Технология развивающего обучения на уроках предмета "Основы сценической речи"
методическая разработка на тему

Чистякова Анися Абдулловна

О применении методов технологии развивающего обучения на своих уроках по предмету "Основы сценической речи" в Детской школе искусств на отделении искусство театра города Нефтеюганск.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_razv_obucheniya.docx24.28 КБ

Предварительный просмотр:

                                   Детская школа искусств

                        Технология развивающего обучения

            на уроках предмета «Основы сценической речи».

                                                      Разработала и подготовила:  

                                                                 преподаватель ДШИ  отделения        

                                                                 «Искусство  театра»

                                                                 Чистякова Анися Абдулловна.

             

                                       Нефтеюганск, 2014 год

Понятие «педагогическая технология» предоставлена аспектами:

  1. Научное: «педагогическая технология» - это часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы.
  2. Процессуально - описательным: описание ( алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения.
  3. Процессуально – действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирования всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.

Развивающее обучение – это ориентация учебно-воспитательного процесса на потенциальные возможности учащегося и их  реализацию. Педагогический учебно-воспитательный процесс в  школе является диалектическим единством обучения, воспитания и развития. Сущность его состоит в передаче социального опыта старшими и усвоения его подрастающими поколениями посредством их взаимодействия, направленного на удовлетворение потребности современного общества во всесторонне, гармонически развитой личности.

Суть технологии применяемой на уроках сценической речи.

Способности учащегося ориентируются не при усредненных, а при оптимально подобранных для данного ребенка (подростка) условиях:

  • для учащегося отводится то время, которое соответствует его личным способностям;
  • системность содержания учебного (изучаемого) материала;
  • обучение на высоком уровне и с соблюдением меры трудности;
  • комфортность ( доброжелательность, взаимопомощь) в классе – учащийся у которого что то не получается не боится ошибиться;
  • отсутствие однообразия и постоянный поиск нового;
  • стимулирование учащихся к выбору различных способов выполнения заданий;
  • активизация  субъективного ответа учащегося;

Способы работы:

  • анализ;
  • сравнение;
  • синтез обобщения.

Важным условием успешной работы является комплектование групп учащихся. В начале работы создаются гетерогенные группы,  где лидирующий ученик организует работу более слабого,  а слабые учащиеся формируют умения и навыки самостоятельной работы.

Для изучения любой темы необходимо выделить четыре этапа:

  1. Тренинг
  2. Вводный инструктаж, в ходе которого, преподаватель раскрывает главное содержание новой темы.
  3. Теоретическое или практическое закрепление темы, коррекция знаний и умений.
  4. Обобщение знаний, вывод, рефлексия.

Требования к подготовке урока сценической речи.

Важное место при подготовке урока отводится разработке гибкого плана урока, позволяющего варьировать. Он включает в себя:

  • определение общей цели и ее конкретизацию в зависимости от разных этапов урока;
  • подбор и организацию дидактического материала, позволяющего выявлять индивидуальную избирательность учащегося к содержанию, виду и форме учебного материала, облегающее его усвоение;
  • планирование разных форм, организации учебной деятельности ( соотношение индивидуальной и самостоятельной, фронтальной работы);
  • выявление требований к оценке продуктивности работы с учетом характера заданий ( дословный пересказ, краткое изложение своими словами, выполнение проблемных творческих заданий);

Планирование характера общения, межличностных взаимодействий в процесс се урока включает в себя:

  • использование разных форм общения (монолог, диалог) с учетом конкретных целей урока;
  • проектирование характера взаимодействия учащихся на уроке с учетом их личностных особенностей, требований к межгрупповому взаимодействию (распределение по группам, парам);
  • использование содержания субъективного опыта всех участников урока в диалоге «ученик-педагог», «ученик - класс» - предвосхищение возможных изменений в организации коллективной работы класса, коррекция их по ходу урока.

Планирование результативности урока предусматривает:

  • обобщение полученных знаний и умений, оценки их освоенности;
  • анализ результатов групповой и индивидуальной работы;
  • внимание к процессу, выполнению заданий, а не только к конечному результату.

Требования к проведению урока сценической речи.

  • использование педагогом разнообразных форм и методов организации работы учащихся, позволяющих раскрыть содержание их субъективного опыта относительно предложенной темы;
  • создание атмосферы заинтересованности каждого учащегося в работе класса;
  • стимулирование учащихся к использованию разнообразных способов  выполнения заданий на уроке без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;
  • поощрение стремления учащегося предлагать свой метод работы, анализировать в ходе урока разные способы, предлагаемые детьми, отбирать и анализировать наиболее рациональные, отмечать и поддерживать оригинальные;
  •  создание педагогических ситуаций общения, позволяющих каждому учащемуся, независимо от его готовности к уроку, проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность к способу работы;
  • обсуждение с учащимися в конце урока не только того, что мы узнали, но и того, что понравилось, не понравилось и почему, чтобы хотелось выполнить еще раз;
  • при опросе на уроке (при выставлении оценок) анализировать не только правильность и неправильность ответа или выполнения задания (упражнения), но и его самостоятельность, оригинальность, стремление искать и находить разнообразные формы выполнения заданий;
  • при задании на дом необходимо называть не только содержание и объем задания, но и давать подробные рекомендации по рациональной организации учебной работы, обеспечивающей выполнения домашнего задания.

Требования к анализу личностно-ориентированного урока:

  • создание педагогом  в начале урока эмоционального настроя на работу;
  • сообщение учащимся не только темы урока, но и целей, форм организации их деятельности;
  • гибкая организация учебной деятельности учащихся, анализ работы друг с другом с учетом их индивидуальных способностей;
  • использование разнообразного дидактического материала, позволяющего  учащимся проявлять личностную избирательность к типу, виду и форме учебного задания, характеру его выполнения;
  • активизация субъективного опыта учащегося, его использование в процессе урока;
  • анализ ответа учащегося не только с позиции правильности, но и с учетом того, как учащийся рассуждал, каким способом выполнил, где и почему ошибся;
  • преобладающая форма общения с классом -  диалог;
  • предпочитаемые педагогом формы работы: проверка домашнего задания, коллективное решение творческих заданий, взаимопроверка учащимися выполненного задания, анализ  разных способов решения (исполнения).

Основные особенности урока сценической речи.

Конструирование дидактического материала разного типа, вида и формы, определение цели, места и времени его использования на уроке; продумывание педагогом возможностей для  самопроявления учащихся, проведение наблюдений за учащимися; предоставление учащимся возможности задавать возможности, не сдерживая их активности и инициативы; поощрение высказанных учащимися оригинальных идей и гипотез; организация обмена мнениями ; стимулирование учащихся к активным действиям по усвоению знаний, к дополнению и анализу ответов

( выполнений заданий) товарищами;  стремление к созданию ситуации успеха для каждого учащегося; применение трудных ситуаций, возникающих по ходу урока, как область приложения знаний;  продуманное чередование видов работ, типов заданий для снижения утомляемости учащихся.

Л.Н.Толстой писал, что художник – это человек, умеющий «вызвать в себе раз испытанное чувство и, вызвав его в себе, посредством движений, линий. Красок, звуков, образов, выраженных словами, передать это чувство так, чтобы другие испытывали то же чувство…»

Природный голос человека направленно и спонтанно обнаруживает личность человека. И поэтому, освободить голос – означает освободить личность человека, художника, творца артистического образа. Так как звучащий голос является результатом физических процессов, мышцы тела должны быть свободными от напряжения, чтобы стать восприимчивыми к импульсам мозга, которые порождают речь. Голос страдает также и от эмоциональных и интеллектуальных зажимов. Все эти помехи имеют психофизическую природу. В случае их устранения голос в  состоянии передавать весь диапазон человеческих эмоций и все богатство мысли.

Основные задачи урока:

  • раскрыть и развить голосовые возможности каждого учащегося;
  • научить их развивать свои голосовые возможности и поддерживать свое дыхание и свой голос в рабочей форме самостоятельно.

Специальные задачи:

  • освободить природный голос от мышечного напряжения;
  • развивать и укреплять освобожденный голос;
  • обучить специальным гимнастикам, укрепляющим речевой, голосовой и дыхательный аппарат;
  • обучение методике работы с поэтическим, прозаическим и басенным текстами.

Краткое содержание курса предмета «Основы сценической речи».

Курс  включает в себя работу над техникой речи и литературно-художественным текстом. В работу над техникой речи входит освоение приемов снятия мышечных зажимов голосового аппарата, работа над дикцией, правильной орфоэпией и выстраиванием логико-интонационной структуры речи. В работу над литературно-художественным текстом входи освоение общих основ работы над словом в мастерстве актера и чтеца, поиск путей воплощения сверхзадачи словесного действия, освоения предлагаемых текстом обстоятельств, выработки умения осваивать стилистику авторского текста.

Особенности методики и технологии применяемые на уроке сценической речи.

Основной мотивацией учебной деятельности является познавательный интерес. Оптимизация форм образования требует сочетать в методике рациональное и эмоциональное, обобщение и факты, информационное и проблемное, коллективное и индивидуальное, направленные на обогащение воображения, мышления и памяти, речи учащихся. Урок – основной элемент образовательного процесса. В рамках развивающего обучения, урок с троится личностно-ориентированным, учитываются индивидуальные возможности каждого учащегося, уровень подготовки голосового аппарата, сценическая свобода. Особенность программы состоит в том, что и развивающий и обучающий блоки используются в ней в работе с учащимися, как первой так и второй ступени обучения. Отличие состоит только в способе, то есть в методике преподнесения той или иной темы. Если в начальных классах учащиеся познают и постигают предложенный им материал в игровой форме, то на второй ступени тот же материал осваивается не только на практике, но и в теории. Основные методики, на которых базируются разработки – методика дыхательной гимнастики А. А. Стрельниковой,  используется практический материал русских мастеров, разработанные программы обучения по сценической речи  - А.Петровой, И.Козляниной, Э.Чарелли.

В методике построения занятий  учащихся первой и  второй ступени есть много общего,  существуют и отличия. Занятия первой ступени  состоят из двух частей : первая – импровизация на заданную тему, где учащийся использует ранее освоенные упражнения. Вторая часть – освоение новых упражнений в игровой форме. В связи с возрастными особенностями, темпами роста и развития класса, деление урока на две части может строго не соблюдаться. Занятия второй ступени также делятся на две части. Но, в связи с тем, что учащиеся этого возраста способны освоить более сложные задачи, первая часть  урока представляет собой тренинг, то есть самостоятельно экспериментирование под контролем педагога с ранее освоенным материалом. Вторая часть урока – подача и освоение нового материала  на осознанном теоретическом уровне. В основном уроки проводятся в групповой форме. Но в связи с тем, что на разных этапах развития голос и речь каждого учащегося требует специального подхода, возникает необходимость в индивидуальных занятиях и занятиях малыми группами. Состав полной группы 6 – 8 человек на первой ступени, и 8-10 человек на второй ступени.

Вывод. Заключение. Слово является высшей степенью проявления человеческих мыслей и чувств, занчит, оно должно быть четким по звучанию и целенаправленным по мысли. Педагогу по сценической речи необходимо бывать на всех занятиях класса  и репетициях. Теоретически каждый учащийся к концу обучения все уже прекрасно знает и умеет, правильно разговаривает, однако физическое волнение в творческом процессе может его подвести. А педагог по сценической речи может сразу зафиксировать ошибки и помочь исправить их учащимся.

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии развивающего обучения на уроках истории в 5-6 классах

Переход учащихся из начальной  в основную школу часто сопровожда­ется трудностями адаптации к новым условиям обучения. Большой интерес и внимание вызывают школьники, обучавшиеся по системе развив...

"Технологии развивающего обучения на уроках истории"

Этот материал о технологиях развивающего обучения вообще и о том как целесообразно и интересно применять их на уроках истории. Принцип построения заданий можно использовать и на других предметах....

использование технологий развивающего обучения на уроках технологии.

В данной статье рассматриваются технологии развивающего обучения, применяемые мною на уроках технологии для повышения мотивации к учению....

СТАТЬЯ "ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ"

Методическое сообщение об основных методах, применяющихся в педагогической технологии развивающего обучения. Статья основана на изучении методической литературы, систематизирует психолого-педагогическ...

Технология развивающего обучения на уроках русского языка в процессе изучения сложного предложения в основной школе

Технология развивающего обучения является одной из самых наиболее гибких, эффективных и универсальных технологий обучения. Данная технология призвана активизировать процесс обучения, сделать его более...

Технологии развивающего обучения на уроках русского языка и литературы

Описание системы работы. Обобщение педагогического опыта....

Технологическая карта урока в технологии развивающего обучения. Тема урока: «Решение задач. Подготовка к ГИА из заданий КИМ».

Тема урока: «Решение задач. Подготовка к ГИА из заданий КИМ»Тип урока: комбинированныйЦель урока: Применение учащимися приобретенных знаний и умений в практической деятельности разработки ...