Конкурентоспособность учителя: критерии роста
статья на тему
В статье поднимается вопрос о том, в каком направлении двигаться учителю, чтобы построить успешную профессиональную карьеру (а также отвечать требованиям стандарта учителя).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Часовских Н.А.
ГБОУ гимназия № 498,Санкт-Петербург
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ УЧИТЕЛЯ: КРИТЕРИИ РОСТА
«Когда человек не знает,
к какой пристани держит путь,
для него ни один ветер не будет попутным».
Сенека
Серьёзные изменения социальной и экономической ситуации в нашей стране предъявляют особые требования и к уровню профессионализма специалистов сферы образования. Сегодня всё чаще говорят о необходимости планирования карьеры. Тема моей диссертации - «Обучение планированию карьеры в процессе реализации магистерской программы». Можно ли предусмотреть все повороты своей профессиональной жизни? Есть ли практическая потребность современного общества в новом учителе?
Ещё недавно слово «карьера» имело негативный смысл и в отечественной педагогике практически не использовалось. Сейчас человек, «делающий карьеру», рассматривается как имеющий ориентацию на реализацию личностного и профессионального потенциала. Карьера – один из показателей индивидуальной профессиональной жизни человека, достижение желаемого статуса и уровня жизни. Успешно построенная карьера позволяет человеку раскрыть свою неповторимость, стать значимым для других людей, для общества в целом.
Понятие «карьера» многозначно. А.Н. Толстая определяет карьеру как индивидуально осознанную позицию и поведение, связанное с трудовым опытом и профессиональной деятельностью [1]. Я нахожу это определение самым близким к проблемам, которые обозначены мною в этом эссе.
На мой взгляд, карьера – это ещё и постоянный процесс саморазвития, самоактуализации, реализации личностного потенциала, рефлексии. Общество нуждается в специалистах, способных выстраивать успешную карьеру. Изменившиеся социально-экономические отношения заставили многих проанализировать собственную ценность на рынке труда, задуматься о своих компетенциях и путях развития карьеры. В современном обществе у человека должна быть способность «чётко осознавать собственный карьерный потенциал и в соответствии с этим эффективно выстраивать карьерный путь, преодолевая все возможные препятствия и затруднения»[2].
Я считаю, что сегодня карьера – это не только успешность в профессиональной деятельности, но и успешность всей жизни человека. Молодому человеку ещё в процессе получения образования необходимо соотнести свои способности с профессиональными качествами, необходимыми для профессии учителя. Сейчас проводятся различные тестирования (TEDS-M, PISA и др.), которые и призваны ответить на многие вопросы современного образования. Чему учить завтрашнего учителя? Какое знание необходимо для жизни? Как много и долго должен учиться человек? Большое внимание общества направлено на личность самого учителя. Кем призван стать учитель для своего ученика, для обучающегося взрослого в современной России? Я выросла на Востоке. Там принято учителя называть «наставником», относиться к нему с великим уважением. Образованные люди очень ценятся обществом. Это уважаемые люди. Когда я читаю о том, что страны Азии сейчас лидируют в образовании, я невольно думаю о том, что образование и образованность там - это не просто политика, но и менталитет; учитель там – уважаемый человек.
Да для того, чтобы учитель был успешен, конкурентоспособен, важны критерии личностного роста. Внутренние критерии роста – это принятие себя, вера в себя и свои возможности, доверие собственной природе. Учитель должен полно и чётко понимать себя, иметь глубокое представление о себе. Современный педагог должен быть целостным и динамичным. Этот внутренний рост учителя невозможен без уважения общества к нашей профессии. Конечно же, важны и внешние критерии личностного роста. Это принятие и уважение других, понимание других. Педагог просто обязан стремиться к конструктивным социальным взаимоотношениям, быть реалистичным и гибким. А ещё – проявлять творческую адаптацию к новизне сложившейся ситуации.
Ещё недавно выражение «планирование карьеры» воспринималось с улыбкой. Что можно было планировать в 90-е, когда педагоги нередко уходили в торговлю или осваивали новую для них профессию? Сегодня рынок труда достаточно устойчив, а умение ставить себе цели и продумывать пути их достижения ценится. Молодёжь сейчас становится активной. Очень многие задумываются о планировании карьеры, у них есть общий план развития карьеры. Планирование карьеры очень важно: необходимо знать, в каком направлении двигаться, какие навыки развивать.
Кто он, педагог, который нужен обществу? Я вижу его таким:
В деле: уверен, требователен, любит выполнять роль наставника и воспитателя.
В действиях: легко идёт на перемены, следует нормам морали и закона.
В общении: внимательный, активный, эмоциональный.
Я считаю, что «новое» должно восприниматься педагогом быстро и с энтузиазмом.
Конечно же, нужны условия, при которых педагогу захочется развиваться и становиться конкурентоспособным. Нужна информационная, методическая и материально-техническая обеспеченность учебного процесса.
Одна из задач моего магистерского исследования — разработать программу элективного курса по планированию карьеры. Теоретической основой исследования являются педагогические, психологические и управленческие концепции о профессиональном росте, профессиональной карьере (Климов А.Е., Маркова А.М. И др.); социально-педагогические концепции (В.Г. Бочарова, Н.Л. Селиванова и др.). В исследовании я использую следующие методы:контент-анализ;опрос,наблюдение;изучение и обобщение педагогического опыта и др.
Хочу снова вернуться к международным исследованиям в образовании.PISA, например, определяет не знания учеников, а их умение применять эти знания в решении каких-то задач. Отечественное образование построено таким образом, что знания передаются обучающемуся уже в готовом виде. Этот путь самый неэффективный. В западных странах необходимые знания ученик или взрослый обучающийся добывают эмпирическим путём, исследованием. Наши дети и взрослые при таком обучении теряют способность мыслить и относиться к обучению творчески.
Новый, по-новому подготовленный педагог должен учитывать индивидуальные особенности обучающегося к восприятию информации, открывать в ученике возможности к творчеству и развитию талантов в разных сферах.
Планирование карьеры позволяет определить оптимальный путь профессионального развития будущего педагога, его совершенствования, более полного раскрытия потенциала будущего специалиста на этапе обучения в ВУЗе. В настоящее время в системе высшего профессионального образования уделяется недостаточно внимания вопросам, связанным с планированием карьеры будущих специалистов. Поэтому моя диссертация будет иметь практическую значимость в том числе и для подготовки будущих учителей.
Я хочу, чтобы учитель, да и всякий специалист, целенаправленно, планомерно «выращивал» свою конкурентоспособность через творческое отношение к делу, настойчивость в осуществлении профессионального развития и саморазвития. Ясность осознания целей, ценностных ориентаций, себя и своей индивидуальности, профессионально значимых качеств – залог успеха всей жизни человека.
Удовлетворённость своей профессией и местом работы связана с карьерой. Именно карьера как профессиональное продвижение обеспечивает и материальную стабильность, и психологический комфорт. Человек счастлив, у него отсутствует эмоциональный дискомфорт, напряжённость в межличностных связях.
Литература:
- Толстая А.Н. Управление карьерой в организациях.//Психология управления: Учебное пособие/ Под ред. А.В. Федотова.-Л.:Лениздат,-1991.-с.49-62
- Могилевкин Е.А. Карьерный рост: диагностика, технологии, тренинг / Е.А. Могилевкин.-СПб:Речь, 2007.- 336 с.
- Климов А.И. «Психология профессионализма»,М., 1996 г.
- Гершунский Б.С. Философия образования для 21 века. М.: Совершенство, 1998
- Краевский А.В. Методология педагогики: новый этап: Учебное пособие для студ. ВУЗов/ М.: Академия, 2006 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/03/picture-172051-1357207410.jpg)
Выступление на занятии "мастер - класс" № 1 по теме Критерии личностного роста учителя
Методическая разработка: презентация для проведения "Мастер - класс". Личностный рост учителя – это собственная активность человека в изменении себя, в раскрытии, обогащении своих духовных потре...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/14/picture-142464-1352903773.jpg)
Эссе "Современный учитель: векторы роста и грани мастрества"
Живёт на ЗемлеПрофессий так много,Но всё же одна нужней и важней!Учитель, ты сам выбрал эту дорогуИ долгие годы шагаешь по ней....
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/12/picture-447034-1399907625.jpg)
Нравственное воспитание как основной критерий личностного роста (самообразование)
Опыт работы по теме самообразования. Теоретические основы....
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/03/picture-556379-1420310917.jpg)
Современный урок как основной критерий профессионального-личностного роста педагога
В современном понимании качество образования — это не только соответствие знаний учащихся государственным стандартам, но и успешное функционирование самого учебного заведения, а также деятельность каж...
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/09/picture-560938-1502284649.jpg)
Критерии личностного роста учителя
Презентация к докладу на тему "Критерии личностного роста учителя"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/25/picture-592506-1519569115.jpg)
Эссе для конкурса "Учитель года Ростов-на-Дону 2019"
Конкурсная работа учителя истории гимназии №118 г. Ростова-на-Дону А.С. Новолодского...