«Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях объединения» ( из опыта работы)
учебно-методический материал на тему

Тонеева Марина Юрьевна

Материал из опыта работы объединения эколого-биологической направленности. Рассказывается о здоровьесберегающих технологиях, применяемых  на занятиях объединения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx18.87 КБ

Предварительный просмотр:

                  Муниципальное  бюджетное  учреждение

дополнительного  образования города Ульяновска

«Детский эколого-биологический центр»

«Использование здоровьесберегающих

технологий  на занятиях объединения».

( из опыта работы)

               

             Подготовила:                                                                                                      

         Тонеева Марина Юрьевна,                                                                                  

          педагог дополнительного                                                                                              

          образования

                                                     

                                                    Ульяновск

«Использование здоровьесберегающих технологий

на занятиях объединения »

( из опыта работы)

                  Тяжелая экологическая обстановка во всем мире создает огромную проблему здоровья людей, проблему выживания человека на планете. Особенно сильному воздействию подвергаются дети. Облегчить их положение может эколого-оздоровительная система воспитания и образования, которая является новым направлением в педагогике.

             В преамбуле Устава Всемирной Организации здравоохранения записано: «Здоровье – это состояние наибольшего физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие заболеваний и физических дефектов». Это означает, что физическое развитие и двигательная подготовленность, равно как и уровень развития психики, интеллекта составляет два основных компонента здоровья. Не менее важна и третья составляющая – социальное благополучие, которое определяется взаимодействием индивидуума с коллективом и всем окружающим миром.

          Поэтому, одной из важнейших задач отечественного образования является сохранение здоровья детей. Все образовательные учреждения наравне с решением педагогических задач должны сопоставлять учебную нагрузку с индивидуальными особенностями учащихся для сохранения их здоровья. Почему?

  • Во-первых, взрослые всегда несут ответственность за то, что происходит с детьми, находящимися под их опекой. Это касается и детского здоровья. Именно в образовательном учреждении, под "присмотром" педагогов, дети проводят значительную часть времени, и не помогать им сохранить здоровье, было бы проявлением бездушия и непрофессионализма.
  • Во-вторых, большая часть всех воздействий на здоровье учащихся - желательных и нежелательных - осуществляется именно педагогами, в стенах образовательных учреждений. Если же придерживаться точки зрения, что всеми вопросами здоровья должны заниматься медики, то к каждому объединению надо прикрепить, хотя бы одного врача.

  • В-третьих, современная медицина занимается не здоровьем, а болезнями, т. е. не профилактикой, а лечением. Задача же образовательного учреждения иная - сохранить и укрепить здоровье своих воспитанников, т.е. профилактическая. Поэтому, главное действующее лицо, заботящееся о здоровье учащихся в образовательном учреждении - педагог.

        Улучшения состояния здоровья школьников можно достичь, внедряя здоровьесберегающие технологии в работу образовательных учреждений.

Здоровьесберегающие технологии, предполагают:

  • использование на занятиях соответствующих возрастным и функциональным возможностям детей форм и методов обучения (рассказ, беседа, проведение подвижных и дидактических игр, опытническая работа, проведение экспериментов, экскурсии, практические работы по уходу за растениями, решение логических задач, разгадывание кроссвордов, ребусов, проведение физкультминуток и т. д.)  

  •  регулярную смену видов деятельности (работа за столами сидя, передвижения по кабинету во время практической работы или работы в микрогруппах, работа у доски, работа с литературой,  выход на улицу на территорию школьного двора, физкультминутки, игровые упражнения и т.д.);
  •  соблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса (правильное размещение столов по отношению к окнам, нормативное освещение, мебель соответствующая  возрасту, соблюдение режима   питья, мытье рук после практической работы с растениями и посещения живого уголка);
  •  предупреждение переутомления и нарушения зрения (проводим физкультминутки, упражнения для глаз, удовлетворяю  желания детей заниматься любимым видом работы- мини переменки – поход в живой уголок,который оказывает релаксирующее действие.)
  • оптимизацию физической нагрузки (проводим игры спортивно- соревновательного характера, физкультминутки)
  •  образовательное самоопределение;
  •  обучение учащихся здоровью (затрагиваю вопросы валеологии во время занятий, даю практические советы)  

          Дополнительное образование вносит существенный вклад в образовательный процесс, в воспитание и оздоровление учащихся школы и реализуется во второй половине дня.

         Своеобразие этого направления заключается в том, что кроме задачи гармоничного развития личности оно несет в себе обязательный оздоровительный компонент и является частью оздоровительной программы.

         Дополнительное образование обеспечивает развитие творчески активной личности ребенка, что способствует, в свою очередь, получению базового образования, а также возможности социально адаптироваться в современном обществе.

           Во второй половине дня, после обеда, для  детей организованы занятия по интересам. Ученики посещают спортивные секции, кружки и объединения. Дети моего объединения всегда участвуют в спортивно-оздоровительных мероприятиях, которые проводятся на базе  ДЭБЦ. Это экскурсии, спортивные состязания, игры, походы и прогулки. Одним словом, мы принимаем участие  во всех массовых сдоровьесберегающих  мероприятиях  нашей детской организации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на занятиях объединения «Вышивка»

 Использование ИКТ на занятиях объединения «Вышивка»...

В помощь руководителю школьного методического объединения (из опыта работы)

В помощь руководителю школьного методического объединения(из опыта работы)...

Формирование здоровьесберегающей среды в обучении. Из опыта работы.

Дети наиболее восприимчивы к различным негативным воздействиям, поэтому формирование валеологической грамотности, воспитание ценностного отношения к здоровью – наиболее верный путь решения проблемы со...

Формирование адаптивной среды на уроках английского языка через использование здоровьесберегающих технологий для обучающихся (из опыта работы)

Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. Ухудшение здоровья...

Приёмы организации рефлексии на занятиях детского объединения. Из опыта работы

Только некоторые учащиеся имеют высокий уровень самооценки – когда, начиная решение нового задания, ребёнок может самостоятельно оценить свои потенциальные возможности и предвидеть результат. Постоянн...

«Использование здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности при работе с детьми с интеллектуальными нарушениями» Из опыта работы.

       Соблюдение  условий здоровьесбережения является необходимым при проведении занятий, поскольку направлено не только на охранение физического здоровья детей с огра...