Работа с одаренными детьми как система.
методическая разработка по теме

Егорова Любовь Васильевна

 Ознакомление с системой работы с одаренными детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_odarennymi_detmi_kak_sistema.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                          Работа с одаренными детьми как система.

                                               

Егорова Любовь Васильевна

учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ №3 г. Ядрина

                   

            Среди множества направлений совершенствования системы российского образования едва ли не самое важное – ранее выявление, обучение и развитие одаренных и талантливых детей. Именно одаренные и талантливые дети – потенциал общества, именно они обеспечат интенсивное развитие постиндустриального общества.

      Развитие таланта может быть задержано, а иногда и загублено на любом этапе развития. Актуальными проблемами современного образования являются как проблемы выявления одаренных, способных, талантливых детей (на сегодняшний день выявляется 1 из 5 одаренных детей), так и проблемы создания условий их обучения, воспитания и развития.

Кто такой одаренный ребенок? На данный момент ни педагогика, ни психология не могут дать однозначного ответа на эти вопросы. Трудности связаны и с выявлением одаренных и с разработкой программ их обучения.

       Одарённость - высокий уровень развития способностей человека, позволяющий ему достигать особых успехов в той или иной сфере деятельности. Различают общую и специальную О., или общие и специальные моменты в О. Так, общая умственная О. проявляется в овладении всеми видами деятельности, для успешного осуществления которых необходимы определённые умственные качества. Специальная О. связана с различными видами деятельности, в которых она более всего раскрывается (О. математическая, техническая, музыкальная, изобразительная, поэтическая и др.). Основными признаками высокой О. являются: раннее проявление способностей, быстрый темп усвоения знаний, формирование умений и навыков в какой-либо деятельности, склонность и интерес к ней, элементы оригинальности, творчества в деятельности. (См. БСЭ)

       Заметить явную одаренность нетрудно, поскольку она сама " бросается в глаза". Высокие достижения ребенка, как правило, в этих случаях очевидны для окружающих. Скрытую форму одаренности сложно выявить даже опытному специалисту в области психологической диагностики способностей. Ее проявления в деятельности ребенка нетипичны, слабо выражены, замаскированы. Вследствие этого резко увеличивается число ошибочных заключений об одаренности ребенка, а, следовательно, и ошибочных прогнозов относительно его дальнейшей судьбы. В "гадком утенке" трудно разглядеть будущего "прекрасного лебедя". Так, по словам Н.Г. Чернышевского, до семи лет А.С. Пушкин "не обнаруживал ни особенных дарований, ни даже той живости, которой бывают привлекательны почти все дети.

           В последние годы основы одаренности ищут в сочетании нескольких характеристик. Такова например трехкольцевая модель Рензулли: усиленная мотивация - интеллект выше среднего – креативность.                                                            

     Уверена,  что только деятельность по потребности, а не в результате долга содействует развитию творческих способностей. Одаренность конкретного ребенка может проявиться на любом этапе  развития ребенка. В этом большая заслуга отводится учителю. Найти и выявить одаренных детей - это лишь одна из задач. Главное -  это создание условий для развития таких детей. Но надо учесть, что одаренные учащиеся, как правило, интересуются не одним предметом или бывают одарены не только в одной сфере деятельности, поэтому учитель должен учитывать это в своей работе. Таким образом, надо подчеркнуть, что работа должна проводиться не только в дополнительное время, как это принято считать многими педагогами, но и максимально использовать для этих целей обычный урок, используя личностно-ориентированный подход.

          Важные характерные особенности, присущие  одаренным учащимся:

- Они очень любопытны, активно исследуют окружающий их мир и не терпят каких-либо ограничений своих исследований

- Они способны прослеживать причинно - следственные связи, делать правильные выводы, а также строить альтернативные модели и системы происходящих событий

-  Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью, с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ

-  Одаренный ребенок способен длительное время (до нескольких часов) концентрировать свое внимание на одном деле, он буквально погружается в свое занятие, если оно ему интересно.

Из опыта работы.

Моя система работы с одарёнными детьми состоит из следующих моментов:

 1. Работа над выявлением и развитием одаренности учащихся на уроках.  Это достигается за счет использования эффективных образовательных технологий и педагогических приемов и методов на

основе индивидуального подхода. На уроках можно осуществлять стратегию ускорения - подбирать для сильных учеников индивидуальные   опережающие задания,  не позволяя одаренному ученику работать вхолостую. Дать возможность «экстерном» закончить курс (2 учащихся из 10б) Для этого важно иметь широкий арсенал индивидуальных, нестандартных, творческих заданий или заданий повышенной сложности.

2.  Работа над выявлением и развитием одаренности учащихся в рамках школьных конкурсов, проектов и соревнований (Конкурс ораторского искусства, заочные экскурсии, диспуты и т.д)

3. Работа над выявлением и развитием одаренности учащихся на элективных курсах. Эти курсы

 привлекают самых мотивированных учеников, позволяют учителю использовать стратегию обогащения  - учащиеся смогут попробовать свои силы в углубленном изучении предмета;

 появляется  возможность индивидуальной работы учителя с учащимися;

Хотя здесь встречаются некоторые сложности: количество элективных курсов небольшое, поэтому у ребят нет свободы их выбора, поэтому часть учащихся посещают их без интереса, без мотивации.

4. Ситуация успеха – катализатор мотивации – подкрепление одаренности выявляется в виде призовых мест и  высоких результатов на различных конкурсах и олимпиадах. Это формальное признание высоких результатов является важным фактором формирования мотивации учащихся к дальнейшему развитию собственных способностей. Достигнув определенного успеха, ученик с большим желанием посещает дополнительные занятия по предмету, занимается самостоятельно, стремится к дальнейшим успехам.

 5. Индивидуальная работа с одаренными учащимися. Дополнительные занятия после уроков.

Для учащихся с высокой степенью развития одаренности для дальнейшего роста в интересующей его области необходимым является индивидуальный, зачастую личный контакт с учителем, наставником. У меня такая работа часто происходит даже бессистемно, по желанию учащихся.

Результативность.

Призёры регионального этапа  Всероссийской олимпиады школьников в

2011-2012 учебном году:

Призёр – Григорьева Анна по обществознанию (10б), в 2013 г.  студентка 1 курса МГИМО, факультет «Международное право»  

2012-2013

Призёр – Громова Кристина по праву (11б),  в 2013 г.  студентка 1 курса МГИМО, факультет «Мировая политика»

Победители и призеры муниципального этапа Всероссийской олимпиады

школьников в 2011-2012 – 5 учащихся,  в 2012-2013 учебном году  - 7 учащихся, 2013-2014  -3

Победители районных  научно - практических конференций в 2012-2013 – 2 ученика, 2013-2014 – 2.

3 место на республиканском конкурсе «Налоги глазами детей» в 2012г,

1 место на республиканской олимпиаде «Я- гражданин» в 2012 г

1 лауреат республиканской олимпиады «Моя будущая пенсия» - 2013 и т.д

В заключение своей работы хотелось бы добавить, что для достижения высоких результатов должны быть созданы условия не только со стороны учителя-предметника, но и школы в целом.

Опыт работы показывает, что  работа с одарёнными должна носить систематический характер на протяжении всего процесса обучения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сотрудничество - эффективная пед. технология в работе с одаренными детьми в системе дополнительного образования.

Сотрудничество - эффективная пед. технология в работе с одаренными детьми в системе дополнительного образования....

Особенности работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования

В статье рассматриваются приемы работы с одаренными детьми в творческом объединении юных журналистов....

Особенности работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования

Уникальный, инновационный педагогический проект туристско-краеведческого направления «Программа поддержки одаренных детей МОУ ДОД СДЮТ «Борус» МО г. Саяногорск»....

Работа с одаренными детьми в системе современного лицейского образования на уроках английского языка

Лицейское образование в условиях реализации стандартов нового поколения как никак требует выпускника нового типа. Но прежде, чем приступить к докладу,  давайте зададимся вопросом: «Какие качества...

Работа с одаренными детьми в системе дополнительного образования

о работе с одаренными детьми в учреждении дополнительного образования Центре детского творчества р.п. Красные Баки Нижегородской области...

Работа с одаренными детьми в системе дополнительного образования

Данный материал сожержит информацию о системе работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования...

Организация работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования.

Содержание дополнительного образования детей определяется в свободном пространстве жизнедеятельности человека. Оно формируется на основе достижений культуры, науки, литературы, техники, экономики, пра...