1.2 Наличие системы воспитательной работы
материал по теме

Тыртык-оол Алдын-Ай Александровна

Психолого – педагогическая характеристика класса

На начало 2017-2018 учебного года в классе было 19 учащихся: 5 мальчиков, 14 девочек. С 21 октября из Усть-Элегестинской СОШ прибыли Донгак Анастасия и Хомушку Онзагай. Во второй четверти по состоянию здоровья выбыла Суван Саира в Чаа-Хольскую СОШ, также прибыли Калдар-оол Кристина (Суг-Аксынская СОШ) и Тырык Дан-Хаяа (СОШ № 2 г. Кызыла). Итого в классе 21 учащихся. Проживают в интернате 17 человек, приходящих учащихся 4 человек. Ребята из разных кожуунов: Дзун-Хемчикский, Тес-Хемский, Кызылский и города Кызыл и Ак-Довурак.

В классе много детей из многодетных семей: Бумбажай Доржу-Белек, Салчак Артыш, Санчы Чимис, Хертек Айдысмаа, Тырык Дан-Хаяа. В семьях данных учащихся по трое детей.

Актив класса создан на первом организационном классном часе. В него вошли самые активные учащиеся, избранные большинством голосом. Старостой класса была выбрана Соруктуг Аруна. Заместитель старосты – Бумбажай Доржу-Белек.

Материальное положение семей учащихся класса среднее.

В классе много талантливых учащихся: большинство девочек хорошо поют и танцуют. Куулар Долума, Айдысмаа хорошо рисуют. Большинство учащихся увлекаются футболом. Много хороших спортсменов: Эртине, Доржу-Белек, Ангыр. Класс очень активный, принимает участие во всех общелицейских мероприятиях. Занимают призовые места.

Формальными и неформальными лидерами класса являются Ховалыг Ай-кыс, Сарыглар Эртине, Бумбажай Доржу-Белек, Монгуш Долума. Отношение учащихся к учебе выше среднего. В классе 2 отличника и 10 ударников. Предпочитаемые уроки: алгебра, геометрия, физика, химия, русский язык и литература.

В целом класс дружный, активный. Учащиеся класса принимают участие во всех мероприятиях, направленных на т рудовое воспитание: субботниках, трудовых часах, дежурствах по классу, лицею, интернату, столовой. Результаты социометрии показали, что в классе нет изгоев. Родители учащихся поддерживают тесную связь с воспитателем и с лицеем. Посещаемость родительских собраний 75%.

  1. Особенности развития познавательной сферы.
    1. Развитие внимания. В целом по классу 74% детей имеет высокие показатели продуктивности и устойчивости внимания, 16% демонстрируют средний уровень развития внимания и 10% учеников имеют низкие показатели.

 

 

  1. Развитие памяти. Как видно из графика, 2% детей имеют очень высокий уровень развития образной памяти, 74% учеников – высокий уровень развития, 18% - средний уровень развития и 6% - низкий уровень развития образной памяти.

Что касается развития словесной памяти, то 79% учеников демонстрируют высокое развитие данного вида памяти и 21% - средний уровень развития.

 

  1. Развитие мыслительных операций.
  1. Обобщение – умение находить общее и выделять главное. Данная мыслительная операция имеет высокое развитие у 13% детей, среднее – у 42% детей, развитие ниже среднего -  33% и низкое – у 13% детей.
  2. Классификация – умение сравнивать понятия и разделять их на группы. 75% учеников демонстрирует высокий уровень развития этой мыслительной операции, 21% – средний уровень и 4% -  уровень развития ниже среднего.
  3. Математический компонент мышления – умение находить математические закономерности. Это умение высоко развито у 21% детей, имеет уровень развития выше среднего у 13% детей, средне развито у 46% и низко развито у 13% детей.

 

  1. Особенности учебной мотивации.

1. Личностный смысл обучения

По этому показателю у 33% детей очень высокий уровень мотивации. 17% детей показали хороший уровень. У 33% уч-ся - средний уровень, 17% имеют сниженный уровень мотивации.

 

2. Способность к целеполаганию

По данному параметру 37% детей имеют очень высокий уровень, 13% - высокий уровень мотивации. 25% уч-ся находятся на среднем уровне по данному показателю. У 25% детей отмечается сниженный уровень.

3. Направленность мотивации (социальная / познавательная сфера)

 

У школьников данного класса существует следующая иерархия учебных мотивов:

84% - позиционный мотив    

11% - игровой мотив

5% - учебный мотив

 

 Таким образом, в этой иерархии мотивов преобладают познавательные мотивы; особую роль в мотивации играет позиционный мотив – основан на личном интересе к предмету.

4. Преобладание внутренней или внешней мотивации

По этому показателю у 82% уч-ся преобладают внутренние мотивы над внешними и у 18% детей внешние мотивы и внутренние выражены одинаково.


5. Стремление ученика к достижению успеха в учебе либо избегание неудач

По данному параметру 39 % детей демонстрируют стремление к успеху, 58 % показывают, как стремление к успеху, так и недопущение неудач в учебной деятельности и 3 % детей стремятся к избеганию неудач.

 

 

  1. Личностные особенности.
    1. Соотношение типов темперамента.

Как известно, основными свойствами нервной системы   являются сила и подвижность.

 Сила- способность нервной системы сильные раздражители; выносливость и работоспособность.

 Подвижность- показатель быстроты смены процессов возбуждения и торможения. На основании этих свойств выделяются три типа нервной системы: слабый, сильный подвижный и сильный инертный.

 Существует связь между типом нервной системы и типом темперамента: холерик и сангвиник соответствуют сильной подвижной, флегматик - сильной инертной, меланхолик - слабой нервной системе.

В целом, в классе преобладает сильный подвижный тип нервной системы – 92 % детей. Среди них 59% (13 детей) имеют сангвинический темперамент и 33% (8 человек) – холерический темперамент.  Сильный инертный тип отмечается у 8 % детей (2 человека). Детей, имеющих слабый тип нервной системы в классе, нет.

 

Соотношение типов темперамента

 

  1. Особенности самооценки.

Как видно из графика, 78% детей имеют адекватную самооценку своих возможностей (в том числе и учебных умений), 17% детей оценивают свои возможности ниже, чем обладают на самом деле и 5% считают, что их возможности намного выше, чем в реальности.

Выводы: Таким образом, можно отметить, что по классу в целом отмечается высокий уровень развития и образной, и словесной памяти. То есть, дети одинаково хорошо воспринимают и запоминают информацию, представленную как в словах, так и в образах.

Продуктивность и устойчивость внимания детей характеризуются уровнем развития выше среднего.

 В отношении мыслительных операций можно сказать, что математический компонент мышления и операция классификация имеют высокий уровень развития, а операция обобщения имеет средний, нормальный уровень развития.

У учащихся класса сформирован личностный смысл учения, присутствует способность к постановке целей обучения. У большинства детей преобладает внутренняя мотивация.

Трудности в учении возможны из-за преобладания социальных мотивов в поведении и недостаточной реализации своих мотивов в поведении (62% детей). Кроме того, негативное влияние может оказывать стремление детей к избеганию неудач взамен стремления к достижению успеха в учебе.

При организации занятий можно ориентироваться на большинство детей, имеющих сильный подвижный тип нервной системы. При этом необходимо обращать внимание на детей с холерическим типом темперамента: учитывать их импульсивность и взрывчатость как возможные причины конфликтов. Но также необходимо принимать во внимание и детей с сильной инертной системой: использовать индивидуальные задания, учитывающие особенности этих детей.

  • Общие сведения о классе и история его формирования

8б класс – общеобразовательный класс, в лицее учатся уже 2 года. Обучается в нем 21 учащихся, из них 16 девочек и 5 мальчиков. Большинство детей 2003-2004 года рождения. Постоянный состав сформировался еще с седьмого класса. Взаимоотношения с учителями строятся на взаимном доверии и уважении. В Целом большинство учащихся воспитываются в хороших семьях, где родители уделяют должное внимание своим детям. Из всего классного коллектива нет учащихся склонных к правонарушениям. В целом у класса успеваемость выше среднего.

  • Социальный паспорт класса

Дети в классе в основном из благополучных семей, поэтому очень ценят семейные традиции.

В классе 21 семей.

Полные семьи – 12

Неполные семьи – 9

Малообеспеченные – 3

Многодетные – 10

Матери-одиночки – 4

Опекаемые – 1

Полусироты – 5

Без попечения – 1

В 11 семьях родители имеют высшее образование, в 5 – среднее специальное и только в 5 – среднее.

Большинство из родителей интересуется жизнедеятельностью класса, достижениями своих детей. Родители класса принимают активное участие в творческих объединениях родителей лицея (Совет отцов). Особенно активны члены родительского комитета.

  • Характеристика успеваемости

 Отношение учащихся к учебе выше среднего. Из 21 учащихся 10 человек учатся на «4» и «5». 2 учащихся учатся на «5» это Бумбажай Доржу-Белек и Сарыглар Эртине. Неуспевающие в классе отсутствуют.  Среди любимых предметов ученики предпочитают следующие: алгебра, геометрия, физика, русский язык и литература, химия, английский язык и информатику. К учителям относятся уважительно. На всех уроках соблюдают дисциплину, выполняют требования, активны, внимательны, умеют рассуждать, логически мыслить.  У класса есть огромный потенциал, большинство из ребят стремятся к хорошим знаниям, однако дисциплина и лень пока еще играют не самую последнюю роль в жизни классного коллектива. Возможности учащихся реализованы не полностью, в этом направлении необходимо работать.

  • Уровень воспитанности учащихся

Учащиеся класса имеют достаточно хороший уровень воспитанности за исключением нескольких ребят. Особенно ярко проявляют ребята такие качества, как открытость, доброжелательность, щедрость. Из наблюдения за учащимися можно сделать следующие выводы. Есть учащиеся, которые полны энергии, к ним относятся Монгуш Долума, Сарыглар Эртине, Соруктуг Аруна, Калдар-оол Кристина, есть и пассивные ребята, но большинство обладает средним уровнем активности. Салчак Артыш, Сендажы Ангыр, Ашак-оол Шолбана, Санчы Чимис, Донгак Настя и другие. В группе более всего уважают коллективистов, делающих все ради других. Как отмечалось выше, учащиеся тесно взаимодействуют, как друг с другом, так и с учителями-предметниками. В силу своего возраста, у ребят отмечается быстрая смена интересов. Было отмечено, что существует немного не справедливое отношение к некоторым членам группы. Четко прослеживается подтрунивание слабых учащихся, особенно на переменах. Хотя на уроке эти учащиеся активно сотрудничают с другими, также хочется отметить, что группа доброжелательно относится к новым членам, старается помочь освоиться и «прижиться» в коллектив.

  • Уровень сплоченности и развития классного коллектива

 Уровень сплоченности коллектива был проверен с помощью методики «Что важнее» и выявило, что класс промежуточный по уровню ценностно-ориентационного единства. Наиболее ценные качества в группе - это дисциплинированность, трудолюбие, умение отстаивать свою точку зрения, моральная воспитанность. По результатам проведенной диагностики можно констатировать высокий, но недостаточный уровень сплоченности детского коллектива.

Что касается участия в самоуправлении класса, то здесь на 100% учащиеся включены в данную деятельность коллектива. Уровень самоуправления в классе находится на среднем уровне.

В классе действуют органы самоуправления, ребята достаточно ответственно относятся к своим должностным обязанностям. Старостой класса является Соруктуг Аруна. Девочка с ролью старосты справляется хорошо. Старается поддерживать дисциплину в классе, ведет контроль над посещаемостью и успеваемостью, помогает классному руководителю и воспитателю в организации дежурства в лицее и во внеклассных мероприятиях. Учебные сектора Оюн Айза и Ховалыг Ай-кыс помогаю старосте в контроле над успеваемостью и своевременном исправлении неудовлетворительных отметок одноклассников. Совершенно равнодушных к делам класса и школы нет. Каждый ученик пытается по мере своих возможностей оказывать помощь своим одноклассникам. Это свидетельствует о том, что необходимо продолжать развивать в детях такие качества, как чуткость, милосердие, дружелюбие.

Неформальными лидерами класса являются Сарыглар Эртине и Бумбажай Доржу-Белек. Очень энергичные, активные, доброжелательные ребята. Принимают активное участие в организации и проведении различных мероприятий, как классных, так и общелицейских. Все учащиеся в дружеских отношениях друг с другом.

Учащиеся любят проводить вместе время и в школе, и вне ее, стремятся к общению (мальчики и девочки дружат между собой).

  • Характеристика занятости учащихся во внеурочное время

100% ребят заняты в сфере дополнительного образования. Многие занимаются на факультативах по математике – Ащак-оол Шолбана, Саая Айдана, Кара-Сал Нинченмаа, Салчак Артыш,  Кужугет Ананды; по физике – Сендажы Ангыр, Монгуш Белек, Тырык Дан-Хаяа, Санчы Чимис, Кужугет Ананды, Бумбажай Доржу-Белек; по географии – Бумбажай Доржу-Белек, Сарыглар Эртине, Монгуш Долма, Куулар Долума, Донгак Кристина, посещают дополнительные занятия.

 

Анализ воспитательной работы в классе.

Цели и задачи

 

Создание условий для воспитания личности, имеющей активную гражданскую позицию, обладающей духовной культурой, умеющей определиться и адаптироваться в условиях современного информационного общества на основе социального партнерства с семьёй.

  1. Формировать систему ценностей и отношений, соответствующих многонациональному обществу;
  2. Формировать прочные основы нравственного и здорового образа жизни;
  3. Создать содружество детей, педагогов и родителей.

В 8 «б» классе обучаются 21 человек. Из них 5 мальчиков и 16 девочек. Большинство детей 2003-2004 года рождения. Учатся вместе с 7-го класса за исключением небольших изменений. Проживают в интернате – 17 воспитанников, приходящих – 4. Взаимоотношение с воспитателем строятся на взаимном доверии и уважении.

         Воспитательные задачи, поставленные на 2017 – 2018 учебный год решены классным коллективом полностью. Можно отметить целесообразность задач и действенность идей при планировании работы.

                  Продуманность и последовательность работы повлияли на многие показатели развития учащихся, в том числе на воспитанность (данные диагностики показывают рост воспитанности учащихся). При сравнительном анализе можно наблюдать повышение уровня знаний, умений, навыков учащихся, их успеваемость. В течение года учащимися класса самостоятельно были подготовлены материалы для тематических классных часов, предметных недель школы и т.д. Во всех общелицейских и классных мероприятиях дети участвовали хорошо, занимали призовые места, награждались грамотами. «Большая дружная семья» - 3 место, «Хеллоуин» - 1 место, «Голос лицея» - 2 место, «Дангына-2018» - 3 место, «А ну-ка, мальчики» - 2 место, «Турслет» - 2 место, конкурс «Песня в солдатской шинели» - 2 место, конкурс стенгазет ко Дню ЗОЖ – 1 место, брейн –ринг «Что? Где? Когда?» - 1 место, «Парад овощей» - 3 место, «Планета этикета» - 1 место, конкурс рисунков ко дню космонавтики – 2 место и т.д. На уроках идет постоянное взаимодействие учителя с учениками, ребята не боятся задавать вопросы на интересующие их темы, стремятся найти дополнительный материал по предмету, что говорит о развитости познавательных интересов. Развитость творческих способностей проявляется учащимися в отношениях друг с другом, с учащимися школы, в активном участии в общешкольной жизни.

         На развитие личности учащихся, на формирование их личностных и качеств, творческих (эмоциональных, интеллектуальных, физических, организаторских т.д.) способностей в большей мере влияет классный коллектив и коллектив родителей. Родители заинтересованы в успехах детей, об этом говорят постоянные консультации с учителями и 100% посещаемость родительских собраний. Есть родители, которые постоянно заботятся о своих детях, интересуются их делами в учебе и проживанием в интернате. Это родители Х. Ай-кыс, С. Аруна, С. Ангыр, С. Артыш, К-С. Нинченмаа, М. Долума, М. Долма, Д. Анастасии.

         Ребята умеют взаимодействовать и сотрудничать с учителями и в учебной и во внеучебной деятельности. На уроках активны, самостоятельны. Они принимают и понимают статус «ученика» и «учителя». Взаимоотношения с учителями-предметниками доброжелательно-деловые. Дети вежливые, доброжелательные, искренне сопереживают друг другу, в то же время чувствуется соперничество в учебной деятельности. Во время выполнения домашних заданий помогаю слабоуспевающим.

         Отношение родителей к школе на данный момент положительное. Родители поддерживают воспитателя в процессе воспитательной работы. Наибольшее влияние на учащихся оказывают родители, отмечается повышенный интерес родителей к учебной и внеучебной деятельности, потребность детей в общении с родителями определили основное направление работы.

         С наибольшим удовольствием учащиеся участвовали в тематических праздниках, правовых мероприятиях и спортивных соревнованиях. Организаторами дел являются сами дети, идеи корректируются, дополняются и только после консультаций с родителями и классным воспитателем мероприятие проводится. Активность детей можно отметить и в работе органов самоуправления школы. В Состав Совета лицея входят Монгуш Долума – Министр культуры, Кужугет Ананды - Министр труда, Соруктуг Аруна – Министр здравоохранения.

Ежедневно следила за организацией питания учащихся, организация дежурств в комнатах, в столовой, в классе, работа с отсутствующими и выяснение причин отсутствия, дозировку домашних заданий.

Еженедельно вместе с учебным сектором класса проверялись дневники и наличие оценок в дневниках по разным предметам.

Ежемесячно посещала уроки с целью выявление активистов на уроке, качеством прохождения урока и результативности прохождения самоподготовки.

   В работе с данным классом удалось частично реализовать поставленную цель в воспитательном плане: а именно побудить интеллектуально-творческую способность, саморазвитию, самоопределению в обществе, воспитание культуры поведения. Побудить духовно-нравственную и эстетическое отношение ко всему окружающему, к самому себе, к Родине. Создание дружного и сплоченного коллектива.

    По результатам всего учебного года дети владеют навыками самообслуживания и в достаточной мере помогают друг другу во всем. Коллектив сплоченный, дружный, самостоятельный, трудолюбивый и веселый.

  В следующий учебный год в воспитательный план надо внести следующие цели и задачи:

  1. Воспитание трудолюбия, бережного отношения к труду других людей;
  2. Воспитание гражданина, знающего свои корни, сохраняя его самобытность;
  3. Обеспечение широкого выбора форм внеурочной деятельности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ В СИСТЕМЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ» (из опыта работы)

География – единственный школьный предмет, синтезирующий знания из области естественных и общественных наук. Она охватывает всю систему «природа – человек – хозяйство». Кроме собственно географи...

Описание системы воспитательной работы (из опыта работы)

Школьный учитель выступает в основном в двух ролях – преподавателя и классного руководителя. В традиционной педагогике разделение этих функций очень условно. Оно связано с представлением о ведущей рол...

1.2. Наличие системы воспитательной работы

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14185244","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"368","width":"480"}}]]...

1.2.1.Наличие системы воспитательной работы.

1.2.1. Наличие системы воспитательной работы....

Статья Система воспитательной работы ОУ в формировании социально-значимых качеств личности через активизацию учебно-воспитательного процесса.Опыт реализации дополнительной образовательной программы "Дороги которы мы выбираем"

Материал раскрывает структуру системы воспитательной работы в ОУ. Описывается опыт реализации дополнительной образовательной программы курса внеурочной деятельности ",Дороги которые мы выбираем&q...

Реализация воспитательных возможностей уроков русского языка и литературы в системе воспитательной работы школы

Выступление на районном методическом объединении учителей русского языка и литературы потеме "Реализация воспитательных возможностей уроков русского языка и литературы в системе воспитательной ра...