Наличие системы мониторинга
статья на тему

Кулеш Светлана Анисимовна

Мониторинг – один из важнейших методов работы в школе.

Мониторинг – средство контроля, которое основано на принципах:

- объективности;

- оперативности;

- доступности.

Мониторинг помогает нам скорректировать работу по устранению ошибок с целью повышению результативности, определить типичные ошибки в знаниях и умениях учащихся по предмету.

В своей работе я использую различные методы. Так контрольные работы по русскому языку провожу в начале года, по итогам первого полугодия и в конце учебного года. Анализ результатов дает мне возможность выбрать адекватную методику обучения, сформировать мотивацию учащихся, назначить дополнительные занятия для неуспевающих учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nalichie_sistemy_monitoringa.kulesh_s.a.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

Наличие системы мониторинга (критерии, показатели, методики диагностики)

Мониторинг – один из важнейших методов работы в школе.

Мониторинг – средство контроля, которое основано на принципах:

- объективности;

- оперативности;

- доступности.

В процессе мониторинга выясняются следующие основные вопросы:

1. Достигается ли цель образовательного процесса.

2. Существует ли положительная динамика учащегося по сравнению с результатами предыдущих диагностических исследований.

3. Существуют ли предпосылки для совершенствования работы преподавателя.

4. Соответствует ли уровень сложности учебного материала возможностям обучающегося.

Мониторинг помогает нам скорректировать работу по устранению ошибок с целью повышению результативности, определить типичные ошибки в знаниях и умениях учащихся по предмету.

Решению основной задачи мониторинга способствуют следующие методы:

  • срезы по предмету;
  • зачеты;
  • защита творческих работ;
  • контрольные работы
  • тесты;
  • анкетирование.

В своей работе я использую различные методы. Так контрольные работы по русскому языку провожу в начале года, по итогам первого полугодия и в конце учебного года. Анализ результатов дает мне возможность выбрать адекватную методику обучения, сформировать мотивацию учащихся, назначить дополнительные занятия для неуспевающих учащихся.

Русский язык. 5 класс. Контрольный диктант (Оценка: максимум 5 баллов)

Ф.И. учащегося

Начало года

Конец 2 четверти

1

Бунин Руслан

4/3

4/4

2

Гынгазов Женя

3/4

4/4

3

Курушин Костя

4/4

4/5

4

Кускова Ангелина

2/2

3/2

5

Кускова Диана

3/2

3/3

6

Сидоров Коля

4/4

5/5

Русский язык. 8 класс. Контрольный диктант (Оценка: максимум 5 баллов)

Ф.И. учащегося

Начало года

Конец 2 четверти

1

Архипов Вова

2/3

3/3

2

Гынгазов Юра

3/4

4/4

3

Дроздов Юра

3/2

3/3

4

Козина Люда

3/3

3/4

5

Лукинский Коля

4/4

4/5

6

Русанова Кристина

4/4

4/5

7

Рытова Настя

4/4

4/5

8

Тарлаганов Данила

3/4

4/4

9

Тропин Егор

3/3

3/4

10

Уженцева Влада

3/2

3/3

Русский язык. 9 класс. Тестирование. (За каждое верно выполненное задание -1 балл. Максимум – 14 баллов)

Ф.И. учащегося

Начало года

Конец 2 четверти

1

Бендель Катя

8

12

2

Ковалева Таня

5

7

3

Попелков Костя

8

12

4

Рытова Ксения

7

10

5

Телятников Рома

9

13

6

Чаптаров Рафаил

9

13

7

Черных Маша

7

10

8

Уженцев Стас

5

8

Русский язык. 11 класс. Тестирование. (За каждое верно выполненное задание -1 балл. Максимум – 24 балла)

Ф.И. учащегося

Начало года

Конец 2 четверти

1

Галуза Настя

13

18

2

Сопяженец Ольга

20

22

3

Чекменева Даша

21

24

4

Яворская Настя

17

20

Сложившаяся в школе привычная отметочная система оценивания отнюдь не способствует формированию внутренних мотивов учебной деятельности, так как является внешним фактором, подчас навязанным самому обучаемому. Чтобы оценка способствовала развитию внутренних мотивов, она должна превратиться из внешнего фактора оценивания учебной деятельности во внутренний фактор познавательной деятельности самого ученика. А это возможно только с развитием навыков оценочной деятельности у самих учащихся.

Что же конкретно следует оценивать? Можно оценивать успехи детей, можно неудачи, можно и то и другое вместе. Можно деятельность детей по добыванию знаний. Можно конечный результат учебной деятельности.

На мой взгляд, следует оценивать всякую деятельность детей, направленную на добывание знаний и прежде всего успехи. Очень важно, чтобы учащиеся прочувствовали, что они наравне с учителем имеют право на оценивание и своего ответа, и ответа товарища.

Важнейшей  составляющей оценочной деятельности на уроке я считаю взаимооценку, потому что это  побуждает ученика быть на уроке в активной деятельной позиции, анализировать, сравнивать, оценивать, делать выводы, стремиться работать лучше. Перед началом взаимопроверки каждый учащийся дает самооценку своей работе. А затем под руководством учителя идет взаимопроверка. Далее работы возвращаются авторам, и они могут задать вопросы, если не согласны с действиями проверяющих.

На уроках литературы по изучению лирики ребята сами оценивают чтение стихов другими учащимися.

Интересна такая форма урока как урок-презентация, на котором учащиеся в течение 5-6 минут представляют какого-либо писателя, поэта или какое–либо произведение. Предварительно они ищут материал, готовят доклады. На таком уроке каждый ученик дает оценку выступлений своих одноклассников.

При этом каждый выступающий выставляет себе самооценку. В заключительной части урока идет обмен мнениями по поводу услышанных выступлений, учитель при этом имеет не больше прав, нежели учащиеся и не навязывает свое мнение детям, старается, выслушав всех, высказаться последним, оценки объявляются на следующем уроке.

Таким же образом проходит у нас и оценка  творческих работ учащихся, сочинений, рисунков.

Считаю, что выставляемая ребенку отметка должна относиться и к его дальнейшей творческой деятельности по данному предмету, и потому она (отметка) должна носить эмоционально положительный характер и быть строго дифференцированной. Только таким образом можно стимулировать мотивацию ребенка к обучению.

Для формирования самооценки ученика при обсуждении выполненного задания или в конце урока предлагаю детям ответить на следующие вопросы:

Памятка для учащихся «Рефлексия урока»

Наш урок подошёл к концу, и Я хочу сказать ...

  • Мне больше всего удалось ...
  • За что я могу себя похвалить?
  • За что я могу похвалить одноклассников?
  • Что приобрёл?
  • Что меня удивило?
  • Для меня было открытием то, что ...
  • Что, на мой взгляд, не удалось? Почему? Что учесть на будущее?

После самооценки ученика даю свою оценку. Применяю специфические для каждого ученика эталоны: результат, полученный учеником, сравнивается с его же прошлым результатом, и тем самым показывается динамика его развития. Например: «Сегодня у тебя более аккуратная работа», «Вчера тебе было сложнее при выполнении разбора…», «Какой сегодня уверенный ответ!». При этом поощряю малейшее продвижение ученика вперёд, принимаю во внимание усилия и старания ученика. Даю советы:

  • «Если ты испытываешь затруднения, вернись к инструкции».
  • «Если ты не достиг цели, то выполни задание…».

Учет выполнения индивидуальных заданий учащимися веду с помощью таблицы учета, где знаком "+” отмечается выполненное задание, а знаком "•” – то задание, над которым ученик работает в данное время.

Таблица

Таблица учета выполнения индивидуальных заданий 

учащихся 11 класса 

Ф.И. учащихся

К-1

К-2

К-3

К-4

К-5

К-6

К-7

К-8

К-9

К-10

Галуза Настя

+

Сопяженец Ольга

+

+

Чекменева Даша

+

+

+

+

Яворская Настя

+

+

Ученик может выполнять не все индивидуальные задания, а какой-то заранее определенный набор, чтобы охватить всю программу, которую повторяет. Например, Галуза Н. будет выполнять задания № 1, 2, 7, 10; Яворская Н. – задания № 2, 3, 4, 10. Номера заданий у разных учащихся могут совпадать, иногда это даже желательно. Могут совпадать и целые наборы. После выполнения необходимого перечня индивидуальных заданий ученик приступает к следующему этапу деятельности, например выполняет контрольную работу.

Для отработки элементарных знаний и умений можно использовать методику взаимотренажера. Для этого требуется подготовить дидактический материал – карточки с точными заданиями или вопросами, требующими однозначного ответа. Также в карточках должен содержаться правильный ответ. Комплект карточек может быть по одной теме или по разным. Для удобства карточки нумеруются.

На подобных учебных занятиях учитель выполняет контролирующие функции: принимает зачеты, проверяет правильность выполнения самостоятельных работ, при необходимости консультирует и обучает учащихся. При обучении учитель использует фронтальную, индивидуальную форму обучения, работу в малых группах. У каждого вида работы свое предназначение: при фронтальной работе или работе в малой группе рассматриваются общие подходы, методы выполнения заданий; при индивидуальной работе осуществляется «доучивание» – ликвидация пробелов в знаниях.

Индивидуальные программы подготовки к итоговому контролю школьников могут анализироваться и корректироваться.

Для начала работы по методике взаимотренажера каждый учащийся получает по одной карточке и знакомится с ее содержанием. Затем школьники разбиваются на пары и работают друг с другом по особому алгоритму.

В парах участники работают следующим образом. Один ученик имеет при себе одну карточку, а другой ученик – другую карточку. Первый диктует второму первое упражнение из своей карточки (не называя ответ), второй отвечает на поставленный вопрос. Первый ученик по своей карточке сверяет ответ. Если ответ правильный, то он диктует второе упражнение. Если же ответ неправильный, то он предлагает товарищу еще раз ответить на вопрос. Если напарник ошибается несколько раз, то первый ученик говорит ему правильный ответ, а затем переходит к следующему вопросу. Когда первый продиктует все упражнения из своей карточки, напарники меняются ролями. Теперь второй ученик задает вопросы из своей карточки, а первый отвечает. Когда все вопросы продиктованы, ученики заканчивают работу и расходятся. При этом они карточками не обмениваются. Каждый обучающийся со своей карточкой находит себе нового напарника.

Когда все поработали с напарниками, у которых другие номера карточек, работа в группе завершена.

На занятии этот вид работы регулируется двумя способами: временем (отводится 5–7 мин) или количеством напарников.

При работе со слабоуспевающимим детьми и детьми с ОВЗ пользуюсь индивидуальными картами:

Индивидуальная карта слабоуспевающего учащегося

Ф И учащегося _____Шарабуров Кирилл_______________

Класс ____7______

Предмет русский язык 

Причина неуспеваемости низкий уровень подготовки по предмету, недостаточный контроль со стороны родителей, ОВЗ

Учитель _Кулеш С.А.________________________________________

Пробелы в знаниях

Даты проведения индивидуальных занятий

Формы ликвидации пробелов

Что задано

% выполнения

Отметка

Подпись учащегося

Безударные гласные в корне

10.10.2014г.

07.11.2014г.

Упражнение

Словарная работа

Теория

Упр.

№ 43

50%

60%

«3»

«3»

Мониторинг провожу также с помощью диагностической карты самооценки учащихся:

Диагностическая карта самооценки учащегося

Методика «Карта самооценки учащимся и оценки педагогом компетентности учащегося»

Дорогой друг! Оцени, пожалуйста, по пятибалльной шкале знания и умения, которые ты получил, занимаясь на уроках русского языка в этом учебном году, и зачеркни соответствующую цифру (1 - самая низкая оценка, 5 - самая высокая)

1.   Освоил теоретический материал по разделам и темам программы (могу ответить на вопросы педагога)

- 1 2 3 4 5 

2.   Знаю специальные термины, используемые  на  занятиях

- 1 2 3 4 5 

3.   Научился использовать полученные знания в практической деятельности

- 1 2 3 4 5 

4.   Умею выполнять практические задания (задачи, опыты и т.д.), которые дает педагог

- 1 2 3 4 5 

5.   Научился самостоятельно выполнять задания 

- 1 2 3 4 5 

6.   Умею воплощать свои творческие замыслы

 - 1 2 3 4 5 

7.   Могу научить других тому, чему научился сам на занятиях

- 1 2 3 4 5 

8.   Научился сотрудничать с ребятами в решении поставленных задач

- 1 2 3 4 5 

9.   Научился получать информацию из различных источников

 - 1 2 3 4 5 

10. Мои достижения в результате занятий 

- 1 2 3 4 5 

Структура Допросов:

  • Пункты 1, 2, 9 - опыт освоения теоретической информации
  • Пункты 3,4 - опыт практической деятельности
  • Пункты 5,6 - опыт творчества
  • Пункты 7, 8 - опыт коммуникации

Процедура проведения:

Данную карту предлагается заполнить учащемуся в соответствии с инструкцией. Затем данную карту заполняет педагог. Выступающий в качестве эксперта. Оценка проставляется педагогом в пустых клеточках. Оценка производится как педагогом, так и экспертом по пятибалльной шкале. Отличие состоит в использовании разных знаков (плюс, галочка и т.д.) при фиксации оценки. Обработка результатов:

Самооценка учащегося и оценки педагога суммируются, и вычисляются среднеарифметическое значение по каждой характеристике.

Давая оценку, каждый учитель думает о дальнейшем росте ученика. Не бывает учащегося, который бы, переступая порог школы, не хотел учиться и иметь положительные оценки. Есть ученики, не умеющие учиться, есть, которым учение дается трудно, и есть, которым что-то может мешать учиться. Причины могут быть разными, но последствия получаются схожими – не умеющие учиться и не имеющие нормальных условий к учению постепенно становятся не желающими учиться, "трудными" учениками, если учитель формально относится к результату и оценке учебного труда таких учащихся.

Принципы, которыми  руководствуюсь при осуществлении оценочной деятельности:

  • любая деятельность ученика по добыванию знаний должна быть оценена;
  • оценка не должна носить в первую очередь контролирующей и констатирующей функции на каждом уроке;
  • она должна, прежде всего, содержать в себе побуждающие для ученика стимулы, должна способствовать тому, чтобы у ученика проснулось желание учиться, если таковое пока дремлет, или желание узнать больше, основательнее, глубже, если это желание уже есть;
  • контролирующие и констатирующие функции оценка проявит на итоговом уроке, при итоговом тестировании или зачете, в общем, тогда, когда подводится итог изучения учебного материала;
  • она в первую очередь должна отмечать изменения, происходящие с данным учащимся, позитивные или негативные;
  • оценка не должна быть наказанием для ученика со стороны учителя;
  • оценка должна быть понятна ученику и восприниматься им как объективная;
  • оценка не должна быть убийственной для того, кто старался и у него пока не получается, она должна постоянно давать ему надежду на то, что количество обязательно перейдет в качество;
  • оценку должен давать не только учитель, но и ученики друг другу.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация опытно-экспериментальной работы по внедрению системы мониторинга качества обучения в практику работы учителя-предметника

Мониторинг в образовании не заменяет и не ломает традиционную систему внутришкольного управления и контроля, а способствует обеспечению ее стабильности, долгосрочности и надежности. Он проводится там,...

Аналитическая справка о наличии системы работы с одарёнными детьми (мотивированными учащимися) в рамках урочной и внеурочной деятельности

Опыт работы с одарёнными детьми и с мотивированными учащимися убеждает, что только широкий диапазон включенности ребенка в учебную творческую деятельность обеспечивает его благополучное развитие, форм...

1.2. Наличие системы воспитательной работы

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14185244","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"368","width":"480"}}]]...

1.2.1.Наличие системы воспитательной работы.

1.2.1. Наличие системы воспитательной работы....

1.2 Наличие системы воспитательной работы

Психолого – педагогическая характеристика классаНа начало 2017-2018 учебного года в классе было 19 учащихся: 5 мальчиков, 14 девочек. С 21 октября из Усть-Элегестинской СОШ прибыли Донгак Анаста...

Проект «Новые подходы к системе мониторинга: электронная система сбора учебной статистики показателей качества образовательного процесса школы»

Актуальность проекта: Концепция образования в нашей школе, на  сегодняшний день, основывается на модели развивающего непрерывного  образования, включающей в себя 5 этапов. Каждый из этапов с...

Наличие системы работы по военно-патриотическому воспитанию.

Патриотизм представляет собой сложное и многогранное явление.    Будучи одной из наиболее значимых ценностей общества, он интегрирует в себе социальные, политические...