Программа формирования мотивации к учебной деятельности.
материал на тему

Сорокина Галина Юрьевна

В работе показаны приемы деятельности учителя на уроке, представлены задания на упрочнения отдельных сторон мотивации и формирование мотивации на отдельных этапах урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_formirovaniya_motivatsii.doc28.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа формирования мотивации к учебной деятельности

1. Приемы деятельности педагога на уроке:

•        создание общей атмосферы сотрудничества и престижности получения знаний в классе;

•        включение обучающихся в коллективные формы организации разных видов деятельности;

•        привлечение обучающихся к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки;

•        занимательность изложения, необычная форма преподнесения материала;

•        эмоциональность речи педагога;

•        познавательные игры, ситуации спора и дискуссии на уроке;

•        умелое сочетание системы поощрения и порицания;

•        анализ жизненных ситуаций, разъяснение общественной и личной значимости обучения.

2. Специальные задания на упрочение отдельных сторон мотивации:

•        использование ситуации выбора (поощряется умение самостоятельно принять решение по выбору между творческим и репродуктивным заданием);

•        применение упражнений на целеполагание обучающихся в учении;

•        оценка педагогом усилий, прилагаемых школьниками при выполнении заданий, а не их способностей (в этом случае сравниваются успехи обучающихся с его прежними результатами);

•        использование заданий разного уровня, направленных на формирование устойчивости целей (заданий, рассчитанных на разные способности обучающихся).

3. Формирование мотивации на отдельных этапах урока

Общая задача педагога состоит в том, чтобы обучающийся был постоянно мотивирован к действию в течение всего урока.

В начале урока – исходная мотивация (что полезного и нового он узнает сегодня, где может применить изучаемое?).

В середине урока – мотивация удовлетворения от самого процесса учения (чередование разных видов деятельности, творческих, в меру трудных заданий).

В конце урока – мотивация завершения. Каждый ученик должен уйти с урока с положительным опытом мотивации (дифференцированное домашнее задание, оценочная деятельность самих обучающихся).

Процесс развития мотивации в учебной деятельности предполагает:

1. Периодическое исследование уровня познавательных потребностей в классе и корректирование системы мотивации с учетом данных анализа.

2. Обеспечение на каждом уроке:

•        разнообразия раздражителей органов чувств (осязание, обоняние), эмоциональных ощущений;

•        ухода от стереотипа в изложении материала (использование инновационных образовательных технологий);

•        постоянного поступления новой содержательной информации;

•        удовлетворения интереса на каждом этапе.

3. Предотвращение отвращения к обучению, вызванного отрицательной отметкой в начальной школе и на уроках изобразительного искусства, музыки, трудового обучения, физической культуры в основной школе. Работа на данных ступенях обучения должна оцениваться только за положительный результат. В старшей профильной школе этой цели служит зачетная система.

4. Обеспечение на каждом уроке развития "умственного аппетита" на выполнение достаточно сложных, но посильных познавательных задач.

5. Ведение преподавания с учетом профессиональной заинтересованности обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программированные задания, как средство формирования положительной мотивации к учебной деятельности на уроках природоведческого цикла в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Задания используются на уроках природоведения, геогрвфии, биологии в специальной (коррекционной) школе 8 вида. Такие задания можно использовать с целью повторения и закрепления изученного, а также про...

Формирование устойчивой мотивации к учебной деятельности посредством рейтинговой системы оценивания

Совершенствование системы обучения, стимулируемое социальным заказом общества, постоянно усложняет и требования к психологическому развитию выпускников школы. Поэтому важная задача сегодня...

«Пути формирования мотивации к учебной деятельности у школьников с ограниченными возможностями здоровья».

В настоящее время большинство педагогов рассматривают мотив как высшую форму регуляции деятельности. Ученые, изучающие проблему мотивации учебной деятельности, все чаще говорят и пишут о том, что для ...

Представление опыта работы по теме "Формирование устойчивой мотивации к учебной деятельности посредством рейтинговой системы оценивания"

В данном материале представлен текст выступления по защите опыта работы, презентация к выступлению и электронный журнал с использованием рейтинговой системы оценивания....

Формирование мотивации к учебной деятельности у школьников с ограниченными возможностями здоровья

Представлены материалы доклада на педагогическом совете (конспект и презентация)...

Презентация: "Роль родителей в формировании положительной мотивации к учебной деятельности.

Роль родителей в формировании положительной мотивации к обучению для ребенка неоспорима.Участие родителей в школьной жизни ребенка помогает ему справиться с новой ситуацией, родители могут подсказать ...