Профессионализм учителя, как основа конкурентоспособности личности
статья по физике на тему

Малышев Михаил Евгеньевич

Сегодня учитель должен владеть навыками научно-методической и научно-исследовательской работы для создания качественного учебно-методического обеспечения образовательного процесса. По своей сущности деятельность педагога носит творческий характер, поскольку она включает в себя множество различных ситуаций, требующих немедленного решения. Педагог не должен размениваться на мелочи, всё своё внимание он должен посвящать важным делам, иначе повседневные ссоры, скандалы, вызывающие отрицательные эмоции, могут поглотить его. В этой статье я проанализировал работу кафедры естественнонаучного профиля, которую возглавляю в лицее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл professionalizm_uchitelya.docx30.65 КБ

Предварительный просмотр:

Августовская конференция работников образования

Кировского района РСО  – Алания

Профессионализм  учителя, как  основа конкурентоспособности личности

Выступление учителя физики

Малышева Михаила Евгеньевича

МКОУ лицей ст. Змейская

28 августа 2014 г.

Профессионализм учителя, как основа конкурентоспособности личности

Преподаватель должен иметь необыкновенно много нравственной энергии, чтоб не уснуть под убаюкивающее журчанье однообразной учительской жизни.

  К. Д. Ушинский

    Уже давно ученые пытались разгадать загадку творчества, первыми объектами изучения были люди науки и искусства. Анализировались их дневники, письма, высказывания. Большинство авторов великих изобретений выделяли 2 стадии творческого процесса:

• Длительные размышления над изучаемыми фактами и явлениями;

• Короткое озарение и интуитивно принятые решения.

Изобретатель Томас Эдисон так определил процесс творчества:

 "... это 99% пота и 1 % вдохновения".

 Общество нуждается в профессионально зрелом педагоге. Профессиональная зрелость преподавателя определяется в первую очередь его профессиональной компетентностью и общим уровнем культуры. Компетентность в данном случае обусловливается качеством педагогического образования, собственным опытом и индивидуальными способностями человека, его стремлением к дальнейшему повышению эффективности собственной деятельности и творческим отношением к делу.Сегодня учитель должен владеть навыками научно-методической и научно-исследовательской работы для создания качественного учебно-методического обеспечения образовательного процесса.

Как известно из психологии, своё отношение к избранной профессии педагог может выразить по-разному.

 Во-первых, учитель должен положительно относиться к педагогической деятельности в целом и к учащимся - в частности, иначе в его работе возникнут большие трудности.

 Во-вторых,  чтобы стать высококвалифицированным педагогом, человек должен овладеть профессионально необходимыми знаниями. Современный учитель должен свободно мыслить, иметь научное представление о мире, обладать широким кругозором - для этого он обязан овладеть политическими, экономическими, правовыми и другими общественными знаниями.

В-третьих, чтобы стать мастером, педагог должен иметь ряд способностей, которые помогут ему более успешно выполнять свои профессиональные функции.

Всем нам известно, чтоученики уважают тех учителей, которые одинаково справедливо относятся ко всем, не грубят, не оскорбляют их, но они не терпят безвольных, грубых, раздражительных педагогов. Творческий характер педагогической деятельности. По своей сущности деятельность педагога носит творческий характер, поскольку она включает в себя множество различных ситуаций, требующих немедленного решения.

Известный педагог Л.Н.Узнадзе, оценивая значение личности учителя в обучении детей, подчёркивал: даже если ребёнок не осознаёт значения учения, через процесс познания он развивает свои способности и возможности. Педагогическая деятельность в силу своей интенсивности требует от человека постоянного поиска новых технологий, методов и средств, отвечающих современным требованиям

Педагог не должен размениваться на мелочи, всё своё внимание он должен посвящать важным делам, иначе повседневные ссоры, скандалы, вызывающие отрицательные эмоции, могут поглотить его. Если он постоянно сердится, портит свои взаимоотношения с окружающими людьми, - то это недопустимо, когда речь идёт об учительской профессии. Только систематически работающий над собой педагог может стать настоящим мастером.

   В Змейском лицее уже три года функционирует кафедра научно-естественного профиля. Методическая тема кафедры «Становление личности учащихся через компетентностный подход в обучении и воспитании».

Цель работы кафедры:Развитие способностей каждого ребёнка, формирование духовно развитой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными знаниями средней школы и глубокими знаниями по профильным дисциплинам при непрерывном совершенствовании уровня педагогического мастерства учителей и их компетенций в области определённой науки (учебного предмета) и методики преподавания.

    В начале каждого учебного года на первом заседании кафедры мы разрабатываем план работы на предстоящий год, намечаем цели и задачи. В ходе реализации намеченного плана учителями кафедры проведена существенная работа по направлениям информационного обеспечения ( работы с документами), научно-методическая и практическая работа, диагностическое обеспечение, а также работа с учащимися.

    В области информационного обеспечения мы изучали методические рекомендации учителям биологии, географии, химии, физики, обсуждали составление  рабочих программ по предметам нашего профиля, подготавливали текстовые работы для входного рубежного и итогового контроля, материалы школьных предметных олимпиад. На заседании кафедры заслушиваем отчёты предметников  об участии наших учащихся в школьном и районном турах предметных олимпиад.  В ноябре и декабре прошедшего  учебного года проводился мониторинг по линии РОУ и Министерства образования РСО - Алания. Результаты компьютерного тестирования таковы: по физике для уч-ся 8 классов – средний балл 3,4; по химии для уч-ся 10 классов – средний балл 3.6; для уч-ся 9 классов – средний балл 3.7.

      Деятельность учителей кафедры была направлена на модернизацию учебного процесса: дальнейшее внедрение современных технологий ( ИКТ, личностно-ориентированная технология), позволяющих переосмыслить содержание урока с целью формирования основных компетентностей у учащихся. Особое внимание уделяли учителя биологии Алборова М.С. и химии Джихаева З.И. профильному обучению учащихся. Нами практикуется взаимное посещение уроков, проводятся открытые уроки для коллег. В рамках общешкольного учебного плана учителя кафедры естественно - научного цикла дали открытые уроки следующей тематики:

     по физике урок в 11 классе на тему « Фотоэффект. Применение фотоэффекта». На данном уроке учитель Малышев М.Е. показал своим коллегам возможности применения современных технологий при изучении нового материала. В частности учащиеся могли самостоятельно рассчитать постоянную Планка и погрешности её измерения, использую компьютерную программу L-микро.

    По биологии семинар в 10 классе « Генетика человека», на котором ученики познакомились с основами генетики и поняли, что знание её законов позволяет предупреждать наследственные болезни или ослабить их проявление. Ученики также представили на семинаре свои родословные и генеалогические древа.

    Учителя Алборова М.С., Джихаева З.И., Малышев М.Е. на протяжении нескольких лет успешно реализуют авторские программы элективного курса по своим предметам. Элективный курс по биологии называется « Здоровый образ жизни». Главным содержанием курса является естественнонаучная деятельность, направленная на сохранение здоровья, ознакомление с основами современной медицины и медицинской этики. По физике элективный курс носит название « Азбука астрономии». Чтобы не допустить астрономической безграмотности учащихся, им предложен этот курс, в котором поэтапно формируются понятия астрономии и космонавтики, ведётся обучение  элементам практической астрономии, развивается у школьников понимание природы, наблюдаемых в Мироздании тел и явлений. По химии учительница совершенствует у ребят навыки решения  задачи повышенного уровня сложности.

     В этом учебном году проводился Всероссийский открытый урок охраны окружающей среды. Учительница биологии Алборова М.С. подготовила презентацию и провела открытый урок «Экология и культура-будущее России». На этом уроке ученики узнали о том, что такое экология сегодня, какое значение имеет экология в современном обществе и, какую роль играет в жизни нашей страны и мира.  В апреле 2014 года в лицее прошла декада естественных наук в соответствии с разработанным планом. Учащиеся лицея могли проявить свои знания, смекалку, быстроту мышления и сообразительность в разнообразных конкурсах, играх и викторинах по биологии, географии, химии и физике.

   По биологии ребята приняли участие в играх « Что? Где? Когда?» и « Весёлые зверята». По географии учительница Гизоева стремилась пробудить у детей желание познавать окружающий мир, на что были направлены конкурс « Знатоки географии», а также игра   « Звёздный час, в которой приняли участие ученики 7 и 8 классов. Старшеклассники выступили  с презентациями на тему «Страна, в которой мне хотелось бы жить». По химии была проведена викторина « Листаем книгу знаний»  для восьмиклассников и игра « Кто хочет стать миллионером?» По физике в рамках декады естествознания прошли разнообразные мероприятия, посвящённые Дню космонавтики, в которых приняли участие ребята всех возрастных групп. Для младших школьников старшеклассники подготовили и провели викторины и сообщения о первом космонавте Ю.А.Гагарине, для учеников среднего звена была представлена презентация о выдающемся человеке, генеральном конструкторе космических летательных аппаратов Королёве С.П. Ребята  выпустили замечательные рисунки и стенгазеты к дате 12 апреля. Во внеурочное время ученики 8-х классов моги в полной мере проявить себя и показать знания в физическом конкурсе « Знатоки электричества».

Наши учителя стремятся совершенствовать своё педагогическое мастерство:

1. Постоянно  работают над собой (чтение специальной литературы, посещение уроков и воспитательных мероприятий опытных педагогов, занятия аутотренингом).

2. Используют средства массовой информации (ТВ-передач, научно-методических журналов, газет), изучение новинок научно педагогической и методической литературы.

3. Используютсредства и условия, созданные по месту работы (методические дни, взаимопосещение, методобъединение, педагогические чтения, наставничество, а также межшкольные, городские, областные семинары).

4. Учёба в институте повышения квалификации, а также участие в различных семинарах.

    Члены кафедры выступают на заседаниях педсовета и производственных совещаниях, а также обмениваются опытом с коллегами на РМО. В феврале 2014 г. Гизоева И.С. выступила на МО учителей географии с докладом « Развитие творческих способностей учащихся на уроках географии и во внеурочное время». Малышев М. Е. рассказал о том, как  прошла декада на производственном совещании.

 На базе нашего лицее 10.12.2013 года состоялся семинар директоров, на котором учителя кафедры Джихаева и Малышев дали открытые уроки по химии «Алкадиены. Строение молекул. Изомерия, номенклатура, получение»,  по физике «Законы сохранения в природе». Оба урока получили высокую оценку.

    Наряду с положительными моментами анализ работы кафедры показал, что не всё ещё сделано по формированию компетентностей учащихся. Имеются недочёты в организации самостоятельной работы учеников, по-прежнему не очень хорошие результаты показывают наши учащиеся на районных олимпиадах по естественным наукам. Не всегда удаётся присутствовать на открытых уроках коллег, что уменьшает возможность обмениваться опытом, вскрывать недостатки и намечать пути их минимизации. Необходимо в большей степени наладить взаимопосещение уроков и обмен опытом. Современные педагоги-исследователи подчеркивают, что «с целью реализации себя личностно, профессионально, социально, нравственно необходимы особые способности, позволяющие максимально расширить собственные возможности».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль нетрадиционных методов обучения в формировании конкурентоспособной личности

Данный материал расскрывает проблему современного общества- вопитание конкурентоспособной личности. Я- преподаватель технологии, думаю, что каждый предметник вкладывает свойю частицу  д...

Роль нетрадиционных методов обучения в формировании конкурентоспособной личности

Данный доклад расскрывает опыт моей работы по  решению проблемы воспитания конкурентоспособной личности на уроках технологии....

Родительское собрание "Роль семьи в становлении конкурентоспособной личности"

Данная разработка предназначена для классных руководителей выпускных классов и призвана помочь в организации важной составляющей работы классных руководителей - профориентационной работе....

Углубленное изучение учебных предметов экономики и права в условиях профильного обучения как фактор повышения качества образования, формирования конкурентоспособной личности

Работая в школе, я с каждым годом наблюдаю, что многие ученики нуждаются в углубленном изучении предметов. К сожалению, в традиционной системе это сделать практически невозможно. Поэтому и возникают т...

Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы как основа для обучения и воспитания нравственной конкурентоспособной личности

Развитие творческих способностей учащихся как основа для формирования нравстенных качеств, а также для воспитания активной гражданской позиции учащихся. Это творческий отчет по данной теме с подтвержд...

«Развитие исследовательской компетентности обучающихся ГБОУ НПО РО ПУ73 как один из основных факторов подготовки успешной, конкурентоспособной личности».

     Как показывает педагогический опыт, усложнение и увеличение объёма учебного материала, что сегодня и предлагается способным обучающимся, можно осуществлять до определё...