Причины кризисных явлений в образовательной системе
консультация на тему

Антипина Юлия Юрьевна

Причины кризисных явлений в образовательной системе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_gotova_2.docx23.57 КБ

Предварительный просмотр:

Причины кризисных явлений в образовательной системе 

Антипина

Юлия Юрьевна

Учитель информатики

yuluya_2010g@mail.ru

Не только экономический мировой кризис у всех на слуху, но и кризис в самом образовании остается злободневной темой. Точнее будет говорить о кризисных явлениях в этой сфере - не чтобы преуменьшить масштаб, а потому что единого кризиса нет; скорее, это много разных кризисов, вызванных различными обстоятельствами. Глубинные причины происходящего связаны с тем, что пока не удалось разработать успешные новые модели образования.

 История развития мировой цивилизации позволяет утверждать, что наиболее приоритетной ценностью, обеспечивающей социальный прогресс общества, является образование. Оно имеет практическую значимость во всех сферах жизнедеятельности человека - от усвоения образцов культуры до профессионального исполнения различных форм труда. Все это диктует необходимость всеобщности и доступности образования для каждого человека.

Функциональные элементы системы образования, представляющие собой устойчивые связи структурных элементов возникают в процессе различных видов деятельности человека (профессиональной, научной, социальной и др.), и обуславливают ее движение, развитие и устойчивость.

Основным результатом функционирования системы является достижение заданных обществом социальных результатов, которые определены государственными стандартами образования.

Система образования должна обладать такими основными качествами как целостность структуры и взаимосвязанность ее элементов

Целостность заключается в том, что все элементы сложной системы служат общей цели. Их взаимодействие и взаимопроникновение являются объективной необходимостью, исключающей разрыв этих элементов.

Взаимосвязанность состоит в том, что изменение одного элемента системы приводит к изменениям остальных.

Изучавшим, хотя бы, основы теории общих систем, очевидно, что система сохраняет свою устойчивость к внешним и внутренним возмущающим факторам, если в ней установлены прочные связи между структурными элементами, причем на всех ее уровнях.

Проведенные ранее рассуждения на предмет исследования целей и результатов функционирования системы образования показали, что:

1) общесистемная цель как основной системообразующей параметр не

определена, а конкретизированные цели по образовательным областям (общее и профессиональное образование) определены с большой степенью приближения на качественном уровне;

2) результаты образования не связаны с целями образования, или связаны с большой степенью допущений;

3) отсутствие связи цель-результат приводит к невозможности оценки эффективности воздействия на процесс образования человека в условиях созданной образовательной системы.

Полученные выводы позволяют обоснованно предположить, что между другими элементами системы (стандарты, образовательные программы, учреждения образования, органы управления образованием) наблюдается разрыв связи. Следовательно, изменение одного элемента системы (например, стандартов) не приводит к изменениям остальных. Целостность и взаимосвязанность системы нарушена. Система не может функционировать как целостнообразование.

Основное противоречие состоит вот в чем: по форме образование по-прежнему остается массовым, однако современный образованный человек, чтобы преуспеть, должен обладать уникальными знаниями, компетентностью, умением выстроить свою карьеру. Как подготовить такого уникального специалиста с помощью массовых образовательных технологий? Проблема является не только российской - пока переход к новым принципам и образовательным технологиям полностью нигде не осуществлен.

Вековые культурные ценности заменяются суррогатами массовой культуры и превращают человека в безликое, агрессивное существо. Становится реальной угрозой деградации личности. Ряд исследований показывает, что в настоящее время более 60% взрослого и подрастающего поколения за год не прочитали не только ни одной книги, но и газеты. Можно было бы считать это личным делом каждого из нас, если бы не учитывать фактор влияния общей культуры и интеллектуального потенциала общества на его социальный прогресс.

Специалисты самых разных  отраслей знания,  анализируя последствия расширяющегося кризиса культурных ценностей,  экологического кризиса, нарастающих аномалий социально-политического развития,  преступность и рост различных форм девиантного поведения,  деструктивные процессы в социальных системах, приходят к выводу, что «указанные факторы угрожают распадом личности и социальной системы общества. Значит, существующие традиционные концепции образования становятся неэффективными. Необходим новый взгляд на образование как на подсистемный элемент мирового сообщества, мировой культуры,  части природного мира,  но взятого уже не в традиционно узком,  а в космическом измерении».

В условиях демократизации современных социальных систем, когда все большие массы граждан участвуют в принятии важных политических решений (например, путем участия в референдумах), такая интеллектуальная ограниченность не позволяет человеку сделать правильный выбор, видеть перспективы развития своей страны и всего цивилизованного мира.

Деградация усложняет человеческую жизнь. На сегодня распадается каждый второй брак, при этом люди  создавшую семью проживают совместно всего-навсего 3-5 лет, можно сделать  вывод: люди не умеют искать путей к согласию, не обладают способностью дезавуировать конфликты, как на микроуровне, так и на уровне социальных отношений, плохое поведение ребенка в школе, а именно от плохого поведения страдает и качество образования.

Качество образования - совокупность свойств образования, обуславливающих его способность удовлетворять определённые потребности  гражданина, общества, государства в соответствии с назначением этого образования.

Определение уровня подготовленности учащихся всегда относилось к разряду обязательных результатов образовательного процесса, а показателем подготовленности до недавнего времени служила отметка, выставляемая учащемуся на итоговой аттестации учителем или группой учителей. В идеале должен определяться уровень усвоения элементов содержания учебной дисциплины в соответствии с требованиями образовательных стандартов к знаниям, умениям и навыкам обучаемых. На практике, как известно, эти требования существенно различаются не только в разных образовательных учреждениях, но и среди учителей одной и той же школы. И это естественно, так как субъективный фактор при традиционных методах оценивания оказывает значительное влияние. Очень важным при анализе результатов обучения является выбор комплекса показателей качества подготовленности учащихся и качества образовательного процесса, обеспечивающих объективное и целостное представление о состоянии системы образования и ее составляющих. Попытки ученых и практиков найти ответы на вопросы о том, на какие показатели и критерии следует ориентироваться при его оценке, позволяют сделать вывод о неоднозначности различных подходов к трактовке этих понятий. Приходится констатировать, что показатели и критерии качества образования пока еще не полностью разработаны, чаще всего они увязываются с критерием эффективности функционирования образовательной системы.

Список используемой литературы:

1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. — М., 1985.

2. Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. - М., 1981.

3. Лялюгене И.Ю. Педагогическое единство социальной среды и школы как фактор системы воспитания школьников: Автореф. дисс. …канд. пед. наук. - Вильнюс, 1989. – 19с.

4. Педагогическая энциклопедия в 4-х томах. — М., 1966.

5. Педагогический словарь. — М.: АПН СССР, 1960.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОМПЬЮТЕРНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ ТЕМЫ «СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ» РАЗДЕЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

В данной презентации представлени материал, разработанный для темы "Световые явления" - 8 класс, учитывая психолого- педагогические особеннисти учащихся данного возраста, ФГОС.Планирование сотавлено п...

Выступление на педагогическом совете "Кризисные ситуации в образовательном процессе"

Цель педсовета: к концу педагогического совета участники 1. Получат представление о существовании проблемы подросткового суицида.2. Сформируют понятие о подростковом суициде, его видах, прич...

Особенности современной семьи. Кризисные явления в семейной сфере.

В статье дается опсание разрушительных тенденций современного мира и рекомендации как выйти из этого состояния, создать счастливую семью, опираясь на родство между поколениями и построением здоровых в...

Проектная работа учащихся 6 класса "Причина появления разносклоняемых существительных в системе склонений современного русского литературного языка"

Изучение склонений современного русского литературного языка начинается еще в младших классах. В пятом классе знакомство с этой морфологической категорией существительного продолжается, но на уровне п...

Навигатор поведения для педагогов в кризисной ситуации в образовательном учреждении

Алгоритм действия сотрудников образовательного учереждения в кризисных ситуациях....

Программа профилактики кризисных явлений

Особенности переходного возраста, а также сложные условия, в которых происходит взросление современной молодёжи: нестабильность семейного института, размытость моральных ценностей, которые уже не явля...