Педагогика сотрудничества
учебно-методический материал на тему

Шевелева Екатерина Ивановна

Основные принципы пед.технологии -  педагогика сотрудничества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogika_sotrudnichestva.docx17.19 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогика сотрудничества

     Педагогика сотрудничества - направление в отечественной педагогике 2-й половины 20 в., представляющая собой систему методов и приёмов воспитания и обучения на принципах гуманизма и творческого подхода к развитию личности. Среди авторов: Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, И.П. Иванов, Е.Н. Ильин, В.А. Караковский, С.Н. Лысенкова, Л.А. и Б.П. Никитины, В.Ф. Шаталов, М.П. Щетинин и др. Все авторы имели большой практический опыт работы в школе (св. 25 лет) и разработали оригинальные концепции обучения и воспитания. Инициаторами объединения педагогов-новаторов стали гл. редактор "Учительской газеты" В.Ф. Матвеев и публицист С.Л. Соловейчик.

     Основные положения: отношение к обучению как творческому взаимодействию учителя и ученика; обучение без принуждения; идея трудной цели (перед учеником ставится как можно более сложная цель и внушается уверенность в её преодолении); идея крупных блоков (объединение нескольких тем учебного материала, уроков в отдельные блоки); использование опор (опорные сигналы у Шаталова, схемы у Лысенковой, опорные детали у Ильина и др.), самоанализ (индивидуальное и коллективное подведение итогов деятельности учащихся), свободный выбор (использование учителем по своему усмотрению учебного времени в целях наилучшего усвоения учебного материала), интеллектуальный фон класса (постановка значимых жизненных целей и получение учащимися более широких по сравнению с учебной программой знаний), коллективная творческая воспитательная деятельность (коммунарская методика), творческое самоуправление учащихся, личностный подход к воспитанию, сотрудничество учителей, сотрудничество с родителями.

     Ряд положений педагогики сотрудничества опровергал традиционные системы обучения и воспитания, поэтому эта теория вызвала большую полемику. Педагогика сотрудничества дала импульс творческой деятельности многих педагогов, инициировала деятельность авторских школ.

В последнее время споры о Педагогике сотрудничества приутихли. Все вроде бы «за». Да и слова “Педагогика сотрудничества” стали привычными. Но при этом понимаются эти слова по- разному, и зачастую в совсем противоположном смысле, чем тот, который в этих словах присутствовал вначале.

          Думается, что вопрос о Педагогике сотрудничества тесно связан с вопросом о роли учителя. Роль учителя состоит не в том, чтобы учить, а в том, чтобы помогать ученикам учиться. Учитель, в первую очередь, должен быть создателем развивающей среды, побуждающей ученика учиться.

В одной из своих статей С.Л.Соловейчик писал о своем понимании сотрудничества. Он писал, что сотрудничество - это совместная работа равных, о том, что сотрудника нельзя заставить отвечать или вызвать к доске. Тем более, сотрудника нельзя оценивать. Полностью разделяя эту точку зрения, мы, (а не Симон Львович), приходим к выводу о несовместимости классно - урочной системы и Педагогики сотрудничества в полной мере.

Педагогика сотрудничества вырабатывает такие приемы, при которых каждый ученик чувствует себя личностью, ощущает внимание учителя лично к нему. Это проявляется и в том, что никто не оскорбит ребенка подозрением в неспособности, все защищены в своем классе, в своей школе.

Педагогика сотрудничества предполагает внутреннюю  уверенность  учителя в возможностях и способностях  каждого ученика,  доверие его  к личностному достоинству и духовной сущности,  ориентированной  на Добро, Истину, Красоту и  духовное совершенство, способность видеть мир   глазами детей, способность    понимать и принимать внутренний мир учащихся   безоценочным  способом.

Духовно-смысловая  личностно-ориентированная педагогика сотрудничества  в отличие   от  авторитарно-информативной директивной  педагогики направлена на поддержку, активизацию   и  обеспечение  изначальной познавательной  (интуитивно-духовной и интеллектуальной) любознательности и активности  учащихся, на  инициирование процессов осмысленного учения. В этой педагогике – учитель не транслирует  информацию, но учит самостоятельно работать и мыслить:  осмысливать мир и личный опыт учащихся.

В педагогике сотрудничества школа не столько формирует человека,  сколько создаёт условия для его личностного роста,  для самодеятельной творческой  активности учащихся, осуществляющейся из их духовной  сущности и изначального добра. Школа создаёт учащимся условия  для  созидательного творчества,  для восхождения к свободе и любви.  Воспитание  становится  не просто важной составной частью  образования личности учащегося, но основой и условием всего образовательного процесса.  Духовно-нравственное воспитание,  направленное на  актуализацию духовного потенциала человеческой личности,  раскрытие её сущностного ядра определяет содержание  и направление  образования,  создаёт условия для развития  познавательных способностей и возможностей  человеческой личности. Личностно-ориентированная педагогика  сотрудничества есть   обучающее воспитание  (В. В. Зеньковский), обращённое не только к рассудку  и памяти, но к сердцу и, следовательно,  к  совести, нравственному чувству,  целостному разуму и духовной силе  учащихся. Главная задача обучающего воспитания – создание условий для творческой  самодеятельности и самовыражения учащихся  в их духовно-нравственной, художественной, познавательной, трудовой  деятельности. Обучающее воспитание в личностно-ориентированной  педагогике сотрудничества направлено  на создание условий  для осознания, укрепления,   актуализации и выражения духовного потенциала человеческой личности,  на обретение  ею жизнестойкости на духовном, социальном и  витальном уровнях бытия.

 Главной целью педагогических усилий становится личность учащегося и её благополучие. Личностно-ориентированная педагогика создает условия для  изучения  школьниками того,  что имеет  для  них  личностно-практический смысл,   включается в их  жизненный опыт и способствует осознанному удовлетворению  их  базисных потребностей.  К базисным потребностям личности относятся:

 духовные потребности в любви,  добре, красоте, познании Истины, мира и человека в полноте, свободе и устойчивости жизни,  в понимании,   творчестве, общении, самопознании, самодеятельности,  самоактуализации и   самовыражении; 

социальные потребности  в самоуправлении, справедливости,   солидарности, заботе,  творческой самодеятельности, взаимопомощи, поддержке,  воспитании детей;

 биологические потребности в достойном  человека поддержании  телесного здоровья, комфорта бытовых условий   жизни, в  воспроизведении здорового потомства, в  безопасности и сохранении жизни.

Совершенствование  личностно-ориентированной педагогики сотрудничества  предполагает изучение и создание  мировоззренческих,  педагогических, методических, духовно-психологических условий становления   духовно здоровой, целостной, творческой,  жизнестойкой самодеятельной личности, способной  к самостоятельному удовлетворению своих базисных  потребностей,  самостоятельному  мышлению и образованию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Педагогика сотрудничества воспитателя кадетского корпуса и родителей кадет"

В достижении этой цели роль воспитателя неизмеримо велика. На мой взгляд, современный воспитатель кадетского корпуса должен быть внутренне свободным, сориентирован на ребенка, как на высшую ценн...

"Коррекция воспитания на уроке. Индивидуальный подход через педагогику сотрудничества.

КОРРЕКЦИЯ ВОСПИТАНИЯ НА УРОКЕ. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕДАГОГИКИ СОТРУДНИЧЕСТВА....

Педагогика сотрудничества - технология воспитания внутренне свободных и творческих обучающихся, способных к саморазвитию, самореализации в условиях введения ФГОС

Вашему вниманию предлагается выступление из опыта работы классного руководителя 6 "А "  класса  СОШ№ 13 на семинаре: "Педагогика сотрудничества - технология воспитания внутренне свободных и ...

Педагогика сотрудничества

       Педагогика сотрудничества -это наука о воспитании человека. Раньше ее трактовали как науку о воспитании детей, сейчас она понимается гораздо шире. Речь идет о в...

Актуальность темы педагогика сотрудничества

Актуальность темы обусловлена сменой учебных приоритетов в современном образовании, качественно изменившим основную задачу школы. Обучение в современных условиях предполагает отказ от преимущественно ...

Опыт работы по теме самообразования" Педагогика сотрудничества

Технология педагогического сотрудничества ориентирует обучающихся на успех, что даёт возможность изучать учебный материал в системе, ориентировать школьников на цель учебной деятельности, определять с...

От педагогики сотрудничества к сотворческой педагогике

В статье представлен материал выступления на педсовете, посвященный педагогике сотворчества...