Творческий отчет
статья на тему
Предварительный просмотр:
Стаж моей педагогической работы составляет 33 года, их них 12 лет и 9 месяцев я работаю воспитателем Ялгинского детского дома школы.
Проблема, над которой я работаю, – «Формирование у воспитанников целостного и экологического мировоззрения и этических ценностей по отношению к природе», - имеет большое значение в связи с тем, что учреждения интернатного типа являются важнейшим звеном социализации детей, где среди других ценностей усваивается ценность осознания каждым ответственности за судьбу нашего общего дома – планета Земля, формируется мотивация правильного отношения к природе и к своему здоровью, т.к. состояние окружающей среды во многом обуславливает здоровье человека.
Мир природы – большая ценность для личностного развития человека: через призму экологических знаний и убеждений, чувств и поступков формируются нравственные, интеллектуальные, эстетические сферы личности, развиваются творческие способности.
В частности, в президентской инициативе «Наша новая школа» отмечается, что «ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур…»
Мной разработана программа по формированию экологической культуры у воспитанников 12-17 лет «Природа-наш дом», которая получила высокую оценку научно-методического совета детского дома-школы.
Целью деятельности по реализации программы «Природа – наш дом» является формирование у воспитанников личной позиции, готовности к принятию решений в пользу ценности окружающей среды.
Работая с детьми –сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, я заметила, что такие дети больше других склонны к общению с природой, и , что природа для них является той средой, где ребёнок раскрепощается, становится более наблюдательным, активным, любознательным.
За время своей работы я убедилась, что для успешной социализации и всестороннего развития личности важным является общение воспитанников с природой. Поэтому я посчитала необходимым выделить работу по формированию экологического целостного мировоззрения и этических ценностей по отношению к природе в отдельное направление своей деятельности.
В целях экологического образования проводятся целевые экскурсии по экологической тропе, которые выполняют познавательную, развивающую и оздоровительную функции: «Лес-памятник природы», «Этажи леса», «По заснеженным тропинкам».
Используемые формы работы: наблюдения, беседы, экскурсии, обсуждения и обыгрывание проблемных ситуаций, ролевые и экологические игры, участие в экологических акциях, помогают воспитанникам стать активными участниками воспитательного процесса, стимулируют их самостоятельность, творческую активность.
Проведённые мероприятия: беседа «Охрана природы - твоя обязанность», информбюро «Закон на страже природы», устный журнал «Человек и природа», заочное путешествие «По заповедным местам Мордовии», интеллектуальный марафон «Звери, птицы, лес и я – вместе дружная семья», клуб юных знатоков «Поговорим о братьях наших меньших» - не только способствовали расширению кругозора воспитанников, но и формированию нравственных качеств, поскольку природа неисчерпаемый источник для саморазвития.
Наряду с этим, я считаю, что на мне лежит ответственность за создание дружного коллектива под названием «семья», потому что именно здесь, в детском доме, дети должны научиться уступать, помогать друг другу, учиться быть среди людей, именно здесь дети должны научиться тому, что в дальнейшем поможет им в создании своей собственной дружной семьи. С этой целью были проведены различные мероприятия: устный журнал «Семейные традиции», беседа «Помни о тех, кто рядом с тобой», КТД «Делаем наш дом уютным», сюжетно-ролевая игра «Принимаем гостей», разговор по душам «Какой я представляю свою будущую семью», круглый стол «Как дружно жить в семье большой», сюжетно-ролевая игра «Распределяем обязанности в семье», практикум «Учимся гладить», комплексное занятие «Домашний уют. Что это?», информбюро «Семья это…»,семейный праздник «А семья – это всё», практикум «Планирование бюджета» и многое другое.
Продолжаю развивать и совершенствовать работу по семейным формам устройства детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Благодаря большой разъяснительной работе с родственниками Андрея З., мальчик был определён в приёмную семью.
Хочется, что бы мои воспитанники были здоровыми людьми, поэтому я провожу работу по сохранению и укреплению здоровья детей. Это различные оздоровительные мероприятия, тематические беседы, направленные на формирование здорового образа жизни и борьбу с вредными привычками. В целях профилактики наркомании, таксикомании, алкоголизма и табакокурения с воспитанниками систематически проводится как индивидуальная, так и групповая работа: беседы «Сигарета в твоих руках», «Алкоголь и потомство», «»Береги здоровье смолоду», «Правовая ответственность за употребление и распространение наркотиков», семейное собрание «Я и мои вредные привычки», час заинтересованного общения «Вирус сквернословия», беседа за круглым столом «Я выбираю здоровье», информбюро «Несколько золотых правил здорового образа жизни», дискуссия «Шаг в бездну» и др.
Среди моих воспитанников не зафиксировано случаев травматизма, практически воспитанники семьи не болеют простудными и вирусными заболеваниями. Возросла активность воспитанников в участии в спортивных соревнованиях на городском, республиканском и российском уровнях.
Своих воспитанников я вовлекаю в трудовую деятельность, прививая им навыки самообслуживающего труда. С этой целью проводятся различные практические и инструктивные занятия: «Учимся ухаживать за одеждой», «Ухаживаем за обувью», «Накрываем столы к обеду», «Учимся гладить и штопать», «Создаем уют своими руками», «Мастерство тому дается, кто весь делу отдается» и др. Одной из важных задач является – помощь подросткам в самоопределении, профориентации. Воспитанники должны чётко представлять, что подразумевает та или иная специальность, как она востребована экономикой страны или региона, поэтому большая работа проводится на повышение информированности воспитанников о мире профессий: экскурсии в различные учреждения, встречи с людьми различных профессий, информбюро «В мире профессий», «Самые востребованные профессии», «Профессии, которые мы выбираем» и др.
Нравственное воспитание нацелено на осмысление общечеловеческих ценностей, на осознание личной причастности к человечеству, понимание своего собственного «Я». Оно развивает рефлексию, формирует личность с правильной нравственной позиции, умеющую отвечать за свои поступки, жить в обществе, уважать общепринятые нормы и законы. Работая по данному направлению, я использую различные формы и методы: деловые игры, моделирование жизненных ситуаций, беседы, часы общения, разговор по душам и многое другое.
Особенно заинтересовали воспитанников такие мероприятия, как круглый стол «В человеке должно быть всё прекрасно», чтение о обсуждение рассказов на тему «Спроси свою совесть», деловая игра «Хорошие манеры»,устный журнал «Добрым быть совсем не просто», час общения «Дети и деньги» и др.
Большое внимание уделяю самоподготовкам, т.к. именно на самоподготовке воспитанники учатся работать самостоятельно, используя дополнительный и справочный материал. Подбираю упражнения и задания, направленные на развитие внимания, памяти, логического мышления.
Организовать процесс образования и воспитания, используя только традиционные методы, в настоящее время невозможно. Необходимо использовать информационно-коммуникативные технологии. Использование ИКТ помогает мне при подготовке к занятиям по разным направлениям: духовно-нравственное, гражданско-правовое, эстетическое, этическое и т.д., а так же позволяет расширить творческие возможности и оказывает положительное влияние на различные стороны развития воспитанников. Занятия с использованием ИКТ становятся намного ярче и динамичнее.
Интернет – ресурсы я использую для своего самообразования: знакомлюсь с нормативными документами Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства образования Республики Мордовия, посещаю сайты педагогических сообществ, для ознакомления с опытом других педагогов. С помощью сети интернет делюсь своим опытом с другими педагогами, зарегистрирована на нескольких педагогических сайтах, где опубликованы мои разработки:
1.Социальная сеть работников образования «Наша сеть»(http://nsportal.ru/):
- План – конспект самоподготовки с воспитанниками старшей группы детского дома.
- Час общения «Будь природе другом»
- Презентация к часу общения «Будь природе другом»
http://nsportal.ru/shkola/kraevedenie/library/2015/09/25/prezentatsiya-bud-prirode-drugom
- Статья «Выполнение режима дня воспитанником – залог его здоровья»
- Сценарий семейного праздника «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!»
2.Дистанционный образовательный портал «Продлёнка»2015г. (http://.www.prodlenka.org/)
- Статья «Выполнение режима дня воспитанником – залог его здоровья»,2015
- Час заинтересованного общения «Счастье – это быть с природой»,2015 г.
- Обобщение опыта «Социализация детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», 2015г.
http://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/dopolnitelnoe- obrazovanie/vospitanie/146062-socializacija-detej-sirot-i-detej-ostavshihsj.html
3.Сайт Ялгинского детского дома-школы (http://ylgahome.3dn.ru/)
- Сценарий семейного праздника «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!»(18.12.2014)
- План – конспект самоподготовки с воспитанниками старшей группы (22.12.2014)
- Презентация к мероприятию «России верные сыны» (02.03.2015)
- Устный журнал «ЭКО» (28.09.2015)
- Час заинтересованного общения «Счастье – это быть с природой» (28.09.2015)
- Представление педагогического опыта воспитателя ГБОУ РМ «Ялгинский детский дом -школа» по теме: «Формирование у воспитанников целостного экологического мировоззрения и этических ценностей по отношению к природе» (30.09.2015)
Создала в социальной сети работников образования nsportal.ru свой персональный сайт.
Принимаю активное участие в работе методического объединения, делюсь своим опытом работы со своими коллегами:
Выступления на МО:
- «Проблемы процесса вхождения в самостоятельную жизнь выпускников»
- «Отчет о планах самообразования»
- «Практическая направленность деятельности воспитателя в рамках реализации воспитательных программ»
- «Педагогика поддержки ребёнка в современном образовании»
- «Информация о реализации авторских программ (результаты итоговой диагностики, сравнения, выводы)»
- «Индивидуальный план самообразования»
- «Динамические изменения в развитии ребёнка»
- «Реализация программы»
- Проектная работа «Педагогика поддержки ребёнка в современном образовании»
- Обсуждение мероприятия: «Нас много, а планета у нас одна»
- Представление опыта работы по теме: «Формирование у воспитанников целостного экологического мировоззрения и этических ценностей по отношению к природе»
Были проведены открытые мероприятия:
1. Круглый стол «Нас много, а планета у нас одна».
2. Семейное собрание «Организованность и целеустремлённость – вот гарантия успеха».
3. День открытых дверей «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались».
4. Семейное собрание «Правила по которым мы живём».
5. День открытых дверей «Неразлучные друзья – взрослые и дети».
6. Открытая самоподготовка в средней и старшей группе.
7. Семейное собрание «Я и мои вредные привычки».
8. День открытых дверей «А семья – это всё…»
Одним из направлений методической работы является потребность в непрерывном профессиональном росте, своевременно прохожу курсы повышения квалификации педагогических работников, в мае 2014 года прошла повышение квалификации в Государственном бюджетном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования специалистов «Мордовский республиканский институт образования» по дополнительной профессиональной программе «Психолого- педагогические аспекты успешной социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе в период их постинтернатной адаптации».
Индивидуальной формой работы повышения профессионального мастерства является самообразование. Тема моего самообразования «Методы и формы социализации личности детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» связана с методической темой учреждения.
По данному направлению изучается литература, составлен план проведения открытых занятий, выступлений МО и педсоветах. Предоставила документы на подтверждение высшей квалификационной категории, одним из оснований для этого считаю активную позицию моих воспитанников и их достижения: результаты воспитанников в республиканских, городских и российских конкурсах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
творческий отчет учителя математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Творческий отчет подготовлен мною по итога работы за 2008-2011 учебные годы, преподавая математику детям с ограниченными возможностями здоровья....
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/21/picture-19233-1463854365.jpg)
Творческий отчет по теме самообразования «Изучение методов формирования коммуникативной компетентности младших школьников на уроках, индивидуальных логопедических занятиях средствами ИКТ».
Из опыта работы учителя – логопеда Чернопятовой Надежды Геннадьевны по теме самообразования «Изучение методов формирования коммуникативной компетентности младших школьников на уроках, индивидуальных л...
![](/sites/default/files/pictures/2012/04/03/picture-74500.jpg)
Творческий отчет по теме "игра как одно из средств развития творческих способностей учащихся" и разработка урока для 7 класса по этой теме.
Работа готовилась к школьной НПК. К творческому отчету была приложена презентация ( к сожалению не могу загрузить)...
творческий отчет по теме "Развитие творческого потенциала учащихся в условиях модернизации образования"
Творческий отчет учителя математики образвитиии творческого потенциала учащихся 5-9 классов сельской школы...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/15/picture-296759-1379243692.jpg)
Творческий отчет "Развитие творческих способностей через игровую деятельность"
Дополнительное образование относится к сфере свободного времени, но не перестает быть образованием, т.е. областью развития личности. Именно в дополнительном образовании можно использовать игровые техн...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/20/picture-300270-1382295900.jpg)
Творческий отчет "Применение ИКТ как один из путей формирования творческих способностей и использования здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания"
В докладе сделан акцент на применение ИКТ - технологий при разработке проектной деятельности на уроке истории и обществознанию....
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/31/picture-425661-1396230260.jpg)
Сценарий творческого отчета рок-группы «Оболочка» творческого обьединения «Альянс»
В данном материале представлен сценарий творческого отчета рок-группы "Оболочка" МБУДО "Центр дополнительного образования "Радуга г.Тайшета, 2017г....