Использование технологии критического мышления на уроках обществознания и истории
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) по теме

Терешина Татьяна Михайловна

 

 

 

Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения . В основу ФГОС нового поколения положена новая идеология, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь. ФГОС нового поколения – деятельностный подход, который ставит главной задачей развитие личности ученика. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование технологии

критического мышления на уроках обществознания и истории

                                                                                  Выполнила:

 Терешина Татьяна Михайловна

                                                                                                        учитель обществознания

                                                                                              высшей категории

                                                                                                      ГБОУ СОШ пос.Сургут

                                                                                                  Сергиевского района

                                                                                               Самарской области

        Самара 2014

Те, кто по-настоящему умеют думать, знают, зачем им это  нужно, и готовы приложить усилия, которые требуются для планомерной работы, сбора информации и проявления определенного упорства, когда решение не очевидно или требует нескольких шагов.

Дайана Халперн

        

Содержание.

  1. Введение._________________________________________________________________4

  1. Цель.__________________________________________________________________4
  2. Задачи.________________________________________________________________4
  3. Актуальность.__________________________________________________________4

  1. Основная часть. Использование технологии критического мышления учащихся на уроках обществознания в рамках ФГОС__________________________________________4

                   

  1. Что такое критическое мышление.__________________________________________4
  2. Особенности и правила технологии развития критического мышления.___________4
  3. Технология критического мышления._______________________________________5
  4. Приемы и методы технологии критического мышления._______________________5

  1. Заключение. ______________________________________________________________10

  1. Результативность опыта._________________________________________________10

 

  1. Список используемой литературы.____________________________________________14

  1. Введение.

      Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения . В основу ФГОС нового поколения положена новая идеология, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь. ФГОС нового поколения – деятельностный подход, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт.  Изменяются технологии обучения, формы и методы  деятельности.

Стандарты нового поколения  указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть в процессе школьного обучения. Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия - «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» . Я,как учитель-предметник, ориентируюсь на формирование УУД (познавательных,личностных,коммуникативных идр.)

 Программа развития УУД направлена на формирование и развитие компетенции обучающихся в области использования различных технологий на уровне общего пользования, включая поиск, творчество, логическое мышление, представление тематических презентаций и др. Я хочу поделиться опытом использования технологии критического мышления,которая дает позитивные результаты в системно-деятельностном подходе обучения.

Цель: развить интеллектуальные способности обучающихся на уроках обществознания в рамках ФГОС через использование элементов технологии критического мышления.

Задачи:

  • создать условия для развития аналитического мышления школьников;
  • содействовать формированию УУД;
  • критически анализировать и аргументировать;
  • обобщать и оценивать информацию с точки зрения важности;
  • стимулировать самостоятельную и творческую деятельность.

Актуальность:

В условиях внедрения ФГОС в российское образование, идет усиление роли

дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию личности. К ним, в

            первую очередь, относятся история и обществознания, их ценность

            неоспорима, так как они вооружают человека знанием исторического опыта,

            что позволяет ему правильно оценивать современные социальные и

            политические процессы; способствуют формированию собственной точки

            зрения в отношении событий прошлого и настоящего, активной гражданской

            позиции.

  1. Основная часть. Использование технологии критического мышления учащихся на уроках обществознания в рамках ФГОС.

 Что такое критическое мышление?

            Сегодня в различных научных источниках можно найти разные определения критического мышления. Все они сводятся к тому, что критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, развивающееся путем наложения новой информации на личный жизненный опыт, это продуцирование новых идей, очень часто выходящих за рамки жизненного опыта, внешних норм и правил.

Особенности и правила технологии критического мышления:

  • акцент на самостоятельность учащегося в образовательном процессе;
  • поиск аргументов для решения проблемы, учебной ситуации для обоснованного суждения;
  • никакие сведения не принимаются на веру;
  • невзирая на авторитеты – поиск аргументов в пользу собственного мнения;
  • на основе рефлексии, самоконтроля выявление неизвестного и поиск аргументированных ответов на них;
  • независимость, самостоятельность мышления, действий и оценок;
  • создание условий для взаимодействия, сотрудничества и партнерства в процессе целенаправленной деятельности;
  • является основой для освоения новых видов деятельности;
  • формирует умение преодолевать, разрешать неоднозначные ситуации и проблемы, уверенность в собственных силах.

Технология критического мышления.

      В последнее время многие учителя обращаются к технологии развития критического мышления. Я считаю, что это правильно, так как данная технология привлекает своей универсальностью. Она формирует культуру сотрудничества, культуру работы с информацией, развитие критической позиции как по отношению к окружающему миру, так и по отношению к себе, формирует «человека думающего и умеющего».

       Основы технологии – трехфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия:

1– я стадия

2– я стадия

3– я стадия

Вызов:

– актуализация имеющихся знаний;
– пробуждение интереса к получению новой информации;
– постановка учеником собственных целей обучения.

Реализация смысла: 

– получение новой информации;
– учащиеся соотносят старые знания с новыми.

Рефлексия: 

– размышление, рождение нового знания;
– постановка учеником новых целей обучения.

       Таким образом, на каждой стадии учащиеся выполняют ряд задач и в итоге достигают определенных образовательных целей. Что принципиально нового несет технология критического мышления? Элементы новизны содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой из стадий урока используются свои методические приемы. Их достаточно много. Я хочу остановиться на применяемых мною приемах и методах технологии критического мышления в процессе обучения  обществознанию.

Приемы и методы технологии критического мышления, применяемые в процессе обучения:

       1. Кластер («гроздь»), смысл которого в выделении смысловых единиц текста и графическом оформлении их в определенном порядке в виде грозди. Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.  Использовать данный прием можно на всех этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии или в качестве стратегии урока в целом.
Ученики легко используют этот прием.  Достаточно 2 - 3 раза провести подобную работу, чтобы этот прием стал технологичным. Ученики с удовольствием используют кластеры. Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока. На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности. На стадии осмысления – для структурирования учебного материала. На стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили. Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы, как в классе, так и дома. Советы по работе с «гроздьями»:

  • Оцените текст, с которым будете работать. Нужна ли в данном случае разбивка на «грозди»? Можно ли выделить в тексте большие и малые смысловые единицы?
  •  Помогите ученику, если у него возникли сомнения, выделить эти смысловые единицы. Это могут быть вопросы или ключевые слова или фразы.
  •  Озвучьте «грозди». Пусть ученики сделают презентацию своих записей.
  •  Попросите установить связи между «веточками» вашей «грозди» и объяснить возникшие связи.

      Если вы хотите остановиться на каком-либо смысловом блоке, попросите сделать эту «веточку» ярче.

             Ниже приведён пример кластера, используемый мною при изучении темы «Типы социальной мобильности» (обществознание, 11 класс)

__________________________________________________________________________________

экономическое, политическое, профессиональное и т. д.

        2. Маркировочная таблица «ЗУХ». Одной из возможных форм контроля эффективности чтения с пометками является составление маркировочной таблицы. В ней три колонки: знаю, узнал новое, хочу узнать подробнее (ЗУХ).

Маркировочная таблица ЗУХ

З

У

Х

 

 

 

В каждую из колонок необходимо разнести полученную в ходе чтения информацию. Особое требование – записывать сведения, понятия или факты следует только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали. Прием «Маркировочная таблица» позволяет учителю проконтролировать работу каждого ученика с текстом учебника и поставить отметку за работу на уроке. Если позволяет время, таблица заполняется  прямо на уроке, а если нет, то можно предложить завершить ее дома, а на данном уроке записать в каждой колонке по одному или два тезиса или положения.

        3. Фишбоун (рыбный скелет): голова – вопрос темы, верхние косточки – основные понятия темы, нижние косточки – суть понятий, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.

        4. Инсерт - маркировка текста значками по мере его чтения.  Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте. Пометки должны быть следующие:

“V” - уже знал

«+»- новое

«-»- думал иначе

«?»- не понял, есть вопросы.                                                                         

Знаком «галочка» (v) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом источник информации и степень достоверности ее не имеет значения. Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом. Знаком «минус» (-) отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе. Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.                                                                        Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак «вопрос» обязывает их быть внимательным и отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.

      5.«Корзина» идей, понятий, имен…» Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Обмен информацией проводится по следующей процедуре:

  • Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме. 
  • Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).
  •   Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.
  •    Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).
  •  Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.
  •   Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.

          6. «Написание синквейна». В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы:

  • На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.
  • На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
  • На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
  • На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.
  • Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть По-возможности, эмоциональной.

Знакомство с синквейном проводится по следующей процедуре:

  • Объясняются правила написания синквейна
  •  В качестве примера приводятся несколько синквейнов
  •  Задается тема синквейна
  • Фиксируется время на данный вид работы
  • Заслушиваются варианты синквейнов по желанию учеников.

Пример синквейна по теме «Мировоззрение» (обществознание, 10 класс).

Мировоззрение

Объективное, реальное

Позволяет, вооружает, дает

Мировоззрение – система взглядов, позволяющая увидеть объективный мир и место человека в нем

Мировоззрение – ценностный ориентир

       7. «Учебный мозговой штурм». Этот прием хорошо известен учителю и не нуждается в подробном описании. Однако, поскольку он широко используется на уроках, целесообразно уточнить некоторые процедурные аспекты его проведения. Основная цель «учебного мозгового штурма» - развитие творческого типа мышления. Следовательно, выбор темы для его проведения прямо зависит от числа возможных вариантов решения той или иной проблемы. «Учебный мозговой штурм» обычно проводится в группах численностью 5-7 человек.        Первый этап – создание банка идей, возможных решений проблемы. Принимаются и фиксируются на доске или плакате любые предложения. Критика и комментирование не допускаются. Регламент – до 15 минут. Второй этап – коллективное обсуждение идей и предложений. На этом этапе главное – найти рациональное в любом из предложений, попытаться совместить их в целое. Третий этап – выбор наиболее перспективных решений с точки зрения имеющихся на данный момент ресурсов. Этот этап может быть даже отсрочен во времени и проведен на следующем уроке. Например: записать слова ассоциации к словосочетанию «публичное право», затем дать определение данного понятия. (тема: «Частное и публичное право», обществознание, 9 класс.)

       8.  «Написание эссе». Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.

      9. «Лекция со стопами». Лекция – хорошо знакомый и часто используемый педагогический прием. Особенности ее использования в технологии критического мышления заключается в том, что она читается дозировано. После каждой смысловой части обязательно делается остановка. Во время «стопа» идет обсуждение или проблемного вопроса, или коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, или дается какое-то задание, которое выполняется в группах или индивидуально.

      10. Один из простых приемов таблица «тонких» и «толстых» вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока. Если мы пользуемся этим приемом на стадии вызова, то это будут вопросы, на которые наши учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. На стадии осмысления содержания прием служит для активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при рефлексии – для демонстрации понимания пройденного.Таблица «тонких» и «толстых» вопросов выглядит так: в левой части - простые «тонкие» вопросы, в правой части – вопросы, требующие более сложного развёрнутого ответа. Например, «тонкие» и «толстые» вопросы по теме: «Виды республик и их признаки», обществознание 9 класс.

«тонкие»

«толстые»

1. Что такое республика?

1. Порядок функционирования президентской республики, полупрезидентской и парламентской?

        11. «Верные и неверные утверждения», данный прием предполагает ответить учащемуся либо утвердительно, или нет. Возможно, применение этого приема на этапе осмысления и рефлексии. Например, использование на уроках обществознания, 6 класс, по теме «Человек – личность»:

   Верные и неверные утверждения

Начало   урока

Конец урока

1.

«Гений – это один процент вдохновения и девяносто девять процентов пота», - считал изобретатель Т. Эдисон.

 

 

2.

Самооценка может быть только правильной.

 

 

3.

Биологические потребности нужны, чтобы жить, они есть и у животных.

 

 

          

Эти и еще многие другие приемы позволяют организовать процесс обучения наиболее эффективно, способствуют умственной самостоятельности учащихся,  предоставляют учащимся возможность постепенно переходить от освоения отдельных методов и приемов к восприятию их в целостной системе. Данная технология дает учителю возможность не только использовать уже имеющиеся приемы и методы, но и самостоятельно их создавать.

  1. Заключение.

Таким образом,  данная технология представляет опыт практической реализации личностно-ориентированного подхода в обучении. Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направление своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией, с текстом. В основе данной технологии лежит базовая трехфазовая модель. Немаловажным для эффективности процесса обучения становится умение правильно выбрать технологические приемы, удачно комбинировать их, вмещать их в рамки уже знакомых традиционных форм урока.

Применяя в своей практике данную технологию, я рассчитываю сделать обучение более эффективным в плане пробуждения интереса к предмету, критического осмысления учениками получаемой в процессе обучения и жизненного опыта информации, осознанной работы с изучаемым материалом, умения обобщать, проводить рефлексию своей деятельности, подводить итоги.Становится очевидным, что применение даже некоторых приёмов технологии РКМ даёт возможность развить и совершенствовать творческий потенциал учащихся, определить сферу комфортности для каждого.

Результативность опыта

            Применение элементов технологии развития критического мышления дало положительные результаты. Повысился интерес учащихся к учебной, исследовательской и общественной

деятельности. Учащиеся активно участвуют и являются  победителями и призерами предметных олимпиад, чемпионатов, научно-практических конференций окружного, регионального  и Всероссийского уровней,успешно сдают ГИА и ЕГЭ .

Список используемой литературы

1. Акимова М.К. Козлова В.Т. Умственное развитие детей. М, 2011

2. Бахмутский А. М. Обученность развития и комфортность учебного процесса. //Директор школы, 2012 №1-с.42

3. Богданова Т.Г. Познавательная сфера ребенка,М.,2012

4. Галеева Н. Мониторинг для учителя // Управление школой «ПС»-2012, №23..

5. Дайана Халперн. Психололгия критического мышления., 2012.

6. Савицкая И. Развитие учеников на уроке: от конспектов до мониторинга// Школьные технологии- 2011, №4, с.170

7. Халперн Д. Психология критического мышления, М., 2011

8.Федеральный государственный стандарт образования.М.,2012.

9.Сайт Северного управления образованием (результаты итоговой аттестации)





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология развития критического мышления на уроках обществознания

В статье перечислены некоторые приемы, позволяющие развивать у учащихся критическое мышление...

Тема: Технология критического мышления на уроках обществознания.

Тема: Природа. Общество. Человек.Класс: 8Программа: «Программа общеобразовательных учреждений. История, обществознание»- М., «Просвещение», 2009 год.Учебник: «Введение в обществознание»: учебник...

Использование методов проблемного диалога и технологии развития критического мышления на уроках обществознания

Основной задачей образования становится создание условий развития школьника, которые обеспечат в будущем его готовность жить и успешно действовать в обществе. Это означает, что основным результатом об...

Использование проектной технологии на уроках обществознания и истории

Использование проектной технологии и метода проектов на уроках обществоведческого цикла в рамках ФГОС...

Использование методики квест - урока в преподавании уроков обществознания и истории

В последние годы педагоги российских школ используют на своих уроках и во внеурочной деятельности технологию проектирования. Одним из вариантов технологии проектирования, является метод, получивший на...

Самоанализ (Обобщение опыта) работы по теме: «Применение инновационной технологии развития критического мышления (РКМ) на уроках Обществознания и Истории»

В своем опыте работы я буду рассматривать элементы технологии развития критического мышления, стимулирующих  развитие самостоятельной личной активности учащихся, как внутренней, так и внешне...

Приемы технологии «Развития критического мышления» и возможности их использования на уроках обществознания и истории России в 7-11 классах

Технология развития критического мышления через чтение и письмо представляет собой совокупность разнообразных приемов, которые могут быть использованы на разнообразных уроках. На уроках обществознания...