Методические рекомендации по представлению проектов учащихся в виде устных докладов
методическая разработка на тему

Дубовкина Татьяна Александровна

ФГОС предполагает выполнение учащимися творческих проектов по всем общеобразовательным предметам. В рамках предмета технологии учащимся предлагается выполнить четыре учебных и один итоговый комплексный проект в 5 классе. По образовательным стандартам, действующим в 6-11 классах также предполагается выполнение творческих проектов. Кроме того, многие учащиеся принимают участие в различных конкурсах и олимпиадах, предполагающих выполнение творческого или исследовательского проекта. Содержание, объем и оформление пояснительной записки по отдельным предметам или конкурсам строго регламентировано соответствующими Положениями, поэтому останавливаться на этом мы не будем.

 В заключение работы над проектом учащимся предстоит представить результаты работы по предмету, то есть презентовать проект. Очень часто грамотно и качественно выполненный  и оформленный проект проигрывает из-за его неправильной подачи, то есть презентации. Сегодня мы попробуем разобраться, на какие моменты следует обратить внимание при подготовке презентации. Это позволит избежать распространенных ошибок при подготовке устной и компьютерной презентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_prezentatsiya_proektov.doc96 КБ
Файл podgotovka_prezentatsii_proektov.pptx138.15 КБ

Предварительный просмотр:

  1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРЕДСТАВЛЕНИЮ ПРОЕКТОВ УЧАЩИХСЯ В ВИДЕ УСТНЫХ ДОКЛАДОВ

Как Вам известно, ФГОС предполагает выполнение учащимися творческих проектов по всем общеобразовательным предметам. В рамках предмета технологии учащимся предлагается выполнить четыре учебных и один итоговый комплексный проект в 5 классе. По образовательным стандартам, действующим в 6-11 классах также предполагается выполнение творческих проектов. Кроме того, многие учащиеся принимают участие в различных конкурсах и олимпиадах, предполагающих выполнение творческого или исследовательского проекта. Содержание, объем и оформление пояснительной записки по отдельным предметам или конкурсам строго регламентировано соответствующими Положениями, поэтому останавливаться на этом мы не будем.

  1. В заключение работы над проектом учащимся предстоит представить результаты работы по предмету, то есть презентовать проект. Очень часто грамотно и качественно выполненный  и оформленный проект проигрывает из-за его неправильной подачи, то есть презентации. Сегодня мы попробуем разобраться, на какие моменты следует обратить внимание при подготовке презентации. Это позволит избежать распространенных ошибок при подготовке устной и компьютерной презентации.

В самом широком смысле слова «презентация» – это показ, предъявление широкой публике основных идей работы, популяризирующая акция.

Презентация — слово заимствованное. В русском языке наиболее близким по смыслу является словосочетание «публичное выступление».

  1. Задача презентатора заключается в организации слушания его речи. Позиция стоящего перед слушателями человека — это позиция эксперта, авторитетной персоны. Необходимо, чтобы манера держаться соответствовала этой позиции, что автоматически увеличивает силу и значимость произносимых слов.

В ключевых высказываниях следует использовать фразы, программирующие заинтересованность.

- «Это Вам позволит…»

- «Благодаря этому вы получите…»

- «Это позволит избежать…»

- «Это повышает  Ваши…»

- «Это дает Вам дополнительно…»

- «Это делает вас…»

- «За счет этого вы можете…»

(4) Обращение к аудитории также создает более доверительный контекст деловой беседы,  подсознательно воздействующее на волю и интересы слушателей.

Так, косвенными обращениями могут служить такие выражения, как

- «Как Вам известно»

- «Уверен, что Вас это не оставит равнодушными».

Итак, презентация проекта, это, прежде всего, устное публичное выступление, продолжительностью не более 7- 8 минут. Она предполагает отличное знание предмета речи, умение преподнести свои мысли и убеждения правильно и упорядоченно, красноречиво и увлекательно. Кроме того, речь должна соответствовать языковым нормам.

  1. Остановимся подробнее на подготовке устного выступления 

1 этап: докоммуникативный (подготовка выступления) - формулировка темы

Лучше всего тему сформулировать таким образом, чтобы ее первое слово обозначало наименование полученного в ходе выполнения проекта научного результата (например, «Технология изготовления…», «Модель развития…», «Система управления…», «Методика выявления…» и пр.). 

2 этап: коммуникативный (взаимодействие с аудиторией) состоит из трех частей

  • вступление (10-15% общего времени) включает в себя:
  • представление авторов (фамилия, имя отчество, при необходимости место учебы/работы, статус)
  • название доклада
  •  расшифровку подзаголовка с целью точного определения содержания выступления
  • четкое определение стержневой идеи  (не более трех) - основного тезиса, ключевого положения. Сформулировать основной тезис означает ответить на вопрос, зачем говорить (цель) и о чем говорить (средства достижения цели).

Требования к основному тезису выступления:

  • фраза должна утверждать главную мысль и соответствовать цели выступления;
  • суждение должно быть кратким, ясным, легко удерживаться в кратковременной памяти;
  • мысль должна пониматься однозначно, не заключать в себе противоречия.

основная часть (60-70%) предполагает всестороннее обоснование главного тезиса. Варианты (принципы) системного построения аргументации:

  • От частного к общему. 

В начале доклада приводятся примеры, на основании которых делается обобщение. Примеры, приводимые в докладе, должны быть красочными, запоминающимися, тщательно отобранными. Для анализа проблемы нужно использовать больший объем сведений и фактов, чем непосредственно требуется для написания текста выступления. Резервный материал делает доклад более ярким и убедительным.

«Хороший доклад - это тот, за которым стоит много резервного материала, значительно больше, чем оратор имел возможность использовать». Резервный материал может быть также использован для ответа на возможные вопросы аудитории.

  • От общего к частному. 

Данный принцип предполагает изложение общих теоретических положений, которые затем конкретизируются и разъясняются.

  • Принцип историзма. 

Обычно данный принцип изложения материала используется при анализе истории излагаемой проблемы.

  • заключение (20-25%). В нем необходимо сформулировать выводы, которые следуют из основной идеи (идей) выступления.

Правильно построенное заключение способствует хорошему впечатлению от выступления в целом. Оно предполагает

  • повтор стержневой идеи
  • возврат (в кратком виде) к тем моментам основной части, которые вызвали интерес слушателей.

Психологи доказали, что лучше всего запоминается сказанное в начале и в конце сообщения («закон края»), поэтому

  • вступление должно привлечь внимание слушателей, заинтересовать их, подготовить к восприятию темы, ввести в нее,
  •  а заключение должно обобщить в сжатом виде все сказанное, усилить и сгустить основную мысль, оно должно быть таким, "чтобы слушатели почувствовали, что дальше говорить нечего" (А.Ф. Кони)

После подготовки текста / плана выступления полезно проконтролировать себя вопросами:

  • Вызывает ли мое выступление интерес?
  • Достаточно ли я знаю по данному вопросу, и имеется ли у меня достаточно данных?
  • Смогу ли я закончить выступление в отведенное время?
  • Соответствует ли мое выступление уровню моих знаний и опыту?

На это следует обратить внимание, так как после основного выступления (5-10 минут), нужно быть готовым к ответам на возникшие у аудитории или членов жюри (комиссии) вопросы.

После подготовки презентации необходима репетиция выступления.

(6) Аргументация в пользу стержневой идеи проекта осуществляется с помощью

  • фото-, видеофрагментов,
  • аудиозаписей,
  • фактологического материала
  • цифровых данных, для облегчения восприятия которых, лучше демонстрировать их посредством таблиц и графиков, а не злоупотреблять их зачитыванием.

(7) В выступлении принято такое употребление форм слов: 

  • глаголы настоящего времени во «вневременном» значении (со значением инструкции): «берут 5 ложек сахара», «соединяют детали изделия»
  • возвратные и безличные глаголы (готовит, готовится)
  • преобладание форм 3-го лица глагола  (он, она, они)
  • форм несовершенного вида (выполнять, что делать? )
  • неопределенно-личные предложения (нет подлежащего: временно соединяют и стачивают…)
  • корпоративный и специализированный жаргон или термины (если уверены, что аудитория поймет, о чем вы говорите), с краткой характеристикой каждого из них, когда употребляете их в процессе презентации впервые.


(8) СПОСОБЫ ПОДГОТОВКИ ВЫСТУПЛЕНИЯ

Планировать выступление можно, опираясь на 2 методики, и в том и другом случае, есть как положительные моменты, так и отрицательные:

Компьютерная презентация,

сопровождающая устное выступление

Устное изложение с опорой на конспект или заранее подготовленные слайды  или чтение подготовленного текста

Требования

  • Использование программы MS PowerPoint
  • Количество слайдов адекватно содержанию и продолжительности выступления (5-минутное выступление - не более 10 слайдов).
  • На первом слайде обязательно представляется тема выступления и сведения об авторах.
  • наличие плана выступления
  • яркая, энергичная речь, отражающая увлеченность оратора, его уверенность
  • Использование коротких фраз (не более 13 слов)
  • Отсутствие сложных предложений, причастных и деепричастных оборотов
  • передача информации по частям
  • паузы в речи (каждые пять с половиной секунд (!)

Недостатки

  • большое количество слайдов
  • обилие текста на слайде
  • дублирование устной речи
  • излишняя анимация
  • наличие последних слайдов со словами «Спасибо за внимание», «Конец», «Вопросы».
  • Оптимальным вариантом представляется повторение первого слайда в конце презентации
  • уменьшает влияние выступления на аудиторию
  • сковывает выступающего
  • привязывает к заранее составленному плану
  • бесстрастная и вялая речь не вызывает отклика у слушателей

Если Вы предпочитаете воспользоваться помощью оператора, а не листать слайды самостоятельно, очень полезно предусмотреть ссылки на слайды в тексте доклада ("Следующий слайд, пожалуйста...").


(9) ПОДГОТОВКА ПРЕЗЕНТАЦИИ В ФОРМАТЕ MS PowerPoint

(для сопровождения защиты проекта)

Презентация - последовательность сменяющих друг друга слайдов - электронных страничек, занимающих весь экран монитора (без присутствия панелей программы). 

Для показа файл презентации необходимо сохранить в формате «Демонстрация PowerPоint» (Файл — Сохранить как — Тип файла — Демонстрация PowerPоint).

В этом случае презентация автоматически открывается в режиме полноэкранного показа (slideshow) и слушатели избавлены как от вида рабочего окна программы PowerPoint, так и от потерь времени в начале показа презентации. Однако это не позволит вносить в готовую презентацию изменения.

Слайды можно подготовить, используя две различные стратегии их подготовки:

На слайды выносится опорный конспект выступления и ключевые слова с тем, чтобы пользоваться ими как планом для выступления

На слайды помещается фактический материал (10) (таблицы, графики, фотографии и пр.)

Требования

  • объем текста на слайде – не больше 7 строк;
  • маркированный/нумерованный список содержит не более 7 элементов;
  • отсутствуют знаки пунктуации в конце строк в маркированных и нумерованных списках;
  • значимая информация выделяется с помощью цвета, кегля, эффектов анимации.

  • средства визуализации информации (таблицы, схемы, графики и т. д.) соответствуют содержанию;
  • иллюстрации хорошего качества (высокого разрешения), с четким изображением;
  • максимальное количество графической информации на одном слайде – 2 рисунка (фотографии, схемы и т.д.) 
  • текстовые комментарии (не более 2 строк к каждому изображению).
  • наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.

Ошибки

  • замена собственной речи чтением текста со слайдов
  • возможное наличие ошибок и опечаток в тексте
  • «соревнование» со своим иллюстративным материалов (слайд должен демонстрироваться 10 - 15 секунд)
  • При наличии диаграмм и графиков слайд должен находиться на экране не меньше 40 – 60 секунд (необходимо предварить вводными словами)

(11) ОФОРМЛЕНИЕ КОМПЮТЕРНОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ

  •  Для всех слайдов презентации по возможности необходимо использовать один и тот же шаблон оформления.
  • Наилучшими являются контрастные цвета фона и текста (белый фон – черный текст; темно-синий фон – светло-желтый текст и т. д.).
  • Поля на слайде, не менее 1 см с каждой стороны.
  • Для лучшей ориентации в презентации по ходу выступления лучше пронумеровать слайды.
  • Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями).
  • Один тип шрифта в одной презентации. Рекомендуется не злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже).
  •  Кегль – для заголовков - не меньше 24 пунктов, для информации - не менее 18.
  •  Отсутствие переносов в словах.
  • Отсутствие ярких красок, сложных цветных построения, излишней анимации, выпрыгивающего текста. Использовать встроенные эффекты анимации можно только, когда без этого не обойтись (например, последовательное появление элементов диаграммы).
  • Нежелательны звуковые эффекты в ходе демонстрации презентации.

(14) Диаграммы

(12) Таблицы

Используемые инструменты

мастер диаграмм табличного процессора MS Excel или стандартные средства рисования пакета MS Office

текстовый процессор MS Word или табличный процессор MS Excel.

Ввод данных

Для ввода числовых данных используется числовой формат с разделителем групп разрядов. Если данные (подписи данных) являются дробными числами, то число отображаемых десятичных знаков должно быть одинаково для всей группы этих данных (всего ряда подписей данных)

При вставке таблицы как объекта и пропорциональном изменении ее размера реальный отображаемый размер шрифта должен быть не менее 18 pt.

(13)

Требования оформления

  • Данные и подписи не должны накладываться друг на друга и сливаться с графическими элементами диаграммы
  • Пропорциональное уменьшение размеров диаграммы, требует  увеличения размера шрифтов реквизитов с тем расчетом, чтобы реальное отображение объектов диаграммы соответствовало значениям, указанным в таблице.
  • Таблицы и диаграммы размещаются на светлом или белом фоне.
  • В таблицах не должно быть более 4 строк и 4 столбцов.
  • Ячейки с названиями строк и столбцов и наиболее значимые данные рекомендуется выделять цветом.

 (15) После подготовки компьютерной презентации полезно проконтролировать себя вопросами:

  • удалось ли достичь конечной цели презентации (что удалось определить, объяснить, предложить или продемонстрировать с помощью нее?);
  • к каким особенностям объекта презентации удалось привлечь внимание аудитории?
  • не отвлекает ли созданная презентация от устного выступления?

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРЕЗЕНТАЦИИ ПРОЕКТА

Критерии  оценки

Содержание оценки

1. Содержательный критерий (16)

  • правильный выбор темы,
  • знание предмета и свободное владение текстом,
  •  грамотное использование научной терминологии,
  • импровизация,
  • речевой этикет

2. Логический критерий (17)

  • стройное логико-композиционное построение речи,
  •  доказательность,
  • аргументированность

3. Речевой критерий (18)

  • использование языковых (метафоры, фразеологизмы, пословицы, поговорки и т.д.) и неязыковых (поза, манеры и пр.) средств выразительности;
  • фонетическая организация речи,
  • правильность ударения,
  • четкая дикция,
  • логические ударения и пр.

4. Психологический критерий (19)

  • взаимодействие с аудиторией (прямая и обратная связь),
  • знание и учет законов восприятия речи,
  •  использование различных приемов привлечения и активизации внимания

5. Критерий соблюдения дизайн-эргономических требований к компьютерной презентации (20)

  • соблюдены требования к первому и последним слайдам,
  • прослеживается обоснованная последовательность слайдов и информации на слайдах,
  • необходимое и достаточное количество фото- и видеоматериалов,
  • учет особенностей восприятия графической (иллюстративной) информации,
  • корректное сочетание фона и графики,
  • дизайн презентации не противоречит ее содержанию,
  •  грамотное соотнесение устного выступления и компьютерного сопровождения,
  • общее впечатление от мультимедийной презентации

 (21) Итак, мы рассмотрели особенности подготовки устной презентации проекта с опорой на слайды. Я надеюсь, что данный материал позволит подготовить более эффективные презентации учащихся и занять высокие рейтинговые места в олимпиадах и конкурсах.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Рекомендации по подготовке презентации проектов учащихся Подготовила учитель технологии Дубовкина Татьяна Александровна, МАОУ СОШ № 10

Слайд 2

Презентация В самом широком смысле слова « презентация» – это показ, предъявление широкой публике основных идей работы, популяризирующая акция В русском языке наиболее близким по смыслу является словосочетание «публичное выступление»

Слайд 3

Фразы, программирующие заинтересованность Задача презентатора - организации слушания его речи. «Это Вам позволит…» «Благодаря этому вы получите…» «Это позволит избежать…» «Это повышает Ваши…» «Это дает Вам дополнительно…» «Это делает вас…» «За счет этого вы можете…»

Слайд 4

Обращение к аудитории, подсознательно воздействующее на волю и интересы слушателей «Как Вам известно» «Уверен, что Вас это не оставит равнодушными»

Слайд 5

Подготовка устного выступления 1 этап: докоммуникативный (подготовка выступления) - формулировка темы 2 этап: коммуникативный (взаимодействие с аудиторией) состоит из трех частей - вступление (10-15% общего времени) - основная часть (60-70%) : от частного к общему, от общего к частному, принцип историзма - заключение (20-25%) 3 этап: рефлексивный (самоконтроль, репетиция выступления, подготовка к ответам на вопросы)

Слайд 6

Способы аргументации идеи проекта фото-, видеофрагмены аудиозаписи фактологический материал цифровые данные: таблицы и графики

Слайд 7

Принятые формы слов в выступлении глаголы настоящего времени во «вневременном» значении ( со значением инструкции ): «берут 5 ложек сахара», «соединяют детали изделия» возвратные и безличные глаголы (готовит, готовится) преобладание форм 3 -го лица глагола ( он, она, они ) форм несовершенного вида (выполнять , что делать? ) неопределенно-личные предложения (нет подлежащего: временно соединяют и стачивают…) корпоративный и специализированный жаргон или термины (если уверены, что аудитория поймет, о чем вы говорите) , с краткой характеристикой каждого из них, когда употребляете их в процессе презентации впервые.

Слайд 8

Подготовка презентации Презентация проекта Устное изложение с опорой на конспект или заранее подготовленные слайды или чтение подготовленного текста наличие плана выступления яркая, энергичная речь использование коротких фраз (не более 13 слов) о тсутствие сложных предложений, причастных и деепричастных оборотов передача информации по частям паузы в речи (каждые пять с половиной секунд (!) Компьютерная презентация, сопровождающая устное выступление количество слайдов адекватно содержанию и продолжительности выступления (5 минут – 10-12 слайдов) на первом слайде – тема выступления информация об авторе

Слайд 9

Подготовка компьютерной презентации Файл — Сохранить как — Тип файла — Демонстрация PowerPоint Стратегии подготовки презентации выносится опорный конспект выступления и ключевые слова помещается фактический материал (таблицы, графики, фотографии и пр.)

Слайд 10

Оформление презентации 2011-2012 учебный год Рис.2. Коллекция «Дорогами знаний» Рис. 1. Конкурс « Таганайские звёзды»

Слайд 11

Оформление презентации Числовые данные: если они являются дробными числами, то число отображаемых десятичных знаков должно быть одинаково для всей группы этих данных В таблицах отображаемый размер шрифта должен быть не менее 18 pt Таблицы и диаграммы размещаются на светлом или белом фоне

Слайд 12

Оформление презентации № п / п Материалы, инструменты Цена за ед. (м) Необходимое количество Стоимость 1. Ткань трикотаж с орнаментом (ч/сер) 350 руб. 2,4 м 840 руб. 2. Ткань трикотаж (мыш) 360 руб. 0,5 м 180 руб. 3. Нитки швейные (п/э) 12 руб. 1 шт. 12 руб. 4. Клеевая ткань 40 руб. 0,5 м 20 руб. Итого: 1052 руб. Себестоимость изготовления комплекта одежды спортивного стиля « Step up » Таблица 3.2

Слайд 13

Оформление презентации Таблица 2.1. Технологическая последовательность изготовления платья № п / п Наименование этапа Рисунок, схема, фото Оборудование, инструменты, приспособления 3. Соединить рельефные швы топа и юбки, обметать, приутюжить и разутюжить. Швейная машина Оверлок Ткань Ножницы Нитки Ручная игла В таблицах не должно быть более 4 строк и 4 столбцов

Слайд 14

Оформление презентации Данные и подписи не должны накладываться друг на друга и сливаться с графическими элементами диаграммы

Слайд 15

После подготовки презентации необходима репетиция выступления После подготовки презентации полезно проконтролировать себя вопросами: удалось ли достичь конечной цели презентации (что удалось определить, объяснить, предложить или продемонстрировать с помощью нее ?) к каким особенностям объекта презентации удалось привлечь внимание аудитории не отвлекает ли созданная презентация от устного выступления

Слайд 16

1. Содержательный критерий правильный выбор темы знание предмета и свободное владение текстом грамотное использование научной терминологии импровизация речевой этикет

Слайд 17

2. Логический критерий стройное логико-композиционное построение речи доказательность аргументированность

Слайд 18

3. Речевой критерий использование языковых (метафоры, фразеологизмы, пословицы, поговорки и т.д.) и неязыковых (поза, манеры и пр.) средств выразительности фонетическая организация речи правильность ударения четкая дикция логические ударения и пр.

Слайд 19

4. Психологический критерий взаимодействие с аудиторией (прямая и обратная связь ) знание и учет законов восприятия речи использование различных приемов привлечения и активизации внимания

Слайд 20

5. Критерий соблюдения дизайн-эргономических требований к компьютерной презентации соблюдены требования к первому и последним слайдам прослеживается обоснованная последовательность слайдов и информации на слайдах необходимое и достаточное количество фото- и видеоматериалов учет особенностей восприятия графической (иллюстративной) информации корректное сочетание фона и графики дизайн презентации не противоречит ее содержанию грамотное соотнесение устного выступления и компьютерного сопровождения общее впечатление от мультимедийной презентации

Слайд 21

Рекомендации по подготовке презентации проектов учащихся Подготовила учитель технологии Дубовкина Татьяна Александровна, МАОУ СОШ № 10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к таблицам "Техника выполнения различных видов резьбы"

А.В.Напалков Методическое руководство к таблицам « Резьба по дереву » « Техника выполнения различных видов резьбы » Пособие для учителей трудового обучения  общеобразовательных школ к...

Методические рекомендации по организации работы учащихся на уроках физики по формированию предметной и исследовательской компетенции.

Статья содержит рекомендации по организации деятельности учащихся на уроках физики при использовании технологии исследовательского обучения, ИКТ, применении тестового контроля....

Методические рекомендации по подготовке выпускников 11 классов к устной части ЕГЭ по английскому языку.

Методические рекомендациипо подготовке выпускников 11 классовк устной части ЕГЭ по английскому языку....

Методические рекомендации по подготовке к выполнению задания 3. Устная часть. ЕГЭ

Методические рекомендации по подготовке к выполнению задания 3. Устная часть. ЕГЭ...

Методические рекомендации по подготовке к выполнению задания 4. Устная часть. ЕГЭ

Методические рекомендации по подготовке к выполнению задания 4. Устная часть. ЕГЭ...

Методические рекомендации по подготовке выпускников 11 классов к устной части ЕГЭ по английскому языку

Методические рекомендации по подготовке к стной части ЕГЭ по английскому языку в 2018-2019 уч.гг....