в помощь учителю
презентация к уроку ( класс) на тему

Цыдыпова Туяна Цырендоржиевна

Презентации для учителя- подготовка к новому рабочему дню.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация-памятка: «Личностно-ориентированное обучение»

Слайд 2

“ Любое действие признается качественным только тогда, когда за ним стоит личностный смысл, внутренняя составляющая, что и обеспечивает внешнее, признаваемое другими качество этого действия”. И.С. Якиманская .

Слайд 3

Для реализации языковой толерантной личности, применяется технология основанная на личностно-ориентированном подходе к учащимся.

Слайд 4

Личностно ориентированное обучение (ЛОО) – это такое обучение, где в центре стоит ученик со своими личностными качествами, и процесс обучения строится в зависимости от возможностей и запросов ребенка, его желаний. ЛОО базируется на признании за каждым учеником права выбора собственного пути развития через создание альтернативных форм обучения.

Слайд 5

Личностно-ориентированное обучение нацелено на: Использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся; Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; Стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ; Использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания; Оценка деятельности ученика, не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения; Поощрение стремления находить свой способ работы (решения задачи); анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные; Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, создания обстановки для естественного самовыражения ученика.

Слайд 6

ЛОО на уроках бурятского языка и литературы заключается в выработке индивидуальных смыслов и обмене ими в рамках учебного взаимодействия на уроке . Это приобретает форму: Выражения отношения к изучаемому; Актуализации эстетических переживаний; Осознание собственных переживаний.

Слайд 7

Применение технологии ЛОО дает возможность решить проблему формирования положительной мотивации учения, повышения уровня познавательной активности учащихся и, как следствие более качественное усвоение знаний. Работа по данной технологии приводит к улучшению взаимоотношений «ученик-ученик», «ученик-учитель», терпимость, доверие.

Слайд 8

Требования к личностно-ориентированному уроку: использование разнообразных форм и методов; создание атмосферы заинтересованности; поощрение ученика находить свой способ работы; использование проблемных творческих заданий.

Слайд 9

Основные этапы личностно-ориентированного урока: проверка усвоения материала; самостоятельная работа; самоконтроль и самооценка результата; подведение итогов урока; контроль за усвоением знаний .

Слайд 10

10 Основные различия уроков: Материал однотипный Преобладают задачи упражнения, выполняемые по образцу . Материал практически не отражает различные источники получения информации и не стимулирует к самообразованию Доля творческих заданий мала (это дополнительный материал для « сильных » учеников) Чаще фронтальная или самостоятельная работа Материал разного вида, типа и формы. Преобладают проблемные, неоднозначные задания Имеется специальный вид материала: справочно-информационный и самообразовательный Большое количество творческих заданий или заданий с творческим продолжением Используется материал, рассчитанный на различные виды взаимодействия учащихся по ходу урока (парная работа, групповая)

Слайд 11

Индивидуальные разно уровневые задания для осуществления контроля за усвоением изученного . У-1 (с низким уровнем развития) У-2 (со средним уровнем развития) У-3 (с высоким уровнем развития )

Слайд 12

Личностно- ориентированное обучение –это важнейший принцип воспитания и обучения. Современное образование должно быть направлено на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, самореализации.

Слайд 13

Литература: 1 . Алексеев Н.А. Понятие личностно-ориентированного обучения. Завуч, 1999, №3. 2. Система повышения квалификации педагогических работников как фактор развития образования Агинского округа. Чита, 2003. 3. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 2000. 4. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного обучения. М., 2001. 5. E. полот


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Профессиональный стандарт педагога Т.Ц. Цыдыпова Енхор 2016

Слайд 2

Концепция и содержание В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Введение нового профессионального стандарта педагога должно неизбежно повлечь за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалификации. Профессиональный стандарт повышает ответственность педагога за результаты своего труда.

Слайд 3

Зачем нужен профессиональный стандарт педагога Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире. Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень. Стандарт – объективный измеритель квалификации педагога. Стандарт – средство отбора педагогических кадров в учреждения образования. Стандарт – основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем.

Слайд 4

Необходимость наполнения профессионального стандарта учителя новыми компетенциями: Работа с одаренными учащимися. Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования. Преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным. Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии. Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.

Слайд 5

Характеристика стандарта Профессиональный стандарт педагога – рамочный документ, в котором определяются основные требования к его квалификации. Общенациональная рамка стандарта может быть дополнена региональными требованиями, внутренним стандартом образовательного учреждения, в соответствии со спецификой реализуемых в данном учреждении образовательных программ.

Слайд 6

Область применения при приеме на работу в образовательное учреждение; при проведении аттестации педагогов образовательных учреждений региональными органами исполнительной власти, осуществляющими управление в сфере образования; при проведении аттестации педагогов самими образовательными организациями, в случае предоставления им соответствующих полномочий.

Слайд 7

Содержание профессионального стандарта педагога Часть первая: обучение Педагог должен : Иметь высшее образование. Демонстрировать знание предмета и программы обучения. Уметь планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность (самоанализ урока). Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков: лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.

Слайд 8

5. Использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников: со специальными потребностями в образовании; одаренных учеников; учеников, для которых русский язык не является родным; учеников с ограниченными возможностями и т.д. 6. Уметь объективно оценивать знания учеников, используя разные формы и методы контроля. 7. Владеть ИКТ-компетенциями.

Слайд 9

Часть вторая: воспитательная работа Педагог должен : 1. Владеть формами и методами воспитательной работы, используя их как на уроке, так и во внеклассной деятельности. 2. Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций. 3. Владеть методами музейной педагогики, используя их для расширения кругозора учащихся. 4. Эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды.

Слайд 10

5. Эффективно управлять классами, с целью вовлечения учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность. 6. Устанавливать четкие правила поведения в классе в соответствии с уставом и правилами поведения в образовательной организации. 7. Оказывать всестороннюю помощь и поддержку в организации ученических органов самоуправления. 8. Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их.

Слайд 11

9. Уметь строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей. 10. Уметь поддерживать конструктивные воспитательные усилия родителей (лиц, их заменяющих) учащихся, привлекать семью к решению вопросов воспитания ребенка. 11. Уметь защищать достоинство и интересы учащихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях.

Слайд 12

Часть третья: развитие 1. Готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья. Профессиональная установка на оказание помощи любому ребенку. 2. Способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития. 3. Способность оказать адресную помощь ребенку своими педагогическими приемами.

Слайд 13

4. Готовность к взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума. 5. Умение читать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.). 6. Умение составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального развития ребенка. 7. Владение специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно-развивающую работу. 8. Умение отслеживать динамику развития ребенка.

Слайд 14

9. Умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают. 10. Знание общих закономерностей развития личности и проявления личностных свойств, психологических законов периодизации и кризисов развития, возрастных особенностей учащихся. 11. Умение использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий. 12. Умение проектировать психологически безопасную и комфортную образовательную среду, знать и уметь проводить профилактику различных форм насилия в ОУ.

Слайд 15

13. Владение элементарными приемами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей учащихся, осуществление совместно с психологом мониторинга личностных характеристик ребенка. 14. Умение (совместно с психологом и другими специалистами) составить психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности учащегося. 15. Умение разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы развития с учетом личностных и возрастных особенностей учащихся .

Слайд 16

16. Умение формировать и развивать универсальные учебные действия, образцы и ценности социального поведения, навыки поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, навыки поликультурного общения и толерантность, ключевые компетенции (по международным нормам) и т.д. 17. Владение психолого-педагогическими технологиями (в том числе инклюзивными), необходимыми для работы с различными учащимися: одаренные дети, социально уязвимые дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, СДВГ и др.), дети с ОВЗ, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью.

Слайд 17

18. Умение формировать детско-взрослые сообщества, знание их социально-психологических особенностей и закономерностей развития. 19. Знание основных закономерностей семейных отношений, позволяющих эффективно работать с родительской общественностью

Слайд 18

Психолого-педагогические требования к квалификации учителя необходимо усвоить ряд фундаментальных понятий из психологии личности, возрастной и педагогической психологии, определяющих результаты образовательного процесса, степень развития метапредметных компетенций, уровень и показатели социализации личности, ее развития, в том числе следующие: Гражданская и социальная идентичность. Уважение прав и свобод личности. Система ценностей личности. Образцы и нормы просоциального поведения, в том числе в виртуальной и поликультурной среде.

Слайд 19

Показатели стадий и параметры кризисов возрастного и личностного развития. Развитие коммуникативной компетентности обучающихся. Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся. Формирование и становление учебной мотивации и системы универсальных учебных действий. Особенности освоения и смены видов ведущей деятельности. Формирование детско-взрослых сообществ. Становление картины мира.

Слайд 20

Методы оценки выполнения требований профессионального стандарта педагога Итоговая оценка профессиональной деятельности педагога производится по результатам обучения, воспитания и развития учащихся. Производя такую комплексную оценку, необходимо учитывать уровни образования, склонности и способности детей, особенности их развития и реальные учебные возможности.

Слайд 21

Так, в оценке работы педагога с сохранными, способными учащимися в качестве критериев могут рассматриваться высокие учебные достижения и победы в олимпиадах разного уровня. По отношению к учащимся, имеющим особенности и ограниченные возможности, в качестве критериев успешной работы педагогами совместно с психологами могут рассматриваться интегративные показатели, свидетельствующие о положительной динамике развития ребенка. (Был – стал.) Или, в особо сложных случаях (например, ребенок с синдром Дауна), о сохранении его психоэмоционального статуса.

Слайд 22

Оценивая профессиональные качества педагога, необходимо обеспечить обратную связь с потребителями его деятельности. В качестве таких потребителей выступают сами учащиеся и их родители. Отсюда следует, что оценка деятельности педагога выходит за узкие ведомственные рамки и требует закрепления организационных форм и соответствующего им порядка проведения, обеспечивающего общественное участие в этой процедуре.

Слайд 23

Оценка соответствия требованиям, предъявляемым к педагогу, может быть проведена посредством внутреннего аудита, включающего анализ планов и отчетов, посещение проводимых им уроков, или в иной форме. Сбор данных для оценивания может быть осуществлен посредством результативного опроса, выслушивания, наблюдений и анализа документов, записей и данных.

Слайд 24

Внутренние аудиторы образовательного учреждения должны назначаться из числа наиболее уважаемых и авторитетных педагогов данного учреждения и быть обучены принципам, процедурам и методам проведения аудитов. Объем и частота проведения внутреннего аудита в отношении конкретного педагога устанавливаются самой образовательной организацией, исходя из ее политики в области повышения качества образовательных услуг. Результаты внутренних аудитов должны учитываться при проведении государственной аттестации педагога и присвоении ему соответствующей категории.

Слайд 25

Заключительные положения Введение профессионального стандарта педагога предоставляет регионам РФ и образовательным организациям дополнительные степени свободы, вместе с тем накладывая на них серьезную ответственность. Региональные органы управления образованием совместно с профессиональным сообществом могут разработать дополнения к нему. В свою очередь, образовательные организации имеют возможность сформулировать свои внутренние стандарты, на основе которых нужно будет разработать и принять локальные нормативные акты, закрепляющие требования к квалификации педагогов, соответствующие задачам данной образовательной организации и специфике ее деятельности.



Предварительный просмотр:

Класс

6

В системе уроков – 5 урок

Темэ

«Олимпиин нааданууд»

Гол зорилго:

Зорилгонууд:

Практическа: Текст дээрэ хγдэлмэри, уншаха, удхыень ойлгуулха, хөөрэлдөө γнгэргэхэ, олимпиада тухай хөөрэлдэхэ.

hургалгын: текст  дээрэ γндэhэлэн, уншалгын дадал бэхижүүлхэ,  хари хэлэнэй γгэнγγдые зэргэсγγлхэ

Хγгжөөлгын: ухаан бодолыень хγдэлгэхэ, мэдэсыень γргэдхэхэ, аман хэлэлгэ хγгжөөхэ;

Хγмγγжγγлгын: эбтэй байхыень хγмγγжγγлхэ, бэе бэедэнь hайн хандаса хγмγγжγγлхэ, ондоо арадуудтай хани барисаа  бэхижγγлхэ.

Хэрэгсэл

Слайднууд,  олимпиада тухай зурагууд, фотозурагууд, компьютер, проектор

Хэшээлэй ябаса:

I. Хэлэлгын бэлэдхэл.

1.Эмхидхэлэй γе.

2.Хэшээлэй зорилготой танилсалга.

 Эдэ табан дγхэриг ямар нааданай hγлдэ тэмдэг болоноб?

Мγнөөдэр хэшээлдээ бидэ «Олимпиин нааданууд»тухай хөөрэлдөө γнгэргэхэбди, асуудалнуудта харюусахабди,

3. Хэшээлэй эпиграф:

Урагшаа!

Шэнэ орьёл

өөдэ дабшая!

(Вперёд!

К новым высотам!)

Тус эпиграф гансашье олимпиин наадануудта хабаатай бэшэ, харин хYн  бYхэн ажабайдалдаа хэрэглэхэ ёhотой.

4.Фон.зарядка:

Эрэ хүн түрөө хадаа

Эсэгынгээ нэрэ һанажа,

Түргэн шуранаар гуйхэб,

Тэн тэрээн барилдахаб.

Ванзатова Гэрэлма Ринчинимбуевна,
Улаан-Үдэ хотын 32-дохи һургуулиин
буряад хэлэнэй багша

    Фон.зарядка багша уншана.

    Хоороор уншалга.

    1-дэхи мγр уншалга. (2,3,4 мγрнγγдые ами аминдань уншалга)

    2-3 бэрхэ hурагшад уншана.

Б. Энэ шYлэг соо юун тухай хэлэгдэнэб?

(h. барилдаан тухай)

Б. -  Эрын гурбан нааданда барилдаан  ородог, Yшѳѳ ямар  нааданууд энээндэ хабаатайб?

(h: барилдаан, hур харбаан, мори урилдаан)

Б. – Олимпиин наадануудта  эрын гурбан наадан ородог  гY?

h. Ородог,  гансал мори урилдаан ородоггYй.

5. Речевая зарядка

Б. – Олимпиин нааданууд хаана бии болооб?

(Урда сагай Грецидэ)

Б. – 5 дγхэриг юу тэмдэглэнэб? (5 тγби)

Б. –Грецидэ спортын ямар зγйлӨӨр мγрысэдэг байгааб?

Б. – Эдэ YгэнYYд  юу тэмдэглэнэб? Оршуулжа шадаха гγт?  (Эдэ YгэнYYд олимпиин нааданай гол YгэнYYд болоно)

Быстрее, выше, сильнее...

  1. Антиципация.

II.  Текст дээрэ хγдэлмэри, уншаха, удхыень ойлгуулха, хөөрэлдөө γнгэргэхэ, олимпиада тухай хөөрэлдэхэ.

  1. Коммуникативная экспозиция

Б. – Эдэ тоонууд манда юун тухай хэлэнэб?  

h. – Олимпиада тухай.

Б.- Ямар хотодо унгэрхэб?

h. -Сочидо

Б. -Yбэлэй олимпиин нааданууд хэзээ унгэрхэб?

 h. –Росси гурэндэ, февралиин 7-23 болтор унгэрхэ.

Б. Хэды гурэнэй  айлшадые Сочи хото угтажа абахаб?

h. 85

Б. Тамиршад  ямар зуйлнуудээр   мурысэхэб?

h. Биатлон, бобслей, кёрлинг, хоккей, коньки, сана, шарга-мурысоонуудэй зуйлнуудээр мурысэхэ.

Б. муноо уедэ Олимпиин галай эстафетэ унгэрнэ.

    Эстафетын гал Улаан-Удэдэ хэзээ ерээб?

h. Ноябриин 22

Б. Олимпиадада элγγр энхэ, шадалтай  зонhоо гадна, бэе муутай хγнγγд,  инвалидууд хабаададаг гγ?

h. тиимэ, хабаададаг.

Тэрэ олимпиадые юун гэжэ нэрлэдэг бэ?

h. – Паралимпиин наадан.

Б: харана гYт, hурагшад,  эрэмдэг бэетэй зон нэгэшье сэдьхэл hанаагаараа унангYй, ажабайдалай уйдхар гашуудалда  абтангYй, эрмэлзэл ехэтэй урагшаа дабшан, олон элYYр  энхэ зондо жэшээ  болон,
«Урагшаа!

Шэнэ орьёл

өөдэ дабшая»,-гэнэ.

1. Предтекстовая работа.

А. шэнэ γгэнγγд: (обычный перевод, тренировка). Текстын толи γгтэнэ.

тγлӨӨлэгшэд- представители

дэмы болоогγй- не зря проведено

олтирог-остров

шγтэлгын-поклонение

һγлдэ тэмдэг-символ

дγхэриг-круг

тγби – континент

нангин гал-священный огонь

Ключевые слова:

     1 хуби.

Тγрγγшын олимпиин нааданууд

      2 хуби.

Олимпиин нааданай гол hγлдэ тэмдэг

      3 хуби.

Олимпиин нааданай нангин гал

2. Работа над текстом

А.. Багшын жэшээтэ уншалга. – Би уншахамни, таанад hайнаар  шагнагты. (установка)

Б. Асуудал. – Юун гэжэ ойлгообта?

Г. hурагшадай уншалга.(аман соогоо)

Д. 1-2 бэрхэ hурагшад уншана.

 - Вычленение единиц смысловой информации.

Слайд дээрэ мэдγγлэл бэшээтэй:  Олимпиин нааданууд эгээл түрүүн хаана болооб?. (hурагшад уншанад)

Б. Олимпиин нааданууд юундэ Афины хотодо болооб?

h.  үшѳѳ Урда Сагай Грецидэ Пелопоннескэ хахад олтирогой баруун талада оршодог шүтэлгын Олимпи газарта нааданууд болодог байгаа.

Б.  Олимпиин наадануудай гол hүлдэ тэмдэгынь юун болоноб?

h.  хүхэ, хара, улаан, шара ба ногоон үнгэтэй 5 дүхэриг болоно.

Б. Энэ духэригууд юу тэмдэглэнэб? Нэрлэгты.

h.Энэ дүхэригүүд хадаа  дэлхэйн 5 түбиин спортсменүүдэй нэгэдэл тэмдэглэнэ.

Б. Зуб, энэ hулдэ тэмдэг хунуудэй хани барисаа харуулна, дэлхэйн 5 тубиин арад зоной  нухэсэл гэршэлнэ.

Б. -Би мэдуулэл уншажа эхилнэб, таанар  саашань γргэлжэлγγлэгты.  

-Нэгэдэхи Олимпиин нааданууд…

-Энэ дүхэригүүд хадаа…

- Олимпиин нангин галые…

3. Текст хуряамжалга. Сокращение.

Б. – Таанар тγсэб табяад туршагты (гурбан логическа хуби)

   3 бγлэг – 3 хубида тγсэб табилга. Зураг бγхэнэй нэрэ  тγсэб боложо γгэнэ.

       Тγсэб табилга:

     1 хуби.

Тγрγγшын олимпиин нааданууд

      2 хуби.

Олимпиин нааданай гол hγлдэ тэмдэг

      3 хуби.

Олимпиин нааданай нангин гал

(Тусэб баримталан, hурагшад хоорэнэ)

Ж. Физминутка.

Гимнастика для глаз, олипиадын хугжэм доро багахан зарядка унгэргэхэ.

- Интерпретация

Б. –Та, ухибууд, булта муноо Олимпиин наадануудта  сэтгуулшэд боложо, интервью абахаяа ошобо гээшэт.  (нэгэ hурагша асуудал табина, нугоодэнь харюусана, бэлэн асуудал, харюунууд угтэнхэй)

Олимпиада тухай «Спорт-тамир» гээн сониндо хөөрөө бэлдэхэ

III. Хэшээлэй дγн.

-  

Сэгнэлтэ табилга.

Хэшээлэй эпиграф дээрэ хγдэлэлгэ.

Урагшаа!

Шэнэ орьёл

өөдэ дабшая!

   IV.Гэрэй даабари.  Олимпиада тухай «Спорт-тамир» гээн сониндо хөөрөө бэлдэхэ.  Убэлэй олимпиин нааданууд тухай зураг зураха.

Тγсэбөөр хөөрэхэ.  

1-дэхи слайд

2-дохи слайд

3-дахи слайд

4-дэхи слайд

5-дахи слайд

6-дахи слайд

7-дохи слайд

8-дахи слайд

9-дэхи слайд

10-дахи слайд

11-дэхи слайд

12-дохи слайд

13-дахи слайд

14-

дэхи слайд

15-дахи слайд

16-дахи слайд

17-дохи слайд

18-дахи слайд

19-дэхи слайд

20-дохи слайд



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республика Бурятия

АОУ ДПО РБ «Республиканский институт кадров управления и образования»

Разработка урока бурятского языка  

Тема: «Хγхэ набшаhад» В. Осеева

(6-й урок по теме)

Разработали: Цырендоржиева Д.П.

Бадмаева М.Г.

Гомбоцыренова Т.А.

Балданова В.Ц.

Доржиева А.Ж.

Баторова Е.Б.

Гомбоева Э.Ч.

Цыдыпова Т.Ц

г.Улан-Удэ

2012г.

Сэдэб: «Хγхэ набшаhад»(6-й урок по теме )

Зорилгонууд:

  1. Практическа: рассказ уншажа, удхыень ойлгожо шадаха бололго, хөөрэлдөө γнгэргэжэ шадаха бололго;
  2. Һургалгын: В. Осеевагай «Хγхэ набшаhад» гэhэн рассказтай танилсалга, шэнэ γгэнγγдые хадуужа абалга, хэрэглэжэ hургалга;
  3.  Хγгжөөлгын: хэлэнэй нөөсэ баяжуулга, анхаралыень хурсадхалга, ухаан бодолыень хγгжөөлгэ;
  4. Хγмγγжγγлгын: харюу Катида адли ябангγй, бэе бэедээ туhалжа ябахыень хγмγγжγγлгэ.

Хэшээлэй ябаса:

  1. Эмхидхэлэй γе:

Реч. зарядка:

I. Антиципаци

      а)  - Танай hанахада, юундэ энэ рассказ «Хγхэ набшаhад» гэжэ нэрэтэйб?

            - Байгаалида хγхэ набашаhад ургадаг гγ?

      б)  - Хэшээлэй зорилготой танилсалга

           - Хγндэ хγшэр γгэнγγдэй удхыень тайлбарилга:

Зγбшөөхэ-соглашаться

Һанаа алдаха-вздохнуть

Дγмэмжэ зурахаб-аккуратно буду рисовать

Ногоон зγлгэ-трава

       в) Текст уншалга

II. Текстын гол удхыень элирγγлгэ (Вычленение основной смысловой информации)

а) Асуудалнуудта харюусаха:

                   -Энэ рассказ юун тухайб?

                   -Лена Катиhаа юу абааб?

                   -Катя ногоон карандашаа γгөө гγ?

                   -Катиин эжы зγбшөөгөө гγ?

                   -Катиин аха зγбшөөгөө гγ?

                     -Катя Ленэдэ юун гэжэ хэлээб?

б) Текст сооhоо глаголнуудые тγγжэ бэшэгты.

(байба, байгаа, эрибэ, γгыш даа, хэлэбэ, hуруужаб, асууба, ерэбэ, зγбшөөгөө гγ, асуугаагγйб, асуугыш даа, бγ зураарай)

Эдэ глаголнуудай удхаар комикснуудые зурагты.

в) Упр. 36 х.39 Подбери соответствующие слова из текста и скажи.

-Ногоон карандашаа γгыш даа?

-Эжыhээ   … .

-Эжышни зγбшөөгөө гγ?

- …   …   … .

- …   …   …  .

-Ахаhаа асуугыш даа.

-Би дγмэжэ зурахаб.

- …   …   … .

г) Найдите и прочитайте фразы, предложения, подтверждающие нежелание отдать карандаш Лене.

д) Расскажите поступок Кати. Обсудите.

III. Текст хуряамжалга.(Сокращение текста)

а) Хубинуудта хубаалга.

б) Хубинуудай гол удха элирγγлжэ уншалга.

1. Ногоон крандаш γгыш даа.

2. Эжымни зγбшөөгөөгγйл даа, теэд ахаhаа асуугаагγйб.

3. Теэд өөрөө айнаб.

4. Баhа ехэ юумэ бγ зураарай.

IV. Интерпретаци (Тайлбарилга)

а) Асуудалнуудта харюусаха (Опора на речевые клише: Минии hанахада …, Би иигэжэ hананаб …)

  1. Энэ хоёр басагадhаа хэн танда hайшаагдааб?
  2. Катя юундэ таанадта hайшаагдаагγйб?
  3. Катя ямар басаган бэ? (Словесный портрет)
  4. Энэ текст уншаад, хγн ямар байха ёhотойб гэжэ hананабта?
  5. Энэ текст танай hонирхол татаа гγ?
  6. Энэ текстые ондоогоор нэрлэгты.
  7. Танай дунда иимэ ушар болоо гγ?

б) Катя Лена хоёрто таараха γгэнγγдые оложо бэшэгты:

Катя                                                            Лена

Һайн

харуу

тэсэбэритэй

муу

худалша

бэрхэ

Гэрэй даабари: текст уншаха, упр. 36 асуудалда харюусаха, нγхэрэйнгөө словеснэ портрет бэшээд ерэхэ.



Предварительный просмотр:

Хэшээлэй темэ:Диалектнүүдые зэргэс үү лгэ

Класс: 7

Хэшээлэй түхэл: шэнжэлэлгын,  комбинированна

Онол арга: бэдэрэлгын, шэнжэлэлгын (поисковый, исследовательский)

Хэшээлэй зорилго:  Шэнжэлэлгын дадал бэхижүүлхэ. Элдэб янзын литературна источнигуудһаа һурагшадай эрдэм мэдэсэеэ гүнзэгырүүлхэдэ ажал хүдэлмэри хэхэдэ таатай условинуудые бэлэдхэхэ.Шудалһан эрдэм мэдэсэеэ практика дээрэ нэбтэрүүлжэ һургаха.(Создать условия для самостоятельного приобретения знаний из разных источников. Учить применять полученные знания на практике). 

Метапредметна категори: мэдээсэл  

Хэрэгсэл: мультимедиа и проекционно оборудовани, толи, номууд

Хэшээлэй үрэ дүн:

1.предметнэ:

-текст дээрэ ажал, толёор номуудаар ажал;

2.метапредметнэ:

-шүүмжэлэлгэ хэхэ шадабари, структурировать, систематизировать материал;

3.личностно:

-шэнжэлэлгын шадабари хүгжөөлгэ развитие навыков исследовательской деятельности;

4.коммуникативна:

-бүлэгөөр ажал, өөрыгөө сэгнэлтэ, работа в группах, самоконтроль, самооценка.

п/п

Этап

урока

Хэшээлэй удха

Арганууд, технологинууд

1.

Эмхидхэлэй үе.

Зорилго.

-Сайн байна үхибүүд! Би таанадтай уулзаһандаа ехэ баяртай байнаб. Бидэ мγнөөдэр шэнжэлэгшэд болохобди. Юу шэнжэлжэ болохоб? Булта энэ хэшээлдээ олон юумэ мэдэхэ болохобди, булта һайнаар хүдэлхэбди.

технология сотрудничества

2.

Гол шата.

- Манай Буряад орондо олон аймагууд. Хэн ямар нютагайб? Таанадые ондоо аймагаар аяншалхадатнай тэндэхи байдаг зон таниие ондоо нютагһаа ерэһэн гэжэ мэдэжэ байдаг. Жаахан хγдоо байбал, тэндэ байдаг хγнγγд бэе бэеэ мэдэнэ, аяншалагшые ойлгоно ха юм даа.

- Хайшан гэжэ?

- Тэрэнэй хэлээр гγ?

- Бидэ мγноо хэшээлдээ юун тухай хоорэлдэхэбди ? ( диалект, хэлэлгэ тухай). Тиимэ, аймаг бүхэн өөрын диалект дээрэ хөөрэлдэнэ.

Бэрхэнγγд! Бидэ мγноодэр хэшээлдээ хориин, сонгол, баргажанай диалектнууд тухай хэлсэхэбди.

- Диалект гэжэ юун бэ? Һанагты даа?

- Зарим диалектнуудые аман хэлэлгэдэ мγноо болотор хэрэглэнэбди. Диалектнууд манай хэлэ ургэдхэнэ баяжуулна. Энэ манай нютаг бухэнэй тγγхэ,

- Хγн бγхэн оорын тγрэһэн нютагтай. Оорымнай нютаг хододоо эгээ һайхан, эгээ гоё .

Гоё гол мγрэнγγднай, ой хаданууднай, шубуудай дуунай аялга, тиихэдэ манай хэлэлгэ,   нютагай диалект дабтагдашагγй.

- Таанад ямар дγтэ байһан  аймагуудай диалектнуудые мэдэнэбта?

- Таанад юун гэжэ һананабта хориин, сартуул, баргажан нютагуудай хγнγγд оорынгоо диалект хэрэглэжэ хоорэлдоо хадаа бэе бэеэ ойлголсохо гγ?

Мγнөө γнэн болоһон ушар уншая.

 Хори нютагай Эрдэм хỴбỴỴн хамтын байрада байхаяа оробо. Хажуудахи Цырен-Доржо нỴхэрынь зэрэлгээтэ Зэдэ нютагай. Эрдэм баяртайгаар нỴхэрẖөө ẖурана:

- Ши, нỴхэр, ямар тосхонойбши?

Цырен-Доржо  досоогоо бодоно: «Энэ хỴбỴỴм намайгаа магазин очож, тос (тоẖон) ацар гэн гүй гү?

Одоо ямар зүйлын тос (тоẖон) абах юм бэ?(Асуудалнууд слайд дээрэ,

)

Энэ ушар хараад хоер залуушуулнай бэе бэеэ ойлгоогỴй. АягỴй байдалда ороẖон байна.

ỴхибỴỴд, юундэ энэ хоер хỴбỴỴд бэе бэеэ ойлголсожо ядааб? Таанадта энэ ушар ойлгосотой гỴ?

Проблемэ юунẖээ бии болооб?

(Ондо ондоо аймагуудẖаа ерэẖэн залуушуул бэе бэеэ ойлгосоогỴй. Хэрбээ бэе бэеэ ойлгоо ẖаа, ỴгэнỴỴд адли байха  байгаа.

Би таанадта диалектнэ ỴгэнỴỴдээр шэнжэлэлгэ Ỵнгэргэхыетнай дурадханаб. Тиихын тула аймагуудаар аяншалхабди. БỴлэг боложо хубаарая. Энэ текстнγγдые уншажа, ямар нютаг ошообта гэжэ ойлгоод хэлэхэт. Толи номуудые хэрэглэжэ болохо.(Багша номуудые толи харуулна).  Танай  зорилго.Текстẖээ  диалектнэ ỴгэнỴỴдые олоод,лексическэ, грамматическа,морфемнэ талаһаань шэнжэлэлгэ хэхэ.Өөрынгөө диалект дээрэ оршуулагты.

1 группа-. - Би Арюухан гэжэ нэрэтэйб.

 Минии аба эмшэн. Абамни дγшэн найматай. Эжымни багша. Эжымни дγшэн табатай. Би гурбан абгайтайб: Лыгжима, Зоригма, Жалма. Би ганса ахайтайб.  

2 группа- - Би Долсон гэжэ нэрэтэйб.

Минии ава жолоочон. Авам тавин юстэй. Минии эжы  наймаачан. Эжым дγчэн юстэй. Би   ганса адяатайб, ганса авгайтайб.

3 группа- - Би Баяр гэжэ нэрэтэйб. Минии баабай Бадма гэжэ нэрэтэй. Баабаймни ёрон гурбатай. Тэрэмни барилгашан. Эжымни дуушан. Тэрэмни ёртой. Эгэшэмни Дулма гэжэ нэрэтэй, ахамни Жаргал гэжэ нэрэтэй.

Асуудал: Ямар диалектна  ỴгэнỴỴд дайралданаб? Эдэ гурбан Улаан-Υдэдэ уулзаа һаа ойлгосохо гỴ? Юундэ? Ойлголсохын тула яаха хэрэгтэйб? (Толи хэхэ…..)

 ҺỴỴлдэнь хамта суглуулẖан     материалнуудаараа толи хэхэбди.

 ӨӨрынгөө ẖанамжатай хубаалдахадатнай ПОПС- формула туẖалха. Тобшололоо саарẖан дээрэ бэшэхэ.

П – позици (в чем заключается точка зрения) –би һананаб…

О – обосновани (доводы в поддержку позиции) - … юундэб гэхэдэ потому, что…

П- пример-жэшээ (факты, иллюстрирующие довод) - …жэшээнь…

С – следствие- дүн  (вывод, призыв к принятию позиции) - …тиимэһээ

ИКТ, личностно-ориентированная технология, диалоговое обучение

 ИКТ, диалоговое обучение, беседа, личностно-ориентированная технология

ИКТ, личностно-ориентированная технология обучения и воспитания, интегративное обучение, диалоговое обучение

проблемное обучение

ИКТ,  исследовательский метод, поисковый метод, личностно-ориентированная технология, модельный метод, метод «Учимся вместе»

3.

Түгэсхэл

Һурагшад  багшын  үгэһэн даабари  өөһэдөө дүүргэнэ.

-Ямар түгэсхэл  таанад  хэхэ байнат?

К каким выводам вы пришли?

Багша һурагшадай ажал ябуулга сэгнэнэ.

- Зай, мүнөөдэр хэшээлдээ…

-Мүнөө таанад хэшээлдээ өөдынгөө ажал сэгнэгты. Өөрынгөө ажал хараад, «+» гγ,али «-»табигты .

-Нютаг хэлэнүүд ехэнхидээ арадай аман зохёолдо дайралдадаг: онтохонууд,дуунууд соо. Сэдьхэлэйнгээ байдал ганса  хэлэлгээрээ дамжуулха бэшэ, мүн газаадахи онсо зүйлөөрөө: аяг зангаараа, байра байдалаа түхеэрэлгээрээ, хубсаһа хунараараа харуулдаг.  Нютаг хэлэнүүд тухай хөөрэлдэжэ байгаа хадаа, үгэнүүдэй һуури дээрэнь үндэһэлэн хэрэглэгдэдэг хадань, би танда энэ малгай үмдэхүүлээд үзэхэм. Тэрэниие үмдэжэ  үзэһэнэйнгөө удаа, мүнөөдэрэйнгөө хэшээл тухай тэдэнтэй һанал бодолороо андалдажа үзэгты. Дэмы бэшэ, малгай бүхэн өөр өөрын онсо үнгэ зүһэтэй  байдаг.

- Би танда  гэрэйтнай даабари үгэнэб.  

Оршон тойронхи γгэнγγдээр зэргэсүүлгэ хэжэ, толи зохёогты;

 (Өөрынгөө танилнуудһаа нютаг хэлэнүүдые бэдэрэжэ болохо),

 

Багша һурагшадтаа хамта ажаллаһанай түлөө һайниие хургэнэ.

–Һайн даа.Хэшээл дүүрэбэ.

.

личностно-ориентированно технологи, коллективная мыслительная деятельность, модельно  метод, метод «Һуранабди булта»

 ПОПС-формула,  самоанализ


Бурятский литературный

Цонгольский

Баргажан

Перевод

Эгэшэ, абгай

Загаһан

Шагта

Гүсэ

Нээхэ

Ажаа, адяа

Загас

Тобчо,  чагта

 Завьяа

онгойлгохо

Эгэшэ

Загууһан

Тобшо

Домбо

Неэхэ

Сестра

Рыба

Пуговица

Чайник

Открывать

Слово «отец»: Барг., Ага, Селенг., Джида, Шэнэхэн, Закамен., Петр Зав.- ава, совпадает с литературным (нормированным) языком. Кабанский, Еравна, Аларский, Баяндаевский –баабай. Отличаются по фонетическим признакам. Более мягче, мелодичнее звучит баабай, в отличие от короткого ава.

Слово «мать»: Джидин., Аларский- эхэ, Кабанский –эзи, Остальные районы- эжы. Различие в фонетике: согласн. Х-з-ж, конечные гласн. э-и-ы.

Среди Аларских говоров встречается маама. Об этом пишет Ц.Б. Будаев в своей работе «Бурятские диалекты» «Почти во всех бурятских диалектах встречаются русизмы мама, папа.(в основном в речи детей и молодежи) вместо общепринятых эжы, ава. (Ц.Б. Будаин «Бурятские диалекты опыт даихронического исследования», Новосибирск, 1992г.с. 117)

Слово «сестра»: Ага, Шэнэхэн – абжаа, это обусловлено тем, что в Китае в основном выходцы с Агинского округа. Заиграевский р. – хээтэй. Баргузинск.р., Закаменский р., Баяндаевский р. Иркутской об. – эгэшэ, совпадает с литературным языком. Джида, Селенга – адяа. Еравна – абгай. Аларский р. Иркутской обл. – састай. Кабанский р. – дядяй, няанай, наблюдается влияние русизма. Петровский Завод – баабай, а в Кабанском, Еравнин. р. Бурятии, Аларском, Баяндаевском районах Иркутской обл. - баабай означает отец. Именно в слове «сестра» имеется различие корневых элементов и если не знать диалекты родо – племенных групп, то можно при общении не понять друг друга.

Слово «старший брат»: Джидинский р. –абгай, совпадает с диалектным словом некоторых районов, обозначающее женское лицо. Баргузинский р. – аха. Остальные респонденты называют старшего брата - ахай, совпадает с литературным яз.

Слово «младший брат»: Джида – заахан абгай, совпадает с диалектным словом некоторых районов, обозначающее женское лицо. Кабанск- мукуу, отхон. Слово мукуу по фонетическим признакам похож на ласкательное слово хоринского диалекта «мухаа». В литературном языке «Отхон» обозначает самого младшего в семье. Баргузинск.р.- бишихан аха. Остальные респонденты называют младшего брата - дүү хүбүүн, совпадает с литературным яз.

Слово «Младшая сестра»: Джида – заахан адяа,. Кабанск-,отхон,мукуу. Слово «мукуу» по фонетическим признакам похож на ласкательное слово хоринского диалекта «мухаа». В литературном языке «Отхон» обозначает самого младшего в семье. Баргузинск.р.- бишхан эгэшэ. Остальные респонденты называют младшую сестру - Дүү басаган, совпадает с литературным яз.

Дедушка с материнской стороны: Петровский завод, Ага, Шэнэхэн, Баргузин – нагаса аба, совпадает с литературным языком; Закаменск –таабай;. Селенгинск.р., Заиграевск.р., Еравниниский р- нагаса баабай; Кабанский р.-холын төөбий; Джидинский район – нагаца үбгөө; Баяндаевский, Аларский – γбгэн аба; По фонетическому составу совершенно другие слова.

Бабушка с маминой стороны: Баяндаевский, Аларский р. Иркутской обл. – нагаса төөдэй, по классификации Будаева Алара-Тункинский диалект; Закаменский р.- төөби. Кабанский р.- холын төөдэй. Джидинский р – нагаца эмгэй. Остальные р. – нагаса эжы, совпадает с литературным языком.

Дедушка с папиной стороны: Баргузинский, Баяндаевский, Петровский завод, Заиграевский – үбгэн аба. Здесь видно, что территориальные диалекты по квалификации Будаева, Бураева не соблюдается. Баргузинский, Баяндаевские говоры входящие в Эхирит –булагатский диалект совпадает с Заиграевским говором Хоринского диалекта.

Кабанский –төөбой. Еравнинский – хүгшэн баабай. Аларский р Ирк. обл. – төөдэй. Закаменский – таабай. Джидинский – үбгөө. Селенгинский – баабай. А в этом случае по квалификации диалектов Будаева, Бураева сартуло- сонгольский диалект не совпадает. Агинский, Шэнэхэн – хүгшэн аба, хоринский диалект

Бабушка с папиной стороны: Баргузинский, Петровский завод – үбгэн эжы. Эти говоры относятся к двум разным диалектам, но в данном случае одинаковые слова. Возможно, это нужно рассмотреть с исторической точки зрения.

Аларский, Баяндаевский, Кабанский р. – тоодэй. Джидинский, Селенгинский – эмгэй. В данном случае по квалификации Будаева, Бураева сартуло-сонгольский диалект. Закаменский – төөби. Агинский, Шэнэхэн, Заиграевский – хүгшэн эжы., хоринский диалект.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В помощь учителю. ГИА по руссскому языку. Подготовка к написанию сжатого изложения.

В папке содержится материал для подготовки к написанию сжатого изложения в 5-6, 7-8 классах....

Интернет-сайты в помощь учителю английского языка

Представляю вашему вниманию список интернет-сайтов, призванных помочь преподавателю английского языка, ученикам, а также просто неравнодушным к английскому языку....

В помощь учителю технологии:ссылки

Даны все полезные ссылки на интернет источники,которые помогут учителю технологии в работе....

В помощь учителю технологии : нетрадиционные уроки

Можно применить и разнообразить свои уроки....

Методическая разработка.В помощь учителю литературы при изучении романа А.Н.Толстого "Пётр Первый"

Данный материал поможет учителю при работе с романом А.Н.Толстого "Пётр Первый".Также в методической разработке есть примерные темы сочинений и темы творческих работ....

Презентации в помощь учителю к урокам по изучению жизни и творчества А.Островского

Презентации помогут показать где жил драматург, его личные вещи, а также декорации к пьесе "Гроза", фотографии артисток, в разное время исполнявших роль Катерины на сцене театра и в кино, иллюстрации ...