Технология развития критического мышления
методическая разработка на тему

Вихарева Елена Александровна

Критическое мышление это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель технологии Вихарева Е.А. Выступление на педагогическом совете «Педагогические технологии»

Слайд 2

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

Слайд 3

Как же можно определить критическое мышление? (Д. Клустер ) Самостоятельность информация является отправным пунктом постановка вопросов и уяснения проблем убедительная аргументация –утверждение, доводы, доказательства, основание социальность

Слайд 4

Критичность ума – это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. Критическое мышление помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни, предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор, повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией, формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них, позволяет развивать культуру диалога в совместной деятельности.

Слайд 5

Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-ориентированного подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартам, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения. Современные образовательные технологии

Слайд 6

Технология развития критического мышления Цель технологии – обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в процесс обучения. Исходные научные идеи: Критическое мышление: способствует взаимоуважению партнёров, пониманию и продуктивному взаимодействию между людьми; облегчает понимание различных «взглядов на мир»; позволяет воспитанникам использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределённости, создавать базу для новых типов человеческой деятельности. Современные образовательные технологии

Слайд 7

Технология развития критического мышления через чтение и письмо разработана в конце XX века в США -Чарльз Темпл, Джинни Стил, Куртис Мередит В ней синтезированы идеи и методы отечественных технологий, коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной. Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма.

Слайд 8

Использование технологии развития критического мышления на уроках позволяет сформировать умения и навыки работы с информацией: находить, осмысливать, использовать нужную информацию; анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков. сравнивать явления и объекты, при этом самостоятельно выявлять признаки или линии сравнения; выявлять проблемы, содержащиеся в тексте, определять возможные пути решения, вести поиск необходимых сведений, используя различные источники информации

Слайд 9

1) Формирование нового стиля мышления 2) Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, коммуникативность, креативность, мобильность 3) Развитие аналитического, критического мышления. 4) Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации 5) Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.

Слайд 10

1– я стадия 2– я стадия 3– я стадия Вызов: – актуализация имеющихся знаний; – пробуждение интереса к получению новой информации; – постановка учеником собственных целей обучения. Реализация смысла: – получение новой информации; расширение знаний по теме – учащиеся соотносят старые знания с новыми, разрешение противоречий. Рефлексия: – размышление, рождение нового знания; – постановка учеником новых целей обучения.

Слайд 11

Стадия ВЫЗОВ Деятельность учителя Деятельность ученика Приемы и методы Направлена: - на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу; Ученик: - «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения); Составление списка «известной информации»: рассказ-предположение по ключевым словам; - активизацию их деятельности; - систематизирует информацию до изучения нового материала; систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы; - мотивацию к дальнейшей работе. - задает вопросы, на которые хочет получить ответы. верные и неверные утверждения и т.д. Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.

Слайд 12

Стадия ОСМЫСЛЕНИЕ Деятельность учителя Деятельность ученика Приемы и методы Направлена: - на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией; Ученик: -читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения; Методы активного чтения: - маркировка с использованием значков «v», «+», «-», «?» (по мере чтения их ставят на полях справа); -постепенное продвижение от знания «старого» к «новому»; -делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации. - ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов; поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы. На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа). Работа ведется индивидуально или в парах.

Слайд 13

Стадия РЕФЛЕКСИЯ Деятельность учителя Деятельность ученика Приемы и методы Учителю следует: -вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям, внести изменения, дополнения; Учащиеся: -соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержания. Заполнение кластеров, таблиц; -установление причинно-следственных связей между блоками информации; -дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации. систематизируют новую информацию по отношению к уже имеющимся у них представлениям, - выражают новые идеи и информацию собственными словами и т.п. возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.; - ответы на поставленные вопросы. Написание творческих работ На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.

Слайд 14

в чём же различия? Что принципиально нового несёт технология критического мышления? Элементы новизны содержатся в методических приёмах , которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности.

Слайд 15

Меняются роли педагогов и обучающихся. Ученики – главные действующие лица! Учитель- координатор! Важно не в готовом виде давать знания, а добывать их совместно!

Слайд 16

Высокая мотивация учащихся к образовательному процессу. Возрастание мыслительных возможностей учащихся, гибкости мышления, его переключения с одного типа на другой. Развитие способности самостоятельно конструировать, строить понятия и оперировать ими Развитие способности передавать другим авторскую информацию, подвергать ее коррекции, понимать и принимать точку зрения другого человека. Развитие умения анализировать полученную информацию.

Слайд 19

« Ключевые слова » - запишите всё, что вы знаете о познавательном объекте. ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________

Слайд 20

« Перепутанные логические цепочки » . Пронумеровать планеты в зависимости от удалённости от Солнца. Венера Земля Юпитер Меркурий Марс Сатурн Нептун Уран Плутон

Слайд 21

Т - таблица Отличительные признаки 1 объект Общие, одинаковые параметры для сравнения Отличительные признаки 2 объект Астероид Небесное тело Неправильная форма Каменистое тело Метеорит

Слайд 22

«Корзина» фактов

Слайд 25

КЛАСТЕР- ПАУЧОК

Слайд 26

«З» знаем «Х» хотим узнать «У» узнали

Слайд 27

Слова признаки отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие? Каким членом предложения являются и как подчёркиваются в предложении? Слова признаки отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие? В предложении являются второстепенным членом и подчёркиваются волнистой линией .

Слайд 28

«З» знаем «Х» хотим узнать « У » узна ли Кто такие археологи Что такое исторические источники Как работают археологи Как находят археологические памятники Какие существуют виды исторических источников

Слайд 29

«  » – уже знал « + » – новое « – » – думал иначе « ? » – есть вопросы

Слайд 30

Инсерт Проверка понимания и первичное закрепление. - Что было для вас знакомым из прочитанного? - Что нового вы узнали для себя из этого текста? - У кого есть вопросы по тексту? - Что осталось непонятным? «V» - уже знал «+» - новое для меня «-» - думал иначе «?» - не понял, есть вопрос Имя существительное -это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что? Имена существительные бывают мужского, женского или среднего рода. В русском языке шесть падежей: именительный, родитель ный, дательный, винитель ный, творительный, предлож ный. Есть имена существи тельные, которые не склоняются: пальто, метро, радио, кино, шоссе. Имена Существитель ные изменяются по падежам.

Слайд 31

Значки Ключевые слова  Колумб открыл Америку, но думал, что открыл новый путь в Индию + Конкиста – завоевание Колония – территория, потерявшая независимость – Думал, что Колумб открыл всю Америку, а он доплыл только до островов ? Почему после Великих географических открытий упали цены на золото и выросли цены на все товары

Слайд 32

Проблема : Выводы: Причина: Причина: факты: факты:

Слайд 33

Причины распада Древней Руси Междоусобные войны и борьба за киевский престол Усиление экономичес-кой мощи отдельных земель Отсутствуют тесные торговые связи между княжествами Не был определен порядок наследования киевского престола Различия территорий по природным и хозяйственным условиям Натуральное хозяйство Раздробленность на Руси была неизбежна

Слайд 34

1 строка: Тема одним словом (обычно существительное) 2 строка: Описание темы (два прилагательных) 3 строка: Описание действия в рамках этой темы (три глагола или деепричастия) 4 строка: Отношение к теме , чувства, эмоции (фраза из четырех слов) 5 строка: Повторение сути темы одним словом (синоним темы).

Слайд 35

Синквейн Почва Живая, неживая, Разрушают, беречь, выращивать 1см образуется за 300 лет! Земля-матушка

Слайд 36

Россия в 1900-1917 гг Россия царская, самодержавная воюет, подавляет, свергает эпоха мировой войны, революции, гражданской смуты сдвиг в российском обществе

Слайд 37

Н.В. Богатенкова Технология развития критического мышления на уроках истории и краеведения Н.В.Богатенкова // Пособие для учителей – СПб.: СПбГУПМ, 2001 Применение приемов и методов технологии развития критического мышления учащихся на уроках истории // Школьное историческое образование: творческий опыт и профессиональные размышления. – СПб.: СПбГУПМ, 1999. О. Загашев, С.И. Заир – Бек, И.В. Муштавинская, «Учим детей мыслить критически», СПб, 2003г., с.156 Технология развития критического мышления на уроке истории http://history-helpmy.blogspot.com/2010/04/blog-post_5385.html

Слайд 38

http://psychology.careeredublogs.com/files/2010/02/school.jpg http://www.grafamania.net/uploads/posts/2008-08/1219611582_7.jpg http://88.198.21.149/images/photoframes/2010/6/02/17/55/g2IP8mW0czgiqFNweb.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии критического мышления «Шесть шляп мышления» на уроках английского языка

Использование технологии критического мышления в реализации личностно-деятельностного обучения на уроках английского языка. Данная технология "Шесть шляп мышления даёт возможность достаточно продуктив...

"Формирование креативного мышления семиклассников на уроках русского языка средствами реализации технологии критического мышления через чтение и письмо"

В работе представлена система работы по формированию креативного мышления семиклассников на уроках русского языка средствами реализации технологии критического мышления через чтение и письмо. Дан...

Технология критического мышления. Методика «Шесть шляп мышления». Фрагмент урока.

«Шесть Шляп Мышления» (Six Thinking Hats) – вероятно, один из самых популярных методов мышления, разработанных Эдвардом де Боно. Этот метод позволяет структурировать и сделать намного более эффективно...

«Развитие творческого мышления обучающихся через технологию критического мышления на уроках немецкого языка в условиях внедрения новых образовательных стандартов»

В данной работе представлено обобщение опыта  по использованию технологии критического мышления на уроках немецкого языка....

Использование методики " Шесть шляп мышления" в рамках технологии критического мышления на уроках истории

Статья на тему использования методики шести шляп мышления на уроках истории. В статье дано краткое пояснение метода, разработанного английским писателем Эдвардом Боно и его возможное использование на ...