Модель образовательной системы профилизации образования, обеспечивающей новые образовательные результаты на основе индивидуализации образовательного процесса через построение индивидуальных учебных маршрутов
проект

проект по профилизации 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon проект197.5 КБ

Предварительный просмотр:

Модель образовательной системы

профилизации образования,  обеспечивающей новые образовательные результаты на основе индивидуализации образовательного процесса через построение индивидуальных учебных маршрутов

1. Введение

          Во ФГОС основного и среднего общего образования поставлена задача формирования взаимосвязи между предметным содержанием и личностью подростка, выхода обучающегося на деятельностный уровень образования, позволяющий ему успешно применять в жизнедеятельности освоенное предметное содержание. Поэтому закономерно, что на современном этапе  актуализировался общественный запрос на индивидуализацию образования и профилизацию школы.

           Индивидуализация образования становится одним из ключевых моментов инновационной деятельности в программе модернизации школы, которая старается отвечать на реальные вызовы времени, социальной жизни, родительские представления о развитии своего ребенка и собственные представления ребенка. Это порождает распространение идей о необходимости построения специфического педагогического сопровождения индивидуального развития школьников.

            Основным направлением достижения новых образовательных результатов педагогический коллектив МКОУ «СОШ № 7» г. Аши избрал стратегию индивидуализации образования как возможность обеспечения каждому обучающемуся права и возможности формировать собственные образовательные цели и содержание образования.  Накопленный в результате инновационной работы школы опыт подготовил педагогический коллектив МКОУ «СОШ № 7» г. Аши к структурно-содержательной модернизации обучения, что привело к моделированию гибкой системы внутришкольной профилизации  на основе составления индивидуальных образовательных маршрутов.  

          Выбор такой модели требует устранения ряда существенных противоречий:

- между разнообразием образовательных потребностей обучающихся и их родителей и возможностями традиционного профильного образования по удовлетворению их потребностей и развитию потенциала;

- между избирательностью образовательных интересов обучающихся и унифицированным учебным планом.

           Фактором подготовленности школы к реализации ФГОС можно считать готовность к устранению данных противоречий и формированию индивидуальных образовательных программ и планов, нацеленных на развитие личностного потенциала школьников, их самоопределения.

          Проектируемое на данной основе обучение  является многопрофильным, так как гарантирует реализацию основной образовательной программы школы на уровне каждого обучающегося исходя из его потребностей и интересов. Школа может быть в целом не ориентирована на конкретные профили, однако за счет увеличения числа предполагаемых профильных и элективных курсов предоставляет  обучающимся (в том числе в форме межклассных групп) в полной мере реализовать свои интересы и потребности (индивидуальные профильные образовательные маршруты).

             В рамках данной модели возможна разработка индивидуального учебного маршрута обучающегося, который становится этапом в реализации индивидуальной образовательной траектории, что делает такую организационную модель актуальной.

            Обучение по индивидуальным образовательным маршрутам в данном случае рассматривается не только как комплекс изменений в организации образовательного процесса, но, прежде всего, как проектирование условий, вызванных этими организационными изменениями и способствующих приобретению важных качеств личности, исходя из возрастных особенностей обучающихся. Изменения в образовательном процессе способствуют становлению компетенций самосовершенствования личности, социального взаимодействия, познавательной деятельности, компетенций деятельности (планирования, проектирования, моделирования, прогнозирования, исследовательской деятельности).

           В результате проектно-аналитической работы коллективом школы были сформированы основные принципы, условия и механизмы индивидуализации образования. Основными условиями индивидуализации образования в школе стали  наличие разнообразных образовательных ресурсов, ориентированных на разные категории обучающихся, возможность их неоднократного выбора и педагогическое сопровождение процесса самоопределения.

           У обучающихся при этом есть реальная возможность выбора образовательных ресурсов с ее планомерным возрастанием на каждой последующей ступени образования, причем условия для свободы выбора созданы во всех значимых сферах жизни обучающихся (личностное и профессиональное самоопределение, гражданская позиция, образ жизни). Выбор обучающихся носит осознанный и ответственный характер.

           Условиями реализации выбора в образовательном процессе школы являются:

- наличие широкого спектра индивидуальных образовательных траекторий обучающихся;

- поточно-групповая организация образовательного процесса;

- широкое применение проектных, исследовательских способов деятельности;

- информационно-коммуникационные и цифровые технологии;

- обеспечение сопровождения образовательного процесса;

- включение в образовательный процесс разных форм самостоятельной образовательной деятельности обучающихся (дополнительного образования, дистанционного обучения);

- наличие широкого культурного пространства (кружков по интересам, спортивных секций, общественных объединений).

2. Модель внутришкольной профилизации на основе индивидуализации образовательного процесса через построение индивидуальных учебных маршрутов

2.1. Технологические характеристики модели внутришкольной профилизации

         В целях определения структуры и направлений профилизации МКОУ «СОШ № 7» г. Аши  творческая группа учителей  разработала модель организации профильного и предпрофильного обучения в условиях конкретной школы.

         Объект исследования - процесс самоопределения и самореализации личности школьника в условиях выбора индивидуальной образовательной траектории.

        Предмет исследования – модель внутришкольной профилизации на основе индивидуальных учебных маршрутов.

         Актуальность исследования

           Проблема подготовки молодёжи к профессиональной деятельности, самоопределение и самореализация личности - одна из самых важных проблем в образовании, решение которой на протяжении многих лет ищут учёные-педагоги всего мира. Анализ мировых тенденций развития образования и его важнейшей составляющей профильного обучения свидетельствует, что основной поиск науки и практики ориентирован на развивающие возможности человека, успешность его социализации и адаптации. В изменяющемся мире (экономика, культура, профессиональный труд и другие сферы жизни) предусматривается включение учащихся в широкий спектр различных видов деятельности. Но в то же время наблюдается и направленность на некоторую заданную предопределённость, ограничивающую личностное развитие человека в процессе образования. Российская школа имеет немалый опыт по профильному обучению учащихся.

           Педагогический коллектив МКОУ «СОШ № 7» г. Аши стремится решать задачи всестороннего гармонического развития учащихся, подготовки молодежи к жизни в условиях современного общества. В основу работы педагогического школы положена личностно-ориентированная парадигма образования и воспитания. С этой целью были разработаны и апробирована система модулей, блоков, дополняющих учебные предметы и дающих возможность учащимся полнее и глубже раскрыть свои потенциальные способности, выявить интересы. Эти же задачи решает  широкий круг кружков, студий, секций, занятость внеурочной деятельностью. Углублять свои знания учащиеся могут также на занятиях факультативных и элективных курсов.

            Работа по созданию инновационной модели школы с предпрофильной и профильной подготовкой учащихся заложила основы для перехода к сознанию модели индивидуализации обучения в старших классах. К 2020 году был апробирован экспериментальный учебный план для обучающихся 10-11 классов, разработаны и апробированы программы элективных курсов, организована психолого-педагогическая поддержка предпрофильной подготовки обучающихся 6-9 классов, состоялись выпуски классов физико-математического профиля.

            Профилизация старшей школы предполагает появление реального многообразия в системе образования и реализацию права выбора старшеклассниками образовательных программ с учетом индивидуальных образовательных целей. Анализ проведенной в течение нескольких лет работы по профильному обучению, диагностики по выявлению интересов учащихся и запросов родителей выявил следующие противоречия:

- между образовательными потребностями молодых людей и их родителей и фиксированным спектром профильных учебных предметов по каждому профилю базисного учебного плана;

- между многообразием склонностей и способностей учащихся и ограниченным количеством самих учащихся.

        Решение этих противоречий в условиях модернизации общего среднего образования педагогический коллектив школы видит в организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных маршрутов, а в будущем - индивидуального учебного плана, которые наиболее полно реализуют идею индивидуализации обучения, максимального учета познавательных потребностей и особенностей личности, обучаемых и являются перспективной формой организации профильного обучения.

         Цель исследования: апробация модели профилизации старшей школы, используя внутришкольную профилизацию для обучения по индивидуальным учебным маршрутам.

              Для достижения данной цели следует решить следующие задачи:

- обеспечить в старшей школе возможность выбора образовательных программ в соответствии с индивидуальными потребностями школьников;

- выявить роль индивидуальных программ развития и саморазвития как основы организации учебной и воспитательной деятельности;

- усилить практическую направленность образования в школе II и III ступени;

- провести корректировку контрольно-оценочной системы, адекватной новым образовательным целям и направленной на модернизацию системы образования;

- совершенствовать условия для предпрофильного образования в 8-9 классах;

- совершенствовать организацию учебного процесса, использовать перспективные методы и формы проведения занятий, технологий обучения;

- разработать систему диагностики эффективности творческой, интеллектуально развитой личности;

- совершенствовать систему методической работы учителей профильных классов.

          Гипотеза: обеспечение процесса самоопределения и самореализации личности школьника в условиях выбора индивидуальной образовательной траектории будет проходить с максимальной отдачей для развития личности, если:

- в образовательном учреждении формируется развивающая среда, обеспечивающая благоприятные условия для реализации жизненных планов, потребностей и интересов учащихся, а также развития их творческого потенциала;

- содержание образовательного процесса строится на вариативной основе, обеспечивающей каждому ученику возможности самореализации в учебной деятельности, выборе индивидуальной траектории развития на основе индивидуального учебного плана;

- организуется диагностика интересов, склонностей и способностей детей и эффективности формирования личности ученика, которые в дальнейшем смогут определить характер и успешность образовательной деятельности учащихся;

- эффективно реализуется имеющаяся материально-техническая база учебно-воспитательного процесса.

        Предполагаемые результаты:

- повышение уровня самоопределения и самореализации обучающихся;

- сформированность у выпускников значимых личностных качеств, наличие которых предусматривается в каждом виде профессиональной деятельности;

- высокий уровень социальной адаптивности выпускников как результат соответствия их индивидуально-психологических особенностей и полученных универсальных учебных действий профилю выбираемой специальности;

- интеграция основного, общего и дополнительного образования;

- создание условий для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ.

Оценка результатов

Основные аналитические задачи:

- анализ соответствия проблемных задач с полученными результатами проведенной работы;

- анализ успешности совместной деятельности участников мониторинга.

Критерии:

- готовность педагогов работать в учебном году в профильных и предпрофильных классах.

- включенность педагогов в деятельность по реализации модели профильного обучения.

          Методы контроля:

- теоретический и проблемно-ориентированный анализ результатов учебно-воспитательного процесса;

- психологическая диагностика;

- наблюдение;

- анкетирование;

- анализ продуктов деятельности учеников и учителей.

           Принципы, положенные в основу модели внутришкольной  профилизации

           Вышеизложенные задачи и философская позиция школы предусматривают реализацию следующих принципов:

- принципа адекватности и перспективности, то есть рассмотрения образовательных запросов личности и общества с позиции их постоянного движения и развития, нацеленности на перспективу, обращение в будущее;

- принципа инвариантности и вариативности, обеспечивающего прежде все необходимый уровень базовой и профильной подготовки школьников;

- принципа интеграции и дифференциации, который указывает на необходимость обеспечения взаимодействия в школе всех компонентов и субъектов педагогического процесса с учётом особенностей этапов обучения, уровня интеллектуального развития учащихся, направления профильного обучения;

- принципа непрерывности и дискретности, определяющего необходимость профильного и предпрофильного обучения на всех этапах обучения учащихся в школе через конкретные приоритетные задачи;

- принципа мотивационного обеспечения и стимулирования, предполагающего осознание школьниками своих возможностей, понимание значимости выбора профиля обучения для дальнейшей жизни, стимулирование их участия в разнообразных видах деятельности, обеспечивающих их самопознание и самоопределение.

         Предполагается соединение и реализация всех рассмотренных принципов в комплексе, взаимодействии, взаимоусилении, взаимовлиянии, для того чтобы обеспечивать школе не только развитие профильного обучения, но и создание качественно новой системы образования, характеризующейся интегративностью, многоуровневостью, фундаментальностью, вариативностью, непрерывностью.

2.2. Условия, имеющиеся в МКОУ «СОШ № 7» г. Аши

           Переход к профильному обучению оказался возможным, так как в наличии у школы есть педагогические, ресурсные и организационные условия:

педагогические:

- наличие опыта работы по программам углубленного изучения предмета;

- наличие опыта предоставления ученикам выбора (курсов, программ, заданий, форм оценивания, форм контроля);

- наличие у учащихся опыта построения своего образовательного маршрута,  осознание личной значимости образования;

- знание учащимися своих познавательных возможностей и интересов, понимание смысла своего образования и его взаимосвязи с будущей профессиональной карьерой и личным жизненным успехом;

- наличие опыта диагностики познавательных интересов и возможностей учащихся, их склонности к тем или иным профессиям.

ресурсные:

- обеспечение равного доступа к получению образовательных услуг (в том числе дополнительных) для всех желающих учащихся;

- наличие квалифицированных педагогических кадров, имеющих опыт инновационной деятельности;

- учебно-методическое сопровождение (наличие учебно-методических комплексов по профильным предметам и элективным курсам, готовность учителя к их адаптации на профильный и базовый уровень);

- материально-техническое обеспечение программ профильного обучения (наличие библиотеки, современного оборудования предметных кабинетов, кабинета информационных технологий, обеспечивающего доступ к современным базам данных).

организационные:

- наличие опыта организации предпрофильной подготовки учащихся, в частности, через введение предпрофильных курсов по выбору;

- наличие внутришкольных механизмов комплектования 10-х профильных классов;

- наличие опыта введения накопительной оценки (портфолио учащегося), учитывающей разнообразные достижения учащегося, подтверждающей его учебные успехи и ориентацию на освоение того или иного профиля;

- наличие внутренних нормативных документов (приказов, распоряжений, положений, договоров) для организации предпрофильной подготовки и профильного обучения).

2.3. Основные этапы формирования профилизации школы

           Для обеспечения успешного самоопределения подростков спланирована  комплексная работа, которая включает:

- апробацию профильных, элективных, предпрофильных курсов;

- разработку форм и методов организации проектной деятельности учащихся;

- создание оптимальной схемы психолого-педагогического сопровождения профильного обучения;

- формирование индивидуальной накопительной оценки выпускника 9-го класса –«портфолио»;

- комплексный мониторинг учебно-воспитательного процесса в профильном классе.

           Предлагаемые меры по профилизации образовательного пространства предполагают изменения в содержании и формах педагогической деятельности участников педагогической деятельности. Для этого в МОУ «СОШ № 7» г. Аши осуществляется следующая поэтапная деятельность:

План  мероприятий по построению модели внутришкольной  профилизации по этапам

Мероприятия

Сроки

Исполнители

Диагностический этап

1

Изучение литературы по проблеме

 Январь-февраль

 Администрация, члены творческой группы

2

Ознакомление с опытом по данной проблеме.

Март

 Администрация, члены творческой группы

3

Анализ результатов изучения образовательных запросов потенциальных учащихся класса с профильными группами обучения.

Апрель

Администрация, педагог-психолог

 

4

Анализ возможностей школы по удовлетворению образовательных запросов школьников.

Апрель-май

Администрация школы

Прогностический этап

1

Предварительный выбор организационной модели обучения. Уточнение формулировок проблемы, целей и задач, гипотез, запросов родителей и интересов учащихся 9 классов.

 Апрель-май

 Администрация, члены творческой группы, педагог-психолог

Организационно-подготовительный этап. Организация самоопределения обучающихся.

1

Мероприятия по согласованию и утверждению модели обучения.

 Май-август

 Администрация школы, члены творческой группы

2

Разработка рабочего варианта учебного плана для выбора учащихся.

 Май.

 Администрация школы

3

Знакомство учащихся 9 классов и их родителей с рабочим вариантом школьного учебного плана. Вовлечение родителей в процесс самоопределения учащихся (родительские собрания, родительские классные часы и т.п.).

 Май.

 Администрация школы

4

Обучение школьников методике составления индивидуального учебного маршрута.

 Май

Заместитель директора по УР, классные руководители

5

Разработка индивидуального учебного маршрута учащимися 9 классов.

 Июнь

Заместитель директора по УР, классные руководители

6

Обработка и анализ данных индивидуальных учебных маршрутов учащихся и определение возможностей по их обеспечению внутри школы.

Июнь

 Администрация школы

7

Подготовка учебно-методического сопровождения профильного обучения по индивидуальным учебным маршрутам на учебный год.

 Июнь-август

Администрация, члены творческой группы

8

Педагогическая и психологическая диагностика (система мероприятий, направленных на самопознание).

 Июнь-август

Администрация, члены творческой группы

9

Развитие умений вырабатывать и аргументировать собственное мнение, принимать решения, планировать деятельность (тренинги, проектная деятельность).

В течение всего периода

10

Информационная работа, направленная на ориентирование учащихся в окружающей образовательной и трудовой инфраструктуре (информирование, взаимодействие учреждений при организации учебного процесса).

 Июнь-август

Администрация, члены творческой группы

11

Профориентационная работа, развитие способностей к социальному самоопределению учащихся.

В течение всего периода

Администрация

Практический этап. Подготовка педагогических кадров в ходе организации профильного обучения.

1

Работа проблемных групп учителей сменного состава («Формы и методы работы в профильном классе»);

В течение всего периода

Администрация, члены творческой группы

2

Проведение итогового опроса учащихся и родителей о планируемом профессиональном выборе, его причинах, об определяемом им запросе на изучение общеобразовательных предметов и дополнительных курсов.

Июнь – август

Администрация, классные руководители

3

Независимая оценка учащихся 9-х классов учителями, которые их учат и знают с точки зрения рекомендаций, продолжать либо нет обучение по тому или иному профилю.

Июнь

Администрация, учителя-предметники

4

Определение возможных профилей, которые будут востребованы десятиклассниками на основе учета множества факторов (семейные традиции, склонности учащегося, способности учащегося, мнение родителей, возможность продолжения образования и карьеры, рекомендации учителей, школьного психолога и др.).

Июнь

Администрация

5

Подача заявлений на обучение в профильном 10-м классе.

Июнь

Администрация

6

Рассмотрение заявлений на педагогическом совете школы

Июнь

Администрация, классные руководители, учителя-предметники

7

Формирование учебных групп по всем предметам и элективным курсам.

Июнь-июль

Администрация

8

Формирование учебного плана профильного класса. Составление расписания занятий учащихся 10 класса по индивидуальным учебным маршрутам.

Август

Администрация

9

Выявление мнения учащихся о распределении вариативного компонента учебного плана с учетом выбранного профиля. Окончательная коррекция планов.

Сентябрь

Администрация

10

Проведение семинаров, педагогических советов, практикумов по проблеме внутришкольной профилизации.

В течение года

Методическая служба школы

11

Организация работы по ранней профилизации с учащимися 7,8 классов.

Сентябрь-май

Администрация, педагог-психолог, классные руководители

12

Организация работы по предпрофильной подготовке с учащимися 9 классов: профориентационная работа, диагностика интересов, элективные курсы.

Сентябрь-май

Администрация, педагог-психолог, классные руководители

13

Апробация диагностического инструментария изучения эффективности обучения по индивидуальным учебным маршрутам.

Октябрь-июнь

Администрация, педагог-психолог

 

14

 

Разработка индивидуальных учебных маршрутов учащимися 10 классов на следующий учебный год.

Май

 Заместитель директора по УР, классные руководители

15

Обработка и анализ данных индивидуальных образовательных маршрутов учащихся и определение возможностей по их обеспечению внутри школы.

Июнь

 Администрация школы

16

Оперативная рефлексия процесса и результатов деятельности за учебный год.

Июнь

Администрация школы

17

Подготовка учебно-методического сопровождения профильного обучения по индивидуальным учебным маршрутам на учебный год.

 Июнь-август

Администрация, члены творческой группы

18

Формирование учебных групп по всем предметам и элективным курсам.

Август

Администрация

19

Составление расписания занятий учащихся 11 классов по индивидуальным учебным маршрутам.

Август

Администрация

20

 

Формирование информационно-методического фонда разработок педагогов.

В течение года

Методическая служба школы

21

Мониторинг учебно-воспитательного процесса.

В течение года

 Администрация

22

При планировании курсов повышения квалификации среди прочих выбор  направления «Организация профильного обучения».

В течение всего периода

Администрация

Предполагаемый результат:

- деятельностное освоение педагогом гуманистической парадигмы, перестройка логики преподавания предмета с сциентистской (предметноцентристской) на детоцентристскую, исходящую из потребностей и возможностей учащихся;

- освоение современных технологий и форм работы, обеспечивающих профильное обучение – проектный метод, блочно-модульный подход, портфолио, педагогическая диагностика.

Обобщающий этап

1

Обработка полученных данных.

Май-июнь

 Администрация

2

Анализ данных и получение выводов.

 Июнь

 Администрация

3

Написание отчетных материалов.

 Июнь-июль

 Администрация

4

Проведение конференции по результатам внутришкольной профилизации.

Сентябрь

 Администрация

            Результатом данной работы стало следующее:

- разработана модель управления процессом профилизации образовательного пространства МОУ «СОШ № 7» г. Аши;

- выделены структурно-содержательные блоки модели профилизации образовательного пространства МОУ «СОШ № 7» г. Аши;

- создан банк элективных и факультативных курсов предпрофильной и профильной подготовки МОУ «СОШ № 7» г. Аши;

- разработан перспективный план введения и развития предпрофильного и профильного обучения в МОУ «СОШ № 7» г. Аши;

- разработаны учебные планы классов естественно-научного профиля и  технологического профилей МОУ «СОШ № 7» г. Аши, формы отчетной документации.

2.4. Особенности форм и методов предпрофильного и профильного обучения в школе в рамках модели внутришкольной профилизации

        Процессуально содержание образования в школе рассматривается с трёх позиций:

  1. как педагогическая модель социального заказа;
  2. как дидактическая модель учебного предмета (т.е. учебный план);
  3. как учебный материал (т.е. программы, учебники, пособия).

Школьная творческая группа социально-педагогической адаптации и профориентации на основе результатов диагностического исследования жизненных сценариев школьников определяет набор учебных предметов по выбору учащихся, разрабатывает педагогам и школьникам рекомендации по моделированию индивидуальных учебных маршрутов, формированию профильных групп в режиме одного класса.

          Сочетание уровневой и профильной дифференциации, осуществляемое в рамках одного класса, обеспечивает разное содержание учебного материала, разный его объём, глубину погружения в него, обучение по разным учебникам, в том числе и  профильным.

          Работа в режиме уровневой и профильной дифференциации предполагает профессиональное владение педагогами методикой организации индивидуальной работы, включающей:

        а) предварительное изучение и выявление у школьников особенностей умственного и физического развития, уровня УУД, познавательных интересов;

        б) организацию целеполагания и планирование индивидуального развития ученика, которые могут быть оформлены в виде индивидуальных образовательных программ, включающих учебные занятия, самостоятельную работу, формы самоконтроля, график и способы отчётности о проделанной работе;

         в) подготовку индивидуализированных заданий и рекомендаций по их выполнению;

         г) индивидуализацию деятельности учащихся.

       Используются такие формы организации профильного обучения, как:

- модульное обучение по модульной программе на основе изучения содержания;

- учебное проектирование, в рамках освоения старшеклассниками технологии проектной деятельности;

- портфолио, позволяющего ученику самостоятельно систематизировать, обобщать и усваивать учебный материал в процессе профильного обучения по следующим разделам: портрет самого ученика, представленный в форме творческих работ, сочинений, рисунков; материалов диагностики; учебные материалы, подготовленные в ходе самостоятельного поиска; результаты и достижения ученика;

- дистационное обучение, обеспечивающее школьникам индивидуальный темп и тип учебного поведения, доступ к интернету.

          Содержание основного общего образования в школе сопровождается предпрофильной  подготовкой. Эффективное использование образовательных ресурсов за счёт расстановки акцентов в образовательных программах 10-11 классов позволяет  работать в структуре учебного плана профильной школы с двумя профилями:

        а) технологическим;

        б) естественно-научным.

       Этим профилям соответствует и набор учебных предметов, и их содержание. Ядро учебного плана – те предметы, которые рассматриваются в профессиональном ключе. Вокруг этого ядра группируются предметы прикладного обеспечения и общекультурные предметы и программы дополнительного образования.

          Всё это позволяет сделать вывод о том, что наша школа нацелена на отработку гибкой модели внутришкольной профилизации, ориентирующей школьников на два профиля в сочетании с профильным индивидуализированным обучением.

2.5. Составные компоненты модели внутришкольной профилизации

Инвариант

Вариатив

Внеурочная деятельность

Открытое образование

Образовательные ресурсы

Вариативные педагогические технологии

Активные и интерактивные методы обучения

Разноуровневые образовательные программы

Индивидуальные образовательные маршруты

Поточно-групповое обучение

Модульное обучение

Краткосрочные курсы по выбору

Учебно-исследовательская деятельность

Научно-исследовательская деятельность

Проектная деятельность

Пассивные профессиональные пробы

Моделирование

Конструирование

Социальные пробы и практики

КТД

Исследовательская деятельность

Проектная деятельность

Дополнительное образование

Социально-образовательные проекты

Активные профессиональные пробы

Реализация части образовательной программы в учреждениях дополнительного образования

Элементы дистанционного обучения

Дополнительное личное образование

Сопровождение выбора учащимися учебных групп, краткосрочных курсов, исследовательской деятельности и инновационных образовательных практик

Организация образовательных событий – форма совместной деятельности обучающихся, родителей и педагогов

2.6. Организация обучения на предпрофильной  и профильной ступенях

            Предпрофильная и профильная подготовка берут на себя компенсаторную функцию коррекции содержания образования в контексте повышения готовности старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению, к переходу на профильное обучение.

           В связи с этим администрация школы и творческая группа учителей по профильному обучению осуществляет работу по нескольким направлениям:

- пропедевтическая работа по профилизации с младшими школьниками;

- ранняя профилизация в параллелях 5-8-х классов;

- предпрофильная подготовка учащихся 9-х классов;

- профильное обучение в 10-11 классах.

             Младший школьник в силу возрастных особенностей еще не может делать осознанный выбор своего индивидуального пути в образовании. Поэтому в начальной школе организуется определенная среда и все дети погружены в нее. Места, где ребенок может быть инициативен, не проектируются для каждого ребенка в отдельности. Они проектируются для всего класса и все дети в них участвуют. А уже внутри этих подпрограмм предусмотрены разные уровни усвоения, разные степени включенности, разные виды деятельности.

             На ступени начального общего образования предполагается включение в образовательную программу  модуля проектной деятельности. Учитель, исполняя функции наставника, помогает включению ребенка в проектную, игровую, авторскую деятельности, организует индивидуальную и групповую самоподготовку учащихся; проводит индивидуальные и групповые консультации по анализу учащимися образовательных успехов и трудностей.

            В 5-х классах проектная деятельность обучающихся выходит за рамки учебной деятельности. Формируются  группы по интересам (возможно объединение обучающихся одного или нескольких классов). К каждой группе прикрепляется свой наставник. Вводится идея новой педагогической позиции – наставника, а не учителя, который обсуждает способы познания и трудности, возникающие на этом пути, педагога который не отвечает на вопросы, а задает их.

             Начиная с 7-го класса реализуется модель сопровождения индивидуальных образовательных проектов. Основное содержание сопровождения в данной модели заключается в том, что ученик реализует серию образовательных проектов, т.е. проектов, направленных на удовлетворение его образовательных потребностей. Проекты могут быть кратковременными и долговременными, локальными и связанными друг с другом, главное в том, что они строго индивидуализированы и прямо связаны с образовательными запросами ребенка. Наставник же создает условия для их эффективного осуществления и обеспечивает осмысление, осознание учеником способов его деятельности. В помощь обучающимся и наставникам в учебном плане школы предусматривается курс внеурочной деятельности «Проектория».

           Основными результатами сопровождения образовательных проектов учащихся являются, во-первых, освоение учеником проектной деятельности, формирование готовности обучающегося к самостоятельному проектированию, во-вторых, развитие познавательных интересов учащегося, их осознание, выстраивание образовательной истории и индивидуальных образовательных перспектив. К концу восьмого класса для подростка большое значение приобретает понимание того, что он может и должен выбирать приоритеты в своем образовании, определять цели долгосрочных перспектив своего образования.

         Также в 7, 8, 9 классах сложилась эффективная система предпрофильной подготовки, в основе которой выбор обучающимися уровня изучения предметов на углубленном, повышенном и базовом уровнях. Обучение ведется в образовательных потоках при наличии курсов по выбору и социальных практик, что позволяет выпускникам основной школы адекватно самоопределиться в продолжении образования и выборе профильных предметов в старшей школе.

       В рамках ранней профилизации учащихся параллелей 6-8-х классов с обучающимися проведятся разъяснительные беседы о целях, задачах, содержании профильного обучения, психодиагностические исследования для уточнения и конкретизации их склонностей и интересов, что служит основой для формирования групп предпрофильной подготовки на следующий учебный год.

           Индивидуализация в среднем звене состоит из ряда взаимосвязанных компонентов:

- проведения поточно-групповых занятий внеурочной деятельности (обучающимся предоставлено право выбора переходить из группы в группу). В таких группах обучающиеся выбирают не уровень обучения, а специфику изучения предмета, основанную на познавательном интересе или склонности самого школьника;

- проведение краткосрочных практико-ориентированных курсов по выбору;

- сопровождение выбора и самоопределения обучающихся: педагоги-предметники и классные руководители оказывают поддержку обучающимся в процессе выбора учебных групп и краткосрочных курсов, регулируют переход из группы в группу, организуют процедуру защиты продуктов, проводят с обучающимися беседы по результатам учебной деятельности, помогают составлять и анализировать портфолио, оказывают индивидуальную поддержку в процессе выбора исследовательской темы, постановке задач, применении методик исследования, рефлексии результатов, сопровождают обучающихся в предпрофильной подготовке;

- социальные практики, социально значимые акции, волонтерское движение, ученическое самоуправление, пассивные профессиональные пробы; благодаря организованному в деятельностном ключе компоненту социальных практик обучающиеся имеют возможность получить опыт социальной деятельности, у них формируются социальные компетенции и расширяется образовательное пространство.

           В параллели 9-х классов за счет школьного компонента базисного учебного плана осуществляется предпрофильная подготовка учащихся. Ее цель – выявление интересов, проверка возможностей учения по предполагаемому направлению. Это позволит учащимся при переходе в 10-й класс сделать сознательный выбор профиля.

           Для работы по предпрофильной подготовке учителями школы разработаны  программы предпрофильных курсов по нескольким направлениям:

Естественно-научное (курсы «Окружающий мир с точки зрения наук», «Экология», «Геоэкология», «Эволюция окружающего мира», «Физика в самостоятельных исследованиях»);

Гуманитарное (курсы «Деловой русский язык», «Азбука гражданина»);

Межпредметный элективный курс «Я выбираю профессию».

          Развивая эти направления, школа преследует следующие цели:

- способствовать созданию положительной мотивации обучения на планируемом профиле;

- помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы;

- заложить фундамент для формирования личного мировоззрения у каждого учащегося, помочь ученику осуществить осознанный выбор профиля обучения.

       В модели наиболее проработанными и системными являются образовательные процессы в старшей школе, где основными компонентами индивидуализации являются индивидуальные образовательные маршруты у 100% обучающихся, дающие возможность выбора изучения практически всех предметов базисного учебного плана на профильном уровне, нелинейное расписание учебных занятий, включение в учебный процесс образовательных практик, исследовательской деятельности, профессиональных проб.

          Индивидуализация обучения учеников 10-11 классов способствует не только повышению качества образования за счет дифференциации содержания образования, но и реализации личностного компонента – воспитания самостоятельности, ответственности, свободы выбора, сохранения здоровья обучающихся.

         Среди форм индивидуализации обучения наиболее используемыми являются:

- организация самостоятельной работы обучающихся в зависимости от их индивидуальных особенностей;

- создание постоянных или временных групп по какому-либо предмету, элективные курсы;

- разработка и реализация программ внеурочной деятельности обучающихся.

2.7. Организация мониторинга учебно-воспитательного процесса в профильном классе

     Общая схема организации мониторинга учебно-воспитательного процесса в профильном классе включает:

- вводный контроль знаний, умений и навыков учащихся профильного класса в начале учебного года;

- промежуточный контроль знаний, умений и навыков учащихся профильного  класса в середине учебного года;

- итоговый контроль знаний, умений и навыков учащихся профильного класса в конце учебного года.

           Мониторинг осуществлялся отдельно для каждого направления:

- для технологического направления – по физике и математике,

- для естественно-научного направления – по биологии и химии.

           Вводный контроль знаний, умений и навыков учащихся профильного класса имеет целью определить первоначальный уровень учащихся каждого направления. Это контрольные работы для физико-математического направления и тестовые задания для естественно-научного направления. Материалы подбираются в соответствии с программами основного общего образования.

           Промежуточным контролем знаний, умений и навыков учащихся профильного класса послужили тестовые задания, разработанные в соответствии с Положением о промежуточной аттестации.

            Вопросы для итогового контроля знаний, умений и навыков учащихся профильного класса взяты из материалов по форме ЕГЭ.

2.8. Перспективность модели

        Модель организации профильного обучения в школе отрабатывалась на основе изучения различных концепций и опыта участия образовательных учреждений различных субъектов Российской Федерации в апробации вариативных моделей профилизации школ.

        Методологической основой школьной модели организации профильного и предпрофильного обучения стали результаты мониторинга качества образования как средства школьного управления.

       Модель организации профильного обучения органически вписывается в образовательный процесс, обогащая его новым содержанием на всех этапах общего образования. Она предполагает использование преимущественно внутренних образовательных ресурсов школы в сочетании с социокультурными возможностями социального окружения школы, культурно-образовательной инфраструктурой г. Аши.

         Оптимальность данной структуры обеспечивается развитием личностно-ориентированного подхода в организации работы по профилизации образования, так как личность ученика, его неповторимая индивидуальность составляют главную и приоритетную ценность, от которой проектируются все остальные звенья образовательного процесса.          

      Эффективность вариативной модели внутришкольной профилизации обеспечивается организацией в рамках одного образовательного пространства структуры, необходимой для осуществления общего руководства качеством образования, методиками и процессами обучения,  ресурсами школы.

           Данная модель внутришкольной профилизации экономически эффективна, не требует дополнительных материальных затрат.  Она способствует полноценной социализации школьников, успешному их самоосуществлению.

            Модель перспективна, так как обеспечивает оптимальную организацию профильного и предпрофильного обучения в школе, модернизацию всех сторон её жизнедеятельности, повышение качества, эффективности и доступности образования всем категориям обучающихся.

3. Вывод

            В условиях профильного обучения в старших классах школе требуется решить две основные задачи, одна из которых – организационная, направленная на формирование и сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, а другая заключается в создании такого учебного пространства, которое позволит старшеклассникам в полном объеме реализовать свои учебные планы. От решения организационных и методических вопросов организации индивидуальной формы обучения зависит выбор организационной модели обучения

         Индивидуализированная модель обучения, прежде всего, должна рассматриваться как комплекс изменений в организации образовательного процесса, как необходимое проектирование условий, способствующих разработке возможных вариантов образовательных маршрутов обучающихся и формированию и становлению актуальных компетенций выпускника.

          Таким образом, суть организационных изменений, способствующих индивидуализации образовательного процесса, заключается в том, что у обучающихся появляется возможность формирования адекватной сделанному выбору самооценки, являющейся основным показателем зрелости личности и способствующей осознанному выбору дальнейшего образования, в том числе и профессиональному. Модель индивидуализации процесса обучения позволяет создать условия для проявления обучающимися активности и самостоятельности, атмосферу заинтересованности, стимулирования инициативности, оценивания деятельности обучающихся по особенностям достижения конечного результата.

           Задачей педагогов становится создание таких условий, которые обеспечат успешность самостоятельной деятельности старших школьников по достижению поставленной учебной цели и приобретению навыков самоорганизации; вариативность самостоятельной работы в рамках урока, формирование навыков от простых к более сложным, использование различных форм деятельности обучающихся, способности старшеклассника осознавать и оценивать результаты своего достижения.

            Форма обучения по индивидуальным планам способствует проявлению и формированию социально значимых качеств личности: коммуникабельности, умению работать в команде, креативности, толерантности. Кроме того, небольшой состав профильных групп позволяет педагогу использовать разнообразные средства и технологии обучения, а организационная предметно-поточная система обучения позволяет школьнику проектировать собственное время, что, соответственно, развивает чувство ответственности и заставляет обучающегося проводить постоянный самоанализ.

            Изменив форму обучения старшеклассников, возможно изменить и содержание образования. Основными направлениями деятельности педагога становятся не только изучение отдельных глобальных тем и проблем в рамках учебного занятия, но и учет междисциплинарного характера изучаемого материала, интеграция учебных тем и проблем, решение задач проблемного характера, формирование культуры мышления и исследования с помощью организации проектной и учебно-исследовательской деятельности школьников. В этом случае создается искусственная образовательная среда, в которой развиваются универсальные возможности обучающегося. При этом индивидуальный образовательный маршрут выполняет функцию конструирования образовательной деятельности – предоставляет возможность ученику самостоятельно определять, в какой последовательности, в какие сроки и какими способами будет реализована образовательная программа.

          Разработанный школой учебный план обеспечивает ярко выраженную направленность его на реализацию двухпрофильного обучения: технологического и естественно-научного профилей при равной роли первого и второго, что соответствует стратегической задаче школы, целям и задачам внутришкольной профилизации. Вместе с тем он даёт возможность получить всем выпускникам, независимо от уровней их интеллектуального развития, хорошее базовое общее образование, профессию в системе начального профессионального образования школы. Таким образом, обеспечивается возможность в будущем, по их желанию и выбору, получение среднего профессионального и высшего профессионального образования. Так создаётся возможность реализации концепции непрерывного образования – «образование через всю жизнь».

Список использованной литературы

1) Анненкова Н.В. Формирование нормативно-правовой компетентности педагогов в контексте реализации профильного обучения //Профильная школа, 2008, № 6, с. 41-46.

2) Анцупов, С. В. Индивидуальные учебные планы в профильном обучении: практика, успехи, проблемы / С. В. Анцупов, Т. Н. Богданова, Е. В. Иваненко // Школьные технологии. - 2019. - № 1. - С. 116-121.

3) Артемова Л.К. Профильное обучение: опыт, проблемы, пути решения // сайт «Профильное обучение в старшей школе», www.profile -- edu.ru.

4) Вопросы перехода на профильное обучение. Поиск новых технологий./Сост. Л.Б.Трифонова.-Томск: ГНМЦ, 2015.-114 с., ил.

5) Гурина И.А., Кулакова С.Ф. Развитие личности старшеклассников в условиях реализации профильного обучения //Профильная школа, 2008, № 5, с. 9-14.

6) Зильберберг, Н. И. Модели профильного обучения / Н. И. Зильберберг // Профильная школа. - 2013. - № 2. - С. 39—48.

7) Лернер, П. С. Модель самоопределения выпускников профильных классов средней общеобразовательной школы / П. С. Лернер // Школьные технологии. - 2013. - № 4. - С. 50-82.

8) Макотрова, Г. В. Индивидуальная программа развития старшеклассников в условиях профильного обучения / Г. В. Макотрова // Школьные технологии. - 2018. - № 6. - С. 104-108.

9) Масюк А.В. Профильное обучение как средство социализации выпускников общеобразовательных учреждений. // Профильная школа, 2018, № 3, с. 45-49.

10) Чернышев. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. - 80 c.

11) Юрловская, И. А. Педагогические пути и приемы индивидуализации обучения учащихся младших классов : автореф. дис. канд. пед. наук : 13.00.01 / И. А. Юрловская. - Владикавказ, 2016. - 21 с.

12) Ярулов, А. А. Индивидуально-ориентированный учебный план / А. А. Ярулов // Школьные технологии. - 2014. - № 6. - С. 136-154.

13) Ясвин, В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В. А. Ясвин. - М: Смысл, 2011. - 364 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педагогическом совете по теме "Стандартизация методов диагностики и построения индивидуального воспитательного маршрута обучающихся".

Индивидуальный воспитательный маршрут позволяет определить траекторию развития каждого учащегося с учётом его индивидуальных особенностей и уровня воспитанности....

Программа «Воспитание личности» на основе построения индивидуальных образовательных маршрутов

         Построение учебно-воспитательного процесса на основе индивидуальных образовательных маршрутов школьников предусматривает не только обучение по индивидуальным у...

Построение индивидуального образовательного маршрута с использованием дистанционных образовательных технологий.

Построение индивидуального образовательного маршрута с использованием дистанционных образовательных технологий является одним из эффективных способов внедрения личностно-ориентированного подхода ...

Открытое внеурочное занятие в рамках стажёрской практики по теме «Оптимизация образовательного процесса через интегрированную модель учебной, внеучебной деятельности и дополнительного образования» "Шаг в профессию"

laquo;Влияние культурно-исторического наследия на воспитание подрастающего поколения – как основа информационно-насыщенной социокультурной образовательной среды школы»...

Повышение качества подготовки выпускников на основе компетентностного подхода в условиях инновационной среды и реализации ФОП через построение индивидуальной образовательной траектории и развитие функциональной грамотности

Повышение качества подготовки выпускников школы во все времена являлось важной задачей, поскольку от качества образования зависит успешность дальнейшей жизни молодого поколения и развитие общества в ц...