Сравнение технологий
статья на тему

Тутова Людмила Александровна
Деятельность учителя можно сравнить с «рудокопателем», Всю свою педагогическую деятельность он роет «информационные залежи», добывая драгоценные знания.
Думаю, что большой новизной не блестит мой порыв, но вдруг кому- нибудь пригодится. Вот и славно!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sravnenie_metodov.doc22 КБ

Предварительный просмотр:

Сравнение технологий ТО и РО

   Деятельность учителя можно сравнить с «рудокопателем»,  Всю свою педагогическую деятельность он роет «информационные залежи», добывая драгоценные знания.

Думаю, что большой новизной не блестит мой порыв, но вдруг кому- нибудь пригодится. Вот и славно!

                                   

Объяснительно-иллюстративный способ обучения ТО

Развивающее обучение РО по Д.Б. Эльконину – В.В. Давыдову

Рассчитан на понимание, запоминание – воспроизведение – применение ЗУН

Рассчитано на освоение СУД – умение добывать ЗУН

Цели: ориентация на личностные сферы и структуры

1) ЗУН + 2) все

Образование – обогащение памяти всеми теми богатствами, которые выработало человечество

1) СУД + 2) СУМ + 3) ЗУН + …

Формирование теоретических способов умственных действий, так как

1) овладение ЗУН наиболее эффективно с помощью СУД и СУМ;

2) обществу нужны не столько функционалы (ЗУН), сколько инициативные универсалы (СУД, СУМ);

3) надо разгрузить школу от ЗУН, заменить желанием и умением добывать их

Принципы

Последовательность – от простого к сложному, индукция – от части к целому

Линейная логика

Природосообразность

Обучение пристраивается к развитию (обучаемое развитие)

Доступность

Наглядность (эмпирическое мышление)

Приоритет образного мышления
Сознательность – осознание цели учения

Учет индивидуальных особенностей

Дедукция – от целого к части, от сложного к частному (простому)

Нелинейная логика

Опережение

Обучение впереди развития, ускоряет его (развивающее обучение)

Трудности, зона ближайшего развития: повышение трудности, теоретический уровень материала способствует росту умственных способностей ребенка

Содержательные обобщения; моделирование

Широкое применение знаковых систем

Рефлексия, осознание ребенком процесса учения

Признание индивидуальности развития

Содержание

Индуктивная логика

На основе усложнения обобщений

Восхождение от конкретного к абстрактному

Эмпирическое мышление (логика ЗУН)

В логике левого полушария

Опора на правое полушарие (эмоции)

Возможности стимулирования умственного развития таятся прежде всего в содержании материала, в его дидактической организации

Дедуктивная логика

На основе содержательных обобщений

Восхождение от абстрактного к конкретному

Теоретическое мышление (логика развития СУД)

В логике взаимодействий правого и левого полушарий

Опора на левое полушарие (разум)

Деятельность

Ученик – объект

Учебная деятельность – любое взаимодействие ученика с учителем, с информацией

1) характер мотивов: а) социальный + б) познавательный

2) Цель – овладение ЗУН на уровне воспроизведения

3) Решение задачи – просто
нахождение неизвестного

4) Принудительная
позиция исполнителя работы (раба), за которого выполняют все функции, за исключением основной

Ученик – субъект (и не действующее лицо, а источник деятельности)

Учебная деятельность имеет целенаправленный характер (ЦУД). Это особая форма активности ребенка, направленная на изменение самого себя как субъекта учения

Отличительные качества ЦУД

1) Наличие у ребенка внутреннего
познавательного мотива (к содержанию, цели, способам деятельности)

2) Наличие
цели сознательного самоизменения (я это узнаю, пойму, решу)

3) Понимание и
принятие ребенком учебной задачи (поиск общего способа решения)

4) Позиция ребенка как
полноценного субъекта деятельности (присутствуют все этапы деятельности)

5) Направленность на усвоение не просто СУДов, а
теоретических оснований, на которых строятся способы деятельности

6) ЦУД – а) творческое преобразование усвоенного материала; б) аналог исследовательской деятельности, ученик – творец, открыватель способа

7)
Рефлексивный характер рассмотрения своих действий

8) ЦУД по организации является
коллективно-распределенной, осуществляется в форме диалога, полилога

Методы

Объяснительно-иллюстративный подход

Регламентация, принуждение

Метод готовых знаний

Монолог учителя

Деятельностный подход

Свободный выбор

Проблемные, поисковые, творческие

Диалог, полилог, дебаты

Недостатки

Крен в сторону ЗУН

Пассивность на занятиях

Малая доля самостоятельной работы

Изоляция учащихся друг от друга

Трактовка учебной деятельности как преимущественно теорико-познавательной

Абсолютизация дедукции

Очень высокий уровень сложности содержания

Статью написала, уложила в дальнюю папку и забыла. К сожалении, не знаю откуда «вырыла»

Спасибо автору.

Тутова Л.А, учитель биологии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок английского языка с использованием информационных технологий "Превосходная степень сравнения прилагательных"

Данный урок может быть применен к любому УМК.Основными целями урока являются:Дальнейшая автоматизация лексико-грамматического материала по теме "Одежда" и "Животные".Развитие коммуникативных, речевых ...

Таблица сравнения педагогических технологий

   сравнение педагогических технологий                                       ...

Технология сравнения как метод системно-деятельностного подхода в изучении литературы в средней школе ( из опыта работы)

Цель данной работы: Показать, что сравнение как методический прием, используемый при анализе художественного текста (произведения), способствует  активизации деятельности учащихся и  расширя...

Технология согласованного обучения: сравнение.

Разработка урока и презентация по теме: " Развитие мыслительных  операций. Сранение."...

Сравнение. Виды сравнений. Проба «пера»: создание текстов с разными средствами выразительности (разные виды сравнений, эпитеты, метафоры)

Цель: актуализация знаний о сравнении и его видах.Задачи: 1. Ознакомиться с разными видами сравнений.2. Научиться различать разные виды сравнений.3. Закрепить полученные знания путем создания творческ...