Современные образовательные технологии
методическая разработка
В материале идет речь о причинах и истоках появления новых технологий в образовательной практике, дается общая характеристика с опорой на различные научные подходы и позиции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.55 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Чем обусловлена н еобходимость использования новых технологий в образовательной практике? Глобалицация Открытость Неопределенность
Римский клуб М еждународная неправительственная организация, объединяющая в своих рядах ученых, политических и общественных деятелей из многих стран мира. Создана в 1968 по инициативе итальянского экономиста, общественного деятеля и бизнесмена Аурелио Печчеи . Доклад «Нет пределов обучению» 1979 год
Римский клуб Доклад «Нет пределов обучению» Обучение понималось в широком смысле слова: как процесс приращения опыта – индивидуального и социокультурного Типы обучения: 1. Поддерживающее , или воспроизводящее 2. Инновационное , или развивающее Процесс и результат поддерживающего обучения направлен на поддержание, воспроизводство существующей культуры, социального опыта, социальной системы. Именно он и является традиционным. Процесс и результат инновационного обучения стимулирует инновационные изменения в существующей культуре, социальной среде Тип инновационного обучения помимо поддержания существующих традиций стимулирует активный отклик на возникающие перед человеком и обществом проблемы.
А ктивное применение современных технологий в образовательной практике может достичь следующих результатов Повысить качество образовательного процесса, сделать обучение и общение комфортным Оптимизировать расходы на обеспечение образовательного процесса Повысить уровень общей культуры молодого поколения в работе с информацией, техникой и людьми, над собой, делая его успешным и толерантным в жизни и профессии
Социальные предпосылки появления и активного применения новых образовательных технологий Усложнение социального заказа образовательным учреждениям - подготовка не просто самостоятельно мыслящих граждан, высококвалифицированных специалистов, компетентных в сфере будущей профессиональной деятельности, но и высоконравственных, духовно развитых и готовых к инновациям, совместной деятельности, общению и сотрудничеству, работе в нестабильных и быстро меняющихся условиях с проявлением инициативы и творчества
Социальные предпосылки появления и активного применения новых образовательных технологий У тверждение гуманистического приоритета в образовательных целях – личностного и профессионального развития личности будущего гражданина и специалиста в ходе реализации и усвоения государственного образовательного стандарта Г уманитаризация образовательной среды в единстве с активно развивающимися современными информационными и другими инновационными образовательными технологиями
Соотнесение понятий «метод», «методика», «технология» м етод , лежащий в основе той или иной технологии, раскрывает структурный аспект всех выполняемых действий стандарта м етодика реализуется в образовательной практике с помощью определенной системы методов и приемов технология обладает определенной системой предписаний, гарантированно ведущих к цели, т.е. инструментовкой всех действий для ее достижения
Технологический подход в образовании путь проектирования и применения технологий для решения разного рода образовательных задач Основные функции технологического подхода гностическая (познание отличительных свойств и признаков образовательных технологий) концептуальная (раскрытие сущности и определение специфики образовательных технологий) к онструктивная (конструирование и создание новых технологий для образовательной практики) п рогностичекая (различные стратегии, направления, способы и методы применения технологий в образовательной практике)
Общее толкование понятия « технология » — наука о мастерстве, от латинского techne — искусство, мастерство; logos — наука. Педагогическая технология есть комплексный интегративный процесс, включающий людей, идеи, средства и способы и управления решением проблем, охватывающих все аспекты усвоения знаний (Из документов Ассоциации по педагогическим коммуникациям и технологиям США).
Педагогическая технология это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (Из документов ЮНЕСКО) Педагогическая (образовательная) технология – это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам (Г.К. Селевко )
Педагогическая технология – осознанная, практически освоенная система целенаправленных операций, объективно дающая в рамках заданных условий проектируемый результат, независимо от индивидуальных особенностей субъектов, которые ее используют ( И.А.Колесникова ) Образовательная технология — это процессная система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам
диагностичность описания цели ( иными словами , цели урока должны быть описаны так , чтобы они определялись по четко выделенным критериям ); воспроизводимость педагогического процесса (в т.ч . предписание этапов , соответствующих им целей обучения и характера деятельности обучающего и обучаемого ); воспроизводимость педагогических результатов Признаки педагогической технологии
1 группа Технологии стандартного характера Главный результат здесь выражается в формировании известных знаний, умений и навыков, а рефлексивные процессы (анализ, осмысление, оценка) лишь используются человеком в качестве средств (естественно, необходимых и желаемых) для решения задач определенного содержания по тому или иному учебному предмету 2 группа Технологии рефлексивного характера , целью и конечным результатом которых является овладение субъектом способами самого рефлексивного мышления, надпредметными когнитивными умениями, которые бы в дальнейшем входили в интеллектуальный аппарат личности и применялись в процессе самостоятельных поисков и открытий Классификация педагогических технологий
По новизне в образовательной практике выделяют: традиционные и инновационные технологии, интерактивные технологии, новые информационные технологии, новые коммуникативные технологии, новые гуманитарные технологии Классификация педагогических технологий
В соответствии со структурой образовательного процесса выделяют следующие технологии: диагностики ; целеполагания ; управления процессом освоения учебной информации, применения знаний на практике, поиска новой учебной информации ; организации совместной и самостоятельной деятельности субъектов ( учебно –познавательной, научно-исследовательской, частично-поисковой, репродуктивной, творческой и пр.) контроля качества и оценивания результатов образовательной деятельности (технология оценки качества знаний, рейтинговая технология оценки знаний и др.) Классификация педагогических технологий
По основным видам и формам деятельности педагогов выделяют следующие технологии: задачная; игровая; проектирования; тестирования; организации групповой работы; организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности Классификация педагогических технологий
По доминирующим методам и принципам организации обучения выделяют технологии обучения: проблемного; модульного; дистанционного; развивающего; объяснительно-иллюстративного; программированного Классификация педагогических технологий
В образовательной практике могут использоваться следующие технологии, обеспечивающие профессионально-личностный рост субъектов: технологии развития критического и диагностического мышления; технологии развития профессионально необходимых качеств будущего специалиста; технологии развития интеллекта и креативности и пр. Классификация педагогических технологий
По критерию «парадигма образования» технологии распределяют на группы в следующих рамках: знаниевой парадигмы - технологии трансляции и усвоения знаний; информационной парадигмы – новые информационные технологии; деятельностной парадигмы – технологии организации учебно-познавательной, учебно-игровой, учебно-поисковой деятельности (технологии проблемного обучения, игровые технологии, технологии поэтапного усвоения знаний и др .) Классификация педагогических технологий
По критерию «парадигма образования» технологии распределяют на группы в следующих рамках: культурологической парадигмы –технологии организации диалога разных культур и точек зрения; личностно ориентированной парадигмы –технологии контекстного обучения, рефлексивного обучения, технологии «погружения»; проектной парадигмы – технологии проектирования образовательной программы, проблемной лекции, нового учебника, образовательной среды и т.д. Классификация педагогических технологий
Педагогическая деятельность, при всём её творческом характере, технологична, а значит должна строиться не только на вдохновении учителя, но и на определённых алгоритмах, циклах, модулях, т.е. всём том, что позволяет учителю «конструировать» образовательный процесс не «вообще», а применительно к его целям, задачам и условиям
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/08/picture-67840-1360333984.jpg)
Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе, информационных технологий
Всякое обучение по своей сути есть создание условий для развития личности. В своей практической образовательной деятельности я ставлю более конкретную цель - развитие индивидуальных ...
Выступление на педсовете по теме "Современные образовательные технологии" (технология современного проектного обучения)
Выступление на педсовете по теме "Современные образовательные технологии" (технология современного проектного обучения"...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/11/picture-89283-1349957415.jpg)
Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе, информационных технологий
Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе, информационных технологий...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/27/picture-203490-1361960743.jpg)
Использование современных образовательных технологий на уроках химии: личностно- ориентированные технологии и современный урок химии
Использование современных педагогических технологий во многом определяет уровень творческого подхода учителя к уроку иэффективность достигнутых результатов...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/05/picture-718624-1641403550.jpg)
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫСОКОГО КАЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИЛИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ.
Статья к науч-но практической конференции " Совершенствование организации образования, образовательных технологий и программ физического воспитания в условиях внедрения ФГОС и всероссийского физк...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/26/picture-1318205-1614343841.jpg)
Современные образовательные технологии на уроках биологии. Роль современных образовательных технологий
В современной России образование становится личностно-ориентированным, предусматривает обращение к сфере личных интересов и потребностей ученика. Сегодня ученик должен получить возможность выбора инди...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/06/picture-889971-1486369127.jpg)
Продуктивное использование новых образовательных технологий. Результативность использования современных образовательных технологий, в том числе ИКТ. Применение средств ИКТ, сетевых и дистанционных технологий для ведения документации и организации работы
В настоящее время в образовательном процессе активно создается возможность применение современных технологий, в основе которых лежат достижения научно-технического прогресса. Актуальность использовани...