и развитие творческих способностей обучающихся в процессе проектно-исследовательской деятельности"

Программа направлена на выявление и развитие творческих способностей обучающихся с целью их самореализации в соответствии со способностями. В программе определены основные направления работы и за...