Выступление на педагогическом совете "Предметная олимпиада как средство развития интеллекта одаренных и талантливых детей".
статья ( класс) на тему

В данном выступлении задания олимпиады по русскому языку рассматриваются как средство развития интеллекта одаренных детей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА№66»

  ________________________________________________________________________________________

Выступление

на педагогическом совете

«Предметная олимпиада как средство развития интеллекта одаренных и талантливых детей».

Курбатова Г.В.,

учитель русского языка и литературы.

г.Рязань, 2016 г.

Обучение и воспитание одаренных детей является важным направлением в современной образовательной среде. Именно одаренные дети пополняют ряды национальной элиты нашего государства и способствуют экономическому и культурному развитию страны. Выявлению и развитию одаренных учащихся способствуют предметные олимпиады.  Они позволяют ученику познать и проявить себя, дают возможность самоутвердиться.

Олимпиады являются одной из наиболее массовых форм внеурочной работы по

учебным предметам и помогают готовить учащихся к жизни в современных условиях, и

прежде всего  –  в  условиях конкуренции. Сегодня  результаты участия  школьников  в

олимпиадах являются частью качественной оценки образования в школе, городе, крае, а

также одним из критериев оценки результативности труда педагога.  

Целями Олимпиады по русскому языку и литературе

являются:

- стимулирование интереса учащихся к русскому языку, литературе;

- расширение знаний школьников по предметам;

-  выявление учащихся, интересующихся русской филологией вообще и русским

языком в частности;

- создание определенной интеллектуальной среды, способствующей сознательному и

творческому отношению к процессу образования и самообразования;

-  расширение возможностей  оценки  знаний, умений  и навыков, полученных

учащимися в школьном курсе русского языка и литературы;

- активизация творческих способностей учащихся;

-  выявление учащихся, которые могут представлять свое учебное заведение на

последующих этапах олимпиады;  

- популяризация русского языка и литературы как научных областей и предметов школьной программы.

Задания, которые используются на школьном и муниципальном этапах

Олимпиады, условно можно объединить в два больших блока:  лингвистические  тесты и

лингвистические задачи.  

I. Лингвистические тесты.

К этому типу можно отнести задания, предполагающие  воспроизведение знаний

определённого раздела и демонстрацию навыков языкового разбора в рамках школьного

курса русского языка.  

Как уже говорилось, для выявления одаренных школьников, в перспективе способных

активно реализовывать себя в рамках избранной специальности, требуются  задания,

предполагающие  развёрнутый ответ,  который  демонстрировал бы  культуру письменной

речи.

Задания тестового характера могут проверять знание трудных случаев орфографии и

пунктуации, владение орфоэпическими и грамматическими нормами, навыки морфемного и

синтаксического разбора и т. п. (вставьте пропущенные буквы…, раскройте скобки…,

расставьте знаки препинания…,  подчеркните…,  выделите графически…, постройте

схему…, укажите номер правильного ответа… и др.).  

В тестовой форме могут быть предложены задания, позволяющие выявить широту

кругозора, знание истории русской письменности и русского языкознания, историко-

культурных сведений о языке, оценить словарный запас, знание семантики русских слов и

фразеологизмов, стилистических ресурсов языка и т. д.

1) Установите соответствие и впишите омонимы. (см. задание муниципального этапа).

 

К заданиям  тестового характера  можно отнести и те, которые требуют точного и

лаконичного ответа в утвердительной форме:

2) Можно ли образовать от слова горький простую сравнительную степень? Если да,

то как она образуется?

3) Напишите слова, в составе которых сохранились корни устаревших слов (в скобках

даны их значения):  скора (шкура), тук (жир), дребезг (осколок), лепый (красивый), ул

(проход).  

4) В каком русском корне наблюдается чередование   ы//о//а? Приведите примеры

слов с этим корнем.

Лингвистические задачи  –  это задания эвристического характера, требующие а)

знаний в разных областях русского языка, б) навыков морфемного, словообразовательного,

этимологического, морфологического и синтаксического анализа, в) языкового чутья и

лингвистической догадки, г) использования общих исследовательских приёмов (наблюдение,

описание, сопоставление, систематизация, обобщение).  

1) Прочитайте предложения, найдите в них все однокоренные слова и объясните свой

ответ.

1. Спортсмен, занимающийся метанием молота, намётанным взглядом оценил

расстояние до металлического ограждения. 2. Неприметная тропинка вела методистов в

здание, где им нужно было наметить цели семинара.  

2)   Определите значения  выделенных слов в данном тексте и  объясните их

происхождение: «Одни… в бархате щеголяют и на золоте ездят, а другие в  затрапезе

ходят да по целым дням не евши сидят. [Иванушка-то]... набил мамон мякиной - и прав...»

(М. Е. Салтыков-Щедрин «Добродетели и пороки»).

3)  Замените иноязычные слова  антитеза, секьюрити, имитация, форс-мажор,

паритет, кредо, брифинг  русскими синонимами.  Составьте предложениями с данными

заимствованными словами.  

4)  Составьте предложения со словосочетаниями  представить документы,

предоставить документы; представить отчёт, предоставить отчёт.  

Распределение заданий по темам чаще всего выглядит следующим образом.  

1)  фонетика и орфоэпия  (выявление специфики соотношения буква/звук,

применение орфоэпических норм, в том числе использование отступления от нормы как

средства художественной выразительности):  

Какой звук произносится на месте выделенных букв и почему? Оазис, боа, фламенко,

ватерполо, вето, радио.

2)  словообразование  (современное и историческое  членение слова  на

словообразовательные единицы и определение способа словообразования):  

Как образовано слово  однажды? Приведите ещё несколько слов, образованных с

помощью того же суффикса. Какое значение он имеет? Каково его происхождение?

3)  грамматика (разграничение грамматических форм слова, демонстрация умения

давать слову морфологическую характеристику в зависимости от его синтаксической роли в

предложении):  

Определите, какой частью речи является словоформа один в предложениях:

А) Все время она тихо разговаривала с одной пожилой дамой. (Ф.М. Достоевский).

Б) Мною руководят одни добрые чувства к этой девушке. (М.П. Погодин).

В) Эх, барчук, барчук, и как только ухитрились вы так обработать киргиза за одни

сутки. (И.А. Бунин).

4)  лексикология  и фразеология  (определение лексического значения слов одной

тематической группы; знание семантики готовых единиц русского языка – фразеологизмов):  

Какой фразеологизм встречается в данных текстах? Объясните  его значение.

Выделите в нём заимствованное слово. Знаете ли Вы, что оно означает? Для обозначения

какого числа использовалось это слово в древнерусском языке?

Смотри: Михайлов, Петров, Семенов, Алексеев, Степанов... не пересчитаешь:

наше имя легион! (Гончаров И. А. «Обломов»). Да, если много таких художников, как я, -

сказал Райский, - то таких артистов, как вы, еще больше: имя им легион! (Гончаров И.

А. «Обрыв»). Этот милый Свияжский, держащий при себе мысли только для

общественного употребления и, очевидно, имеющий другие какие-то, тайные для

Левина, основы жизни, и вместе с тем он с толпой, имя которой легион, руководящий

общественным мнением чуждыми ему мыслями... (Толстой Л. Н. «Анна Каренина»)

5)  графика и орфография  (определение причин ошибки; понимание  взаимосвязи

букв и звуков, роли  букв в слове; элементарные знания истории русской письменности):  

  а)  Расскажите, какие функции выполняет заглавная буква в русском языке.

Покажите на примерах. .

6)  функциональная стилистика  (теоретические знания в оценке выразительных

средств языка и практические умения в определении специфики и функции того или иного

выразительного средства или языковой единицы в предложении и тексте):  

Какое правило «нарушил» Н. В. Гоголь в построении предложений с однородными

членами? С какой целью это сделано?

1. Губернатор был большой добряк и даже сам вышивал иногда по тюлю.

2. Агафья Федосеева носила на голове чепец, три бородавки на носу и кофейный

капот с желтенькими цветочками.

7)  лексикография  (умение работать с лексикографическим материалом,  знание

структуры словарной статьи и специфики лингвистической информации, изложенной в том

или ином словаре).  

В задания Олимпиады часто включают древнерусский и

диалектный материал,  который  обязательно сопоставляется  учащимися  с материалом

современного русского литературного языка  (рекомендовано для следующих разделов:

лексика, фразеология, словообразование).  Школьники  путем наблюдения и

самостоятельного анализа языковых фактов должны  прийти к определенному выводу.  В

предлагаемых для сопоставления древнерусских и диалектных текстах сложные

грамматические явления, затрудняющие понимание, должны быть прокомментированы

составителями заданий.

В основе подготовки к олимпиадам должен лежать принцип системности и

непрерывности: подготовка к  интеллектуальным состязаниям  должна быть непрерывным

процессом, начинающимся ещё  в начальной школе.

Для подготовки участников муниципального этапа целесообразно разработать

отдельную программу и составить индивидуальный образовательный маршрут для каждого

члена команды. Как показала практика, хороших результатов можно добиться, организовав

дополнительные  занятия по русскому языку  с мотивированными учащимися в рамках

лингвистического кружка.

Достижению высоких результатов способствует соблюдение принципов подготовки к олимпиадам:

- систематическое проведение внеклассной работы по предметам, которые включены в олимпиадное движение;

 -обеспечение регулярности проведения олимпиад;

 -серьезная, содержательная и интересная подготовительная работа перед проведением каждой олимпиады;

- интересное содержание предметных соревнований;

 -организация анализа результатов олимпиад.

Олимпиада – это эффективная форма внеклассной работы по русскому языку и литературе.  Это не единовременное мероприятие в отдельно взятой школе, а целая система соревнований, в котором  выигрывают не только победители, но и участники.

Учащиеся нашей школы принимают активное участие и занимают призовые места в очных и дистанционных олимпиадах по русскому языку, литературе.

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Предметная олимпиада как средство развития интеллекта одаренных и талантливых детей. Выполнила: учитель русского языка Курбатова Г.В.

Слайд 2

Обучение и воспитание одаренных детей является важным направлением в современной образовательной среде. Именно одаренные дети пополняют ряды национальной элиты нашего государства и способствуют экономическому и культурному развитию страны. Выявлению и развитию одаренных учащихся способствуют предметные олимпиады

Слайд 3

Предметные олимпиады: 1. Позволяют ученику познать и проявить себя, дают возможность самоутвердиться. 2. Даже самые незначительные достижения порождают в ученике веру в свои возможности. 3. Служат развитию творческой инициативы ребенка. В данных предметных соревнованиях привлекательна возможность добровольного участия, необычность всей обстановки.

Слайд 4

Цели олимпиады по русскому языку и литературе: стимулирование интереса учащихся к русскому языку, литературе; расширение знаний школьников по предметам; выявление учащихся, интересующихся данными предметами; создание определенной интеллектуальной среды, способствующей сознательному и творческому отношению к процессу образования и самообразования; расширение возможностей оценки знаний, умений и навыков, полученных учащимися в школьном курсе русского языка и литературы ; активизация творческих способностей учащихся; популяризация русского языка и литературы как научных областей и предметов школьной программы.

Слайд 5

Задания к олимпиадам. Лингвистические тесты - задания, предполагающие воспроизведение знаний определённого раздела и демонстрацию навыков языкового разбора в рамках школьного курса русского языка. Лингвистические задачи - задания эвристического характера, требующие знаний в разных областях русского языка, навыка различных видов лингвистического анализа, использования общих исследовательских приемов. Задания к олимпиадам

Слайд 6

Лингвистические тесты. 1. Установите соответствие и впишите омонимы. 2. Можно ли образовать от слова горький простую сравнительную степень? Если да, то как она образуется? 3. Напишите слова, в составе которых сохранились корни устаревших слов (в скобках даны их значения): скора (шкура), тук (жир), дребезг (осколок), лепый (красивый), ул (проход). 4. В каком русском корне наблюдается чередование ы //о//а? Приведите примеры слов с этим корнем.

Слайд 7

Лингвистические задачи. 1) .Прочитайте предложения, найдите в них все однокоренные слова и объясните свой ответ. 1. Спортсмен, занимающийся метанием молота, намётанным взглядом оценил расстояние до металлического ограждения. 2. Неприметная тропинка вела методистов в здание, где им нужно было наметить цели семинара 2). Определите значения выделенных слов в данном тексте и объясните их происхождение: «Одни… в бархате щеголяют и на золоте ездят, а другие в затрапезе ходят да по целым дням не евши сидят. [Иванушка-то]... набил мамон мякиной - и прав...» (М. Е. Салтыков-Щедрин «Добродетели и пороки»). 3) . Замените иноязычные слова антитеза, секьюрити, имитация, форс-мажор, паритет, кредо, брифинг русскими синонимами. Составьте предложениями с данными заимствованными словами.

Слайд 8

Распределение заданий по темам:

Слайд 9

Принципы подготовки к олимпиадам: Системность и непрерывность. Составление индивидуального образовательного маршрута для каждого члена команды. Систематическое проведение внеклассной работы по предметам, включенным в олимпиадное движение. Серьезная, содержательная и интересная подготовительная работа перед проведением каждой олимпиады. Интересное содержание предметных соревнований. Организация анализа результатов олимпиады .

Слайд 10

Олимпиада – это эффективная форма внеклассной работы по русскому языку и литературе. Это не единовременное мероприятие в отдельно взятой школе, а целая система соревнований, в котором выигрывают не только победители, но и участники.

Слайд 11

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Участие в международных проектах и олимпиадах как средство развития познавательных способностей одаренных детей

"Участие в международных проектах и олимпиадах как средство развития познавательных способностей одаренных детей" - это тема методической работы учителя иностранного языка, которая была пр...

Участие в международных проектах и олимпиадах как средство развития познавательных способностей одаренных детей

"Участие в международных проектах и олимпиадах как средство развития познавательных способностей одаренных детей" - это тема методической работы учителя иностранного языка, которая была представлена н...

Выступление на педагогическом совете школы по теме "Развитие интеллектуальной одаренности учащихся средствами урочной и внеурочной деятельности".

В докладе раскрывается определение одаренности. Способность к творчеству-это талант, который дается от рождения единицам.  НО... целенаправленно развивать творческие способности можно у каждого ч...

Методическая разработка; Развития математического образования «Выявление и поддержка одаренных и талантливых детей»

   Выявление и поддержка одаренных и талантливых  детей – один из путей к Качеству образования как  одной из самых значимых ценностей современного человека. От качества обра...

приложения к добровольная общественно-профессиональная сертификации специалистов, работающих в сфере развития и поддержки одаренных и талантливых детей и молодежи

Подтверждающие материалы к добровольной профессиональной сертификации. 5 презентаций к пяти разделам. Файл должен быть не больше 3 МБ, позтому грамоты, благодарности идипломы мелкие....

Невская Образовательная Ассамблея 2022 Обмен опытом. "Поддержка одаренных и талантливых детей. Вариативность форм работы ГБНОУ "Академия талантов" СПб" Выступление на круглом столе "Построение образовательных траекторий в дополнительном образовании"

С 24 по 27 ноября  2022 года у нас в Санкт-Петербурге прошла ежегодная Невская Образовательная АссамблеяVI Всероссийская конференция "Парадигма инновационной системы образования: будущее рож...